ДОП Ботаника на подоконнике 2024 (1) (2)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3
НЕВЬЯНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

Принята на заседании
педагогического совета
Протокол № 10
от «02» сентября 2024г.

Утверждаю:
директор МБОУ СОШ № 3 НГО
____________Скороходова Н.В.
от «02» сентября 2024г.
Приказ № 179-1/Д

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«БОТАНИКА НА ПОДОКОННИКЕ»
Направленность программы: естественнонаучная
Уровень программы: стартовый
Возраст обучающихся: 8- 10 лет.
Срок реализации программы: 1 год, 34 часа.

Педагог, реализующий программу:
Койнова Н.Я., учитель биологии

г.Невьянск,
2024г.

Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования «Ботаника на подоконнике»
предназначена для организации дополнительного образования обучающихся 3-4 классов
МБОУ СОШ № 3 НГО.
Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
1. Федеральный закон РФ от 29.12.12 № 273 «Об образовании в РФ»
(с изменениями на 8 декабря 2020 года) (редакция, действующая с 1 января 2021 года)
2. Стратегия развития воспитания в РФ до 2025г. (распоряжение правительства РФ от
29.05.2015г. № 996-р)
3. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Минпросвещения РФ от
09 ноября 2018 г. N 196).(с изменениями от 05.09.19 № 470, от 30.09 20 № 533)
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. N 09-1672 "О
направлении методических рекомендаций ".
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298н «Об
утверждении профессионального стандарта Педагог дополнительного образования детей
и взрослых»
7. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской
Федерации на период до 2030 года»
8.

Приказ Министерства образования РФ от 23 августа 2017 года N 816 «Порядок

применения

организациями,

осуществляющими

образовательную

деятельность,

электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»
9. Письмо Министерства просвещения РФ от 07.05.2020 г. № ВБ-976_04 «Рекомендации
по реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации,
дополнительных

общеразвивающих

программ

с

использованием

дистанционных

технологий»
Дополнительная общеобразовательная программа «Ботаника на подоконнике» дает
возможность каждому ребенку получать дополнительное

образование исходя из его
2

интересов, склонностей, способностей и образовательных потребностей, осуществляемых
за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных
государственных требований.
Направленность

программы

естественнонаучная,

поскольку она предполагает

углубленное изучение биологии. Содержание программы Ботаника на подоконнике»
поможет обучающимся 8-10 лет расширить и углубить знания по биологии,
усовершенствовать исследовательские умения.
В системе естественнонаучного образования биология занимает важное место,
определяемое ролью биологической науки в познании законов природы, в материальной
жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной
картины мира.
Целесообразность дополнительной общеобразовательной программы «Ботаника на
подоконнике» заключается в приобретении обучающимися биологических

знаний о

законах и теориях, отражающих особенности биологической формы движения материи,
приобретения умений и навыков в постановке биологического эксперимента, в работе с
научной и справочной литературой, умении делать выводы применительно к конкретному
материалу и более общие выводы мировоззренческого характера. Изучение биологии
помогает понять общие закономерности процесса познания природы человеком, методы
аналогии и эксперимента, анализ и синтез позволяют понять науку во всем ее
многообразии.
Актуальность программы состоит в том, что биологические знания необходимы
обучающимся в повседневной жизни, производственной деятельности, продолжения
образования и правильной ориентации поведения в окружающей среде. Программа
«Ботаника на подоконнике» даёт обучающимся возможность выбрать профиль обучения,
пополнить знания о профессиях, расширить знания предмета биологии, необходимые для
получения дальнейшего образования.
Дополнительная общеобразовательная программа «Ботаника на подоконнике»
составлена с учетом использования оборудования центра "Точка роста".
Программа «Ботаника на подоконнике» - это курс, предполагающий расширения знаний
обучающихся о растениях, составленный, исходя из интересов детей, возможностей
школы и базы кабинета биологии. Комнатные растения – благодатный материал для
организации учебных занятий в творческой разновозрастной группе. Коллекция растений
постоянно пополняется новыми видами и содержит представителей разных экологических
групп: гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты (суккуленты и склерофиты).

