26.11.2018
ИЗ ОПЫТА ВОСПИТАНИЯ УСТОЙЧИВОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ НЕГАТИВНЫМ НРАВСТВЕННЫМ ПРОЯВЛЕНИЯМ СОЦИУМА,
Е.Г.Русакова
муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г.Невьянска.
Вряд ли учителя литературы озадачивали себя вопросом, что первично в литературном образовании школьников: обучение или воспитание. Однозначно – второе. С. Л. Рубинштейн в своё время заметил, что поведение человека заключает в себе в качестве определяющего момента отношение к моральным нормам и ценностям. Отсюда следует, что в воспитании ученика, его социализации ведущей должна быть задача обретения им морально-волевой устойчивости к негативным проявлениям социума. Эта задача на современном этапе развития общества как безопасной среды жизнедеятельности людей обретает всё большую актуальность. Социальные преобразования постоянно устанавливают новые нормы жизни, причём как позитивные, так и негативные. Нередко эти преобразования делают среду опасной для школьников и, в особенности, для подростков, которым свойственна нравственная неустойчивость, не ценностно-ориентированная избирательность.
Подросткам легче проявить агрессию, цинизм, нигилизм, эгоцентризм, нежели доброту, толерантность, эмпатийность, здравый смысл, нравственно-волевое усилие для противодействия формированию у них зависимости от употребления наркотических, психотропных веществ, устоять от блудомании и т.д.
Подросток – клубок противоречий, их мир – это мир перевёртышей, парадоксов, где тезис и антитезис одинаково справедливы. С одной стороны – это возраст социализации, врастания в мир человеческой культуры, а с другой – возраст индивидуализации, открытия и утверждения своего уникального и неповторимого Я и неважно в какой сфере, в какой среде. Этот кризисный возраст наиболее сложен в воспитательном отношении, поскольку подросток склонен вырваться из-под опеки взрослых и проявить самостоятельность в решении актуальных проблем саморазвития. В то же время бедность субъектного опыта выхода из трудной жизненной ситуации затрудняет решение личностных проблем, а принять помощь от взрослого – значит утратить саму самостоятельность. Это противоречие актуализирует значимость педагогического руководства подростком в его самовоспитании, а, следовательно, и в успешном решении актуальных для него личных проблем, связанных с проявлением противодействия.
Разработанная и принятая нашим педколлективом образовательная программа педагогической поддержки саморазвития школьников есть стратегическая линия воспитания готовности к позитивному жизненному самоопределению. Педагогическая поддержка рассматривается рядом учёных в качестве равноправной структуры образования наряду с обучением и воспитанием.[см.1] Педагогическая поддержка воспитания социально успешной личности есть деятельность учителя, направленная на оказание оперативной и превентивной помощи детям в обретении устойчивого социального иммунитета и уверенности в собственных возможностях выхода из тяжёлой жизненной ситуации, связанной с принуждением к негативным поступкам.
Уроки литературы – это область оказания подросткам превентивной педагогической поддержки. Они позволяют сотрудничать с подростком в зоне его ближайшего развития, предвосхищать возможные опасности и жизненные трудности, готовиться к их преодолению, утверждать ценностные ориентиры. Путь к созданию себя, соответствующего социальным нормам и ценностным ориентациям, трудный и длительный процесс, который сопряжён с развитием самостоятельного, критического и творческого мышления детей, с умением вовремя реализовать субъектный опыт, проявить социальную самозащиту. Обойтись без помощи учителя в этом процессе могут немногие подростки. Учителя литературы с помощью своего учебного предмета, погружая подростков в естественные или искусственно созданные ситуации, вводя их в диалог культур и поколений, помогают выработать социальную устойчивость к негативным проявлениям социума. Мой опыт педагогической поддержки самовоспитания подростков, направленный на формирование устойчивого противодействия негативным факторам, представляется в виде комплекса определённых приёмов и методов активного сотрудничества с обучающимися. В этот комплекс входят такие приёмы, как «погружение в ситуацию выбора», «актуализация проблемного вопроса», «бегущая мысль», «арт-технологии», «драматизация», «диалог культур (поколений)», «предметное рисование», «мозговой штурм», «дебаты». Остановлюсь на превентивной значимости некоторых из них.
