МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3
г,НЕВЬЯНСКА
Принято
на заседании
педагогического совета
протокол №9 от "29" августа
2025г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ СОШ №3
г. Невьянска
________________________
Н.В.Скороходова
Приказ № 145/Д
августа 2025 г.
от"26"
Дополнительная общеобразовательная программа
«Решение экспериментальных задач по физике»
для обучающихся 9 класса
г.Невьянск,
2025г.
Дополнительная общеобразовательная программа «Решение экспериментальных задач по физике» для 9 класса составлена
в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и
писем Министерства образования и науки Российской Федерации «Об изучении предметной области «Физика».
Программа курса внеурочной деятельности в МБОУ СОШ № 3 «Решение экспериментальных задач» для 9 класса
рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Цель программы:
развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения
практических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;
формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций – познавательных, информационно-коммуникативных,
социальных, и как следствие - компетенций личностного самосовершенствования
формирование предметных и метапредметных результатов обучения, универсальных учебных действий.
воспитание творческой личности, способной к освоению передовых технологий и созданию своих собственных
разработок, к выдвижению новых идей и проектов.
Задачи:
выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся к различным видам деятельности;
формирование представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в
повседневной жизни;
формирование представления о научном методе познания;
развитие интереса к исследовательской деятельности;
развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
i
развитие навыков организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
совершенствование умений применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения
физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания, использования
современных информационных технологий;
использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач;
включение учащихся в разнообразную деятельность: теоретическую, практическую, аналитическую, поисковую;
выработка гибких умений переносить знания и навыки на новые формы учебной работы.
Методы обучения и формы организации деятельности обучающихся
Дополнительная общеобразовательная программа «Решение экспериментальных задач по физике» предполагает
индивидуальную и групповую работу обучающихся, планирование и проведение исследовательского эксперимента,
самостоятельный сбор данных для решения практических задач, анализ и оценку полученных результатов, изготовление
пособий и моделей. Программа предусматривает не только обучающие и развивающие цели, её реализация способствует
воспитанию творческой личности с активной жизненной позицией.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «РЕШЕНИЕ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ»
Изучение программы «Решение экспериментальных задач по физике» направлено на формирование личностных,
метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования:
Личностные результаты:
1.
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к самообразованию и саморазвитию
на основе мотивации к обучению и познанию, развитие самостоятельности в приобретении и совершенствовании новых
знаний.
2.
Формирование познавательных интересов, развитие интеллектуальных, творческих способностей, формирование
осознанного выбора и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования.
3.
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада
отечественных учёных в развитие мировой науки.
4.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной
практики, убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и
технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике
как к элементу общечеловеческой культуры.
5.
Умение контролировать процесс и результат учебной и исследовательской деятельности в процессе изучения законов
природы.
6.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и
младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видов деятельности.
7.
Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления,
развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной деятельности в жизненных ситуациях.
8.
Критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении практических задач.
Метапредметные результаты:
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
3. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации.
4. Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
5. Развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
6. Первоначальные представления об идеях и о методах физики как об универсальном инструменте науки и техники, о
средстве моделирования явлений и процессов.
7. Умение видеть физическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни.
8. Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения физических задач, и представлять её в
понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации.
9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
10. Умение выдвигать гипотезы при решении задачи понимать необходимость их проверки.
11. Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
1. Осознание ценности и значения физики и ее законов для повседневной жизни человека и ее роли в развитии материальной
и духовной культуры.
2. Формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного
знания, о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий.
3.Формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы, видах материи, усвоение
основных идей механики, молекулярной физики, электродинамики, физики атома и атомного ядра.
4.Усвоение смысла физических законов, раскрывающих связь физических явлений, овладение понятийным аппаратом и
символическим языком физики.
5.Формирование научного мировоззрения как результата изучения фундаментальных законов физики; умения пользоваться
методами научного познания природы: проводить наблюдения, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и
формулировать доказательства выдвинутых гипотез; планировать и выполнять эксперименты, проводить прямые и
косвенные измерения с использованием приборов, обрабатывать результаты измерений, понимать неизбежность
погрешностей любых измерений, оценивать границы погрешностей измерений, представлять результаты измерений с
помощью таблиц, графиков и формул.
6.Обнаруживать зависимости между физическими величинами, выводить из экспериментальных фактов и теоретических
моделей физические законы, объяснять полученные результаты и делать выводы.
7.Понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи,
бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных
причин техногенных и экологических катастроф.
8.Формирование умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи; планировать в
повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики; умения пользоваться физическим
текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением
математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования.
9.Владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания.
3.
СОДЕРЖАНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ»
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
«РЕШЕНИЕ
ТЕМА 1. КИНЕМАТИКА – 14 ЧАСОВ.
Способы описания механического движения. Система отсчета. Прямолинейное движение. Прямолинейное равномерное
движение по плоскости. Перемещение и скорость при равномерном прямолинейном движении по плоскости. Относительность
движения. Сложение движений. Принцип независимости движений.
Криволинейное движение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности.
Угловая скорость. Период и частота вращения. Скорость и ускорение при равномерном движении по окружности.
Лабораторные работы:
1. Изучение движения свободно падающего тела.
2. Изучение движения по окружности.
Примерные темы проектных и исследовательских работ:
1. Определение скорости равномерного движения при использовании тренажера «беговая дорожка».
2. Историческая реконструкция опытов Галилея по определению ускорения свободного падения тел.
3. Принципы работы приборов для измерения скоростей и ускорений.
4. Применение свободного падения для измерения реакции человека.
5. Расчет траектории движения персонажей рассказов Р.Распэ.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности – чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций,
составление и решение задач, обсуждение способов решения (подготовка к ОГЭ по физике).
ТЕМА 2. ДИНАМИКА – 16 ЧАСОВ.
Инерциальные системы отсчета. Сила. Законы Ньютона. Движение тела под действием нескольких сил. Движение системы
связанных тел. Динамика равномерного движения материальной точки по окружности.
Классы сил. Закон всемирного тяготения. Движение планет. Искусственные спутники. Солнечная система. История
развития представлений о Вселенной. Строение и эволюция Вселенной.
Лабораторные работы:
1. Измерение массы тела с использованием векторного разложения силы.
2. Изучение кинематики и динамики равноускоренного движения (на примере машины Атвуда).
3. Изучение трения скольжения.
Примерные темы проектных и исследовательских работ:
1. Историческая реконструкция опытов Кулона и Амонтона по определению величины силы трения скольжения.
2. Первые искусственные спутники Земли.
3. Как отличаются механические процессы на Земле от механических процессов в космосе?
4. Тела Солнечной системы.
5. Открытия на кончике пера.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности – чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций,
составление и решение задач, обсуждение способов решения (подготовка к ОГЭ по физике).
ТЕМА 3. ИМПУЛЬС. ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ИМПУЛЬСА – 6 ЧАСОВ
Импульс. Изменение импульса материальной точки. Система тел. Закон сохранения импульса.
Примерные темы проектных и исследовательских работ:
1. Реактивное движение в природе.
2. Расследование ДТП с помощью закона сохранения импульса.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности – чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций,
составление и решение задач, обсуждение способов решения (подготовка к ОГЭ по физике).
ТЕМА 4. МЕХАНИЧЕСКАЯ РАБОТА. МЕХАНИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ. ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ
ЭНЕРГИИ – 4 ЧАСА.
