РП Спортивные игры 5 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования Невьянского муниципального округа
МБОУ СОШ №3 г. Невьянска

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Спортивные игры»
для обучающихся 5 класса

г. Невьянск
2025 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета Спортивные игры представляет собой
методически оформленную конкретизацию требований ФГОС ООО и
раскрывает их реализацию через конкретное предметное содержание.
При создании программы учебного предмета Спортивные игры
учитывались потребности современного российского общества в физически
крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно
включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, умеющем
использовать ценности физической культуры для самоопределения,
саморазвития и самоактуализации.
В своей социально-ценностной ориентации программа рассматривается
как средство подготовки обучающихся к предстоящей жизнедеятельности,
укрепления их здоровья, повышения функциональных и адаптивных
возможностей систем организма, развития жизненно важных физических
качеств. Программа по физической культуре обеспечивает преемственность с
федеральными рабочими программами начального общего и среднего общего
образования.
Основной целью программы учебного предмета Спортивные игры
является формирование разносторонне физически развитой личности,
способной активно использовать ценности физической культуры для
укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации
трудовой деятельности и организации активного отдыха. В программе данная
цель конкретизируется и связывается с формированием устойчивых мотивов
и потребностей обучающихся в бережном отношении к своему здоровью,
целостном развитии физических, психических и нравственных качеств,
творческом использовании ценностей физической культуры в организации
здорового образа жизни, регулярных занятиях двигательной деятельностью и
спортом.
Развивающая
направленность
программы
учебного
предмета
Спортивные игры определяется вектором развития физических качеств и
функциональных возможностей организма, являющихся основой укрепления
их здоровья, повышения надёжности и активности адаптивных процессов.
Существенным достижением данной ориентации является приобретение

обучающимися знаний и умений в организации самостоятельных форм
занятий оздоровительной, спортивной и прикладно-ориентированной
физической культурой, возможности познания своих физических
способностей и их целенаправленного развития.
Воспитывающее значение программы учебного предмета Спортивные
игры заключается в содействии активной социализации обучающихся на
основе осмысления и понимания роли и значения мирового и российского
олимпийского движения, приобщения к их культурным ценностям, истории и
современному развитию.
В число практических результатов данного направления входит
формирование положительных навыков и умений в общении и
взаимодействии со сверстниками и учителями физической культуры,
организации совместной учебной и консультативной деятельности.
Центральной идеей конструирования учебного содержания и
планируемых результатов образования по физической культуре на уровне
основного общего образования является воспитание целостной личности
обучающихся, обеспечение единства в развитии их физической, психической
и социальной природы. Реализация этой идеи становится возможной на основе
содержания учебного предмета, которое представляется двигательной
деятельностью с её базовыми компонентами: информационным (знания о
физической культуре), операциональным (способы самостоятельной
деятельности)
и
мотивационно-процессуальным
(физическое
совершенствование).
Инвариантные модули включают в себя содержание базовых видов
спорта: баскетбол, волейбол, футбол. Инвариантные модули в своём
предметном содержании ориентируются на всестороннюю физическую
подготовленность обучающихся, освоение ими технических действий и
физических упражнений, содействующих обогащению двигательного опыта.
Содержание программы учебного предмета Спортивные игры
представлено по годам обучения, так же предусмотрен раздел
«Универсальные учебные действия», в котором раскрывается вклад предмета
в формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных
действий, соответствующих возможностям и особенностям обучающихся
данного возраста. Личностные достижения непосредственно связаны с

конкретным содержанием учебного предмета и представлены по мере его
раскрытия.
Общее число часов, рекомендованных для изучения учебного предмета
Спортивные игры в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю)

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСС
Знания о физической культуре.
Физическая культура на уровне основного общего образования: задачи,
содержание и формы организации занятий. Система дополнительного
обучения физической культуре, организация спортивной работы в
общеобразовательной организации.
Физическая культура и здоровый образ жизни: характеристика основных
форм занятий физической культурой, их связь с укреплением здоровья,
организацией отдыха и досуга.
Способы самостоятельной деятельности.
Проведение самостоятельных занятий физическими упражнениями на
открытых площадках и в домашних условиях, подготовка мест занятий, выбор
одежды и обуви, предупреждение травматизма.
Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Роль и значение физкультурно-оздоровительной деятельности в
здоровом образе жизни современного человека. Упражнения утренней зарядки
и физкультминуток, дыхательной и зрительной гимнастики в процессе
учебных занятий, закаливающие процедуры после занятий утренней зарядкой.
Упражнения на развитие гибкости и подвижности суставов, развитие
координации; формирование телосложения с использованием внешних
отягощений.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Роль и значение спортивно-оздоровительной деятельности в здоровом
образе жизни современного человека.
Спортивные игры.
Баскетбол. Передача мяча двумя руками от груди, на месте и в движении,
ведение мяча на месте и в движении «по прямой», «по кругу» и «змейкой»,
бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места, ранее разученные
технические действия с мячом.
Волейбол. Прямая нижняя подача мяча, приём и передача мяча двумя
руками снизу и сверху на месте и в движении, ранее разученные технические
действия с мячом.
Футбол. Удар по неподвижному мячу внутренней стороной стопы с
небольшого разбега, остановка катящегося мяча способом «наступания»,
ведение мяча «по прямой», «по кругу» и «змейкой», обводка мячом
ориентиров (конусов).