3

Помимо общего знакомства с миром комнатного цветоводства,

новизна

программы заключается в получении знаний по экологии, географии, физиологии,
морфологии, анатомии и систематике растений. Комнатное цветоводство здесь не
рассматривается как кружок, носящий только прикладной характер. Программа имеет
научную основу, поэтому данный курс актуален как для любителей комнатных растений,
так и для детей, интересующихся ботаникой или сдающих экзамен по биологии.
Большое внимание уделено в программе формированию практических навыков
ухода за растениями, сделан определённый акцент на географическое происхождение
объектов изучения.
Большое

значение

для

формирования

у

юных

исследователей

научного

мировоззрения имеют занятия по систематике. Изготавливая этикетки, учащиеся
получают понятие о латинском языке, закрепляют знания по классификации растений,
учатся определять растения.
Важную роль играют лабораторные работы по анатомии и морфологии растений.
Обучающиеся совершенствуют навыки выполнения учебного рисунка, что является
важным качеством юного исследователя природы.
Программа разработана с учётом сезонной периодичности у комнатных растений,
что обеспечивает выполнение практических работ в течение всего учебного года.
Цели и задачи программы:
1. Создание условий для формирования у обучающихся научного представления о
многообразии живых организмов на примере комнатных растений.
2. Ознакомление

обучающихся

с

биологическими

особенностями

комнатных

растений.
3. Формирование у обучающихся исследовательских навыков.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:


Содержать комнатные растения и обеспечивать им правильный уход.



Вести наблюдения и ставить простые опыты с растениями, формулировать
результаты.



Выполнять учебный рисунок.



Определять комнатные растения, используя справочную литературу.



Знать систематику комнатных растений.
Ожидаемые результаты обучения:



Повышение познавательного уровня по предмету.
4



Наличие навыков работы со справочной литературой.



Оформление проектных работ.



Проведение экскурсии «Путешествие с комнатными растениями» для младших
школьников.
Возможные темы творческих (проектных) работ обучающихся:
1. Жизненные формы комнатных растений.
2. Экологические группы комнатных растений.
3. Анатомическое строение листовых пластинок комнатных растений разных
экологических групп.
4. Создание композиции «Пустынный ландшафт».
5. Создание комнатного садика в ёмкости.

Примечание:

В программе предусмотрено только выполнение практических и

лабораторных работ, а оформление проектов осуществляется во время индивидуальных
занятий и консультаций, которые проводятся в рамках занятий научного общества.
Формы контроля достижения результатов:


Анкетирование, выявление заинтересованности предметом (ботаникой).



Оценка качества выполнения творческих и проектных работ.

Содержание программы.
Введение (1ч).
Ботаника – наука о растениях. История изучения растений. Знакомство с
коллекцией комнатных растений. Задачи курса. Оформление дневников наблюдений и
рабочих тетрадей.
1.Растение – целостный организм (7 ч.).
Растение – биосистема. Обобщение знаний об открытых системах. Морфология и
анатомия
корневой системы, стебля, листа, цветка (соцветия), плода, семени.
Совершенствование техники выполнения учебного рисунка.
Жизненные формы растений на примере комнатных: древесные, кустарники,
травы; суккуленты, луковичные, лианы, ампельные и эпифитные растения.
Лабораторная работа №1. Приготовление и рассматривание микропрепаратов
кожицы (мякоти) листа.
Лабораторная работа №2. Изучение строения цветков и соцветий.
Практическая работа № 1. Определение жизненных форм комнатных растений.
2.Общие вопросы агротехники комнатных растений (18 ч.).
Уход за растениями: каждодневный, еженедельный и сезонный. Календарь ухода за
комнатными растениями. Инвентарь.

5

Размножение – важное свойство живого организма. Размножение растений:
семенами, спорами, вегетативно и живорождением. Способы вегетативного размножения:
черенками (стеблевыми и листовыми), отпрысками, дочерними растениями, делением
куста, отводками, луковицами, прививкой.
Вода, её значение для физиологии растений. Полив (обильный, умеренный,
редкий). Влажность воздуха. Температурный и световой режим.
Пересадка и перевалка растений. Обрезка и прищипка растений.
Почвы и почвенные смеси. Питание растений (воздушное и почвенное). Важные
элементы минерального питания, удобрения.
Вредители
комнатных растений (тля, трипс, белокрылка, паутинный клещ,
щитовка, нематода и др.) и их биологические особенности. Меры борьбы с вредителями.
Болезни комнатных растений: физиологические и инфекционные. Возбудители
инфекционных заболеваний – грибы и бактерии. Профилактика болезней растений.
Практическая работа №2. Уход за комнатными растениями осенью.
Практическая работа №3. Черенкование комнатных растений.
Практическая работа №4. Размножение растений отпрысками, детками и
отводками.
Практическая работа №5. Размножение кактусов прививкой.
Практическая работа №6. Профилактический осмотр растений.
3.Систематика растений (11 ч.).
Систематика - распределение растений по группам. Карл Линней как
основоположник систематики. Бинарная номенклатура и латинские названия видов.
Систематика
комнатных
растений.
Папоротники,
голосеменные
и
покрытосеменные комнатные растения.
Однодольные покрытосеменные, семейства: Амариллисовые, Бромелиевые,
Пальмовые, Лилейные, Ароидные, Агавовые, Коммелиновые.
Двудольные покрытосеменные, семейства: Бегониевые, Геснериевые, Кактусовые,
Молочайные, Толстянковые.
Практическая работа № 7. Систематизация растений кабинета биологии.
Практическая работа № 8. Уход за комнатными растениями зимой.
Практическая работа № 9. Посев семян (финика, авокадо и др.).