Механическая работа, мощность. Кинетическая и потенциальная энергии. Механическая энергия системы тел. Изменение
механической энергии. Закон сохранения механической энергии.
Лабораторные работы:
Вычисление работы силы.
Примерные темы проектных и исследовательских работ:
1. Определение средней мощности человека за сутки.
2. Расчет изменения механической энергии баскетбольного мяча за дин удар/серию ударов и графическое
представление зависимости изменения энергии от количества ударов.
3. Экспериментальные задачи на использование закона сохранения энергии.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности – чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций,
составление и решение задач, обсуждение способов решения (подготовка к ОГЭ по физике).
ТЕМА 5. СТАТИКА – 4 ЧАСА.
Равновесие тела. Момент силы. Условия равновесия твердого тела. Простые механизмы.
Лабораторные работы:
Определение центров масс различных тел (три способа).
Примерные темы проектных и исследовательских работ:
1. Применение простых механизмов в строительстве: от землянки до небоскреба.
2. Исследование конструкции велосипеда.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности – чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций,
составление и решение задач, обсуждение способов решения (подготовка к ОГЭ по физике).
ТЕМА 6. МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ – 6 ЧАСОВ.
Механические колебания. Преобразование энергии при механических колебаниях. Математический и пружинный маятники.
Свободные, затухающие и вынужденные колебания. Резонанс.
Механические волны. Длина и скорость волны. Звук.
Лабораторные работы:
Изучение колебаний нитяного маятника.
Примерные темы проектных и исследовательских работ:
1. Струнные музыкальные инструменты.
2. Колебательные системы в природе и технике.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности – чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций,
составление и решение задач, обсуждение способов решения (подготовка к ОГЭ по физике).
ТЕМА 7. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ – 4 ЧАСА.
Переменный электрический ток. Колебательный контур. Вынужденные и свободные ЭМ колебания.
ЭМ волны и их свойства.
Примерные темы проектных и исследовательских работ:
1. Принципы радиосвязи и телевидения.
2. Влияние ЭМ излучений на живые организмы.
3. Изготовление установки для демонстрации опытов по ЭМИ.
4. Электромагнитное излучение СВЧ-печи.
5. Историческая реконструкция опытов Ампера.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности – чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций,
составление и решение задач, обсуждение способов решения (подготовка к ОГЭ по физике).
ТЕМА 8. ОПТИКА – 8 ЧАСОВ.
Источники света. Действия света. Закон прямолинейного распространения света. Закон отражения света. Построение
изображений в плоском зеркале.
Закон преломления света на плоской границе двух однородных прозрачных сред. Преломление света в призме. Дисперсия
света. Явление полного внутреннего отражения. Линзы. Тонкие линзы. Построение изображений, создаваемых тонкими линзами.
Глаз и зрение. Оптические приборы.
Лабораторные работы:
1. Экспериментальная проверка закона отражения света.
2. Измерение показателя преломления воды.
3. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.
Примерные темы проектных и исследовательских работ:
1. История исследования световых явлений.
2. Историческая реконструкция телескопа Галилея.
3. Изготовление калейдоскопа.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности – чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций,
составление и решение задач, обсуждение способов решения (подготовка к ОГЭ по физике).
ТЕМА 9. ФИЗИКА АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА – 6 ЧАСОВ.
Строение атома. Поглощение и испускание света атомами. Оптические спектры.
Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Строение атомного ядра. Зарядовое и массовое числа. Ядерные силы.
Энергия связи атомных ядер. Закон радиоактивного распада. Альфа- и бета-распады. Правила смещения.
Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Источники энергии Солнца и звезд.
Регистрация ядерных излучений. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Дозиметрия. Экологические
проблемы ядерной энергетики.
Примерные темы проектных и исследовательских работ:
1. История изучения атома.
2. Измерение КПД солнечной батареи.
3. Невидимые излучения в спектре нагретых тел.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности – чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций,
составление и решение задач, обсуждение способов решения (подготовка к ОГЭ по физике).
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
№
занятия
занятия
в теме
1
2
1-2
1
3-4
2
5-6
3
7-8
9-10
4
5
Тема занятия
Основные виды учебной деятельности
Дата по плану
3
4
5
1 учеб. неделя
Способы
описания
механического движения как
способы
описания
функциональных зависимостей.
Прямолинейное равномерное
движение
по
плоскости?
Смотря
из
какой
точки
наблюдать…
Относительность
движения.
Сложение движений. Принцип
независимости движений.
Лабораторные
работы:
«Изучение движения свободно
падающего тела», «Изучение
движения тела по окружности»
Как и куда полетела вишневая
косточка? Расчет траектории
движения тел и персонажей
рассказов
Р.Распэ
о
Мюнхаузене.
Обсуждение статьи сайта www. elementy.ru о способах
описания движения. Анализ иллюстративного материала на
примере мультфильма «Вовка в тридевятом царстве»
Вывод формулы изменения координаты. Работа в малых
группах над алгоритмом решения задач по указанной теме.
Работа в малых группах над созданием алгоритма решения
качественных и расчетных задач по теме «Моя задача на
относительность движения»
2 учеб. неделя
3 учеб. неделя
4 учеб. неделя
Выполнение практических работ в
презентация и обсуждение результатов
малых
группах,
Работа в малых группах над созданием алгоритма решения
расчетных задач на составление авторских задач по теме
«Моя задача на расчет движения тела, брошенного под углом
к горизонту»
5 учеб. неделя
№
№
занятия
занятия
в теме
1
2
11-12
6
13-14
7
15-16
1
17-18
2
19-20
3
21-22
4
Тема занятия
Основные виды учебной деятельности
Дата по плану
3
4
5
6 учеб. неделя
Историческая
реконструкция
опытов
Галилея
по
определению ускорения g.
Определение
скорости
равномерного движения при
использовании
тренажера
«беговая дорожка».
Принципы работы приборов
для измерения скоростей и
ускорений.
Сила воли, сила убеждения или
сила – физическая величина?
Выполнение практических работ в
презентация и обсуждение результатов
малых
группах,
7 учеб. неделя
Обсуждение презентаций и результатов проектных работ
учащихся по предложенной тематике. Решение заданий ОГЭ
по кинематике.
Чтение и обсуждение текста статьи сайта www. elementy.ru о
классах
сил. Обсуждение
произведений
классической
литературы, в которых описываются различные силы.
8 учеб. неделя
Лабораторная работа:
Практическая работа в малых группах, решение задачи в
«Измерение массы тела с
общем виде, предсказание результата и его проверка опытным
использованием
векторного
путем, расчет погрешности прямых и косвенных измерений.
разложения силы»
Работа в малых группах над созданием алгоритма решения
Движение тела под действием
качественных и расчетных задач; составление авторских задач
нескольких сил
по теме «Моя задача на применение законов Ньютона»
Работа в малых группах над отработкой алгоритма решения
Движение системы связанных задач на применение законов Ньютона. Составление и
тел
решение авторских задач по теме: «Моя задача на применение
законов Ньютона»
9 учеб. неделя
10 учеб. неделя
11 учеб. неделя
№
№
занятия
занятия
в теме
1
2
23-24
5
25-26
27-28
29-30
31-32
6
7
Тема занятия
Основные виды учебной деятельности
3
4
Лабораторные работы:
«Изучение
кинематики
и Практическая работа в малых группах, расчет погрешности
динамики
равноускоренного прямых и косвенных измерений. Презентация и обсуждение
движения (машина Атвуда)»,
результатов работ.