Совершенствование техники ранее разученных технических действий
спортивных игр.

ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ.

ОСВОЕНИЯ

ПРОГРАММЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
готовность проявлять интерес к истории и развитию физической
культуры и спорта в Российской Федерации, гордиться победами выдающихся
отечественных спортсменов-олимпийцев;
готовность отстаивать символы Российской Федерации во время
спортивных соревнований, уважать традиции и принципы современных
Олимпийских игр и олимпийского движения;
готовность ориентироваться на моральные ценности и нормы
межличностного взаимодействия при организации, планировании и
проведении совместных занятий физической культурой и спортом,
оздоровительных мероприятий в условиях активного отдыха и досуга;
готовность оценивать своё поведение и поступки во время проведения
совместных занятий физической культурой, участия в спортивных
мероприятиях и соревнованиях;
готовность оказывать первую медицинскую помощь при травмах и
ушибах, соблюдать правила техники безопасности во время совместных
занятий физической культурой и спортом;
стремление к физическому совершенствованию, формированию
культуры движения и телосложения, самовыражению в избранном виде
спорта;
готовность организовывать и проводить занятия физической культурой и
спортом на основе научных представлений о закономерностях физического
развития и физической подготовленности с учётом самостоятельных
наблюдений за изменением их показателей;
осознание здоровья как базовой ценности человека, признание
объективной необходимости в его укреплении и длительном сохранении
посредством занятий физической культурой и спортом;
осознание необходимости ведения здорового образа жизни как средства
профилактики пагубного влияния вредных привычек на физическое,
психическое и социальное здоровье человека;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, осуществлять
профилактические мероприятия по регулированию эмоциональных
напряжений, активному восстановлению организма после значительных
умственных и физических нагрузок;

готовность соблюдать правила безопасности во время занятий
физической культурой и спортом, проводить гигиенические и
профилактические мероприятия по организации мест занятий, выбору
спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
готовность соблюдать правила и требования к организации бивуака во
время туристских походов, противостоять действиям и поступкам,
приносящим вред окружающей среде;
освоение опыта взаимодействия со сверстниками, форм общения и
поведения при выполнении учебных заданий на уроках физической культуры,
игровой и соревновательной деятельности;
повышение компетентности в организации самостоятельных занятий
физической культурой, планировании их содержания и направленности в
зависимости от индивидуальных интересов и потребностей;
формирование представлений об основных понятиях и терминах
физического воспитания и спортивной тренировки, умений руководствоваться
ими в познавательной и практической деятельности, общении со
сверстниками, публичных выступлениях и дискуссиях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения физической культуры на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы универсальные
познавательные учебные действия, универсальные коммуникативные учебные
действия, универсальные регулятивные учебные действия.
У обучающегося будут сформированы следующие универсальные
познавательные учебные действия:
проводить сравнение соревновательных упражнений Олимпийских игр
древности и современных Олимпийских игр, выявлять их общность и
различия;
осмысливать Олимпийскую хартию как основополагающий документ
современного
олимпийского
движения,
приводить
примеры
её
гуманистической направленности;
анализировать влияние занятий физической культурой и спортом на
воспитание положительных качеств личности, устанавливать возможность
профилактики вредных привычек;
характеризовать туристские походы как форму активного отдыха,
выявлять их целевое предназначение в сохранении и укреплении здоровья,
руководствоваться требованиями техники безопасности во время
передвижения по маршруту и организации бивуака;

