МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования Невьянского муниципального округа
МБОУ СОШ №3 г. Невьянска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Развитие устной и письменной речи
по русскому языку»
для обучающихся 5-9 классов
Невьянск 2025
«Развитие устной и письменной речи по русскому языку»
I. Планируемые результаты освоения учебного курса «Развитие устной и
письменной речи по русскому языку»
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного
языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация
речевого общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официальноделового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового
стилей и разговорной речи;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания,
рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические,
грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой
стили, язык художественной литературы;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль
речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным
компонентом;
аудирование и чтение
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему
текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее,
ознакомительное, просмотровое);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой
информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной
литературой;
говорение и письмо
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение,
конспект);
создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат,
выступление, письмо, расписка, заявление);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой,
целями, сферой и ситуацией общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и
диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование
межличностных отношений);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать
нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие
теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей
действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать
нормы русского речевого этикета;
уместно использовать
паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её
правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять
их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку,
сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социальнокультурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических
средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной
речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным
предметам и продолжения образования.
II. Содержание учебного курса «Развитие устной и письменной речи по
русскому языку»
Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова.
1. Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы.
Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и
употреблению. Лексический анализ.
2. Морфемика и словообразование. Значимые части слова (морфемы).
Морфемный
анализ
слова.
Основные
способы
словообразования.
Словообразовательный анализ слова
3. Грамматика. Морфология. Самостоятельные части речи. Служебные части
речи. Морфологический анализ слова.
5.
Грамматика. Синтаксис. Словосочетание. Предложение. Грамматическая
(предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены
предложения. Второстепенные члены предложения. Двусоставные и односоставные
предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Полные и
неполные предложения. Осложненное простое предложение. Сложное предложение.
Сложные бессоюзные предложения. Смысловые отношения между частями
сложного бессоюзного предложения. Сложные предложения с разными видами
связи между частями. Способы передачи чужой речи. Синтаксический анализ
простого предложения. Синтаксический анализ сложного предложения.
Синтаксический анализ (обобщение)
6. Орфография. Орфограмма. Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после
шипящих и Ц. Употребление гласных букв О/Е (Е) после шипящих и Ц. Употребление Ь и
Ъ. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных
частей речи (кроме -Н-/-НН-). Правописание -Н-НН- в различных частях речи.
Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание личных окончаний
глаголов и суффиксов причастий. Слитное и раздельное написание НЕ с различными
частями речи. Правописание отрицательных местоимений и наречий. Правописание НЕ и
НИ. Правописание служебных слов. Правописание словарных слов. Слитное, дефисное,
раздельное написание слов различных частей речи. Орфографический анализ.
7. Пунктуация. Знаки препинания между подлежащим и сказуемым. Знаки
препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания при обособленных
определениях. Знаки препинания при обособленных обстоятельствах. Знаки препинания
при сравнительных оборотах. Знаки препинания при уточняющих членах предложения.
Знаки препинания при обособленных членах предложения (обобщение). Знаки
препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными
с членами предложения. Знаки препинания в осложненном предложении (обобщение).
Знаки препинания при прямой речи, цитировании. Знаки препинания в сложносочиненном
предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Знаки препинания в
сложном предложении с разными видами связи. Знаки препинания в бессоюзном сложном
предложении. Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью.
Тире в простом и сложном предложениях. Двоеточие в простом и сложном предложениях.
Пунктуация в простом и сложном предложениях. Пунктуационный анализ.
8. Речь. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность
текста. Средства связи предложений в тексте. Стили и функционально-смысловые типы
речи. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации
общения. Анализ текста. Создание текстов различных стилей и функциональносмысловых типов речи. Языковые нормы. Орфоэпические нормы. Лексические нормы.
Грамматические
нормы
(морфологические
нормы).
Грамматические
нормы
(синтаксические
нормы).
Выразительность
русской
речи.
Анализ
средств
выразительности. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров.
