ДОП Лаборатория измерений 2024 (2)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3
НЕВЬЯНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

Принята на заседании
педагогического совета
Протокол № 10
от «02» сентября 2024г.

Утверждаю:
директор МБОУ СОШ № 3 НГО
____________Скороходова Н.В.
от «02» сентября 2024г.
Приказ № 179-1/Д

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Лаборатория измерений»
Направленность программы: естественнонаучная
Уровень программы: базовый
Возраст обучающихся: от 13 до 14 лет.
Срок реализации программы: 1 год, 34 ч.

Педагог, реализующий программу:
Герасимова Т.В., учитель физики

г.Невьянск,
2023г.

Пояснительная записка
.
Рабочая

программа

дополнительного

образования

«Лаборатория

измерений»

предназначена для организации дополнительного образования обучающихся 8 классов
МБОУ СОШ № 3 НГО.
Дополнительная общеобразовательная программа «Лаборатория измерений»
разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон РФ от 29.12.12 № 273 «Об образовании в РФ»
(с изменениями на 8 декабря 2020 года) (редакция, действующая с 1 января 2021 года)
2. Стратегия развития воспитания в РФ до 2025г. (распоряжение правительства РФ от
29.05.2015г. № 996-р)
3. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Минпросвещения РФ от 09
ноября 2018 г. N 196).(с изменениями от 05.09.19 № 470, от 30.09 20 № 533)
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. N 09-1672 "О
направлении методических рекомендаций ".
6.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298н «Об

утверждении профессионального стандарта Педагог дополнительного образования детей и
взрослых»
7. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской
Федерации на период до 2030 года»
8.

Приказ Министерства образования РФ от 23 августа 2017 года N 816 «Порядок

применения

организациями,

осуществляющими

образовательную

деятельность,

электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»
9. Письмо Министерства просвещения РФ от 07.05.2020 г. № ВБ-976_04 «Рекомендации по
реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации,
дополнительных
технологий»

общеразвивающих

программ

с

использованием

дистанционных

10. Авторская программа основного общего образования по физике для 7-9 классов (А.
В.Пёрышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник. -М., «Дрофа», 2014)
Общая характеристика курса
Дополнительная

общеобразовательная

программа

«Лаборатория

измерений»

составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования. Данная программа разработана для обучающихся 8 класса, целью
которой является формирование представления о явлениях окружающего мира, с которыми
дети сталкиваются в повседневной жизни, а также привить детям вкус к исследованию,
вооружить их методами научно-исследовательской деятельности.
В основе ФГОС ООО лежит системно-деятельностный подход в обучении. Принцип
деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в
развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в
процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
Реализация принципа осуществляется через формирование исследовательского обучения
детей. Исследовательское обучение — это процесс самостоятельного познания окружающего
мира посредством изучения его объектов, процессов и явлений.

Дети от природы

любознательны, стремятся сами всё попробовать, поэкспериментировать, исследовать. На
этих занятиях им представится такая возможность.
На уроках окружающего мира школьники уже познакомились с лабораторными
работами. Заинтересовавшиеся исследовательской деятельностью, ребята могут продолжить
расширять свой кругозор и совершенствовать навыки экспериментально-исследовательской
деятельности на занятиях внеурочной деятельности. Дети научатся работать с современным
учебным оборудованием для экспериментальных и лабораторных работ, а также

им

представится возможность участвовать в работе конференций различного уровня.
Целями изучения курса являются:


развитие устойчивого интереса к самостоятельной исследовательской деятельности;



формирование навыков экспериментально-исследовательской деятельности.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:



знакомство обучающихся с методом научного познания и методами исследования

объектов и явлений окружающего мира;


формирование у обучающихся знаний о физических величинах как о способе

описания закономерностей физических явлений и свойств физических тел;


формирование у обучающихся умения наблюдать и описывать явления окружающего

мира, выявлять главное, обнаруживать закономерности и делать выводы;



овладение общенаучными понятиями: явление, проблема, гипотеза, вывод;
научиться пользоваться лабораторным оборудованием для проведения опытов,

экспериментов;


формировать умения обучающихся практически исследовать природные объекты;



научить детей быть любознательными, наблюдательными, учить отгадывать тайны

природы, тайны вещества.