«Изучение трения скольжения»
Работа в малых группах над отработкой алгоритма решения
Динамика
равномерного
задач на применение законов Ньютона. Составление и
движения материальной точки
решение авторских задач по теме: «Моя задача на применение
по окружности.
законов Ньютона»
История
развития
представлений о Вселенной. Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему:
Солнечная система. Движение «История развития представлений о Вселенной». Изучение
планет
и
их
спутников. расположения и движения планет с помощью моделиСтроение
и
эволюция теллурия.
Вселенной.
8
Работа в малых группах над отработкой алгоритма решения
Открытия на кончике пера.
задач на применение закона всемирного тяготения.
Первые
искусственные
Составление и решение авторских задач по теме: «Моя задача
спутники Земли.
на применение ЗВТ»
1
Чтение и обсуждение статьи сайта www. elementy.ru о
замкнутых системах и законе сохранения импульса. Изучение
и анализ иллюстративного материала на примере
мультфильма «Приключения капитана Врунгеля»
Как вы яхту назовете…
Дата по плану
5
12 учеб. неделя
13 учеб. неделя
14 учеб. неделя
15 учеб. неделя
16 учеб. неделя
№
№
занятия
занятия
в теме
1
33-34
2
2
35-36
3
37-38
1
39-40
2
41-42
1
43-44
2
45-46
1
Тема занятия
Основные виды учебной деятельности
3
движение
Дата по плану
4
Реактивное
в Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему:
природе.
«Реактивное движение в природе».
Расследование ДТП с помощью Работа в малых группах над алгоритмом решения задач по
закона сохранения импульса
указанной теме (на примере видеоматериалов из интернета)
Решение
экспериментальных
задач.
Выполнение
Определение
средней
практической работы в малых группах, обсуждение
мощности человека за сутки.
результатов.
Расчет изменения механической
энергии баскетбольного мяча за Практическая работа в малых группах, расчет погрешности
дин удар/серию ударов и прямых и косвенных измерений. Построение графика
графическое
представление зависимости изменения энергии от количества ударов.
зависимости
изменения Презентация и обсуждение результатов работ.
энергии от количества ударов
5
17 учеб. неделя
Лабораторная работа:
Решение
экспериментальных
задач.
Выполнение
«Определение центров масс практической работы в малых группах, обсуждение
различных тел (три способа)»
результатов.
Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему:
Применение
простых
«Применение простых механизмов в технике». Изучение и
механизмов в строительстве: от
анализ иллюстративного материала на примере мультфильмов
землянки до небоскреба
«Чебурашка и Гена строят дом», «Мадагаскар»
Чтение и обсуждение статьи сайта www. elementy.ru о видах
Виды
маятников
и
их
колебаний и маятников. Изучение и анализ результатов
колебаний.
экспериментов с маятниками.
21 учеб. неделя
18 учеб. неделя
19 учеб. неделя
20 учеб. неделя
22 учеб. неделя
23 учеб. неделя
№
№
занятия
занятия
в теме
1
47-48
2
2
49-50
3
51-52
1
53-54
2
55-56
1
57-58
2
59-60
3
61-62
4
63-64
1
Тема занятия
3
Основные виды учебной деятельности
4
Работа в малых группах над алгоритмом решения задач по
Что переносит волна?
указанной теме (на примере видеоматериалов из интернета)
Колебательные
системы
в Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему:
природе и технике
«Колебательные системы в природе и технике».
Решение
экспериментальных
задач.
Выполнение
Экспериментальная проверка
практической работы в малых группах, обсуждение
свойств ЭМ волн.
результатов.
Исследование
Решение
экспериментальных
задач.
Выполнение
электромагнитного излучения практической работы в малых группах, обсуждение
СВЧ-печи
результатов.
Как
исследовали
световые
Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему:
явления и как их исследуют
«Исследование световых явлений». Работа в малых группах
теперь. Изготовление модели
над моделью калейдоскопа.
калейдоскопа.
Решение экспериментальных задач (создание установки).
Экспериментальная проверка
Выполнение практической работы в малых группах,
закона отражения света.
обсуждение результатов.
Лабораторная работа:
Решение
экспериментальных
задач.
Выполнение
«Измерение
показателя практической работы в малых группах, обсуждение
преломления воды»
результатов.
Работа в малых группах. Решение экспериментальных задач,
Как отличаются показатели
обсуждение
результатов,
построение
графической
преломления цветного стекла
зависимости показателя преломления света от его частоты.
Поглощение и испускание света Чтение и обсуждение статьи сайта www. elementy.ru о видах
атомами. Оптические спектры.
оптических спектров и их применении к химическому анализу
Дата по плану
5
24 учеб. неделя
25 учеб. неделя
26 учеб. неделя
27 учеб. неделя
28 учеб. неделя
29 учеб. неделя
30 учеб. неделя
31 учеб. неделя
32 учеб. неделя
№
№
занятия
занятия
в теме
1
Тема занятия
Основные виды учебной деятельности
Дата по плану
3
4
5
2
65-66
2
67-68
3
состава тел.
Решение
экспериментальных
задач.
Выполнение
Измерение КПД солнечной
практической работы в малых группах, обсуждение
батареи
результатов.
Влияние
радиоактивных Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему:
излучений на живые организмы «Радиация вредная и полезная».
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ
7 КЛАСС
Код
раздела
Код элемента
Проверяемые элементы содержания
ФИЗИКА И ЕЁ РОЛЬ В ПОЗНАНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
1
1.1
Физика – наука о природе. Явления природы. Физические
явления:
механические,
тепловые,
электрические,
33 учеб. неделя
34 учеб. неделя
магнитные, световые, звуковые
Физические величины. Измерение физических величин.
1.2
Физические
приборы.
Погрешность
измерений.
Международная система единиц
Естественнонаучный
1.3
постановка
эксперимент
научного
по
метод
познания:
вопроса,
проверке
наблюдение,
выдвижение
гипотез,
гипотез,
объяснение
наблюдаемого явления
1.4
Описание физических явлений с помощью моделей
Практические работы:
###Par###Измерение расстояний.
1.5
###Par###Измерение объёма жидкости и твёрдого тела.
###Par###Определение размеров малых тел.
###Par###Измерение
температуры
при
помощи
жидкостного термометра и датчика температуры
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА
###Par###Строение вещества: атомы и молекулы, их
2
2.1
размеры. Опыты, доказывающие дискретное строение
вещества
2.2
###Par###Движение частиц вещества. Связь скорости
движения частиц с температурой. Броуновское движение,
диффузия
2.3
Взаимодействие частиц вещества: притяжение и
отталкивание
###Par###Агрегатные состояния вещества: строение газов,
2.4
жидкостей и твёрдых (кристаллических) тел. Взаимосвязь
между
свойствами
веществ
в
разных
агрегатных
состояниях и их атомно-молекулярным строением
2.5
Особенности агрегатных состояний воды
Практические работы:
###Par###Оценка
диаметра атома методом
рядов
(с
использованием фотографий).
2.6
###Par###Опыты по наблюдению теплового расширения
газов.
###Par###Опыты
по
обнаружению
действия
сил
молекулярного притяжения
ДВИЖЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ
3
3.1
3.2
Механическое движение. Равномерное и неравномерное
движение
###Par###Скорость. Средняя скорость при неравномерном
движении. Расчёт пути и времени движения
Явление инерции. Закон инерции. Взаимодействие тел как
3.3
причина изменения скорости движения тел. Масса как мера
инертности тела
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
###Par###Плотность
вещества.