Умения. Различные виды анализа. Опознавать языковые единицы, проводить
различные виды их анализа. Определять тему, основную мысль текста, функциональносмысловой тип текста или его фрагмента
Различать разговорную речь, научный стиль, официально-деловой стиль,
публицистический стиль, язык художественной литературы Аудирование и чтение
Адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему
основную и дополнительную, явную и скрытую информацию) Читать тексты разных
стилей и жанров
Владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым)
Извлекать информацию из различных источников .Свободно
пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой
Письмо. Воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ,
изложение). Создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация,
выступление, письмо, расписка, заявление)
Осуществлять выбор и организацию
языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Владеть
различными видами монолога и диалога. Свободно, правильно излагать свои мысли в
устной и письменной формах, соблюдать нормы построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и др. Адекватно выражать свое
отношение к фактам и явлениям окружающей действительности: к прочитанному,
услышанному, увиденному. Соблюдать в практике речевого общения основные
произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского
литературного языка. Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и
пунктуации . Соблюдать нормы русского речевого этикета, уместно использовать
паралингвистические (внеязыковые) средства общения
Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее
правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;
совершенствовать и редактировать собственные тексты.
III.Тематическое планирование учебного курса «Развитие устной и письменной
речи по русскому языку»
5 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
тема
Для чего людям нужна речь?
Как различают формы речи?
Что такое диалог и монолог?
Как вести беседу?
Что такое текст?
Что значит говорить и писать на тему?
Главное в тексте- идея, основная мысль.
Для чего нужен план?
Как связать предложения в тексте?
Учитесь выразительно читать.
Стили речи.
Разговорный стиль
Когда и где используют разговорный стиль?
Книжные стили
Знакомьтесь: научный стиль
Художественный стиль
Типы речи
Как различают типы речи?
Повествование
Повествовать- значит рассказывать
Описание
Как описать предмет?
Как описать животное?
Рассуждение
Рассуждать- значит доказывать
Расширяйте свой словарь!
Наш помощник- толковый словарь
Для чего нужны синонимы и антонимы?
Почему мы так говорим?
Текст
Лексические средства связи предложений в тексте
Повторение
Ситуации общения
Этикет говорящего и слушающего
дата
сентябрь
сентябрь
сентябрь
сентябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
январь
январь
февраль
февраль
февраль
февраль
февраль
март
март
март
апрель
апрель
апрель
апрель
май
май
май
6 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
тема
Текст
Темы широкие и узкие
Простой и сложный план
Что такое эпиграф?
Лексические средства связи предложений в тексте
Описательный оборот
Стили речи
Книжные стили
дата
сентябрь
сентябрь
сентябрь
сентябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Официально-деловой стиль
Типы речи
Повествование
Рассказ
Описание
Описание природы. Зима
Описание помещения
Описание одежды, костюма
Рассказ на основе картины, включающей описание
Описание книги
Рассуждение
Рассуждение в разных стилях речи
Строение текста-рассуждения.
Морфологические средств связи предложений в тексте.
Местоимение
Значение слова
Многозначные слова в речи
Близкие и противоположные по смыслу слова и богатство
речи
Авторство и адресность текста
Связность текста
Заголовок
Целевые установки автора текста
Убеждающая речь
Сочинение-рассуждение
Повторение изученного за год
Речевой этикет
Риторический тренинг
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
январь
январь
февраль
февраль
февраль
февраль
март
март
март
март
апрель
апрель
апрель
апрель
апрель
май
май
май
7 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
тема
Повторение изученного в 5-6 классах.
Типы речи.
Описание.
Описание общего вида местности.
Описание действий.
Сочинение на тему: «Моё любимое занятие».
Жанр киносценария.
Заметка об увиденном или услышанном.
Повествование.
Рассказ на основе услышанного.
Отзыв о книге.
Характеристика литературного героя.
Стили речи.
Книжные стили.
Публицистический стиль.
Интервью- жанр публицистики.
Заметка в газету.
Текст.
Морфологические средства связи частей и предложений в
дата
сентябрь
сентябрь
сентябрь
сентябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
январь
январь
февраль
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
тексте.
Союз.
Изложение (работа над сжатым изложением)
Рассказ по картине.
Рассуждение.
Урок-игра: «Почемучка».
Сочинение по картине.
Жанры эпических текстов.
Композиция текста.
План текста.
Тема текста.
Основная мысль текста.
