МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 НЕВЬЯНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА Принята на заседании педагогического совета Протокол № 10 от «02» сентября 2024г. Утверждаю: директор МБОУ СОШ № 3 НГО ____________Скороходова Н.В. от «02» сентября 2024г. Приказ № 179-1/Д ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Школьный музей» Направленность программы: туристско-краеведческая Уровень программы: стартовый Возраст обучающихся: от 12 до 14 лет. Срок реализации программы: 1 год, 68 часа. : Педагог реализующий программу: Соловьева М.В., учитель истории г.Невьянск, 2024г. Программа курса «Школьный музей» Пояснительная записка Программа «Школьный музей» предполагает обучение детей основам краеведения и музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея. Курс рассчитан на 1 год обучения. Тематическое наполнение и часовая нагрузка отражены в учебно-тематическом плане. Специфика организации занятий по программе заключается во взаимосвязанности краеведческой и музееведческой составляющих курса. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории, культуры и природы края музейно-краеведческими средствами. Проведение занятий по этой схеме даёт возможность обучающимся получать знания и представления по истории, культуре, и природе родного края, выявлять темы и проблемы, требующие музейно-краеведческого исследования, изучать методики проведения таких исследований и осуществлять их в процессе практических занятий и в свободное время. Программа рассчитана на обучающихся 5-9 классов. Школьный историко-краеведческий музей в соответствии со своим профилем расширяет и углубляет знания обучающихся. Он развивает чувство причастности к судьбе малой родины, воспитывает у школьников любовь и уважение к родному краю, своей стране, к ее историческому прошлому и настоящему. Музей выступает важным фактором формирования общественной активности учеников, способствует сохранению и укреплению школьных традиций. Работа школьного музея способствует реализации компетентностного подхода в воспитании и предполагает формирование у обучающихся следующих ключевых компетенций: - ценностно-смысловых: принятие ценностных ориентиров, умение осознавать свою роль и предназначение в обществе, выбирать целевые и смысловые установки, принимать решения; - общекультурных: духовно- нравственные основы жизни и человечества, культурологические основы семейных, социальных общественных явлений и традиций, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, самовыражение личности; - учебно–познавательных: владение способами анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; умение действовать в нестандартных ситуациях, креативность; - информационных: владение современными средствами информации и информационными технологиями, формирование умений самостоятельно 2 искать, отбирать и анализировать необходимую информацию, преобразовывать, передавать и критически осмысливать ее. - коммуникативных: владение различными способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыками работы в группе, разными социальными ролями в коллективе, развитие и формирование коммуникативных умений, успешная социализация в обществе. - личностного совершенствования: духовное, интеллектуальное, физическое саморазвитие, самопознание, культура мышления и поведения. Цель и задачи программы Цель: осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьников средствами музея. Задачи: - образовательные: расширение и углубление знаний по истории и культуре родного края, страны на основе знакомства с материалами музея; - развивающие: приобщение школьников к исследовательской деятельности, развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры; - воспитательные: воспитание гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры, формирование национальной терпимости, активной жизненной позиции. Принципы реализации программы: - деятельностный подход – ребенок развивается в деятельности; - принцип обеспечения успешности; - принцип дифференциации; - компетентностный подход – воспитание направлено на формирование ключевых компетенций личности ребенка. Педагогические технологии Работа музея строится на использовании педагогических технологий, обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в обучении и воспитании: - метод проекта; - ученического исследования; - образовательных путешествий; - технологии коллективных творческих дел; - технологии проблемного обучения. Ведущие направления деятельности: 1. Организационная и методическая работа. 2. Поисково-исследовательская работа. 3. Экспозиционная и учетно-хранительная работа. 4. Экскурсионно-массовая работа. 5. Учебно-образовательная и воспитательная. 6. Работа с фондами. 3 7. Информационно-технологическая работа. Данные направления реализуются на различных уровнях: - учебном; - внеклассном; - социально-проектном. Формы работы в школьном музее Учебная работа: Воспитательная работа: - практическая работа на местности; - кружки, экскурсии, походы; - учебные экскурсии вне музея; - туристические поездки; - уроки в музее - встречи, сборы, собрания; - экскурсии в музее - уроки мужества, акции; - изучение исторических событий. - экскурсии, встречи в музее. Ожидаемые результаты программы 1. Наличие локальной нормативной правовой базы деятельности школьного музея. 