Связь
плотности
с
количеством молекул в единице объёма вещества
Сила как характеристика взаимодействия тел
Сила упругости и закон Гука. Измерение силы с помощью
динамометра
###Par###Явление тяготения и сила тяжести. Сила тяжести
на других планетах. Вес тела. Невесомость
Сила трения. Трение скольжения и трение покоя. Трение в
природе и технике
###Par###Сложение сил, направленных по одной прямой.
Равнодействующая сил
Практические работы:
3.10
Определение скорости равномерного движения (шарика в
жидкости, модели электрического автомобиля и так далее).
Определение средней скорости скольжения бруска или
шарика по наклонной плоскости. Определение плотности
твёрдого тела. Опыты, демонстрирующие зависимость
растяжения (деформации) пружины от приложенной силы.
Опыты,
демонстрирующие
зависимость
силы
трения
скольжения от веса тела и характера соприкасающихся
поверхностей
Физические явления в природе: примеры движения с
3.11
различными скоростями в живой и неживой природе,
действие силы трения в природе и технике
3.12
Технические устройства: динамометр, подшипники
ДАВЛЕНИЕ ТВЁРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ
4.1
4.2
4
4.3
Давление
твёрдого
Способы
уменьшения
и
увеличения давления
Давление газа. Зависимость давления газа от объёма,
температуры
Передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами.
Закон Паскаля. Пневматические машины
Зависимость
4.4
тела.
давления
Гидростатический
жидкости
парадокс.
Гидравлические механизмы
от
Сообщающиеся
глубины.
сосуды.
Атмосфера Земли и атмосферное давление. Причины
4.5
существования
Торричелли.
воздушной
Зависимость
оболочки
Земли.
атмосферного
Опыт
давления
от
высоты над уровнем моря
4.6
4.7
4.8
Измерение
атмосферного
давления.
Приборы
для
измерения атмосферного давления
Действие жидкости и газа на погружённое в них тело.
Выталкивающая (архимедова) сила. Закон Архимеда
Плавание тел. Воздухоплавание
Практические работы:
Исследование зависимости веса тела в воде от объёма
погружённой
в
жидкость
части
тела.
Определение
выталкивающей силы, действующей на тело, погружённое
в жидкость. Проверка независимости выталкивающей
4.9
силы, действующей на тело в жидкости, от массы тела.
Опыты, демонстрирующие зависимость выталкивающей
силы, действующей на тело в жидкости, от объёма
погружённой в жидкость части тела и от плотности
жидкости.
Конструирование
конструирование
лодки
и
ареометра
определение
или
её
грузоподъёмности
4.10
Физические явления в природе: влияние атмосферного
давления на живой организм, плавание рыб
Технические
4.11
устройства:
сообщающиеся
сосуды,
устройство водопровода, гидравлический пресс, манометр,
барометр, высотомер, поршневой насос, ареометр
РАБОТА, МОЩНОСТЬ, ЭНЕРГИЯ
5.1
Механическая работа
5.2
Механическая мощность
5.3
5.4
5
Простые механизмы: рычаг, блок, наклонная плоскость.
Правило равновесия рычага
Применение правила равновесия рычага к блоку
«Золотое правило» механики. Коэффициент полезного
5.5
действия механизмов. Простые механизмы в быту и
технике
5.6
Потенциальная энергии тела, поднятого над Землёй
5.7
Кинетическая энергия
5.8
Полная
механическая
энергия.
сохранения механической энергии
Закон
изменения
и
Практические работы:
###Par###Определение
5.9
равномерном
работы
движении
силы
тела
по
трения
при
горизонтальной
поверхности. Исследование условий равновесия рычага.
Измерение КПД наклонной плоскости. Изучение закона
сохранения механической энергии
5.10
5.11
Физические явления в природе: рычаги в теле человека
Технические
устройства:
неподвижный
блоки,
рычаг,
наклонная
подвижный
плоскость,
и
простые
механизмы в быту
8 КЛАСС
Код
раздела
Код элемента
Проверяемые элементы содержания
ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Основные положения молекулярно-кинетической теории
6
6.1
строения вещества. Масса и размеры молекул. Опыты,
подтверждающие
основные
молекулярнокинетической теории
положения
6.2
6.3
Модели твёрдого, жидкого и газообразного состояний
вещества. Кристаллические и аморфные тела
Объяснение свойств газов, жидкостей и твёрдых тел на
основе положений молекулярнокинетической теории
6.4
Смачивание и капиллярные явления
6.5
Тепловое расширение и сжатие
6.6
6.7
6.8
6.9
6.10
6.11
6.12
Температура. Связь температуры со скоростью теплового
движения частиц
Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней
энергии: теплопередача и совершение работы
Виды
теплопередачи:
теплопроводность,
конвекция,
излучение
Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества
Теплообмен и тепловое равновесие. Уравнение теплового
баланса
Плавление и отвердевание кристаллических веществ.
Удельная теплота плавления
Парообразование и конденсация. Испарение. Кипение.
Удельная
теплота
парообразования.
Зависимость
температуры кипения от атмосферного давления
6.13
Влажность воздуха
6.14
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания
Принципы работы тепловых двигателей КПД теплового
6.15
двигателя. Тепловые двигатели и защита окружающей
среды
6.16
Закон сохранения и превращения энергии в тепловых
процессах
Практические работы:
###Par###Опыты
по
обнаружению
действия
сил
молекулярного притяжения.
###Par###Опыты по выращиванию кристаллов поваренной
6.17
соли или сахара.
###Par###Опыты по наблюдению теплового расширения
газов, жидкостей и твёрдых тел.
###Par###Определение
давления
воздуха
в
баллоне
шприца.
###Par###Опыты,
демонстрирующие
зависимость
давления воздуха от его объёма и нагревания или
охлаждения.
###Par###Проверка
гипотезы
линейной
зависимости
длины столбика жидкости в термометрической трубке от
температуры.
###Par###Наблюдение изменения внутренней энергии
тела в результате теплопередачи и работы внешних сил.
###Par###Исследование
явления
теплообмена
при
смешивании холодной и горячей воды.
###Par###Определение количества теплоты, полученного
водой при теплообмене с нагретым металлическим
цилиндром.
###Par###Определение удельной теплоёмкости вещества.
###Par###Исследование процесса испарения.
###Par###Определение относительной влажности воздуха.
###Par###Определение удельной теплоты плавления льда.
Физические явления в природе: поверхностное натяжение
6.18
и капиллярные явления в природе, кристаллы в природе,
излучение Солнца, замерзание водоёмов, морские бризы;
образование росы, тумана, инея, снега.
6.19
Технические
устройства:
капилляры,
примеры
использования
кристаллов,
жидкостный
термометр,
датчик температуры, термос, система отопления домов,
гигрометры, психрометр, паровая турбина, двигатель
внутреннего сгорания.
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ И МАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ
7.1
Электризация тел. Два рода электрических зарядов
Взаимодействие
7.2
заряженных
тел.
Закон
Кулона
(зависимость силы взаимодействия заряженных тел от
величины зарядов и расстояния между телами)
Электрическое поле. Напряжённость электрического поля.
7
7.3
Принцип
суперпозиции
электрических
полей
(на
качественном уровне)
Носители
7.4
электрических
зарядов.
электрический заряд. Строение атома. Проводники и
диэлектрики
7.5
Элементарный
Закон сохранения электрического заряда
7.6
7.7
7.8
7.9
7.10
7.11
7.12
7.13
7.14
7.15
Электрический
ток.