Описание места курса в плане внеурочной деятельности
Объем учебного времени, отводимого на изучение курса 34 часа. Преподавание
осуществляется 1 раз в неделю, в течение одного учебного года.
Личностные, метапредметные УУД
Личностными результатами являются:


Формирование познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и

творческих способностей обучающихся;


Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного

использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого
общества, уважение к ученым;


Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;



Готовность к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации;



Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и

изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами являются:


Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации

учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов
своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;


Формирование умений воспринимать, анализировать и перерабатывать полученную

информацию в соответствии с поставленными задачами;



Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с

использованием различных источников и новых информационных технологий;


Развитие речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать

собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;


Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими

методами решения проблем;


Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных

ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Содержание курса
Содержание программы «Лаборатория измерений» состоит в решении проблемы
организации деятельности для детей, которые интересуются науками естественно-научного
направления.
Программа составлена таким образом, чтобы каждый ребенок самостоятельно
приобретал знания в образовательном процессе.
Темы:
Введение. Физика — наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел.
Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических
величин: длины, времени, температуры.
Методы научного познания. Методы эмпирического исследования.
Измерительные приборы. Физические приборы. Точность и погрешность измерений.
Пространство и его свойства. Пространство как форма существования материи.
Строение вещества. Опыты, доказывающие сложное строение вещества. Тепловое
движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых
телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения
твердых тел, жидкостей и газов.
Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение.
Скорость. Инерция. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.
Масса тела. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела.
Время. Время как форма протекания физических процессов.
Температура. Температура как тепловая характеристика тела.

Давление. Определение давления бруска и цилиндра.
Глубоководный мир: обитатели и погружение. Подъем из глубин. Барокамера.
Покорение вершин. Изменение давления и самочувствие человека.
Выдающийся ученый Архимед. Мертвое море. Я использую рычаг, блок и наклонную
плоскость. Превращение энергии.
Перспективно-тематическое планирование
Тема занятия

Количеств

УУД

о часов
Личностные УУД: Формируется учебная
1.Физика — наука о

1

мотивация

природе. Физические

Познавательные УУД: Пробуют

явления. Физические

самостоятельно ставить перед собой цели

свойства тел.

Регулятивные УУД: Ставят учебную задачу на

Наблюдение и описание

основе соотнесения того, что уже известно и

физических явлений.

того, что еще неизвестно.

2.Физические величины.

Коммуникативные УУД: Позитивно относятся к

Измерения

физических

величин:

1

процессу общения.

длины,

времени, температуры.

Личностные УУД: Формулирование
3.Методы

научного

познания.

Методы

1

собственного мнения
Познавательные УУД: Владеют операциями

эмпирического

классификации

исследования.

Регулятивные УУД: Представляют
обнаруженные закономерности в словесной
форме или в виде таблиц
Коммуникативные УУД: Имеют навыки
конструктивного общения

4.Измерительные
приборы.

1

Личностные УУД: Формирование
самостоятельности в приобретении новых

5.Лабораторная работа

знаний

1

№1 «Определение цены

Познавательные УУД: Самостоятельно создают

деления измерительного

алгоритмы деятельности при решении проблем

прибора»

творческого и поискового характера
Регулятивные УУД: Составляют план и
последовательность действий
Коммуникативные УУД: Учатся сотрудничать

5.Пространство и его

1

Личностные УУД: Формирование

свойства. Лабораторная

самостоятельности в приобретении новых

работа №2 «Измерение

знаний

размеров тел»

Познавательные УУД: Самостоятельно создают

6.Лабораторная

алгоритмы деятельности при решении проблем

работа№3 «Измерение

1

размеров малых тел.»

творческого и поискового характера
Регулятивные УУД: Составляют план и
последовательность действий
Коммуникативные УУД: Продуктивное
взаимодействие в группе

7.Пространство и его

1

Личностные УУД: Формирование желания

свойства. Лабораторная

познавать новое

работа №4

Познавательные УУД: Организация учебной

«Измерение объемов

деятельности

тел»

Регулятивные УУД: Составляют план и
последовательность действий
Коммуникативные УУД: Умение решать
проблемы, возникающие в ходе групповой
работы

8.Строение вещества.

1

Личностные УУД: Освоение приемов действий

9.Лабораторная работа

в нестандартной ситуации

№5

Познавательные УУД: Владение методами

«Измерение размеров

1

исследования в процессе самостоятельной

молекул» (по

работы

фотографиям)

Регулятивные УУД: Овладение
универсальными способами деятельности на
примерах использования метода научного
познания

10. Лабораторная работа

1

Личностные УУД: Освоение приемов действий

№5

в нестандартной ситуации

«Наблюдение

Познавательные УУД: Владение методами

броуновского

исследования в процессе самостоятельной

движения»

работы
Регулятивные УУД: Овладение
универсальными способами деятельности на
примерах использования метода научного
познания

11.Механическое

1

Личностные УУД: Формирование

движение. Расчет пути и

самостоятельности в приобретении новых

времени движения.