2. Систематизация работы школьного музея. 3. Получение целостной картины по истории развития района, поселка, школы и ее традиций. 4. Активизация деятельности в рамках патриотического, гражданского воспитания. 5. Эффективно действующая система взаимодействия с различными общественными организациями. 6. Организация экскурсионно-массовой работы: экскурсии, уроки, индивидуальные посещения, тематические вечера, встречи, передвижные выставки. 7. Повышение уровня мотивации обучающихся к изучению истории региона, Невьянского городского округа. 8. Приобщение обучающихся к исследовательской работе. 9. Влияние на выбор профессии обучающимися. 10.Социализация школьников. Формы контроля: - Тесты - Контрольные вопросы - Проекты 4 - Экскурсии. Нормативно-локальная база деятельности школьного музея: - Устав школы; - Положение о школьном музее; - Программа развития школы; - План работы школы на учебный год; - Программа развития музея; - План работы музея на учебный год; - Рабочая программа дополнительного образования детей. Документация музея: - инвентарная книга; - журнал регистрации посещений. Управление реализацией программы: - директор школы; - руководитель музея; - заместитель директора школы по воспитательной работе; - совет музея. Учебно-тематический план к программе «Школьный музей» № Содержание программы п/п 1. Цели и задачи курса. Вводный инструктаж 2. 1. Вводное занятие «Юные краеведы» Теория Практика 1 Всего 1 1 2 3 2. Наследие в школьном музее. 3. Родной край в истории государства Российского. 4. Функции школьного музея 5. Организация школьного музея. 6. Моя семья и родной край. 7. Наша школа в истории города 2 1 2 5 4 6 2 2 2 2 2 6 6 2 4 8 8 8. Комплектование фондов школьного музея 10. 9. Фонды школьного музея 2 2 4 2 2 4 11. 10. Учёт и описание музейных предметов 12. 11.Экспозиция школьного музея. 13. 12.Тексты в музейной экспозиции 14. 13. Военная слава земляков 15. 14. Экскурсионная работа в школьном музее. 1 3 4 1 4 3 2 2 6 4 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 2 1 2 1 5 16. Итоговое занятие 17. Экскурсионные поездки по родному краю. Проведение инструктажа. 18. Подготовка к конкурсу исследовательских работ по краеведению. Конкурс исследовательских работ по краеведению 19. Заседание Совета и актива школьного музея 20. Областные, городские и районные мероприятия Итого: 2 По плану 2 2 По плану 68 Содержание программы курса «Школьный музей» Цели и задачи курса. Вводный инструктаж (1 час) Тема 1.Вводное занятие «Юные краеведы»(3 часа) Теоретические занятия. Инструктажи (2 часа) Цели, задачи, участники музейного движения. Целевые программы. Формы участия в движении. Школьный музей как организационно – методический центр движения в школах города, района. Организация участия обучающихся в местных, региональных и всероссийских краеведческих программах Практические занятия (1 час) Участие в конкурсе о символике России, региона, района. Тема 2. Наследие в школьном музее (4 часа) Теоретические занятия (2 часа) Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бытования наследия. Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования. Практическое занятие (2 часа) Творческая работа. Тема 3. Родной край в истории страны (6 часов) Теоретические занятия (1 час) Мифология по истории заселения родного края. Первые упоминания местности в официальных источниках. Основные вехи истории края в контексте истории государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края. 6 Практические занятия (5 часов) Экскурсия по достопримечательным объектам природы, истории и культуры родного края. Экскурсия... Тема 4. Функции школьного музея (2 часа) Теоретические занятия (2 часа) Полифункциональность школьного музея: детский клуб; общественная организация, объединяющая детей и взрослых разных поколений; творческая лаборатория педагогов и обучающихся; способ документирования истории природы и общества родного края; форма сохранения и представления материальных и духовных объектов наследия; школа профессиональной ориентации детей. Тема 5. Организация школьного музея (4 часа) Теоретические занятия (2 часа) Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся. Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Учредительные документы школьного музея. Практические занятия (2 часа) Выборы исполнительных органов школьного музея: Совета школьного музея, руководителя школьного музея, формирование рабочих групп, выборы их руководителей. Обсуждение функций Совета содействия (попечителей) школьного музея и утверждение его состава. Тема 6. Моя семья и родной край (8 часов) Теоретические занятия (2 часа) Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий. Практические занятия (6 часов) Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов. Тема 7. Наша школа в истории города(8 часов) Теоретические занятия (2 часа) История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории края. Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Летопись школы. Школьный музей и архив. 7 Источники по истории школы в районных, городских, областных и республиканских архивах. Практические занятия (6 часов) Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы. Переписка с педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного края. Ведение исторической хроники и летописи школы. Школа № 3 – «кузница кадров». Тема 8. Комплектование фондов школьного музея (4 часа) Теоретические занятия (2 часа) Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейнокраеведческого исследования. Планирование работы. Специальное снаряжение. Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной информации об исторических событиях, природных явлений и предметах музейного значения. Назначение полевой документации. Обеспечение научной и физической сохранности находок. Меры безопасности в процессе походов, экспедиций, других полевых изысканий. Практические занятия (2 час.) Составление планов поисково-собирательной деятельности. Распределение обязанностей между участниками поисково-собирательной работы. Разработка маршрутов походов и экспедиций. Тема 9. Фонды школьного музея (4 часа) Теоретические занятия (2 часа) Структура и состав собрания школьного музея: основной и научновспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурновлажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и архивов. Что нельзя хранить в школьном музее. Практические занятия (2 часа) Игра-практикум по разработке структуры музейного собрания, формированию основного и научно-вспомогательного фондов, тематических, систематических и персональных коллекций. Тема 10. Учет и описание музейных предметов (4 часа) Теоретические занятия (1 час) Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки. 8 Практические занятия (3 часа) Ролевая игра-практикум по разработке системы документов учёта и описания музейных предметов, составлению паспортов музейных предметов. Тема 11. Экспозиция школьного музея (2 часа) Теоретические занятия (2 часа) Концепция экспозиции школьного музея. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании. Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые. Тема 12. Тексты в музейной экспозиции (2 часа) Теоретические занятия (1 час) Назначение текстов в экспозиции. Виды озаглавливающих и сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции. Практические занятия (1 час) Игра-практикум по составлению этикетажа к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции. Тема 13. Военная слава земляков(6 часов) Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи. Служба в армии – почетная обязанность гражданина России. (2 ч.) Практические занятия (4 часа) Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы - кадровых военных или прошедших действительную военную службу. Сбор информации у родственников и знакомых. Книга Памяти. Тема 14. Экскурсионная работа в школьном музее (4 часа) Теоретические занятия (1 час) Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика. Практические занятия (3 часа) Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Проведение экскурсий. Тема 15. Индивидуальные консультации по темам проектов (6 часов) 9 Календарно-тематический план к программе курса «Школьный музей» № п/п Дата проведения Содержание программы Теория Практика Всего план факт 1 Цели и задачи курса. Вводный инструктаж 1 2 3 1.Юный краевед Целевые программы. Школьный музей как организационно-методический центр движения «Отечество» в школе. Местные и региональные программы и подпрограммы. 2. Наследие в школьном музее.Понятие об историко-культурном и природном наследии Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования. 3. Родной край в истории государства Российского. История заселения края. Этапы истории края Экскурсионные поездки по родному краю. Проведение инструктажа. 4. Функции школьного музея 5. Организация школьного музея. Музей как общественное учебноисследовательское объединение учащихся. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Учредительные документы школьного музея. Совет музея. 6. Моя семья и родной край. Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий. 8. Наша школа в истории города История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории края. Летопись школы. Школьный музей и архив. Источники по истории школы в районных и областных архивах. 8. Комплектование фондов школьного музея 2 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 1 1 2 3 4 2 2 6 4 2 2 2 2 4 8 1 3 1 3 8 1 3 1 3 1 1 4 10 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейнокраеведческого исследования. Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Меры безопасности в процессе походов, экспедиций 9. Фонды школьного музея Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции. Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов 10. Учёт и описание музейных предметов Задачи учета и научного описания музейных предметов Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, паспорта музейных предметов 11.Экспозиция школьного музея.Концепция экспозиции школьного музея. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция 12.Тексты в музейной экспозиции 13. Военная слава земляков Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи. Книги Памяти 14. Экскурсионная работа в школьном музее. Экскурсия как форма популяризации историко-культурного наследия музейными средствами Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная Итоговое занятие Индивидуальные консультации по темам проектов Заседание Совета и актива школьного музея Областные, городские и районные мероприятия Итого: 1 1 4 2 2 4 1 1 2 2 2 1 2 1 4 2 6 1 1 4 2 2 68 11 12