Интонация как средство общения и воздействия.
Исполнение текста перед публикой.
Зрительное восприятие говорящего слушателями.
Речевой этикет
февраль
февраль
февраль
март
март
март
март
апрель
апрель
апрель
апрель
апрель
май
май
май
8 класс
тема
№
1
сроки
сентябрь
8 класс
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Что такое ОГЭ. Специфика письменного экзамена.
Знакомство с кодификатором.
Работа с текстом. Выбор главной информации.
Специфика изложения в формате ОГЭ.
Специфика сочинения в формате ОГЭ.
Специфика устного экзаменационного собеседования по
русскому языку
Разбор и решение заданий теста с 2-8.
Виды связи в словосочетании.
Отработка умения выполнять задание №7.
Повторение орфографии. Правописание приставок. Задание
теста №4.
Повторение орфографии. Правописание суффиксов. Задание
теста №5.
Отработка навыка решения теста.
Средства выразительности. Фразеологизмы. Сравнение.
Средства выразительности. Метафора. Эпитет. Решение
задания теста №3.
Критерии оценивания сочинения. Структура, план.
Работа над развёрнутым ответом в сочинении
Практикум по работе над развёрнутым ответом в сочинении.
Работа по подбору аргументов.
Коллективное написание сочинения. Оформление
развёрнутого ответа.
Коллективное написание сочинения. Оформление
аргументов.
Самостоятельное написание сочинения. Оформление
черновика.
сентябрь
сентябрь
сентябрь
сентябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
январь
январь
январь
февраль
21
22
23
24
25
26
27
28
30
31
32
33
34
Самостоятельное написание сочинения. Оформление
чистовика.
Анализ сочинений. Работа над ошибками.
Обособление.
Решение задания теста
Практикум по теме: «Обособленные члены предложения»
Знаки препинания при вводных словах и вводных
конструкциях.
Практикум по теме: «Знаки препинания при вводных словах
и вводных конструкциях.»
Структура, план, требования к сжатому изложению
Работа с текстом. Основная мысль текста. Выделение
микротем.
Практикум по теме: «Основная мысль. Микротемы.»
Приёмы сжатия.
Работа с текстом. Использование приёмов сжатия.
Работа с текстом. Отработка умения быстрого письма.
9 класс
февраль
февраль
февраль
март
март
март
март
апрель
апрель
апрель
май
май
май
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Написание сжатого изложения. Оформление черновика.
Написание сжатого изложения. Оформление чистовика.
Проверка изложений. Анализ ошибок.
Устная часть. Выразительность речи.
Работа с текстом. Выразительное чтение.
Приёмы выразительного чтения.
Практикум по теме: «Выразительное чтение».
Работа с текстом. Умение отвечать на вопрос по тексту.
Рассказ на основе увиденного.
Анализ ошибок. Работа над ошибками.
Работа по сочинению
Работа над значениями слов. Толковый словарь.
Аргументация в сочинении-рассуждении
Написание сочинения-рассуждения. Оформление черновика.
Написание сочинения-рассуждения. Оформление чистовика.
Рецензирование сочинений.
Анализ ошибок. Работа над ошибками.
Синтаксис. Грамматическая основа предложения.
Пунктуация. Знаки препинания при вводных словах и
конструкциях.
сентябрь
сентябрь
сентябрь
сентябрь
Октябрь
Октябрь
Октябрь
Октябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
январь
январь
январь
февраль
20
21
Пунктуация. Знаки препинания при обособленных членах февраль
предложения.
Пунктуация. Знаки препинания в СПП.
февраль
22
23
24
25
26
ССК с разными видами связи.
Практикум. Решение заданий теста.
Изложение. Подготовка к РТ.
Изложение. Подготовка к РТ.
Решение теста. Подготовка к РТ.
февраль
февраль
март
март
март
27
28
29
30
31
32
33
34
Решение теста. Подготовка к РТ.
Сочинение. Повторение. Подготовка к РТ.
Сочинение. Повторение. Подготовка к РТ.
Репетиционное тестирование.
Репетиционное тестирование.
Репетиционное тестирование.
Анализ ошибок. Работа над ошибками.
Резерв.
март
апрель
апрель
апрель
апрель
май
май
май