ДОП Школьный музей 25-26

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3
г. НЕВЬЯНСКА

Принята на заседании
педагогического совета
Протокол № 9
от «29» августа 2025г.

Утверждаю:
директор МБОУ СОШ № 3 НГО
____________Скороходова Н.В.
от «29» августа 2025г.
Приказ № 145/Д

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Школьный музей»
Направленность программы: туристско-краеведческая
Уровень программы: стартовый
Возраст обучающихся: от 11 до 14 лет.
Срок реализации программы: 1 год, 34 часа.

:
Педагог реализующий программу:
Соловьева М.В., учитель истории

г.Невьянск,
2025г.

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школьный музей» составлена
в
соответствии
с требованиями
следующих нормативных документов:
1.Федеральный закон РФ от 29.12.12 № 273 «Об образовании в РФ» (с
изменениями на 8 декабря 2020 года) (редакция, действующая с 1 января
2021 года)
2.Стратегия
развития воспитания в РФ до 2025г.
(распоряжениеправительства РФ от 29.05.2015г. № 996-р)
3.«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
(приказМинпросвещения РФ от 09 ноября 2018 г. N 196).(с изменениями от
05.09.19 № 470, от 30.09 20 № 533)
4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
иобучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5.Приказ Росстата от 13 сентября 2016 г. N 501 "Об утверждении
статистического инструментария для организации федерального
статистического наблюдения за дополнительным образованием и
спортивнойподготовкой детей".
6.Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. N 091672 "О направлении методических рекомендаций ".
7.Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 №
298н «Об утверждении профессионального стандарта Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»
8.Приказ Министерство просвещения Российской Федерации от 05 сентября
2019 г. N 470 "О внесении изменений в порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196"
9.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября
2020 г. N 533 "О внесении изменений в порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196"
10.Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года»
11.Приказ Министерства образования РФ от 23 августа 2017 года N 816
«Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»
2

12.Письмо Министерства просвещения РФ от 07.05.2020 г. № ВБ-976_04
«Рекомендации по реализации курсов внеурочной деятельности, программ
воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ
сиспользованием дистанционных технологий»
13.Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловскойобласти от 26.06.2019 №70-Д «Об утверждении методических
рекомендаций
«Правила
персонифицированного
финансирования
дополнительногообразования детей в Свердловской области»
14.Требования
к
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим
программам
для
включения
в
систему
персонифицированного финансирования дополнительного образования
детей Свердловской области, разработанные региональным модельным
центром дополнительного образования Свердловской области ГАНОУСО
«Дворец молодежи», г. Екатеринбург, 2020г.
Актуальность программы: Программа «Школьный музей» предполагает
обучение детей основам краеведения и музейного дела в процессе создания и
обеспечения деятельности школьного музея.
Новизна:
Организация
занятий
по
программе
построена
на
взаимосвязанности краеведческой и музееведческой составляющих курса.
Педагогическая целесообразность: программа создаёт условия для
комплексного изучения истории, культуры и природы края музейнокраеведческими средствами. Проведение занятий создает возможность
обучающимся получать знания и представления по истории, культуре, и
природе родного края, выявлять темы и проблемы, требующие музейнокраеведческого исследования, изучать методики проведения таких
исследований и осуществлять их в процессе практических занятий и в
свободное время.
Отличительные особенности программы: Она развивает чувство
причастности к судьбе малой родины, воспитывает у школьников любовь и
уважение к родному краю, своей стране, к ее историческому прошлому и
настоящему. Музейная работа выступает важным фактором формирования
общественной активности учеников, способствует сохранению и укреплению
школьных традиций.
Уровень- стартовый
Направленность программы – туристско-краеведческая.
Адресат – учащиеся от 11 до 14 лет,
количество детей: до 10 человек.
Режим занятий – проводятся раз в неделю по 1 ч.
Объем программы – 34 часа в год.
3

Срок освоение программы - программа рассчитана на 1 год обучения (34
учебные недели).
Формы обучения – очная
Методы
обучения
наглядно-практический,
объяснительно-иллюстративный, частично поисковый, игровой.
Способы
организации образовательной деятельности фронтальная, индивидуальная, групповая.
Виды занятий – беседа, практическое занятие
Педагогические технологии - Работа музея строится на использовании
педагогических технологий, обеспечивающих реализацию деятельностного
подхода в обучении и воспитании:
- метод проекта;
- ученического исследования;
- образовательных путешествий;
- технологии коллективных творческих дел;
- технологии проблемного обучения.
Принципы реализации программы:
- деятельностный подход – ребенок развивается в деятельности;
- принцип обеспечения успешности;
- принцип дифференциации;
- компетентностный подход – воспитание направлено на формирование
ключевых компетенций личности ребенка.
Ведущие направления деятельности:
1. Организационная и методическая работа.
2. Поисково-исследовательская работа.
3. Экспозиционная и учетно-хранительная работа.
4. Экскурсионно-массовая работа.
5. Учебно-образовательная и воспитательная.
6. Работа с фондами.
7. Информационно-технологическая работа.
Данные направления реализуются на различных уровнях: учебном;
внеклассном;социально-проектном.
Формы работы в школьном музее
Учебная работа:

