Рекомендации по проведению в образовательных организациях с обучающимися профилактических мероприятий, направленных на формирование у них позитивного мышления, принципов здорового образа жизни, предупреждение

Рекомендации
по проведению в образовательных организациях
с обучающимися профилактических мероприятий, направленных
на формирование у них позитивного мышления, принципов здорового
образа жизни, предупреждение суицидального поведения
I.
1.1.

Настоящие

Общие положения

рекомендации

по

проведению

в

образовательных

организациях с обучающимися профилактических мероприятий, направленных
на формирование у них позитивного мышления, принципов здорового образа жизни,
предупреждение суицидального поведения (далее – Рекомендации) сформированы
во исполнение пункта 2 комплекса мер до 2025 года по совершенствованию системы
профилактики суицида среди несовершеннолетних, утвержденного распоряжением
Правительства

Российской

Федерации

от

26

апреля

2021 г.

№ 1058-р

(далее – Комплекс мер).
1.2.

Рекомендации

осуществляемой

в

направлены

субъектах

на

Российской

совершенствование
Федерации

по

деятельности,
профилактике

суицидального поведения детей и молодежи, и адресованы руководителям
общеобразовательных

организаций,

профессиональных

образовательных

организаций.
II.

Суицидальное поведение детей и подростков: факторы риска и факторы защиты
2.1. Среди факторов риска, влияющих на формирование суицидального

поведения у детей и подростков, можно выделить биологические, психологические
и социально-средовые.
2.1.1.

К

числу

биологических

факторов

относятся

устанавливаемые

медицинскими работниками дисфункции; хронические соматические заболевания
(особенно с ограничением повседневного функционирования и (или) хроническим
болевым синдромом); депрессивные, психические расстройства; злоупотребление
психоактивными веществами.

Рекомендации - 07

2

2.1.2. Среди психологических факторов, влияющих на формирование
суицидального поведения у детей и подростков, выделяют высокий уровень
тревожности, заниженную самооценку, слишком высокие собственные притязания
на успех, низкий уровень стрессоустойчивости, эмоциональную лабильность.
2.1.3. Социально-средовыми факторами, способными спровоцировать риск
формирования

суицидального

поведения

у

несовершеннолетнего,

являются

неблагоприятная семейная обстановка (демонстрируемое безразличие, проявление
жестокости, насилия (физического, психологического, сексуального) или, напротив,
отношение к

ребенку как

кумиру семьи; развод родителей), отсутствие

психологической безопасности образовательной среды (травля, неразрешенные
конфликты

со

сверстниками,

педагогами;

недоступность

получения

психологической помощи при неспособности справиться с трудностями учебной
программы,

адаптации

к

учебному процессу;

повышенной

напряженности

в экзаменационный период).
2.1.4.

Риск

самоубийств

повышают

вынужденная

миграция,

факты

дискриминации социальных групп (лица, освободившиеся из заключения или
содержащиеся под стражей, и члены их семей; лица, которые идентифицируют себя
с представителями нетрадиционной сексуальной ориентации; беженцы).
2.1.5.

Важно

отметить,

что

для

объяснения

мотивов

самоубийства

недостаточно какой-либо одной причины или стресс-фактора. Чаще всего
одновременно действуют несколько факторов риска, которые в совокупности
повышают уязвимость ребенка в отношении суицидального поведения. При этом
присутствие факторов риска не всегда влечет за собой суицидальные действия.
2.2. Одновременно с факторами риска формирования суицидального
поведения у детей и подростков важно выделить антисуицидальные факторы,
или факторы защиты, которые являются ресурсами личности, помогающими
ей преодолевать стресс и сложные жизненные ситуации, выбирать эффективные
стратегии поведения. Среди таких ресурсов выделяют внешние (средовые,
социальные) и внутренние (психологические, личностные).
2.2.1. С учетом психологических возрастных особенностей подростка
Рекомендации - 07

3

наиболее важным внешним ресурсом для него является его ближайшее окружение:
друзья, одноклассники, значимые взрослые (родители, педагоги, тренеры), – люди,
которые постоянно присутствуют в жизни подростка. Друзья дают возможность подростку
ощутить единство со сверстниками, и быть понятым, значимым; семья позволяет
удовлетворить потребность в безусловной любви и принятии.
Кроме того, к числу внешних ресурсов для обучающегося относится
образовательная организация, где он обучается, организации, в которые подросток
может обратиться за помощью (центры психолого-педагогической, медицинской
и социальной помощи (далее – ППМС-центр), региональные ресурсные центры
психологической

