Рекомендации по проведению в образовательных организациях с обучающимися профилактических мероприятий, направленных на формирование у них позитивного мышления, принципов здорового образа жизни, предупреждение суицидального поведения I. 1.1. Настоящие Общие положения рекомендации по проведению в образовательных организациях с обучающимися профилактических мероприятий, направленных на формирование у них позитивного мышления, принципов здорового образа жизни, предупреждение суицидального поведения (далее – Рекомендации) сформированы во исполнение пункта 2 комплекса мер до 2025 года по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2021 г. № 1058-р (далее – Комплекс мер). 1.2. Рекомендации осуществляемой в направлены субъектах на Российской совершенствование Федерации по деятельности, профилактике суицидального поведения детей и молодежи, и адресованы руководителям общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций. II. Суицидальное поведение детей и подростков: факторы риска и факторы защиты 2.1. Среди факторов риска, влияющих на формирование суицидального поведения у детей и подростков, можно выделить биологические, психологические и социально-средовые. 2.1.1. К числу биологических факторов относятся устанавливаемые медицинскими работниками дисфункции; хронические соматические заболевания (особенно с ограничением повседневного функционирования и (или) хроническим болевым синдромом); депрессивные, психические расстройства; злоупотребление психоактивными веществами. Рекомендации - 07 2 2.1.2. Среди психологических факторов, влияющих на формирование суицидального поведения у детей и подростков, выделяют высокий уровень тревожности, заниженную самооценку, слишком высокие собственные притязания на успех, низкий уровень стрессоустойчивости, эмоциональную лабильность. 2.1.3. Социально-средовыми факторами, способными спровоцировать риск формирования суицидального поведения у несовершеннолетнего, являются неблагоприятная семейная обстановка (демонстрируемое безразличие, проявление жестокости, насилия (физического, психологического, сексуального) или, напротив, отношение к ребенку как кумиру семьи; развод родителей), отсутствие психологической безопасности образовательной среды (травля, неразрешенные конфликты со сверстниками, педагогами; недоступность получения психологической помощи при неспособности справиться с трудностями учебной программы, адаптации к учебному процессу; повышенной напряженности в экзаменационный период). 2.1.4. Риск самоубийств повышают вынужденная миграция, факты дискриминации социальных групп (лица, освободившиеся из заключения или содержащиеся под стражей, и члены их семей; лица, которые идентифицируют себя с представителями нетрадиционной сексуальной ориентации; беженцы). 2.1.5. Важно отметить, что для объяснения мотивов самоубийства недостаточно какой-либо одной причины или стресс-фактора. Чаще всего одновременно действуют несколько факторов риска, которые в совокупности повышают уязвимость ребенка в отношении суицидального поведения. При этом присутствие факторов риска не всегда влечет за собой суицидальные действия. 2.2. Одновременно с факторами риска формирования суицидального поведения у детей и подростков важно выделить антисуицидальные факторы, или факторы защиты, которые являются ресурсами личности, помогающими ей преодолевать стресс и сложные жизненные ситуации, выбирать эффективные стратегии поведения. Среди таких ресурсов выделяют внешние (средовые, социальные) и внутренние (психологические, личностные). 2.2.1. С учетом психологических возрастных особенностей подростка Рекомендации - 07 3 наиболее важным внешним ресурсом для него является его ближайшее окружение: друзья, одноклассники, значимые взрослые (родители, педагоги, тренеры), – люди, которые постоянно присутствуют в жизни подростка. Друзья дают возможность подростку ощутить единство со сверстниками, и быть понятым, значимым; семья позволяет удовлетворить потребность в безусловной любви и принятии. Кроме того, к числу внешних ресурсов для обучающегося относится образовательная организация, где он обучается, организации, в которые подросток может обратиться за помощью (центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее – ППМС-центр), региональные ресурсные центры психологической службы системы образования, религиозные организации), проявить свои способности и таланты (организации дополнительного образования, клубы по интересам, центры развития творчества, спортивные организации и иное), телефоны доверия. 