Условия
существования
электрического тока. Источники постоянного тока
Действия электрического тока (тепловое, химическое,
магнитное). Электрический ток в жидкостях и газах
Электрическая
цепь.
Сила
тока.
Электрическое
напряжение
Сопротивление проводника.
Удельное
сопротивление
вещества
Закон Ома для участка цепи
Последовательное
и
параллельное
соединение
проводников
Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля –
Ленца
Электрические цепи и потребители электрической энергии
в быту. Короткое замыкание
Постоянные
магниты.
Взаимодействие
постоянных
магнитов
Магнитное поле. Магнитное поле Земли и его значение
для жизни на Земле
7.16
Опыт Эрстеда. Магнитное поле электрического тока.
Применение электромагнитов в технике
Действие магнитного поля на проводник с током.
7.17
Электродвигатель
постоянного
тока.
Использование
электродвигателей в технических устройствах и на
транспорте
7.18
Опыты Фарадея. Явление электромагнитной индукции.
Правило Ленца
Электрогенератор. Способы получения электрической
7.19
энергии. Электростанции на возобновляемых источниках
энергии
Практические работы:
Опыты по наблюдению электризации тел индукцией и при
соприкосновении.
7.20
Исследование
действия
электрического
поля
на
проводники и диэлектрики.
Сборка
и
проверка
постоянного тока.
работы
электрической
цепи
Измерение и регулирование силы тока.
Измерение и регулирование напряжения.
Исследование зависимости силы тока, идущего через
резистор, от сопротивления резистора и напряжения на
резисторе.
Опыты, демонстрирующие зависимость электрического
сопротивления проводника от его длины, площади
поперечного сечения и материала.
Проверка
правила
сложения
напряжений
при
последовательном соединении двух резисторов. Проверка
правила для силы тока при параллельном соединении
резисторов. Определение работы электрического тока,
идущего
через
электрического
резистор.
тока,
Определение
выделяемой
на
мощности
резисторе.
Исследование зависимости силы тока, идущего через
лампочку, от напряжения на ней. Определение КПД
нагревателя. Исследование магнитного взаимодействия
постоянных
магнитов.
Изучение
магнитного
поля
постоянных магнитов при их объединении и разделении.
Исследование действия электрического тока на магнитную
стрелку. Опыты, демонстрирующие зависимость силы
взаимодействия катушки с током и магнита от силы тока и
направления
тока
в
катушке.
Изучение
действия
магнитного поля на проводник с током. Конструирование
и изучение работы электродвигателя. Измерение КПД
электродвигательной установки. Опыты по исследованию
явления
электромагнитной
индукции:
исследование
изменений значения и направления индукционного тока
Физические явления в природе: электрические явления в
7.21
атмосфере, электричество живых организмов, магнитное
поле Земли, дрейф полюсов, роль магнитного поля для
жизни на Земле, полярное сияние
Технические
вольтметр,
7.22
устройства:
реостат,
счётчик
электроосветительные
электроприборы
предохранители,
электроскоп,
амперметр,
электрической
приборы,
(примеры),
электромагнит,
энергии,
нагревательные
электрические
электродвигатель
постоянного тока, генератор постоянного тока
9 КЛАСС
Код
раздела
Код элемента
Проверяемые элементы содержания
МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
8.1
Механическое движение. Материальная точка. Система
отсчёта
8.2
Относительность механического движения
8.3
Равномерное прямолинейное движение
###Par###Неравномерное
8.4
прямолинейное
движение.
Средняя и мгновенная скорость тела при неравномерном
движении
8
8.5
Ускорение. Равноускоренное прямолинейное движение
8.6
###Par###Свободное падение. Опыты Галилея
###Par###Равномерное движение по окружности. Период и
8.7
частота
обращения.
Линейная
Центростремительное ускорение
8.8
Первый закон Ньютона
8.9
Второй закон Ньютона
и
угловая
скорости.
8.10
Третий закон Ньютона
8.11
###Par###Принцип суперпозиции сил
8.12
Сила упругости. Закон Гука
8.13
8.14
8.15
8.16
8.17
###Par###Сила трения: сила трения скольжения, сила
трения покоя, другие виды трения
###Par###Сила тяжести и закон всемирного тяготения.
Ускорение свободного падения
Движение планет вокруг Солнца. Первая космическая
скорость. Невесомость и перегрузки
Равновесие материальной точки. Абсолютно твёрдое тело
###Par###Равновесие твёрдого тела с закреплённой осью
вращения. Момент силы. Центр тяжести
8.18
Импульс тела. Изменение импульса. Импульс силы
8.19
Закон сохранения импульса
8.20
###Par###Реактивное движение
8.21
Механическая работа и мощность
8.22
8.23
Работа сил тяжести, упругости, трения. Связь энергии и
работы
Потенциальная энергия тела, поднятого над поверхностью
Земли
8.24
8.25
8.26
Потенциальная энергия сжатой пружины
###Par###Кинетическая энергия. Теорема о кинетической
энергии
###Par###Закон сохранения механической энергии
Практические работы:
Определение средней скорости скольжения бруска или
движения шарика по наклонной плоскости. Определение
ускорения
тела при
равноускоренном
движении
по
наклонной плоскости.
Исследование
зависимости
пути
от
времени
при
равноускоренном движении без начальной скорости.
8.27
Проверка гипотезы: если при равноускоренном движении
без начальной скорости пути относятся как ряд нечётных
чисел,
то
соответствующие
промежутки
времени
одинаковы.
Исследование зависимости силы трения скольжения от
силы нормального давления. Определение коэффициента
трения скольжения. Определение жёсткости пружины.
Определение работы силы трения при равномерном
движении
тела
по
горизонтальной
поверхности.
Определение работы силы упругости при подъёме груза с
использованием неподвижного и подвижного блоков
Физические явления в природе: приливы и отливы,
8.28
движение
планет
Солнечной
системы,
реактивное
движение живых организмов
8.29
Технические устройства: спидометр, датчики положения,
расстояния и ускорения, ракеты
МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ
9.1
9.2
9
9.3
Колебательное
Основные
характеристики
колебаний: период, частота, амплитуда
Математический и пружинный маятники. Превращение
энергии при колебательном движении
Затухающие
колебания.
Вынужденные
колебания.
Резонанс
Механические
9.4
движение.
волны.
Свойства
механических
Продольные и поперечные волны. Длина волны и скорость
её распространения. Механические волны в твёрдом теле,
сейсмические волны
9.5
волн.
Звук. Громкость и высота звука. Отражение звука
9.6
Инфразвук и ультразвук
Практические работы:
Определение
частоты
и
периода
колебаний
математического маятника.
Определение частоты и периода колебаний пружинного
маятника
9.7
Исследование
зависимости
периода
колебаний
подвешенного к нити груза от длины нити. Исследование
зависимости периода колебаний пружинного маятника от
массы груза. Проверка независимости периода колебаний
груза, подвешенного к нити, от массы груза и жёсткости
пружины. Измерение ускорения свободного падения
Физические
9.8
явления
в
природе:
восприятие
звуков
животными, землетрясение, сейсмические волны, цунами,
эхо
9.9
Технические
устройства:
эхолот,
использование
ультразвука в быту и технике
ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ И ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ВОЛНЫ
10
10.1
Электромагнитное
поле.
Электромагнитные
Свойства электромагнитных волн
волны.
10.2
10.3
Шкала электромагнитных волн
Электромагнитная
природа
света.
