ДЕБАТЫ КАК ФОРМА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

26.11.2018

ДЕБАТЫ КАК ФОРМА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Н.В.Скороходова, заместитель директора по воспитательной работе

МОУ  средняя общеобразовательная школа №3 г.Невьянска

     Готовые выводы,  предлагаемые для безусловного усвоения в школьных учебниках или изложенные учителем на уроках, создают у учеников ложное представление законченности и неоспоримости знаний и являются серьёзным фактором риска формирования мобильной личности. Безусловно, что такая подача экономична и компактна, но она не дает возможности  осознать ученикам  относительный характер любой информации, подверженность пересмотру любого знания,  как с позиции нового времени, так и  с субъективной позиции собственного видения. При таком подходе ученик превращается в субъекта потребления знания. Возможности почувствовать сам процесс познания, высказать своё, в том числе и  противоречивое мнение,  сформулировать  собственные выводы  будут зависеть от дидактической системы учителя, владения им проблемным и поисковым методами обучения. Увеличить «дозу» самостоятельности, а  вместе с тем, устранить перечисленные недостатки способствует такая форма исследовательского обучения как дебаты. В них гармонично отражается принцип сочетания продуктивного и репродуктивного методов обучения. Они наиболее полно соответствуют любознательной природе человека, позитивно влияют на становление исследовательского поведения  индивида, а также отвечают образовательным и социальным задачам формирования мобильной личности.

       Дебаты в данном контексте рассматриваются как цивилизованный полилог участников образовательного процесса, специально используемый для представления мнений       , для совместного обсуждения общих проблем с различных позиций и точек зрения,  с целью сближения взглядов,  принятия планов совместных действий заинтересованных лиц. Именно в этой связи дебаты нашли место в практике работы нашего ОУ, как на классных часах,  так и на уроках . Это мини-дебаты с ролевым участием учеников и учителя.

       Одним из самых важных моментов в организации дебатов подобного вида является определение в проблемном поле  ОУ области совместного обсуждения и формулировка темы. Она должна затрагивать значимые для всех субъектов проблемы. Тему, как правило, формулируется в виде утверждения ( « Ответственность за результат образования несёт учитель», «Самолюбие-самоубийство»), предполагаемого вопроса («Учитель и ученик : говорим ли мы на одном языке?») или диаметральных точек зрения («Педагогическая поддержка: за и против»).Хочу такой сайт

      На подготовку дебатов отводится определенное время. Чаще всего от двух до трёх недель. Это период активного поиска и обработки информации, подготовки выступлений согласно своей позиции, которая выбирается участниками обсуждения темы на этапе формирования команд, ориентированных на решения одной из трёх задач дебатов. У первой команды стоит задача утверждения и обоснования системы действий или отношений, у второй – опровержения утверждения и предложение альтернативной  системы. Самая сложная задача у команды консенсуса – сформулировать основные положения оптимальной системы действий и отношений.

     Представлю в качестве примера мини-дебаты,  проведенные учителем русского языка и литературы Русаковой Е.Г. по актуальной теме «Ненормативная лексика: за и против». Приглашением к дебатам стало объявление: «Нецензурщина буквально захлестнула нас. Это тот социальный негатив, против которого трудно устоять.  Как к этому относиться? Как с этим жить? Как сохранить нравственную устойчивость к этому явлению?» Для проведения дебатов было предложено каждому ученику определиться в роли сторонников - противников или войти в группу консенсуса. Исполнителям ролей предстояло удерживать свой тезис, аргументировать  его фактами, проявлять терпимость при взаимодействии с противниками, умело завершать спор, не разжигая конфликтов. По окончании диалога спорящих сторон слово взяла группа  консенсуса,  которая, выслушав обе стороны, подвела итог:  загрязнение языка, как радиация, за которой следует  разрушение,  как личности, так и общества,  и с этим нельзя мириться. Выход из этой ситуации есть: нужно воспитывать у себя устойчивость ко всякому роду негативных проявлений социума и активно содействовать развитию в среде подростков языковой культуры.

    Для более широкого обсуждения наболевших проблем образовательного учреждения в целом или для  принятия  вполне серьезных совместных решений, определяющих следующие пути развития школы,  практикуются дебаты с участием обучающихся, родителей и педагогов. Главным принципом организации подобного рода дебатов ( в отличии, скажем, от первых - мини-дебатов, а тем более от политических) является не ролевая победа, а желание найти истину, проявить честность и разобраться в возможных способах  решения проблемы путём мобилизации усилий и  сотрудничества всех заинтересованных в повышении качества образования лиц.

     В качестве примера кратко опишу дебаты, проведенные в ОУ по теме: «Педагогическая поддержка: за и против». Выбор темы дискуссии не был случайным. Наша школа является ЭБП НТФ ИРРО. Первый год внедрения педагогической поддержки в образовательный процесс школы был экспериментальным. По окончании эксперимента образовательному сообществу школы было необходимо подвести  его итоги и принять ответственное решение о переводе эксперимента в штатный режим деятельности. Ареной представления независимой оценки педагогической поддержки как адекватной  школьной ситуации технологии послужили дебаты. В  процесс подготовки дебатов были включены все субъекты образования. В состав команд же вошли делегаты от родителей, детей и учителей. В течение отведенного на подготовку  дебатов  времени все участники были погружены в исследовательский поиск. Пришлось искать и изучать литературу, проводить опросы и собеседования, анализировать  школьную ситуацию, обобщать материалы и готовить представление для утверждения, опровержения или подготовки компромиссного решения.  Дебаты позволили разобраться в сути педтехнологии, проанализировать риски и  роль педподдержки  в повышении качества образования. Результатом дебатов стало принятие совместного решения о широком внедрении педагогической поддержки в практику работы школы.

     Дебаты – это лишь одна из  форм развития навыков мобильного реагирования  и исследовательского поведения, практикуемая в школе. Формирование мобильной личности ученика находится в прямой зависимости от установки на исследовательское поведение учителя, который должен уметь и сам  обнаруживать и изучать проблему и учить этому детей.  А целенаправленная работа по развитию навыков мобильного исследовательского поведения должна носить системный характер.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».