«Я-концепция» как генератор формирования мобильной личности младшего школьника

26.11.2018

«Я-концепция»  как генератор формирования мобильной личности младшего школьника

Н.А.Маслова

МОУ  средняя общеобразовательная школа №3 г.Невьянска

      Рассматривая проблему образования человека  с позиции повышения его социальной эффективности, первоочередное внимание следует уделять совершенствованию управления педагогическим процессом в начальной школе, использованию тех дидактических приёмов и технологий, с помощью которых можно достичь желаемого результата - успешная личность , способная адекватно оценивать себя, мобильно реагировать на ситуации, принимать самостоятельные решения. Анализ практики начального обучения в нашей школе говорит о целесообразности развития уже в младшем школьном возрасте представлений о самом себе и навыков самооценки, без которых невозможно  выявление причин успехов и неудач личностного восхождения.

Стартовыми в изучении вопроса восприятия себя как личности являются работы У.Джеймса и З.Фрейда, которые проложили путь к понятию XX века – «Я-концепция» (Я-К). В начале 70-х годов данное понятие плавно перекочевало из психологии в педагогику, но в большей степени в область науки педагогики, чем практики. Психологи рассматривают «Я-К» в качестве итогового  продукта самопознания человека. В систему представлений о самом себе входят: образ «Я», самооценка и те конкретные действия,  что направленны на изменение себя, что вытекают из них. «Я-К» не застывший факт, а система, находящаяся в постоянном развитии. При создании соответствующих условий можно обеспечить становление объективной «Я-К». Управленческая задача педагога в том и заключается, чтобы создать условия для успешного развития всех составляющих «Я-К»: осознание своих физических, интеллектуальных, творческих, характерологических свойств, самооценка и самоконтроль, субъективное восприятие факторов внешнего влияния. Но в практической педагогике развитие «Я-К» оставляет за собой статус нерешенной проблемы. Многие аспекты проблемы сегодня остаются на декларативном уровне, либо частично реализованными в практике учителей-одиночек, хотя на пути формирования  мобильной личности невозможно обойтись без умений адекватно оценить  свои способности и возможности.

Технология индивидуализации в развитии «Я-К» рассматривается мною как система взаимосвязанных приемов, средств, методов и принципов совместной деятельности взрослых (педагога и родителей) и детей, помогающая последним адекватно оценивать себя и успешно развивать свою биологическую и социальную мобильность.

Начальным этапом моей деятельности  по достижению цели формирования «Я-К» является исследование представлений младшего школьника о самом себе (образа Я). Вопросом «Кто Я?» озадачиваются и первоклассники, но представления о себе у них вытекают из социально-ролевой принадлежности (Я – мальчик, дочь, первоклассник), из самоиндификации (по роду, национальности, гороскопу (Я – Саша Иванов, русский, Овен)), из оценочных суждений близких людей (Я – забияка, хороший). Реже говорят дети о себе с позиции оценки внешнего вида (Я – маленький, пышка). У учащихся 2 – 3 классов в оценке появляются прилагательные, но на той же основе (Я – хороший ученик, любимый сын, ловкий спортсмен). В самооценке у этих детей появляется осознание интеллектуальных, нравственных и физических особенностей, интересов (я люблю читать, надежный друг). Особую значимость для них приобретает оценка «Я», данная взрослыми и особенно одобряющая. Мало чем дополняется представление о самом себе к концу младшего школьного возраста. Вне поля зрения оценивающего себя ученика остаются поведенческие действия и поступки, характеристики себя как индивидуальности. Вопросы «Чем я отличаюсь от других, что у меня не получается, почему я испытываю эти трудности, какое у меня эмоциональное состояние, чем я могу быть полезен другим людям, как изменить себя?» не вызывают у младших школьников серьезных раздумий.Хочу такой сайт

Вторым, но параллельным шагом определения тактики управления развитием «Я-К» становится изучение трудностей возраста и причин их появления. Выяснилось, что трудности с которыми сталкивается младший школьник следующие: 52% детей к числу  трудной жизненной ситуации отнесли семейные проблемы (наказывают родители, обижают старшие братья, болеют близкие, умирают домашние животные), 35% школьников – неудовлетворенность успеваемостью, плохое поведение, боязнь двойки, 8% - проблемы взаимоотношений с одноклассниками.

При соотнесении трудной жизненной ситуации отдельных детей с уровнем развития «Я-К» я обнаружила факт наличия здесь заниженной самооценки. Уровень тревожности детей, как правило, повышается при доминировании отрицательного отношения к себе и потере веры в свои возможности. Трудности школьной жизни младших школьников порождены не столько неготовностью к обучению, сколько результатом их представлений о себе как неспособных, следствием чего становится потеря интереса в начале    к  учению, потом к своему продвижению, а возможно и к своей жизни. Вряд ли такие дети будут готовы к мобильному преодолению трудностей и социальных рисков. Нередко в утверждении негативного восприятия себя виновны родители и педагоги, не сумевшие,  либо проигнорировавшие важность оптимистической оценки ребёнка. Данные выводы легли в основу ведущих заповедей моей     практики развития «Я-К», которыми, с одной стороны, я руководствуюсь как принципами, а с другой – рассматриваю их в качестве основных факторов управления этим процессом.

Первая моя заповедь «Со всеми и  с каждым в отдельности». Нелегко обучать всех детей одному и тому же, если у каждого из них столько особенного, индивидуального. Путь к восхождению «я» здесь лежит через предоставление детям определенной свободы,  в выборе учебного задания, способа и вида деятельности, партнёра по совместной работе, игровой роли. Так, предлагая общее для всех упражнение, я даю возможность каждому сделать собственный выбор заданий к нему. Важным при этом нахожу узнать мотив выбора и цели, что преследует ученик при этом, поскольку целеполагание всегда опирается на самоанализ. По окончанию работы идет совместное обсуждение вопроса о целесообразности выбора. Так обретается первый опыт самооценки. В случае, если ребёнок не получил ожидаемый результат, обязательно внушаю ему уверенность в успех на завтра, приводя доказательные примеры из жизни одноклассников. Поскольку вторая моя заповедь гласит:  «Оптимистическая оценка – залог успеха мобильного реагирования».

Одобряющая, поддерживающая старания ребёнка оценка способна стимулировать его на выполнение произвольных действий в самостроительстве, если будет эквивалентна труду, который школьник вложил в достижение своего результата. Я всегда помню, что один и тот же результат достигается детьми разной ценой и что оценка информирует младшего школьника не только о том, какой он ученик, но и какой он человек. Оптимистическая оценка – условие успешности самокоррекции личности. При этом сегодняшние успехи ребёнка я сравниваю с тем, что он имел вчера, введя для себя понятие «относительная успешность» (относительно конкретного ученика, без соотнесения его с другими). Помогает этому моделирование ситуации успеха,  при которой  результат деятельности ребёнка совпадает с его ожиданиями. Рефлексируя достижения цели по результату успеха,  младший школьник открывает себя, убеждается в собственных возможностях . Вводимая мною практика рейтинговой и накопительной системы отметочного оценивания , укрепляет у детей шанс успешного продвижения.

Делая ученика хозяином положения, мы открываем перед ним перспективу самосовершенствования, творческий характер которого требует постоянного подпитывания посредством педагогической поддержки, направленной на преодоление препятствий  на пути роста, в условиях обоюдного желания и согласия педагога и ребёнка. В этой связи для меня,  как педагога является самым сложным оперативная диагностика проблем ребёнка и установления факторов препятствия его комфортности. Главными из них у младшего школьника являются: недооценка себя, повышенная тревожность и мнительность , обидчивость, нетерпимость, нежелание напрягаться, отсутствие защиты. Вряд ли можно рассчитывать  на успешное развитие «Я-К». если ученик не чувствует себя значимым для других, признанным и защищенным. Любой ребёнок, отличник он или дерзкий и невыдержанный , нуждается в признании и одобрении, приносящих ему эмоциональную комфортность. Очень важно помнить, что сам ребёнок так же является субъектом жизни и обстоятельств и имеет право на ошибку. В этом ключе становится понятным ещё один принцип моей практики – «принять  ребёнка таким, какой он есть».

Ведущая роль в развитии «Я-К» как генератора  формирования мобильной  личности в работе с младшими школьниками принадлежит учителю. Однако без сотрудничества учителя с родителями детей результат может быть серьёзно затянутым. При сообщении родителям о неблаговидном поступке ребёнка я всегда стараюсь отделить изложение фактов от моральной оценки ребёнка. Считаю важным спросить у родителей, как они сами оценивают ситуацию, что на их взгляд служит причиной такого поведения, посредством заинтересованного диалога. Механизмом сотрудничества семьи и школы является портфолио ученика. Это открытая для всех  «книга», переходящая из рук учителя  в руки детей и родителей, взаимозаинтересованная форма установления обратной связи. В ней важнее всего содержание и искренность.

Об уровне сформированности «Я-К» я сужу по: готовности младших школьников к улучшению самого себя, способности к быстрому реагированию и самостоятельному выстраиванию задач, по видению себя завтра лучшим,  чем сегодня, оптимистическому настроению детей. Естественно, кто-то из детей получает эти приобретения в полном объеме, кто-то частично, главное, чтобы учитель  проявил толерантность и поверил в успех каждого. 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».