Воспитательная работа:

- практическая работа на местности;

- кружки, экскурсии, походы;

- учебные экскурсии вне музея;

- туристические поездки;
4

- уроки в музее

- встречи, сборы, собрания;

- экскурсии в музее

- уроки мужества, акции;

- изучение исторических событий.

- экскурсии, встречи в музее.

Работа школьного музея способствует реализации компетентностного
подхода в воспитании и предполагает формирование у обучающихся
следующих ключевых компетенций:
- ценностно-смысловых: принятие ценностных ориентиров, умение
осознавать свою роль и предназначение в обществе, выбирать целевые и
смысловые
установки,
принимать
решения;
- общекультурных: духовно- нравственные основы жизни и человечества,
культурологические основы семейных, социальных общественных явлений и
традиций, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере,
самовыражение личности;
- учебно–познавательных: владение способами анализа, синтеза,
сравнения, обобщения, классификации, систематизации; умение действовать
в нестандартных ситуациях, креативность;
- информационных: владение современными средствами информации и
информационными технологиями, формирование умений самостоятельно
искать,
отбирать
и
анализировать
необходимую
информацию,
преобразовывать, передавать и критически осмысливать ее.
- коммуникативных: владение различными способами взаимодействия с
окружающими и удаленными людьми, навыками работы в группе, разными
социальными ролями в коллективе, развитие и формирование
коммуникативных умений, успешная социализация в обществе.
- личностного совершенствования: духовное, интеллектуальное,
физическое саморазвитие, самопознание, культура мышления и поведения.
Цель и задачи программы
Цель: осуществление воспитания, обучения, развития и социализации
школьников средствами музея.
Задачи:
- образовательные: расширение и углубление знаний по истории и культуре
родного края, страны на основе знакомства с материалами
музея;
-развивающие: приобщение школьников к исследовательской деятельности,
развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры;
-воспитательные: воспитание гражданственности, любви к Родине,
почитания и уважения народных традиций и обычаев, ощущение своих
корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа
и его культуры,
формирование национальной терпимости, активной
жизненной позиции.

5

Ожидаемые результаты программы
1. Наличие локальной нормативной правовой базы деятельности школьного
музея.
2. Систематизация работы школьного музея.
3. Получение целостной картины по истории развития района, поселка,
школы и ее традиций.
4. Активизация деятельности в рамках патриотического, гражданского
воспитания.
5. Эффективно действующая система взаимодействия с различными
общественными организациями.
6. Организация экскурсионно-массовой работы: экскурсии, уроки,
индивидуальные посещения, тематические вечера, встречи, передвижные
выставки.
7. Повышение уровня мотивации обучающихся к изучению истории
региона, Невьянского городского округа.
8. Приобщение обучающихся к исследовательской работе.
9. Влияние на выбор профессии обучающимися.
10.Социализация школьников.
Формы контроля: контрольные вопросы, проекты, экскурсии.
Учебно-тематический план к программе «Школьный музей»
№ Содержание программы
п/п
1. Цели и задачи курса. Вводный
инструктаж
2. 1. Вводное занятие «Юные краеведы»

Теория

Практика

Всего

1

-

1

1

-

1

2. Наследие в школьном музее.
3. Родной край в истории государства
Российского.
4. Функции школьного музея
5. Организация школьного музея.
6. Моя семья и родной край.
7. Наша школа в истории города

1
3

1
-

2
3

2
2
2
1

2
1

2
2
4
2

8. Комплектование фондов школьного
музея
10. 9. Фонды школьного музея

1

1

2

1

1

2

11. 10. Учёт и описание музейных
предметов

1

1

2

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

6

12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

19.
20.

