МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ЦЕННОСТНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ОБРАЗОВАННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

26.11.2018

МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ЦЕННОСТНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ОБРАЗОВАННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

В числе базовых компетентностей, от которых зависит успех социальной адаптации выпускников, важную роль играет языковая компетентность как личностное качество владения конкретным учеником нормами русского литературного языка. Недостаточная сформированность языковых умений осложняет как реализацию жизненных планов, так и сам процесс самоопределения учащихся. Для выпускников школы языковая компетентность (ЯК)– залог успешного продолжения образования и успешного трудоустройства. Ныне внедряемая процедура общественной оценки качества образования в форме ЕГЭ по русскому языку по своей сути имеет цель оценку сформированности ЯК. Всё это требует перевода ЯК в разряд приоритетных ценностей в структуре качества образования и актуализирует проблему овладения ЯК. Управление процессом развития успешного овладения ЯК невозможно без организации постоянного, систематического наблюдения с целью соотнесения получаемых результатов с прогнозируемыми, желаемыми, т.е. без мониторинга.

Проблема мониторинга ЯК как ценностной составляющей образованности обучающихся актуализируется и в связи с задачей создания единой общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО). ОСОКО – это завтрашний день, а школа живет проблемой ЯК уже сегодня и нуждается в её мониторинге, ибо учителю русского языка очень важно как можно раньше перевести процесс стихийного овладения ЯК на осознанный уровень. Это может быть достигнуто путем овладения учеником позиции субъекта и осознания личностного смысла обретения ЯК. Данная проблема поставила меня перед необходимостью разработки критериев и показателей оценки развития ЯК.

При отборе показателей я озадачивалась тем, чтобы сделать их предельно объективными, удобными для пользователей (для учителя и детей), минимизированными и в то же время рациональными (менее затратными по временным и физическим усилиям). Исходя из этих требований, я выделила три модуля показателей, так или иначе влияющих на результат овладения ЯК. Это

-модуль показателей частных предметных умений и навыков;

-модуль показателей надпредметных умений и навыков;

-модуль показателей социально-личностного развития и выделение ценностно значимых компонентов.

С помощью этих показателей я организую мониторинг результатов за определенный промежуток времени (по окончании темы, четверти, года). Мониторинг процесса обучения – это ежедневное наблюдение, ежедневная кропотливая работа учителя и ученика.

В первом модуле показателей частных предметных умений и навыков я выделяю следующие: уровень сформированности предметных умений и навыков (успеваемость, качество знаний); уровень сформированности умений и навыков по темам; уровень фактической грамотности (орфографической, пунктуационной, акцентологической, культуры речи).  

Во втором модуле я выделила такие показатели: способность к целеполаганию, уровень мыслительной деятельности, умение работать с информацией.

Третий модуль показателей – это социально-личностное развитие учащихся: мотивация обретения личностного смысла ЯК; соотношение внутренних и внешних мотивов в учении; реализация учебных мотивов в поведении; сила воли; организованность (умение планировать, организовывать и контролировать свою деятельность).

Выделение третьего модуля продиктовано самой моделью развития ЯК, предусматривающей совместные пошаговые действия учителя и ученика, которые могут привести в равенство познавательные, эмоциональные, нравственно-волевые и социальные мотивы достижения успеха в самоопределении («хочу», «могу», «надо»).

         Составляющие модели управления развитием ЯК:

- пробуждение интереса к ЯК и к оценке уровня владения ею как личностного  достижения (решение вопроса «что имею»); создание Я-проблемной ситуации путем соотнесения уровня сформированности ЯК с желаниями (решение вопроса «что хочу»); мотивация потребности в «доращивании» (решение вопроса «что могу»); включение каждого ученика в активное целеполагание (озадачивание) и планирование (соотнесение вопросов «что имею», «что хочу», «что могу»); оказание педагогической поддержки в моделировании программы индивидуального развития ЯК и создание условий, обеспечивающих восхождение от уровня «хочу» к уровню «могу»; стимулирование нравственно-волевой готовности к преодолению трудностей восхождения (пробуждение мотива «надо»); организация рефлексивного и проблемно-оценочного анализа достижений.

 Диагностическим инструментарием является анкетирование по методикам М.И.Лукьяновой (2, с.117-125) и Г.К.Селевко (6, с.9) В ходе анализа полученных данных можно отметить, что сниженного и низкого уровня мотивации у учащихся 7 классов нет, у 48% - нормальный уровень, у 52% - высокий. Преобладает внутренняя мотивация у 74% учащихся. Умеют планировать свою деятельность 50% учеников, организовывать свою деятельность – 75%, производить самоконтроль, рефлексию – 56%. Но наряду с этим выявились причины низкой успешности учащихся: личностный смысл обучения высокий только у 11% семиклассников, средний – у 67%, сниженный – у22%. Активно реализуют учебные мотивы в своем поведении только 33% учащихся, довольно редко – 63%, у 4% отсутствует активность в реализации учебных мотивов.Хочу такой сайт

         В рамках этих методик в своей работе я использую такие методы слежения за развитием ЯК:

 - метод матричной само- и взаимооценки; метод независимых характеристик (независимая оценка достижений ЯК субъектами – учениками, учителями и внешними экспертами); метод слежения (входной, промежуточный, итоговый контроль) за достижениями ЯК; метод оценивания частных умений и навыков; метод поиска допущенных ошибок в естественных и искусственно созданных ситуациях; метод практикумов; метод тренингов с использованием компьютерных обучающих программ; метод совместной контрольно-оценочной деятельности;- метод соотнесения (первоначальных достижений с последующими); метод договорных отношений (ученика с самим собой или ученика с учителем).

Мониторинг развития ЯК учащихся позволил получить информацию о качестве моей управленческой работы, выявить положительные моменты  и недостатки в деятельности, но особенно важно сориентироваться в динамике ценностных ориентаций учащихся касательно ЯК. Полученные результаты позволяют наметить пути решения выявленных проблем (повышение внутренней мотивации, реализация внутренней мотивации в поведении, повышение личностного смысла учения, развитие ОУУН).

 

Список литературы

1.      Громова Т. Не оценивать, а мотивировать // «Управление школой», 2005, № 22.

2.      Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: Критерии и диагностика. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 208 с. (Педагогическое мастерство)

3.      Маркова А.К. Формирование мотивации учения. – Москва, 1990

4.      Останенко А. А. Моделируем систему школьной оценки // Школьные технологии. – 2004. - № 1.

5.      Подласый И. Как сделать знания прочными // Народное образование. – 2003. - № 5.

6.      Селевко Г.К. Научи себя учиться. Изд.2-е. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006. 128 с. (Серия «Самосовершенствование личности»)

7.      Фролова Т. Я. Интенсивное освоение норм правописания // РЯШ. – 2002. - № 4.

8.      Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2003. – № 3.

9.      Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».