службы

системы

образования,

религиозные

организации),

проявить свои способности и таланты (организации дополнительного образования,
клубы по интересам, центры развития творчества, спортивные организации и иное),
телефоны доверия.
2.2.2. В отличие от внешних ресурсов, внутренние (психологические,
личностные) ресурсы принадлежат самому человеку и выступают системными
характеристиками личности, которые обеспечивают возможность преодолевать
трудные

жизненные

ситуации,

сохраняя

при

этом

достаточный

уровень

психологического благополучия.
В широком смысле под личностными ресурсами понимаются «гибкие
навыки» – эмоциональные, мотивационно-волевые, когнитивные и поведенческие
конструкты, которые человек актуализирует при адаптации к стрессовым
жизненным ситуациям.
Среди личностных ресурсов, способствующих формированию устойчивости
к

риску

формирования

стрессоустойчивость,

суицидального

жизнестойкость,

поведения,

можно

сформированную

выделить

положительную

Я-концепцию, отношение к ошибкам как к ресурсу развития, критическое
мышление,

способность

планировать,

вера

в

себя

и

свои

возможности,

уважительное отношение к интересам других людей, способность к саморегуляции
и эмпатии.
2.3.
Рекомендации - 07

Понимание

факторов

риска

и

факторов

защиты,

влияющих

4

на формирование суицидального поведения у детей и подростков, позволяет
планировать и осуществлять в образовательной организации соответствующую
профилактическую деятельность.
III.

Деятельность общеобразовательной организации, профессиональной
образовательной организации (далее – образовательная организация)
по профилактике суицидального поведения обучающихся

3.1. С учетом понимания факторов риска и факторов защиты формирования
суицидального

поведения

у

обучающихся

руководителям

образовательных

организаций рекомендуется обеспечивать:
3.1.1.

привлечение

к

профилактической

деятельности

заместителей

(советников) директора по воспитанию и взаимодействию с детскими коллективами,
педагогов-психологов

(штатных

и

(или)

ППМС-центров

(региональных,

муниципальных), социальных педагогов, учителей;
3.1.2.

взаимодействие

образовательной

организации

с

медицинской

организацией, в которой может быть оказана необходимая помощь обучающемуся
с риском суицида;
3.1.3. информирование участников образовательных отношений о ресурсах
получения психологической помощи (в том числе экстренной, кризисной)
посредством публикации телефонов горячих линий психологической помощи
(Общероссийский детский телефон доверия 8-800-2000-122, Горячая линия
экстренной психологической помощи 8-800-600-31-14, региональные горячие
линии) на информационных досках в образовательной организации, официальных
цифровых

ресурсах

образовательной

организации

в

информационно-

телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть Интернет) (сайт, страница
в социальных сетях), памятках для обучающихся и их родителей (законных
представителей);
3.1.4.

регулярное

проведение

мероприятий

для

родителей

(законных

представителей) обучающихся, реализация психолого-просветительских программ
по развитию благополучных детско-родительских отношений, психологическим
Рекомендации - 07

5

особенностям взросления ребенка, в том числе с ограниченными возможностями
здоровья, выявлению ранних признаков формирования суицидального поведения
у детей и подростков. Планирование и проведение указанных мероприятий,
в зависимости от их темы, формата проведения и охвата, может быть реализовано
классными

руководителями,

педагогами-психологами,

представителями

администрации образовательной организации.
При подготовке мероприятий для родителей (законных представителей)
обучающихся предлагается использовать материалы, подготовленные федеральным
государственным бюджетным учреждением «Центр защиты прав и интересов
детей» (далее – Центр):
памятки

«Родителям

о

психологической

безопасности

детей

и подростков», «Формула безопасного детства. Рекомендации для родителей»,
ссылка: https://fcprc.ru/spec-value-of-life/informatsionnye-materialy-dlya-roditelej
алгоритм действий для родителей обучающихся по раннему выявлению
и реагированию на деструктивное поведение несовершеннолетних, проявляющееся
под воздействием информации негативного характера, распространяемой в сети
Интернет: https://fcprc.ru/spec-kdn/metodicheskie-materialy/
сценарий

всероссийского

интернет-рисков

и

угроз

родительского
жизни

собрания
детей

и

«Профилактика
подростков»:

https://fcprc.ru/media/media/behavior/Roditelskoe_sobranie_Profilaktika_internetriskov.pdf
сценарий

родительского

самоповреждающего

поведения

онлайн-собрания
среди

«Профилактика
подростков»:

https://fcprc.ru/media/media/behavior/Roditelskoe_sobranie_Profilaktika_samopovrejdeni
ya.pdf
сценарий родительского собрания «Профилактика рисков аутодеструктивного
поведения подростков»:
https://fcprc.ru/media/media/behavior/Roditelskoe_sobranie_Profilaktika_autodestruktivn
ogo_povedeniya.pdf