11.Экспозиция школьного музея.
12.Тексты в музейной экспозиции
13. Военная слава земляков
14. Экскурсионная работа в школьном
музее.
Итоговое занятие
Экскурсионные поездки по родному
краю. Проведение инструктажа.
Подготовка к конкурсу
исследовательских работ по
краеведению. Конкурс
исследовательских работ по
краеведению
Заседание Совета и актива школьного
музея
Областные, городские и районные
мероприятия
Итого:

1
1
1
1

1
1
1

1
2
2
2

1
По плану

1
3

По плану

34

Содержание программы курса «Школьный музей»
Цели и задачи курса. Вводный инструктаж (1 ч.)
Тема 1.Вводное занятие «Юные краеведы»(1 ч.)
Теоретические занятия. Инструктажи (1 ч.)
Цели, задачи, участники музейного движения. Целевые программы. Формы
участия в движении. Школьный музей как организационно – методический
центр движения в школах города, района. Организация участия обучающихся
в местных, региональных и всероссийских краеведческих программах
Участие в конкурсе о символике России, региона, района.
Тема 2. Наследие в школьном музее (2 ч)
Теоретические занятия (1 часа)
Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бытования
наследия. Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как
комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов
наследия как способ их охраны и использования.
Практическое занятие (1 часа)
Творческая работа.
Тема 3. Родной край в истории страны (3ч.)
Теоретические занятия (3 ч.)
Мифология по истории заселения родного края. Первые упоминания
местности в официальных источниках. Основные вехи истории края в
7

контексте истории государства. Уникальные особенности природы, истории и
культуры родного края.
Экскурсия по достопримечательным объектам природы, истории и культуры
родного края.
Тема 4. Функции школьного музея (2 ч.)
Теоретические занятия (2 часа)
Полифункциональность школьного музея: детский клуб; общественная
организация, объединяющая детей и взрослых разных поколений; творческая
лаборатория педагогов и обучающихся; способ документирования истории
природы и общества родного края; форма сохранения и представления
материальных и духовных объектов наследия; школа профессиональной
ориентации детей.
Тема 5. Организация школьного музея (2 ч)
Теоретические занятия (2 часа)
Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объединение
учащихся. Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции,
права и обязанности актива школьного музея. Учредительные документы
школьного музея.
Выборы исполнительных органов школьного музея: Совета школьного музея,
руководителя школьного музея, формирование рабочих групп, выборы их
руководителей. Обсуждение функций Совета содействия (попечителей)
школьного музея и утверждение его состава.
Тема 6. Моя семья и родной край (4 ч.)
Теоретические занятия (2 часа)
Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный
архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода.
Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных
реликвий.
Практические занятия (2 часов)
Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с
историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов.
Тема 7. Наша школа в истории города (2 ч.)
Теоретические занятия (1 часа)
История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и
выпускники школы, их след в истории края. Публикации о школе, её учителях
и выпускниках. Летопись школы. Школьный музей и архив. Источники по
истории школы в районных, городских, областных и республиканских
архивах.
Практические занятия (1 ч.)
8

Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний
и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории
школы. Переписка с педагогами и выпускниками, живущими за пределами
родного края. Ведение исторической хроники и летописи школы. Школа № 3
– «кузница кадров».
Тема 8. Комплектование фондов школьного музея (2 часа)
Теоретические занятия (1 часа)
Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейнокраеведческого исследования. Планирование работы. Специальное
снаряжение. Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов
музейного значения. Сбор дополнительной информации об исторических
событиях, природных явлений и предметах музейного значения. Назначение
полевой документации. Обеспечение научной и физической сохранности
находок. Меры безопасности в процессе походов, экспедиций, других полевых
изысканий.
Практические занятия (1 час.)
Составление планов поисково-собирательной деятельности. Распределение
обязанностей между участниками поисково-собирательной работы.
Разработка маршрутов походов и экспедиций.
Тема 9. Фонды школьного музея (2 часа)
Теоретические занятия (1 часа)
Структура и состав собрания школьного музея: основной и научновспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы
формирования фондов и коллекций. Организация учёта фондов школьного
музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурновлажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов
и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и архивов.
Что нельзя хранить в школьном музее.
Практические занятия (1 часа)
Игра-практикум
по
разработке
структуры
музейного
собрания,
формированию основного и научно-вспомогательного фондов, тематических,
систематических и персональных коллекций.
Тема 10. Учет и описание музейных предметов (2 часа)
Теоретические занятия (1 час)
Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета
музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и
коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные
картотеки.
Практические занятия (1 часа)
9