В динамично меняющихся условиях социальной жизни человек постоянно становится перед нравственным выбором, сопряженным с той или иной личностно значимой проблемой. Приём «погружения в ситуацию выбора» помогает школьникам сделать осознанный выбор и разобраться в появившейся проблеме. Покажу использование этого приёма на уроке по теме: «Драма Островского «Гроза» в русской критике». Урок строю с учётом потребности учеников разобраться в различных точках зрения на драму критиков 19-20 вв. и путём включения в мини-дебаты. Стержневой проблемой дебатов является вопрос: «С какой трактовкой драмы критиками можно согласиться, а с какой поспорить?» Самостоятельно представляя в дебатах различное прочтение пьесы критиками разных эпох, как то: А.Добролюбовым и Писаревым 19 века, Д Менделеевой и Л.Аникиным 20века, учащиеся не только понимают, насколько полярны мнения по поводу данной пьесы, но и обнаруживают зависимость восприятия произведения от социальных ценностей эпохи. Революционеры-демократы, упиваясь свободой, ценили бунт и индивидуализм. Люди 20в., пережившие революции, репрессии, войны, изменили взгляды и на свободу, и на ценность личности как таковой, а также и на религию. В роли критиков, но уже новой эпохи, а, следовательно, и новых современных ценностей мог в ходе дебатов выступить любой подросток, сделав свой выбор, который в одних случаях соответствовал, а в других отрицал общечеловеческие ценности. В этой ситуации педагогу очень важно смотивировать нравственный выбор подростков, поэтому мне пришлось вернуть их внимание к проблемному вопросу, поставленному в начале урока: «Почему А.Островского можно отнести к классикам? Потому ли, что он донёс до нас свой идейный замысел, или потому, что этот замысел разнолик?» Мне важно, чтобы ответ на этот вопрос позволил ученикам выбрать нравственную установку и даже наметить алгоритм дальнейших действий. Постигая авторский замысел, учащиеся увидели в образе Катерины лиричную героиню, индивидуальность, способную на порыв. Но Островский, напоминаю я участникам дебатов, одновременно предупреждает, что этот бессознательный порыв может привести к гибели, к греху и как важно в этом смысле наличие устойчивого противодействия, обретённого личностью. Под самим названием «Гроза» драматург подразумевает высший суд, высший закон нравственности. Значит, вопросы морали Островский выдвигает во главу угла, в противовес политическим. Времена, законы, ценности меняются, но что-то должно оставаться неизменным, есть непреходящие ценности, нравственные законы совести, иначе блуд, разврат, наркомания, и всё ничтожно – к этому выводу в ходе диалога приходят ученики. Именно этот вывод позволил сделать заключение: А.Островский – классик, он заставляет работать нашу душу и сегодня, с тем, чтобы сделать выбор в пользу нравственности. Анализ практики использования приёма «погружение в ситуацию выбора» говорит о его эффективном влиянии на воспитание устойчивого иммунитета к негативным проявлениям социума, т.к. учит оценке ситуации и проектированию действий и отношений.
Решению этой же задачи способствуют приёмы «арт-технологии» и «драматизации», позволяющие выстраивать на уроке «ситуации включения» в деятельность или отношения. На таких уроках, как «Встреча с …», «В гостях у …», «Суд над героем произведения», «Рассказ Премудрого пескаря о себе», «Пресс-конференция с писателем» разыгрываются ролевые сцены непрожитой жизни, которые невольно соотносятся с собственным субъектным опытом, формируя критическое самопознание, заставляя задуматься, а нередко и провести коррекцию собственного поведения. Словом, такой подход в обучении позволяет школьнику осваивать новые виды опыта, апробировать различные модели поведения и выбирать те из них, которые в наибольшей степени соответствуют нравственным ориентациям, способствующим безопасному и успешному жизненному выбору.