Скорость
света.
Волновые свойства света
Практические работы:
10.4
Изучение свойств электромагнитных волн с помощью
мобильного телефона
10.5
10.6
Физические явления в природе: биологическое действие
видимого, ультрафиолетового и рентгеновского излучений
Технические устройства: использование электромагнитных
волн для сотовой связи
СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
11.1
Лучевая модель света. Источники света
11.2
Прямолинейное распространение света
11.3
Отражение света. Плоское зеркало. Закон отражения света
11
11.4
Преломление света. Закон преломления света. Полное
внутреннее отражение света
11.5
Линза. Ход лучей в линзе
11.6
Оптическая система фотоаппарата, микроскопа и телескопа
11.7
Глаз
как
оптическая
система.
Близорукость
и
дальнозоркость
11.8
Разложение белого света в спектр. Опыты Ньютона.
Сложение спектральных цветов. Дисперсия света
Практические работы:
###Par###Исследование
зависимости
угла
отражения
светового луча от угла падения.
###Par###Изучение характеристик изображения предмета в
плоском зеркале.
###Par###Исследование зависимости угла преломления
светового луча от угла падения на границе «воздух –
11.9
стекло».
###Par###Получение
изображений
с
помощью
собирающей линзы.
###Par###Определение
фокусного
расстояния
и
оптической силы собирающей линзы.
###Par###Опыты по разложению белого света в спектр.
###Par###Опыты по восприятию цвета предметов при их
наблюдении через цветовые фильтры
11.10
Физические явления в природе: затмения Солнца и Луны,
цвета тел, оптические явления в атмосфере (цвет неба,
рефракция, радуга, мираж)
11.11
Технические устройства: очки, перископ, фотоаппарат,
оптические световоды
КВАНТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
12.1
12.2
12.3
12.4
12
12.5
12.6
12.7
12.8
12.9
Опыты Резерфорда и планетарная модель атома. Модель
атома Бора
Испускание
и
поглощение
света
атомом.
Кванты.
Линейчатые спектры
Радиоактивность. Альфа, бета- и гамма-излучения
Строение атомного ядра. Нуклонная модель атомного ядра.
Изотопы
Радиоактивные
превращения.
Период
полураспада
атомных ядер
Ядерные реакции. Законы сохранения зарядового и
массового чисел
Энергия связи атомных ядер. Связь массы и энергии
Реакции синтеза и деления ядер. Источники энергии
Солнца и звёзд
Ядерная энергетика. Действие радиоактивных излучений
на живые организмы
Практические работы:
Наблюдение сплошных и линейчатых спектров излучения.
12.10
Исследование треков: измерение энергии частицы по
тормозному пути (по фотографиям).
Измерение радиоактивного фона
Физические
12.11
явления
в
природе:
естественный
радиоактивный фон, космические лучи, радиоактивное
излучение природных минералов, действие радиоактивных
излучений на организм человека
12.12
Технические устройства: спектроскоп, индивидуальный
дозиметр, камера Вильсона
ПРОВЕРЯЕМЫЕ НА ОГЭ ПО ФИЗИКЕ ТРЕБОВАНИЯ К
РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Код
проверяемого
требования
Проверяемые требования к предметным результатам
базового уровня освоения основной образовательной
программы основного общего образования на основе ФГОС
Понимание роли физики в научной картине мира;
сформированность базовых представлений о закономерной связи
и познаваемости явлений природы, о роли эксперимента в
физике,
1
о
системообразующей
естественных наук,
техники
и
роли
физики
в
развитии
технологий, об эволюции
физических знаний и их роли в целостной естественнонаучной
картине мира, о вкладе российских и зарубежных учёныхфизиков в развитие науки, объяснение процессов окружающего
мира, развитие техники и технологий
Знания о видах материи (вещество и поле), о движении как
способе существования материи, об атомно-молекулярной теории
строения вещества, о физической сущности явлений природы
(механических, тепловых, электромагнитных и квантовых);
2
умение различать явления по описанию их характерных свойств и
на
основе
опытов,
демонстрирующих
данное
физическое
явление; умение распознавать проявление изученных физических
явлений в окружающем мире, выделяя их существенные свойства
(признаки)
Владение основами понятийного аппарата и символического
3
языка физики и использование их для решения учебных задач;
умение характеризовать свойства тел, физические явления и
процессы, используя фундаментальные и эмпирические законы
4
Умение описывать изученные свойства тел и физические
явления, используя физические величины
Владение основами методов научного познания с учётом
5
соблюдения правил безопасного труда: наблюдение физических
явлений:
умение самостоятельно собирать экспериментальную установку
из данного набора оборудования по инструкции, описывать ход
опыта и записывать его результаты, формулировать выводы;
проведение прямых и косвенных измерений физических величин:
умение
планировать
экспериментальную
измерения,
установку
самостоятельно
по
собирать
инструкции,
вычислять
значение величины и анализировать полученные результаты с
учётом заданной погрешности результатов измерений;
проведение
несложных
самостоятельно
проводить
экспериментальных
собирать
исследование
исследований;
экспериментальную
по
инструкции,
установку
и
представлять
полученные зависимости физических величин в виде таблиц и
графиков, учитывать погрешности, делать выводы по результатам
исследования
Понимание
характерных
свойств
физических
моделей
(материальная точка, абсолютно твёрдое тело, модели строения
6
газов, жидкостей и твёрдых тел, планетарная модель атома,
нуклонная модель атомного ядра) и умение применять их для
объяснения физических процессов
Умение объяснять физические процессы и свойства тел, в том
числе и в контексте ситуаций практико-ориентированного
7
характера, в частности, выявлять причинно-следственные связи и
строить объяснение с опорой на изученные свойства физических
явлений, физические законы, закономерности и модели
Умение решать расчётные задачи (на базе 2 – 3 уравнений),
используя
законы
и
формулы,
связывающие
физические
величины, в частности, записывать краткое условие задачи,
8
выявлять недостающие данные, выбирать законы и формулы,
необходимые для её решения, использовать справочные данные,
проводить расчёты и оценивать реалистичность полученного
значения физической величины; умение определять размерность
физической величины, полученной при решении задачи
Умение
9
характеризовать
принципы
действия
технических
устройств, в том числе бытовых приборов, и промышленных
технологических процессов по их описанию, используя знания о
свойствах физических явлений и необходимые физические
закономерности
Умение
использовать
повседневной
обращении
10
жизни
с
устройствами,
знания
для
физических
обеспечения
бытовыми
сохранения
о
безопасности
приборами
здоровья
и
явлениях
и
в
при
техническими
соблюдения
норм
экологического поведения в окружающей среде; понимание
необходимости применения достижений физики и технологий
для рационального природопользования
Опыт поиска, преобразования и представления информации
физического содержания с использованием информационнокоммуникативных технологий; умение оценивать достоверность
полученной информации на основе имеющихся знаний и
дополнительных
11
источников;
умение
использовать
при
выполнении учебных заданий научно-популярную литературу
физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети
Интернет;
владение
базовыми
навыками
преобразования
информации из одной знаковой системы в другую; умение
создавать собственные письменные и устные сообщения на
основе информации из нескольких источников
ПЕРЕЧЕНЬ ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ, ПРОВЕРЯЕМЫХ НА ОГЭ
ПО ФИЗИКЕ
Код
1
1.1
Проверяемый элемент содержания
МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
Механическое
движение.
Материальная
точка.
Система
отсчёта.