Ролевая игра-практикум по разработке системы документов учёта и описания
музейных предметов, составлению паспортов музейных предметов.
Тема 11. Экспозиция школьного музея (1 часа)
Теоретические занятия (1 часа)
Концепция экспозиции школьного музея. Виды экспозиций: тематическая,
систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Основные
приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности
музейных предметов в экспозиционном использовании.
Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.
Тема 12. Тексты в музейной экспозиции (2 часа)
Теоретические занятия (1 час)
Назначение текстов в экспозиции. Виды озаглавливающих
и
сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам.
Приёмы размещения текстов в экспозиции.
Практические занятия (1 час)
Игра-практикум по составлению этикетажа к экспонатам. Приёмы
размещения текстов в экспозиции.
Тема 13. Военная слава земляков(2 часов)
Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других
военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России.
Военные реликвии семьи. Служба в армии – почетная обязанность гражданина
России. (1 ч.)
Практические занятия (1 часа)
Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы - кадровых военных или
прошедших действительную военную службу. Сбор информации у
родственников и знакомых. Книга Памяти.
Тема 14. Экскурсионная работа в школьном музее (2 часа)
Теоретические занятия (1 час)
Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного
наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая,
учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных
источников, научной и популярной литературы, материалов музейного
собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение
материалом, этика.
Практические занятия (1 часа)
Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме.
Проведение экскурсий.
Тема 15. Индивидуальные консультации, экскурсии (4 ч.)
10

Календарно-тематический план к программе курса
«Школьный музей»
№
п/
п

Дата
проведения

Содержание программы

Теория

Практика

Всего

план

1

02.09

Цели и задачи курса. Вводный инструктаж

1

-

1

2

09.09

1

-

1

34

16.09

1.Юный краевед
Определение цели и задач программы
программы.
2. Наследие в школьном музее. Понятие
об историко-культурном и природном
наследии
Музеефикация объектов наследия как
способ их охраны и использования.
3. Родной край в истории государства
Российского.
История заселения края. Этапы истории
края. Поход на скалы Петра Гронского
4. Функции школьного музея
Участие в конкурсе.
5. Организация школьного музея. Музей
как общественное учебноисследовательское объединение
обучающихся. Формы организации,
ролевые функции, права и обязанности
актива школьного музея. Учредительные
документы школьного музея. Совет музея.
6. Моя семья и родной край. Семейные
предания, традиции и реликвии.
Семейный архив. Памятные события в
истории семьи.Участие в конкурсе.
Биографии
членов
семьи,
рода.
Составление
родословных
таблиц.
Описание семейного архива и семейных
реликвий.
7. Наша школа в истории города
История школы.
Школьные традиции и
достопримечательности. Учителя и
выпускники школы, их след в истории
края.
Летопись школы. Школьный музей и
архив. Выпуск газеты.
8. Комплектование фондов школьного
музея

23.09
57

30.10
07.10
14.10

89
10
11

21.10
11.11
18.11
25.11

12
15

02.12
09.12
16.12
23.12

16
17

30.12

13.01
18
19

20.01
27.01

фа
кт

1

2

1
3

3

2

-

2

2

-

2

2

1

4

1

2
1

1
2
1
11

20
21

03.02

10.02

22
23

17.02

24.02

24

03.03

25
26
27
28

10.03
17.03

29
30

14.04

31.04
07.04

28.04
31

05.05

12.05
19.05
26.05

Организация поисково-собирательской
работы. Выбор темы музейнокраеведческого исследования.
Изучение события, явления. Выявление и
сбор предметов музейного значения.
Наш город на картах мира.
9. Фонды школьного музея Структура и
состав собрания школьного музея:
основной и научно-вспомогательные
фонды, музейные коллекции.
Организация учёта фондов школьного
музея. Обеспечение сохранности
музейных предметов
10. Учёт и описание музейных
предметов
Задачи учета и научного описания
музейных предметов
Система учета музейных фондов: главная
инвентарная книга, паспорта музейных
предметов
11.Экспозиция школьного музея.
Концепция экспозиции школьного музея.
Виды экспозиций: тематическая,
систематическая, монографическая,
ансамблевая экспозиция
12.Тексты в музейной экспозиции
Краеведческий музей Н.Тагил
13. Военная слава земляков
Военные традиции земляков. Жители
родного края – участники ВОВ и других
военных действий. Выпускники школы в
рядах Вооруженных Сил России. Военные
реликвии семьи.
Музей военной техники В.Пышма
14. Экскурсионная работа в школьном
музее. Экскурсия как форма
популяризации историко-культурного
наследия музейными средствами
Виды экскурсий: обзорная, тематическая,
учебная
Итоговое занятие
Квест по Невьянску
Заседание Совета и актива школьного
музея
Индивидуальные консультации, экскурсии

1

2
1

1

2
1
1

1
1

1

1

2

1

1

2

1

2

1
1

1

3

3

Областные, городские и районные
мероприятия
12

Итого:

34

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».