знаний

12.Лабораторная работа

Познавательные УУД: Самостоятельно создают

№7

1

алгоритмы деятельности при решении проблем

«Измерение параметров

творческого и поискового характера

движения»

Регулятивные УУД: Составляют план и
последовательность действий
Коммуникативные УУД: Продуктивное
взаимодействие в группе

13.Масса тела.

1

Личностные УУД: Освоение приемов действий

Лабораторная работа

в нестандартной ситуации

№8 «Измерение массы»

Познавательные УУД: Владение методами
исследования в процессе самостоятельной
работы
Регулятивные УУД: Овладение
универсальными способами деятельности на
примерах использования метода научного
познания

14.Время. Лабораторная

1

Личностные УУД: Формирование

работа №9 «Измерение

самостоятельности в приобретении новых

интервалов времени»

знаний
Познавательные УУД: Самостоятельно создают
алгоритмы деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера
Регулятивные УУД: Составляют план и

последовательность действий
Коммуникативные УУД: Продуктивное
взаимодействие в группе
15.Температура.

1

Личностные УУД: Формирование

История изобретения

самостоятельности в приобретении новых

термометра.

знаний

Температурные шкалы.

Познавательные УУД: Самостоятельно создают

16.Лабораторная работа

алгоритмы деятельности при решении проблем

№9 «Измерение

1

температуры»

творческого и поискового характера
Регулятивные УУД: Составляют план и
последовательность действий
Коммуникативные УУД: Учатся сотрудничать

17.Лабораторная

1

Личностные УУД: Формирование

работа№10

самостоятельности в приобретении новых

«Определение массы

знаний

воздуха в классе.»

Познавательные УУД: Самостоятельно создают
алгоритмы деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера
Регулятивные УУД: Составляют план и
последовательность действий

18.Давление твердого

1

тела.
19.Решение задач на

Личностные УУД: Формирование
познавательных интересов, интеллектуальных и

1

творческих способностей

расчет давления

19Познавательные УУД: Самостоятельно

твердого тела.

создают алгоритмы деятельности при решении

20.Творческое задание

1

проблем творческого и поискового характера

на составление и

Регулятивные УУД: Составляют план и

решение задач на расчет

последовательность действий

давления твердого тела.

Коммуникативные УУД: Учатся публично

21.Примеры применения

выступать

давления в природе и
технике на основе
сюжетов из
литературных
произведений.

1

22.Лабораторная
работа№11
«Определение давления
бруска и цилиндра».

1

23. Лабораторная
работа№12
«Определение давления
человека при ходьбе и
стоя на месте».

1

24.Давление жидкости.

1

25. Лабораторная
работа№13 «Измерение

Личностные УУД: Формирование
познавательных интересов, интеллектуальных и

1

творческих способностей

давления внутри

19Познавательные УУД: Самостоятельно

жидкости на разной

создают алгоритмы деятельности при решении

глубине».

проблем творческого и поискового характера

26.Глубоководный мир:

Регулятивные УУД: Составляют план и

обитатели.

последовательность действий

27.Подъём из глубин,

1

погружение

выступать

барокамеры.

1

28.Выдающийся ученый

1

Архимед.
29.Простые механизмы.
30. Лабораторная работа
№14 «Исследование:
даёт ли выигрыш в
работе наклонная
плоскость, рычаг, блоки.

Коммуникативные УУД: Учатся публично

Личностные УУД: Формирование
познавательных интересов, интеллектуальных и

1

творческих способностей
19Познавательные УУД: Самостоятельно
создают алгоритмы деятельности при решении

1

проблем творческого и поискового характера
Регулятивные УУД: Составляют план и
последовательность действий
Коммуникативные УУД: Учатся публично
выступать

31.Механическая

1

Личностные УУД: Формирование

энергия. Превращения

познавательных интересов, интеллектуальных и

энергии.

творческих способностей

32.Превращение энергии

19Познавательные УУД: Самостоятельно

на примере работы

1

создают алгоритмы деятельности при решении

детских игрушек.

проблем творческого и поискового характера

33.Экскурсия в

Регулятивные УУД: Составляют план и

пожарную часть.

последовательность действий
1

Коммуникативные УУД: Учатся публично
выступать

Итого

34
Планируемые результаты освоения курса

В результате изучения данного курса ученик научится:
 использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения
физических величин;
 представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой
основе эмпирические зависимости;
 описывать и объяснять физические явления;
 приводить примеры практического использования полученных знаний.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».