Рекомендации - 07

6

Кроме того, Общероссийской общественной организацией «Федерация
психологов образования России» ежегодно по итогам проведения Всероссийского
конкурса

лучших

психолого-педагогических

программ

и

технологий

в образовательной среде формируется в сети Интернет реестр соответствующих
программ, имеющих доказанную эффективность, получивших высокую оценку
экспертов в области психологии в образовании и рекомендованных к применению
в деятельности образовательных организаций (далее – Реестр).
Из Реестра при организации профилактической работы с родителями
(законными представителями) обучающихся предлагается использовать материалы:
программа комплексного психолого-педагогического сопровождения семей
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Эффективные практики
взаимодействия с семьей – перекресток возможностей»: https://rospsy.ru/node/90
социальная

психологическая

игра

«Откровенный

разговор»:

https://rospsy.ru/node/721
профилактика насилия в отношении детей и подростков «Песчинка. А если
мы поговорим об этом?»: https://rospsy.ru/node/104
3.1.5. содействие формированию психологически благоприятного климата
в образовательной организации с охватом профилактическими, просветительскими
мероприятиями всех участников образовательных отношений.
Эффективными

инструментами

в

деятельности

по

формированию

психологически благоприятной образовательной среды являются в том числе
проведение в образовательных организациях психологических игр и марафонов,
организация для обучающихся встреч и мастер-классов с общественными
деятелями, спортсменами, учеными, представителями профессий, требующих
особых знаний и навыков, а также с обучающимися, имеющими положительный
опыт преодоления трудных жизненных ситуаций и (или) добившихся высоких
достижений (образовательных, творческих, общественных).
При

организации

деятельности,

направленной

на

формирование

положительного школьного климата, предупреждение травли в образовательной

Рекомендации - 07

7

среде, предлагаются к использованию методические материалы, подготовленные
Центром, а также отдельные программы Реестра:
методические рекомендации для педагогов общеобразовательных организаций
«Обеспечение психологической безопасности в детско-подростковой среде»:
http://fcprc.ru/media/media/behavior/MR_dlya_pedagogov_Psihol_bezopasnost.pdf
методические

рекомендации

для

психологов

общеобразовательных

организаций «Обеспечение психологической безопасности в детско-подростковой
среде»:
http://fcprc.ru/media/media/behavior/MR_dlya_psihologov_Psihol_bezopasnost.pdf
профилактика травли (буллинга) в профессиональных образовательных
организациях: http://fcprc.ru/media/media/mediacia/Минпросвещения_2022.pdf
программа по профилактике буллинга среди детей подросткового возраста
«Дорога добра»: https://rospsy.ru/node/97
система

работы

«Психологическое

сопровождение

процесса

развития

одаренности учащихся в Лицее» https://rospsy.ru/node/363
3.1.6. организация на постоянной основе мероприятий, направленных
на формирование у обучающихся ответственного отношения к своему здоровью,
ценностного

отношения

к

здоровому

образу

жизни,

на

профилактику

деструктивного, в том числе зависимого поведения.
Наряду с проведением спортивных мероприятий, популяризацией достижений
обучающихся в спорте, творчестве, в профилактической деятельности предлагается
также к использованию:
программа профилактики отклоняющегося поведения подростков с задержкой
психического развития «Красота – внутри меня»: https://rospsy.ru/node/858
профилактическая психолого-педагогическая программа «Я выбираю жизнь
в

Гармонии

с

собой»

(профилактика

раннего

употребления

подростками

психоактивных веществ): https://rospsy.ru/node/92
профилактическая психолого-педагогическая программа «Все в твоих руках!»:
https://rospsy.ru/node/351

Рекомендации - 07

8

психолого-педагогическое

сопровождение

профилактики

употребления

психоактивных веществ среди студентов организаций высшего и среднего
профессионального образования: https://rospsy.ru/node/357
3.2. В рамках деятельности по развитию личностных ресурсов обучающихся
педагогам-психологам
руководителями,

(в

том

социальными

числе

во

взаимодействии

педагогами,

с

учителями)

классными
предлагаются

к использованию материалы из Реестра:
программа

лекционно-практических

занятий

«Она»,

направленных

на формирование ролевой идентичности у девочек подросткового возраста:
https://rospsy.ru/node/336
программа психолого-педагогической профилактики девиантного поведения
детей и подростков «Путь к себе»: https://rospsy.ru/node/124
образовательная (просветительская) психолого-педагогическая программа
факультативного курса «Психология» для 10 классов: https://rospsy.ru/node/340
«Мир

вокруг

меня

(Влияние

формирования

ценностных

ориентаций

на личностное развитие подростков)»: https://rospsy.ru/node/347
«Школа

юного

https://rospsy.ru/node/1860

Рекомендации - 07

психолога

для

подростков

12-17

лет»:


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».