МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 НЕВЬЯНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА Принята на заседании педагогического совета Протокол № 10 от «02» сентября 2024г. Утверждаю: директор МБОУ СОШ № 3 НГО ____________Скороходова Н.В. от «02» сентября 2024г. Приказ № 179-1/Д ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «БОТАНИКА НА ПОДОКОННИКЕ» Направленность программы: естественнонаучная Уровень программы: стартовый Возраст обучающихся: 8- 10 лет. Срок реализации программы: 1 год, 34 часа. Педагог, реализующий программу: Койнова Н.Я., учитель биологии г.Невьянск, 2024г. Пояснительная записка Рабочая программа дополнительного образования «Ботаника на подоконнике» предназначена для организации дополнительного образования обучающихся 3-4 классов МБОУ СОШ № 3 НГО. Реализация программы обеспечивается нормативными документами: 1. Федеральный закон РФ от 29.12.12 № 273 «Об образовании в РФ» (с изменениями на 8 декабря 2020 года) (редакция, действующая с 1 января 2021 года) 2. Стратегия развития воспитания в РФ до 2025г. (распоряжение правительства РФ от 29.05.2015г. № 996-р) 3. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Минпросвещения РФ от 09 ноября 2018 г. N 196).(с изменениями от 05.09.19 № 470, от 30.09 20 № 533) 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. N 09-1672 "О направлении методических рекомендаций ". 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального стандарта Педагог дополнительного образования детей и взрослых» 7. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» 8. Приказ Министерства образования РФ от 23 августа 2017 года N 816 «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» 9. Письмо Министерства просвещения РФ от 07.05.2020 г. № ВБ-976_04 «Рекомендации по реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных технологий» Дополнительная общеобразовательная программа «Ботаника на подоконнике» дает возможность каждому ребенку получать дополнительное образование исходя из его 2 интересов, склонностей, способностей и образовательных потребностей, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований. Направленность программы естественнонаучная, поскольку она предполагает углубленное изучение биологии. Содержание программы Ботаника на подоконнике» поможет обучающимся 8-10 лет расширить и углубить знания по биологии, усовершенствовать исследовательские умения. В системе естественнонаучного образования биология занимает важное место, определяемое ролью биологической науки в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира. Целесообразность дополнительной общеобразовательной программы «Ботаника на подоконнике» заключается в приобретении обучающимися биологических знаний о законах и теориях, отражающих особенности биологической формы движения материи, приобретения умений и навыков в постановке биологического эксперимента, в работе с научной и справочной литературой, умении делать выводы применительно к конкретному материалу и более общие выводы мировоззренческого характера. Изучение биологии помогает понять общие закономерности процесса познания природы человеком, методы аналогии и эксперимента, анализ и синтез позволяют понять науку во всем ее многообразии. Актуальность программы состоит в том, что биологические знания необходимы обучающимся в повседневной жизни, производственной деятельности, продолжения образования и правильной ориентации поведения в окружающей среде. Программа «Ботаника на подоконнике» даёт обучающимся возможность выбрать профиль обучения, пополнить знания о профессиях, расширить знания предмета биологии, необходимые для получения дальнейшего образования. Дополнительная общеобразовательная программа «Ботаника на подоконнике» составлена с учетом использования оборудования центра "Точка роста". Программа «Ботаника на подоконнике» - это курс, предполагающий расширения знаний обучающихся о растениях, составленный, исходя из интересов детей, возможностей школы и базы кабинета биологии. Комнатные растения – благодатный материал для организации учебных занятий в творческой разновозрастной группе. Коллекция растений постоянно пополняется новыми видами и содержит представителей разных экологических групп: гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты (суккуленты и склерофиты). 3 Помимо общего знакомства с миром комнатного цветоводства, новизна программы заключается в получении знаний по экологии, географии, физиологии, морфологии, анатомии и систематике растений. Комнатное цветоводство здесь не рассматривается как кружок, носящий только прикладной характер. Программа имеет научную основу, поэтому данный курс актуален как для любителей комнатных растений, так и для детей, интересующихся ботаникой или сдающих экзамен по биологии. Большое внимание уделено в программе формированию практических навыков ухода за растениями, сделан определённый акцент на географическое происхождение объектов изучения. Большое значение для формирования у юных исследователей научного мировоззрения имеют занятия по систематике. Изготавливая этикетки, учащиеся получают понятие о латинском языке, закрепляют знания по классификации растений, учатся определять растения. Важную роль играют лабораторные работы по анатомии и морфологии растений. Обучающиеся совершенствуют навыки выполнения учебного рисунка, что является важным качеством юного исследователя природы. Программа разработана с учётом сезонной периодичности у комнатных растений, что обеспечивает выполнение практических работ в течение всего учебного года. Цели и задачи программы: 1. Создание условий для формирования у обучающихся научного представления о многообразии живых организмов на примере комнатных растений. 2. Ознакомление обучающихся с биологическими особенностями комнатных растений. 3. Формирование у обучающихся исследовательских навыков. В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения: Содержать комнатные растения и обеспечивать им правильный уход. Вести наблюдения и ставить простые опыты с растениями, формулировать результаты. Выполнять учебный рисунок. Определять комнатные растения, используя справочную литературу. Знать систематику комнатных растений. Ожидаемые результаты обучения: Повышение познавательного уровня по предмету. 4 Наличие навыков работы со справочной литературой. Оформление проектных работ. Проведение экскурсии «Путешествие с комнатными растениями» для младших школьников. Возможные темы творческих (проектных) работ обучающихся: 1. Жизненные формы комнатных растений. 2. Экологические группы комнатных растений. 3. Анатомическое строение листовых пластинок комнатных растений разных экологических групп. 4. Создание композиции «Пустынный ландшафт». 5. Создание комнатного садика в ёмкости. Примечание: В программе предусмотрено только выполнение практических и лабораторных работ, а оформление проектов осуществляется во время индивидуальных занятий и консультаций, которые проводятся в рамках занятий научного общества. Формы контроля достижения результатов: Анкетирование, выявление заинтересованности предметом (ботаникой). Оценка качества выполнения творческих и проектных работ. Содержание программы. Введение (1ч). Ботаника – наука о растениях. История изучения растений. Знакомство с коллекцией комнатных растений. Задачи курса. Оформление дневников наблюдений и рабочих тетрадей. 1.Растение – целостный организм (7 ч.). Растение – биосистема. Обобщение знаний об открытых системах. Морфология и анатомия корневой системы, стебля, листа, цветка (соцветия), плода, семени. Совершенствование техники выполнения учебного рисунка. Жизненные формы растений на примере комнатных: древесные, кустарники, травы; суккуленты, луковичные, лианы, ампельные и эпифитные растения. Лабораторная работа №1. Приготовление и рассматривание микропрепаратов кожицы (мякоти) листа. Лабораторная работа №2. Изучение строения цветков и соцветий. Практическая работа № 1. Определение жизненных форм комнатных растений. 2.Общие вопросы агротехники комнатных растений (18 ч.). Уход за растениями: каждодневный, еженедельный и сезонный. Календарь ухода за комнатными растениями. Инвентарь. 