устанавливать причинно-следственную связь между планированием
режима дня и изменениями показателей работоспособности;
устанавливать связь негативного влияния нарушения осанки на
состояние здоровья и выявлять причины нарушений, измерять
индивидуальную форму и составлять комплексы упражнений по
профилактике и коррекции выявляемых нарушений;
устанавливать причинно-следственную связь между уровнем развития
физических
качеств,
состоянием
здоровья
и
функциональными
возможностями основных систем организма;
устанавливать причинно-следственную связь между качеством владения
техникой физического упражнения и возможностью возникновения травм и
ушибов во время самостоятельных занятий физической культурой и спортом;
устанавливать причинно-следственную связь между подготовкой мест
занятий на открытых площадках и правилами предупреждения травматизма.
У обучающегося будут сформированы следующие универсальные
коммуникативные учебные действия:
выбирать, анализировать и систематизировать информацию из разных
источников об образцах техники выполнения разучиваемых упражнений,
правилах планирования самостоятельных занятий физической и технической
подготовкой;
вести наблюдения за развитием физических качеств, сравнивать их
показатели с данными возрастно-половых стандартов, составлять планы
занятий на основе определённых правил и регулировать нагрузку по частоте
пульса и внешним признакам утомления;
описывать и анализировать технику разучиваемого упражнения,
выделять фазы и элементы движений, подбирать подготовительные
упражнения;
и планировать последовательность решения задач обучения, оценивать
эффективность обучения посредством сравнения с эталонным образцом;
наблюдать, анализировать и контролировать технику выполнения
физических упражнений другими обучающимися, сравнивать её с эталонным
образцом, выявлять ошибки и предлагать способы их устранения;
изучать и коллективно обсуждать технику «иллюстративного образца»
разучиваемого упражнения, рассматривать и моделировать появление
ошибок, анализировать возможные причины их появления, выяснять способы
их устранения.
У обучающегося будут сформированы следующие универсальные
регулятивные учебные действия:

активно взаимодействовать в условиях учебной и игровой деятельности,
ориентироваться на указания учителя и правила игры при возникновении
конфликтных и нестандартных ситуаций, признавать своё право и право
других на ошибку, право на её совместное исправление;
разучивать и выполнять технические действия в игровых видах спорта,
активно взаимодействуют при совместных тактических действиях в защите и
нападении, терпимо относится к ошибкам игроков своей команды и команды
соперников;
организовывать оказание первой помощи при травмах и ушибах во время
самостоятельных занятий физической культурой и спортом, применять
способы и приёмы помощи в зависимости от характера и признаков
полученной травмы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:
выполнять требования безопасности на уроках, на самостоятельных
занятиях физическими упражнениями в условиях активного отдыха и досуга;
занятий;
осуществлять профилактику утомления во время учебной деятельности,
выполнять комплексы упражнений физкультминуток, дыхательной и
зрительной гимнастики;
тренироваться в упражнениях общефизической и специальной
физической подготовки с учётом индивидуальных и возрастно-половых
особенностей;
демонстрировать технические действия в спортивных играх:
баскетбол (ведение мяча с равномерной скоростью в разных
направлениях, приём и передача мяча двумя руками от груди с места и в
движении);
волейбол (приём и передача мяча двумя руками снизу и сверху с места и
в движении, прямая нижняя подача);
футбол (ведение мяча с равномерной скоростью в разных направлениях,
приём и передача мяча, удар по неподвижному мячу с небольшого разбега).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

0

0

Раздел 1. Знания о физической культуре
1.1

Знания о физической культуре

Итого по разделу

1
1

Раздел 2. Способы самостоятельной деятельности
2.1

Способы самостоятельной деятельности

Итого по разделу

1
1

ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Раздел 1. Физкультурно-оздоровительная деятельность
1.1

Физкультурно-оздоровительная
деятельность

Итого по разделу

1
1

Раздел 2. Спортивно-оздоровительная деятельность
2.1

Спортивные игры. Баскетбол

10

2.2

Спортивные игры. Волейбол

8

2.3

Спортивные игры. Футбол

13

Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

1

Физическая культура и здоровый
образ жизни человека

1

2

Оздоровительные мероприятия в
режиме учебной деятельности

1

3

Упражнения на развитие
координации

1

4

Техника ловли мяча

1

5

Техника ловли мяча

1

6

Техника передачи мяча

1

7

Техника передачи мяча

1

8

Ведение мяча стоя на месте

1

9

Ведение мяча стоя на месте

1

10

Ведение мяча в движении

1

11

Ведение мяча в движении

1

12

Бросок баскетбольного мяча в
корзину двумя руками от груди с
места

1

13

Бросок баскетбольного мяча в
корзину двумя руками от груди с
места

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

14

Технические действия с мячом

1

15

Технические действия с мячом

1

16

Прямая нижняя подача мяча

1

17

Прямая нижняя подача мяча

1

18

Приём и передача мяча снизу

1

19

Приём и передача мяча снизу

1

20

Приём и передача мяча сверху

1

21

Приём и передача мяча сверху

1

22

Технические действия с мячом

1

23

Технические действия с мячом

1

24

Технические действия с мячом

1

25

Технические действия с мячом

1

26

Удар по мячу внутренней стороной
стопы

1

27

Удар по мячу внутренней стороной
стопы

1

28

Остановка катящегося мяча
внутренней стороной стопы

1

29

Остановка катящегося мяча
внутренней стороной стопы

1

30

Ведение футбольного мяча «по
прямой»

1

31

Ведение футбольного мяча «по
прямой»

1

32

Ведение футбольного мяча «по
кругу»

1

33

Ведение футбольного мяча «по
кругу»

1

34

Ведение футбольного мяча
«змейкой»

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

0

0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».