Полюбившейся подросткам формой сотрудничества их с учителем являются «дебаты», многофункциональный приём решения нравственных, личностно значимых проблем.[2, с.18-30] В ходе дебатов важно уметь удерживать свой основной тезис, аргументировать, опровергать доводы собеседника, при этом владеть основами коммуникативной культуры, т.е. использовать разнообразные приёмы установления контактов с людьми при ведении спора; быть эмоционально устойчивыми в конфликтной ситуации, проявлять толерантность и устойчивость – всё это воспитывает умение коррекции агрессии как своей, так и собеседников. На одном из уроков развития речи мною были предложены ученикам дебаты по теме: «Ненормативная лексика: за и против». Нецензурщина буквально захлестнула нас. Это тот социальный негатив, против которого трудно устоять. Как к этому относиться? Как с этим жить? Как сохранить нравственную устойчивость к этому явлению? Для проведения дебатов было предложено каждому ученику определиться в роли сторонников - противников или войти в группу консенсуса. Исполнителям ролей предстояло удерживать свой тезис, аргументировать его фактами, проявлять терпимость при взаимодействии с противниками, умело завершать спор, не разжигая конфликтов между спорящими. По окончании диалога спорящих сторон слово взяла группа консенсуса, которая, выслушав обе стороны, подвела итог: загрязнение языка, как радиация, за которой следует разрушение как личности, так и общества и с этим нельзя мириться. Выход из этой ситуации есть: нужно воспитывать у себя устойчивость ко всякому роду негативных проявлений социума и активно содействовать развитию в среде подростков языковой культуры.
Близки к дебатам диспуты. Представлю один из них «Успешный человек: кто он?» Целью организации диспута была мотивация личности на успешную социализацию, но с установкой на нравственные ценности, ибо можно овладеть в совершенстве информационной компетентностью и стать хакером, можно в совершенстве познать законы с тем, чтобы обходить их. В результате совместных рассуждений подростки пришли к выводу, что социально успешный человек должен отличаться готовностью разрешать трудные жизненные ситуации, устойчивостью социального иммунитета на негатив, способностью к целеполаганию и последующей самореализации и другими характеристиками.
Метод авторской оценки героев «бегущая мысль» предполагает поиск художественных средств, с помощью которых автор оценивает поступки героев. Все находки ученики комментируют, внося в них свой смысл и извлекая уроки жизни. Главным достоинством метода «бегущая мысль» в работе над произведением является обретение детьми опыта думающего читателя, что в современных условиях информационной революции, открывающей неограниченный доступ к информации, очень актуально. Именно этот метод способствует развитию у подростков устойчивых навыков критического восприятия информации, выработки собственной позиции, которые помогают ориентироваться в море информации, адекватно её воспринимать, а следовательно сумеют уберечь подростков от нервных срывов и депрессий.
Все вышеперечисленные методы и приёмы способствуют воспитанию устойчивой к негативным нравственным проявлениям социума личности, т.к. позволяют примерить на себя и прожить множество социальных ролей и погрузиться в образ литературного героя, стать мобильными. По средствам указанных приёмов развивается критическое мышление учащихся. Они помогают подросткам выработать собственную нравственную позицию в той или иной ситуации выбора, а следовательно, сформировать устойчивое противодействие к негативным проявлениям социума.
Литература
1.Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию 21 века. //Классный руководитель.- М., 2005, с.6 -33.
2. Социально – воспитательные технологии развития личности в образовательном процессе. Учебно- методические материалы к семинару. Н. Тагил: НТФ ИРРО, 2008.- 62с.