5 Размножение – важное свойство живого организма. Размножение растений: семенами, спорами, вегетативно и живорождением. Способы вегетативного размножения: черенками (стеблевыми и листовыми), отпрысками, дочерними растениями, делением куста, отводками, луковицами, прививкой. Вода, её значение для физиологии растений. Полив (обильный, умеренный, редкий). Влажность воздуха. Температурный и световой режим. Пересадка и перевалка растений. Обрезка и прищипка растений. Почвы и почвенные смеси. Питание растений (воздушное и почвенное). Важные элементы минерального питания, удобрения. Вредители комнатных растений (тля, трипс, белокрылка, паутинный клещ, щитовка, нематода и др.) и их биологические особенности. Меры борьбы с вредителями. Болезни комнатных растений: физиологические и инфекционные. Возбудители инфекционных заболеваний – грибы и бактерии. Профилактика болезней растений. Практическая работа №2. Уход за комнатными растениями осенью. Практическая работа №3. Черенкование комнатных растений. Практическая работа №4. Размножение растений отпрысками, детками и отводками. Практическая работа №5. Размножение кактусов прививкой. Практическая работа №6. Профилактический осмотр растений. 3.Систематика растений (11 ч.). Систематика - распределение растений по группам. Карл Линней как основоположник систематики. Бинарная номенклатура и латинские названия видов. Систематика комнатных растений. Папоротники, голосеменные и покрытосеменные комнатные растения. Однодольные покрытосеменные, семейства: Амариллисовые, Бромелиевые, Пальмовые, Лилейные, Ароидные, Агавовые, Коммелиновые. Двудольные покрытосеменные, семейства: Бегониевые, Геснериевые, Кактусовые, Молочайные, Толстянковые. Практическая работа № 7. Систематизация растений кабинета биологии. Практическая работа № 8. Уход за комнатными растениями зимой. Практическая работа № 9. Посев семян (финика, авокадо и др.). Календарно-тематическое планирование. № п/п Раздел, тема занятия. . Оборудовани Использован е ие оборудовани я центра образования «Точка роста» Введение (1ч). 1. Кол-во часов Цифровые Рабочие тетради, Ботаника – наука о растениях. Задачи дневники программы. наблюдений. лаборатории с 1 6 наборами 1.Растение – целостный организм (7 ч). датчиков, 2. Растение – биосистема. 3 Жизненные формы растений 4. Морфология и анатомия корневой системы и стебля. Учебный рисунок. 5. Лаб.раб.№1. Приготовление и рассматривание микропрепаратов кожицы и мякоти листа. Комнатные растения. Комнатные растения. Растения, готовые микропрепараты, черенки с корнями, микроскопы. Листья, микроскопы, лаб. оборудование. Цветки, лупы, пинцеты, микроскопы Коллекция плодов и семян. 6 Лаб.раб.№2. Изучение строения цветков и соцветий. 7. Плоды и семена, их строение и значение для растения. Практич.раб.№1. Определение Комнатные растения. жизненных форм комнатных растений. 8. 10. 11. 12. 13. Уход за комнатными растениями. Календарь ухода. Инвентарь для комнатных растений. Практ.раб.№2. Уход за комнатными растениями осенью. 16. 17. 18. Температурный и световой режим. 19. Пересадка и перевалка растений. 20. Обрезка и прищипка растений. 21. Почвы и почвенные смеси. 15. Календарь цветовода. Инвентарь. Комнатные растения. Инвентарь. Иллюстрации, таблицы. Способы размножения комнатных растений. Практ.раб.№3. Черенкование комнатных Растения, ёмкости растений. Практ.раб.№4.Размножение отпрысками, детками, отводкой. Практ.раб.№5. Размножение кактусов прививкой. Значение воды для физиологии растений. Полив растений. Влажность воздуха. 14. проводить 1 измерения физических, химических, 1 физиологическ их параметров 1 окружающей 1 среды и 1 организмов. 2.Общие вопросы агротехники комнатных растений (18ч). 9. 1 позволяющие для 1 1 1 1 1 черенков. Растения, ёмкости. 1 Кактусы. 1 Таблица. Растения тропического леса. Светолюбивые и теневыносл. растения Растения и инвентарь Растения и инвентарь. Виды почвенных смесей, типы почв. 1 1 1 1 1 1 7 22. 23. Питание растений. Фотосинтез. Минеральное питание. Удобрения. 24. Вредители комнатных растений, их биологические особенности. Меры борьбы. Болезни комнатных растений, Иллюстрации. возбудители, профилактика. Практ.раб.№6. Профилактический осмотр Растения. растений. 25. 26. Таблица. Коллекция удобрений. Иллюстрации. 1 1 1 1 1 3.Систематика растений (8ч). 29. Систематика – распределение растений по группам. Бинарная номенклатура. Систематика комнатных растений. Мхи, папоротники и голосеменные растения. Покрытосеменные комнатные растения. 30. Семейства класса Однодольные. 31. Семейства класса Двудольные. 3233. Практ.раб.№7. Систематизация растений . 34. Практ.раб.№8. авокадо). 27. 28. Посев семян (финика, Определители растений. Комнатные папоротники 1 Покрытосеменн ые растения. Справочники, определители, растения. Справочники, определители, растения. Справочники, определители, карточки. Семена финика, авокадо и др. 1 1 1 1 2 1 8