Календарно-тематическое планирование.
№
п/п

Раздел, тема занятия.
.

Оборудовани Использован
е
ие
оборудовани
я центра
образования
«Точка
роста»

Введение (1ч).
1.

Кол-во
часов

Цифровые
Рабочие тетради,

Ботаника – наука о растениях. Задачи дневники
программы.
наблюдений.

лаборатории с

1

6

наборами
1.Растение – целостный организм (7 ч).
датчиков,
2.

Растение – биосистема.

3

Жизненные формы растений

4.

Морфология и анатомия корневой
системы и стебля. Учебный рисунок.

5.

Лаб.раб.№1.
Приготовление
и
рассматривание
микропрепаратов
кожицы и мякоти листа.

Комнатные
растения.
Комнатные
растения.
Растения,
готовые
микропрепараты,
черенки
с
корнями,
микроскопы.
Листья,
микроскопы,
лаб.
оборудование.
Цветки,
лупы,
пинцеты,
микроскопы
Коллекция
плодов и семян.

6

Лаб.раб.№2. Изучение строения цветков и
соцветий.

7.

Плоды и семена, их строение и значение
для растения.
Практич.раб.№1.
Определение Комнатные
растения.
жизненных форм комнатных растений.

8.

10.
11.
12.
13.

Уход за комнатными растениями.
Календарь ухода.
Инвентарь для комнатных растений.
Практ.раб.№2. Уход за комнатными
растениями осенью.

16.
17.
18.

Температурный и световой режим.

19.

Пересадка и перевалка растений.

20.

Обрезка и прищипка растений.

21.

Почвы и почвенные смеси.

15.

Календарь
цветовода.
Инвентарь.
Комнатные
растения.
Инвентарь.
Иллюстрации,
таблицы.

Способы
размножения
комнатных
растений.
Практ.раб.№3. Черенкование комнатных Растения,
ёмкости
растений.
Практ.раб.№4.Размножение отпрысками,
детками, отводкой.
Практ.раб.№5. Размножение кактусов
прививкой.
Значение воды для физиологии растений.
Полив растений. Влажность воздуха.

14.

проводить

1

измерения
физических,
химических,

1

физиологическ
их параметров

1

окружающей

1

среды и

1

организмов.

2.Общие
вопросы
агротехники
комнатных растений (18ч).
9.

1
позволяющие

для

1
1
1
1
1

черенков.
Растения,
ёмкости.

1

Кактусы.

1

Таблица.
Растения
тропического
леса.
Светолюбивые и
теневыносл.
растения
Растения
и
инвентарь
Растения
и
инвентарь.
Виды почвенных
смесей,
типы
почв.

1
1
1
1
1
1

7

22.
23.

Питание растений. Фотосинтез.
Минеральное питание. Удобрения.

24.

Вредители комнатных растений, их
биологические
особенности.
Меры
борьбы.
Болезни
комнатных
растений, Иллюстрации.
возбудители, профилактика.
Практ.раб.№6. Профилактический осмотр Растения.
растений.

25.
26.

Таблица.
Коллекция
удобрений.
Иллюстрации.

1
1
1

1
1

3.Систематика растений (8ч).

29.

Систематика – распределение растений
по группам. Бинарная номенклатура.
Систематика комнатных растений. Мхи,
папоротники и голосеменные растения.
Покрытосеменные комнатные растения.

30.

Семейства класса Однодольные.

31.

Семейства класса Двудольные.

3233.

Практ.раб.№7. Систематизация растений .

34.

Практ.раб.№8.
авокадо).

27.
28.

Посев

семян

(финика,

Определители
растений.
Комнатные
папоротники

1

Покрытосеменн
ые растения.
Справочники,
определители,
растения.
Справочники,
определители,
растения.
Справочники,
определители,
карточки.
Семена финика,
авокадо и др.

1

1

1
1
2
1

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».