2.2.2. В отличие от внешних ресурсов, внутренние (психологические, личностные) ресурсы принадлежат самому человеку и выступают системными характеристиками личности, которые обеспечивают возможность преодолевать трудные жизненные ситуации, сохраняя при этом достаточный уровень психологического благополучия. В широком смысле под личностными ресурсами понимаются «гибкие навыки» – эмоциональные, мотивационно-волевые, когнитивные и поведенческие конструкты, которые человек актуализирует при адаптации к стрессовым жизненным ситуациям. Среди личностных ресурсов, способствующих формированию устойчивости к риску формирования стрессоустойчивость, суицидального жизнестойкость, поведения, можно сформированную выделить положительную Я-концепцию, отношение к ошибкам как к ресурсу развития, критическое мышление, способность планировать, вера в себя и свои возможности, уважительное отношение к интересам других людей, способность к саморегуляции и эмпатии. 2.3. Рекомендации - 07 Понимание факторов риска и факторов защиты, влияющих 4 на формирование суицидального поведения у детей и подростков, позволяет планировать и осуществлять в образовательной организации соответствующую профилактическую деятельность. III. Деятельность общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации (далее – образовательная организация) по профилактике суицидального поведения обучающихся 3.1. С учетом понимания факторов риска и факторов защиты формирования суицидального поведения у обучающихся руководителям образовательных организаций рекомендуется обеспечивать: 3.1.1. привлечение к профилактической деятельности заместителей (советников) директора по воспитанию и взаимодействию с детскими коллективами, педагогов-психологов (штатных и (или) ППМС-центров (региональных, муниципальных), социальных педагогов, учителей; 3.1.2. взаимодействие образовательной организации с медицинской организацией, в которой может быть оказана необходимая помощь обучающемуся с риском суицида; 3.1.3. информирование участников образовательных отношений о ресурсах получения психологической помощи (в том числе экстренной, кризисной) посредством публикации телефонов горячих линий психологической помощи (Общероссийский детский телефон доверия 8-800-2000-122, Горячая линия экстренной психологической помощи 8-800-600-31-14, региональные горячие линии) на информационных досках в образовательной организации, официальных цифровых ресурсах образовательной организации в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть Интернет) (сайт, страница в социальных сетях), памятках для обучающихся и их родителей (законных представителей); 3.1.4. регулярное проведение мероприятий для родителей (законных представителей) обучающихся, реализация психолого-просветительских программ по развитию благополучных детско-родительских отношений, психологическим Рекомендации - 07 5 особенностям взросления ребенка, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, выявлению ранних признаков формирования суицидального поведения у детей и подростков. Планирование и проведение указанных мероприятий, в зависимости от их темы, формата проведения и охвата, может быть реализовано классными руководителями, педагогами-психологами, представителями администрации образовательной организации. При подготовке мероприятий для родителей (законных представителей) обучающихся предлагается использовать материалы, подготовленные федеральным государственным бюджетным учреждением «Центр защиты прав и интересов детей» (далее – Центр): памятки «Родителям о психологической безопасности детей и подростков», «Формула безопасного детства. Рекомендации для родителей», ссылка: https://fcprc.ru/spec-value-of-life/informatsionnye-materialy-dlya-roditelej алгоритм действий для родителей обучающихся по раннему выявлению и реагированию на деструктивное поведение несовершеннолетних, проявляющееся под воздействием информации негативного характера, распространяемой в сети Интернет: https://fcprc.ru/spec-kdn/metodicheskie-materialy/ сценарий всероссийского интернет-рисков и угроз родительского жизни собрания детей и «Профилактика подростков»: https://fcprc.ru/media/media/behavior/Roditelskoe_sobranie_Profilaktika_internetriskov.pdf сценарий родительского самоповреждающего поведения онлайн-собрания среди «Профилактика подростков»: https://fcprc.ru/media/media/behavior/Roditelskoe_sobranie_Profilaktika_samopovrejdeni ya.pdf сценарий родительского собрания «Профилактика рисков аутодеструктивного поведения подростков»: https://fcprc.ru/media/media/behavior/Roditelskoe_sobranie_Profilaktika_autodestruktivn ogo_povedeniya.pdf Рекомендации - 07 6 Кроме того, Общероссийской общественной организацией «Федерация психологов образования России» ежегодно по итогам проведения Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде формируется в сети Интернет реестр соответствующих программ, имеющих доказанную эффективность, получивших высокую оценку экспертов в области психологии в образовании и рекомендованных к применению в деятельности образовательных организаций (далее – Реестр). Из Реестра при организации профилактической работы с родителями (законными представителями) обучающихся предлагается использовать материалы: программа комплексного психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Эффективные практики взаимодействия с семьей – перекресток возможностей»: https://rospsy.ru/node/90 социальная психологическая игра «Откровенный разговор»: https://rospsy.ru/node/721 профилактика насилия в отношении детей и подростков «Песчинка. А если мы поговорим об этом?»: https://rospsy.ru/node/104 3.1.5. содействие формированию психологически благоприятного климата в образовательной организации с охватом профилактическими, просветительскими мероприятиями всех участников образовательных отношений. Эффективными инструментами в деятельности по формированию психологически благоприятной образовательной среды являются в том числе проведение в образовательных организациях психологических игр и марафонов, организация для обучающихся встреч и мастер-классов с общественными деятелями, спортсменами, учеными, представителями профессий, требующих особых знаний и навыков, а также с обучающимися, имеющими положительный опыт преодоления трудных жизненных ситуаций и (или) добившихся высоких достижений (образовательных, творческих, общественных). При организации деятельности, направленной на формирование положительного школьного климата, предупреждение травли в образовательной Рекомендации - 07 7 среде, предлагаются к использованию методические материалы, подготовленные Центром, а также отдельные программы Реестра: методические рекомендации для педагогов общеобразовательных организаций «Обеспечение психологической безопасности в детско-подростковой среде»: http://fcprc.ru/media/media/behavior/MR_dlya_pedagogov_Psihol_bezopasnost.pdf методические рекомендации для психологов общеобразовательных организаций «Обеспечение психологической безопасности в детско-подростковой среде»: http://fcprc.ru/media/media/behavior/MR_dlya_psihologov_Psihol_bezopasnost.pdf профилактика травли (буллинга) в профессиональных образовательных организациях: http://fcprc.ru/media/media/mediacia/Минпросвещения_2022.pdf программа по профилактике буллинга среди детей подросткового возраста «Дорога добра»: https://rospsy.ru/node/97 система работы «Психологическое сопровождение процесса развития одаренности учащихся в Лицее» https://rospsy.ru/node/363 3.1.6. организация на постоянной основе мероприятий, направленных на формирование у обучающихся ответственного отношения к своему здоровью, ценностного отношения к здоровому образу жизни, на профилактику деструктивного, в том числе зависимого поведения. Наряду с проведением спортивных мероприятий, популяризацией достижений обучающихся в спорте, творчестве, в профилактической деятельности предлагается также к использованию: программа профилактики отклоняющегося поведения подростков с задержкой психического развития «Красота – внутри меня»: https://rospsy.ru/node/858 профилактическая психолого-педагогическая программа «Я выбираю жизнь в Гармонии с собой» (профилактика раннего употребления подростками психоактивных веществ): https://rospsy.ru/node/92 профилактическая психолого-педагогическая программа «Все в твоих руках!»: https://rospsy.ru/node/351 Рекомендации - 07 8 психолого-педагогическое сопровождение профилактики употребления психоактивных веществ среди студентов организаций высшего и среднего профессионального образования: https://rospsy.ru/node/357 3.2. В рамках деятельности по развитию личностных ресурсов обучающихся педагогам-психологам руководителями, (в том социальными числе во взаимодействии педагогами, с учителями) классными предлагаются к использованию материалы из Реестра: программа лекционно-практических занятий «Она», направленных на формирование ролевой идентичности у девочек подросткового возраста: https://rospsy.ru/node/336 программа психолого-педагогической профилактики девиантного поведения детей и подростков «Путь к себе»: https://rospsy.ru/node/124 образовательная (просветительская) психолого-педагогическая программа факультативного курса «Психология» для 10 классов: https://rospsy.ru/node/340 «Мир вокруг меня (Влияние формирования ценностных ориентаций на личностное развитие подростков)»: https://rospsy.ru/node/347 «Школа юного https://rospsy.ru/node/1860 Рекомендации - 07 психолога для подростков 12-17 лет»: