26.11.2018
О РОЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ В РАЗВИТИИ ЯЗЫКОВОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ. Филяевских О.Е.,
МОУ средняя общеобразовательная школа №3 г.Невьянска
Русский язык, данный нам от рождения и занимающий в учебном плане большое количество часов, усваивается детьми плохо. Причин тому много. В их числе влияние сформированной языковой среды, где не востребована правильная, грамотная речь; падение интереса к классической литературе и отсутствие потребности в чтении, возможность пользоваться печатными «шпаргалками». Человек, не овладевший языковой компетенцией (ЯК), обречён на примитивность души и сознания, на неуспешность в жизни, на стирание индивидуальности и национального менталитета. Кроме того, языковое развитие ученика - серьёзная личностная проблема. Недостаточность сформированности языковых умений осложняет реализацию жизненных планов и процесс самоопределения учащихся.
Анализ моей педагогической практики свидетельствует о том, что даже самые добросовестные учащиеся не всегда могут самостоятельно добиться успеха в овладении ЯК, не говоря о немотивированных детях. В управлении процессом формирования ЯК нельзя обойтись без педагогической поддержки — процесса совместного с ребёнком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий в обретении ЯК, но при условии встречного стремления ученика овладеть ЯК.
Перевести процесс овладения ЯК на осознанный уровень - нелегкая задача учителя. Раздумья над этим привели к мысли о разработке специальной технологии пошаговых действий, которые могут привести в равенство познавательные, эмоциональные, нравственно-волевые и социальные мотивы достижения успеха в развитии ЯК. («хочу», «могу», «надо»). Так родилась модель управления развитием ЯК.
Модель управления развитием ЯК основывается на идее открытой (для детей) дидактики - управление, переходящее в соуправление и, наконец, в
самоуправление, которая обеспечивает субъектную позицию обучающихся. Вот ее составляющие: пробуждение интереса к ЯК и к оценке уровня владения ею как личностному достижению (решение вопроса «что имею»); создание Я -проблемной ситуации путем соотнесения уровня сформированности ЯК с желаниями (решение вопроса «что хочу»); мотивация потребности в «доращивании» (решение вопроса «что могу»); включение каждого ученика в активное целеполагание (озадачивание) и планирование (соотнесение вопросов «что имею», «что хочу», «что могу»); оказание педагогической поддержки в моделировании программы индивидуального развития ЯК и создание условий, обеспечивающих восхождение от уровня «хочу» к уровню «могу»; стимулирование нравственно-волевой готовности к преодолению трудностей восхождения (пробуждение мотива « надо»); организация рефлексивного и проблемно-оценочного анализа достижений.
Эта модель реализуется следующим образом. В первую очередь учащиеся знакомятся с такой характеристикой личности, как ЯК, по которой судят об общем уровне культуры любого человека. Далее для определения уровня ЯК провожу срез фактической грамотности. С помощью специально предусмотренных критериев учащиеся определяют уровень своей ЯК и соотносят его с желанием иметь ту или иную отметку. Как правило, оказывается, что уровень желаемого выше достигнутого. В этой связи предлагается учащимся совместный разговор, в ходе которого, во-первых, убеждаю всех в наличии у них потенциальных возможностей достижения ЯК, вселяя веру в успех. Во-вторых, предлагаю свои услуги всем тем, кто задумался об улучшении фактической грамотности, и называю пути её достижения.
Совместное заинтересованное развитие ЯК невозможно без нравственно-волевой готовности ученика. В этой связи предлагаю каждому решить: что ему надо и надо ли это вообще, если потребуется приложить более значимые усилия в познании языка, чем прилагались ранее, готов ли он к этому.
Следующим шагом будет поиск средств достижения. Это может быть урок, самостоятельная домашняя работа, индивидуальная работа, групповая консультация, тренинг на компьютере, участие в олимпиадах, конкурсах. Так создаются условия, обеспечивающие восхождение к ЯК от уровня «хочу» к уровню «могу».
Важным очередным шагом является диагностика продвижения ученика в овладении ЯК и оценка процесса и результата достижений, учёт усилий ученика и доли его собственной ответственности за предварительно спроектированные положительные изменения. В оценке качества достижения ЯК я апробировала субъект-субъектную модель. Она позволяет придать процессу развития ЯК целенаправленный характер как для ученика, так и для учителя, так как в её основе лежат договорные обязательства сторон.
Субъект-субъектная модель отражает единство оценки учителя и самооценки обучающегося, открытость критериев и параметров оценивания для педагога и обучающегося. Уровень предметных достижений оценивается каждый урок, по завершению темы и окончания четверти; оценка универсальных достижений - раз в полугодие; изменения в личностном развитии фиксируются по результатам учебного года и завершения ступени образования по тем компетенциям, которые заложены в образовательной программе школы.
В данной модели оценки качества образования ученик оценивается не по его достижениям, а по диагностике личностных изменений. Ученик сравнивается не с идеалом и не с другим учеником, а с самим собой на разных этапах обучения русскому языку.
Технологическим инструментом слежения за развитием ЯК являются две карты. Первая из них - для ученика - это карта самооценки, вторая - для учителя - это карта мониторинга развития языковой компетентности учащихся. Карты самооценки многоуровневые. Одни из них являются инструментом самооценки на отдельном уроке, другие охватывают целую тему.
Карта самооценки разрабатывается в начале изучения темы. В неё вносятся все знания и умения, которыми обязан овладеть ученик в ходе изучения темы. Каждый параметр включает самооценку ребёнка и учительскую отметку за самостоятельную работу или её эквивалент -взаимооценку.
На основании динамики развития ЯК по данным карты самооценки выстраивается индивидуальная программа ученика, а на основании данных карты мониторинга выстраивается индивидуальная программа педагогического сопровождения учебной деятельности ученика, направленной на овладение ЯК. Оценка учебных достижений в рамках этой модели происходит в двух плоскостях: оценка себя путём соотнесения с нормой (Госстандарт) и оценка себя путём соотнесения «сегодняшних» достижений с «вчерашними». Такая информированность ученика и учителя позволяет сконструировать программу совершенствования ЯК.
Работа учителя по оценке качества образования в субъект-субъектной модели позволяет индивидуализировать процесс обучения, включить учащихся в проектирование собственного развития, исходя из возможностей и уровня прежних достижений, приучает к ответственности и за принятые решения, и за обретённый результат.
Педагогическая поддержка оказалась эффективной в развитии ЯК учащихся, но для того чтобы перевести ЯК в систему ценностных ориентации детей, следует соблюсти определенные условия. Особенно важной является работа учителя в зоне ближайшего развития ученика при постепенном усложнении задания, но настолько, чтобы не вызвать отторжения и потери веры в себя. Не менее важным является развитие договорных помогающих отношений, когда ученик без страха обращается за помощью, а учитель с готовностью помогает ему.