Относительность движения
Равномерное и неравномерное движение. Средняя скорость. Формула для
1.2
вычисления средней скорости: v = S/t
Равномерное прямолинейное движение. Зависимость координаты тела от
времени в случае равномерного прямолинейного движения:
1.3
Графики зависимости от времени для проекции скорости, проекции
перемещения,
пути,
координаты
при
равномерном
прямолинейном
движении
Зависимость координаты тела от времени в случае равноускоренного
прямолинейного движения:
Формулы для проекции перемещения, проекции скорости и проекции
ускорения при равноускоренном прямолинейном движении:
1.4
Графики зависимости от времени для проекции ускорения, проекции
скорости, проекции перемещения, координаты при равноускоренном
прямолинейном движении
Свободное падение. Формулы, описывающие свободное падение тела по
1.5
вертикали (движение тела вниз или вверх относительно поверхности
Земли). Графики зависимости от времени для проекции ускорения,
проекции скорости и координаты при свободном падении тела по
вертикали
Скорость равномерного движения тела по окружности. Направление
скорости.
Формула для вычисления скорости через радиус окружности и период
обращения:
Центростремительное
1.6
ускорение.
Направление
центростремительного
ускорения. Формула для вычисления ускорения:
Формула, связывающая период и частоту обращения:
Масса. Плотность вещества. Формула для вычисления плотности:
1.7
1.8
Сила – векторная физическая величина. Сложение сил
1.9
Явление инерции. Первый закон Ньютона
Второй закон Ньютона:
1.10
Сонаправленность вектора ускорения тела и вектора силы, действующей на
тело
Взаимодействие тел. Третий закон Ньютона:
1.11
1.12
Трение покоя и трение скольжения. Формула для вычисления модуля силы
трения скольжения:
Деформация тела. Упругие и неупругие деформации. Закон упругой
деформации (закон Гука):
1.13
Всемирное тяготение. Закон всемирного тяготения:
1.14
Сила тяжести. Ускорение свободного падения.
Формула для вычисления силы тяжести вблизи поверхности Земли: F = mg.
Движение планет вокруг Солнца. Первая космическая скорость.
Невесомость и перегрузки
Импульс тела – векторная физическая величина.
1.15
Импульс системы тел. Изменение импульса. Импульс силы
Закон сохранения импульса для замкнутой системы тел:
1.16
Реактивное движение
Механическая работа. Формула для вычисления работы силы:
Механическая мощность:
1.17
Кинетическая и потенциальная энергия. Формула для вычисления
кинетической энергии:
1.18
Теорема о кинетической энергии. Формула для вычисления потенциальной
энергии тела, поднятого
над Землёй:
Механическая энергия:
1.19
Закон сохранения механической энергии. Формула для закона сохранения
механической энергии в отсутствие сил трения: E = const.
Превращение механической энергии при наличии силы трения.
Простые механизмы. «Золотое правило» механики.
Рычаг. Момент силы: M - Fl.
Условие равновесия рычага:
1.20
Подвижный и неподвижный блоки. КПД простых механизмов,
Давление твёрдого тела.
Формула для вычисления давления твёрдого тела:
1.21
Давление газа. Атмосферное давление.
Гидростатическое давление внутри жидкости.
Формула для вычисления давления внутри жидкости:
1.22
Закон Паскаля. Гидравлический пресс
Закон Архимеда. Формула для определения выталкивающей силы,
действующей на тело, погружённое в жидкость или газ:
1.23
Условие плавания тела. Плавание судов и воздухоплавание
1.24
Механические колебания. Амплитуда, период и частота колебаний.
Формула, связывающая частоту и период колебаний:
1.25
1.26
Математический и пружинный маятники. Превращение энергии при
колебательном движении
Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс
Механические волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны и
1.27
1.28
скорость распространения волны:
Звук. Громкость и высота звука. Отражение звуковой волны на границе
двух сред. Инфразвук и ультразвук
Практические работы
Измерение средней плотности вещества; архимедовой силы; жёсткости
пружины; коэффициента трения скольжения; работы силы трения, силы
упругости; средней скорости движения бруска по наклонной плоскости;
ускорения бруска при движении по наклонной плоскости; частоты и
периода колебаний математического маятника; частоты и периода
колебаний пружинного маятника; момента силы, действующего на рычаг;
работы силы упругости при подъёме груза с помощью неподвижного
блока; работы силы упругости при подъёме груза с помощью подвижного
1.29
блока.
Исследование зависимости архимедовой силы от объёма погружённой
части тела и от плотности жидкости; независимости выталкивающей силы
от массы тела; силы трения скольжения от силы нормального давления и от
рода поверхности; силы упругости, возникающей в пружине, от степени
деформации пружины; ускорения бруска от угла наклона направляющей;
периода (частоты) колебаний нитяного маятника от длины нити; периода
колебаний пружинного маятника от массы груза и жёсткости пружины;
исследование независимости периода колебаний нитяного маятника от
массы груза. Проверка условия равновесия рычага
Физические явления в природе: примеры движения с различными
скоростями в живой и неживой природе, действие силы трения в природе и
1.30
технике, приливы и отливы, движение планет Солнечной системы,
реактивное движение живых организмов, рычаги в теле человека, влияние
атмосферного давления на живой организм, плавание рыб, восприятие
звуков животными, землетрясение, сейсмические волны, цунами, эхо
Технические устройства: спидометр, датчики положения, расстояния и
ускорения, динамометр, подшипники, ракеты, рычаг, подвижный и
1.31
неподвижный блоки, наклонная плоскость, простые механизмы в быту,
сообщающиеся сосуды, устройство водопровода, гидравлический пресс,
манометр, барометр, высотомер, поршневой насос, ареометр, эхолот,
использование ультразвука в быту и технике
2
ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Основные
2.1
положения
молекулярно-кинетической
теории
строения
вещества. Модели твёрдого, жидкого и газообразного состояний вещества.
Кристаллические и аморфные тела
2.2
Движение
частиц
вещества.
Связь
Смачивание и капиллярные явления
2.4
Тепловое расширение и сжатие
2.5
Тепловое равновесие
2.7
движения
частиц
с
температурой. Броуновское движение, диффузия
2.3
2.6
скорости
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения
внутренней энергии
Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение
Нагревание
и
охлаждение
тел.
Количество
теплоты.
Удельная
теплоёмкость:
2.8
Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Уравнение теплового
баланса:
2.9
Испарение и конденсация. Изменение внутренней энергии в процессе
2.10
испарения
и
конденсации.
Кипение
жидкости.
Удельная
теплота
парообразования: L = Q/m
2.11
Влажность воздуха
2.12
Плавление и кристаллизация. Изменение внутренней энергии при
плавлении и кристаллизации. Удельная теплота плавления:
Внутренняя энергия сгорания топлива. Удельная теплота сгорания топлива:
2.13
q = Q/m
2.14
Принципы работы тепловых двигателей. КПД теплового двигателя
Практические работы
Измерение удельной теплоёмкости металлического цилиндра; количества
теплоты, полученного водой комнатной температуры фиксированной
массы, в которую опущен нагретый цилиндр; количества теплоты,
2.15
отданного нагретым цилиндром, после опускания его в воду комнатной
температуры; относительной влажности воздуха; удельной теплоты
плавления
льда.
Исследование
изменения
температуры
воды
при
различных условиях; явления теплообмена при смешивании холодной и
горячей воды; процесса испарения
Физические явления в природе: поверхностное натяжение и капиллярные
2.16
явления в природе, кристаллы в природе, излучение Солнца, замерзание
водоёмов, морские бризы; образование росы, тумана, инея, снега
Технические устройства: капилляры, примеры использования кристаллов,
2.17
жидкостный термометр, датчик температуры, термос, система отопления
домов, гигрометры, психрометр, паровая турбина, двигатель внутреннего
сгорания
3
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ
3.1
Электризация тел. Два вида электрических зарядов
3.2
Взаимодействие заряженных тел. Закон Кулона
3.3
Закон сохранения электрического заряда
3.4
3.5
3.6
Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Принцип
суперпозиции электрических полей (на качественном уровне)
Носители электрических зарядов. Действие электрического поля на
электрические заряды. Проводники и диэлектрики
Постоянный электрический ток. Действия электрического тока. Сила тока.
Напряжение.
I = q/t , U = A/q
Электрическое сопротивление. Удельное электрическое сопротивление:
3.7
3.8
R = pl/S
Закон Ома для участка электрической цепи: I = U/R
Последовательное соединение проводников:
3.9
Параллельное соединение проводников равного сопротивления:
Смешанные соединения проводников
3.10
Работа и мощность электрического тока. A = UIt, P = UI
Закон Джоуля – Ленца:
3.11
3.12
3.13
Опыт Эрстеда. Магнитное поле прямого проводника с током. Линии
магнитной индукции
Магнитное поле постоянного магнита. Взаимодействие постоянных
магнитов
3.14
Действие магнитного поля на проводник с током
3.15
Опыты Фарадея. Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца
Практические работы
Измерение
электрического
сопротивления
резистора;
мощности
электрического тока; работы электрического тока.
3.16
Исследование зависимости силы тока, возникающего в проводнике
(резисторы, лампочка), от напряжения на концах проводника; зависимости
сопротивления от длины проводника, площади его поперечного сечения и
удельного сопротивления.
Проверка правила для электрического напряжения при последовательном
соединении проводников; правила для силы электрического тока при
параллельном соединении проводников (резисторы и лампочка)
Физические явления в природе: электрические явления в атмосфере,
3.17
электричество живых организмов, магнитное поле Земли, дрейф полюсов,
роль магнитного поля для жизни на Земле, полярное сияние
Технические устройства: электроскоп, амперметр, вольтметр, реостат,
счётчик
3.18
электрической
нагревательные
энергии,
электроприборы
электроосветительные
(примеры),
приборы,
электрические
предохранители, электромагнит, электродвигатель постоянного тока,
генератор постоянного тока
3.19
Электромагнитные волны. Шкала электромагнитных волн
3.20
Лучевая модель света. Прямолинейное распространение света
3.21
Закон отражения света. Плоское зеркало
3.22
Преломление света. Закон преломления света
3.23
Дисперсия света
3.24
3.25
Линза. Ход лучей в линзе. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила
линзы: D = 1/F
Глаз как оптическая система. Оптические приборы
Практические работы
###Par###Измерение оптической силы собирающей линзы; фокусного
расстояния собирающей линзы (по свойству равенства размеров предмета
и изображения, когда предмет расположен в двойном фокусе), показателя
3.26
преломления стекла.
###Par###Исследование свойства изображения, полученного с помощью
собирающей линзы; изменения фокусного расстояния двух сложенных
линз; зависимости угла преломления светового луча от угла падения на
границе «воздух – стекло»
3.27
3.28
4
4.1
Физические явления в природе: затмения Солнца и Луны, цвета тел,
оптические явления в атмосфере (цвет неба, рефракция, радуга, мираж)
Технические устройства: очки, перископ, фотоаппарат, оптические
световоды
КВАНТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Радиоактивность. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Реакции альфа-и бетараспада
4.2
Опыты Резерфорда по рассеянию альфа-частиц. Планетарная модель атома
4.3
Состав атомного ядра. Изотопы
4.4
Период полураспада атомных ядер
4.5
Ядерные реакции. Законы сохранения зарядового и массового чисел
Физические явления в природе: естественный радиоактивный фон,
4.6
космические лучи, радиоактивное излучение природных минералов,
действие радиоактивных излучений на организм человека
4.7
Технические устройства: спектроскоп, индивидуальный дозиметр, камера
Вильсона, ядерная энергетика
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Физика: 7-й класс: базовый уровень: учебник; 3-е издание, переработанное Перышкин И.М., Иванов А.И.
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Физика: 8-й класс: базовый уровень: учебник; 3-е издание, переработанное Перышкин И.М., Иванов А.И.
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Физика: 9-й класс: базовый уровень: учебник; 3-е издание, переработанное Перышкин И.М., Гутник Е.М.,
Иванов А.И. и др. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1 Блудов М.И. Беседы по физике.- М; Просвещение, 1980
2 Горелов Л.А. Занимательные опыты по физике.- М; Просвещение, 1985
3 Дерягин Б.В. Что такое трение.- М; Просвещение,1986.
4 Мощанский В.Н. История физики в средней школе. - М; Просвещение,1981.
5 Перельман Я. И. Занимательная физика.- М; " АСТ" 2005
6 Уокер Дж. Физический фейерверк - М; "Мир", 1989
7 Русские народные сказки, пословицы, поговорки.
Интернет ресурсы
Учебно-методическое обеспечение.
1. Электив. Конструктор элективных курсов. Москва.2006.
2. Беркинблит М.Б., Глаголева Е.Г. " Электричество в живых организмах"-М; "Наука" 1988.
3. Кац Ц.Б. " Биофизика на уроках физике".- М; Просвещение.1988.
4. Соколова Н.Г., Соколова Т.В. "Физиотерапия"
5. Элиот Л., Уилкокс У. Физика.- М; "Наука".1975.
6. Тарасов Л.В. Физика в природе.- М; "Вербум - М" 2002.
Программное обеспечение.
1. Открытая физика. Часть II. Электричество и магнетизм. Оптика.
2. Квантовая физика.- Г. Долгопрудный: ООО "Физикон", 1997.
3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2000.- М.: Кирилл и Мефодий, 1999.
Литература для учителя
1. Программы ориентационных курсов по предпрофильной подготовке учащихся. Воронеж,2005.
2. Конструктор элективных курсов. Ориентационные курсы М; 2006.
7. Ламырева Н.А.Проектная деятельность учащихся. В; "Учитель", 2008г.
Литература для обучающихся.
1. Блудов М.И. Беседы по физике.- М; Просвещение, 1980.
2. Горелов Л.А. Занимательные опыты по физике.- М; Просвещение, 1985.
3. Дерягин Б.В. Что такое трение.- М; Просвещение,1986.
55
4. Мощанский В.Н. История физики в средней школе. - М; Просвещение,1981.
5. Перельман Я. И. Занимательная физика.- М; " АСТ" 2005.
6. Уокер Дж. Физический фейерверк - М; "Мир", 1989.
7. Русские народные сказки, пословицы, поговорки.
Интернет ресурсы
9
1.
2.
3.
4.
Библиотека – всё по предмету «Физика». http://www.proshkolu.ru
Видеоопыты на уроках. http://fizika-class,narod.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru
Интересные материалы к урокам физики по темам; наглядные пособия к урокам. http://class-fizika.narod.ru
5. Цифровые образовательные ресурсы. http://www.openclass.ru
6. Электронные учебники по физике. http://www.fizika.ru
56
5. ЛИСТ КОРРЕКЦИИ В КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ
Класс _______
№
п/п
Дата по плану
Дата по факту
Изменения
i
57
Причины