Функциональная грамотность учимся для жизни 5-9

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Невьянский городской округ
МБОУ СОШ №3 НГО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни»
для обучающихся 5– 9 классов
Срок реализации – 5 лет

г. Невьянск, 2023

Пояснительная записка
АКТУАЛЬНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Актуальность программы определяется изменением требований реальности к человеку,
получающему образование и реализующему себя в современном социуме. Эти изменения
включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее включенности в различные
социальные сферы и социальные отношения. Для успешного функционирования в обществе
нужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в
изменяющихся условиях, а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать
факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы
делать правильный выбор, принимать конструктивные решения. Необходимо планировать свою
деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в
ситуации неопределенности.
Введение в российских школах Федеральных государственных образовательных стандартов
начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО)
актуализировало значимость формирования функциональной грамотности с учетом новых
приоритетных целей образования, заявленных личностных, метапредметных и предметных
планируемых образовательных результатов.
Реализация требований ФГОС предполагает дополнение содержания школьного
образования спектром компонентов функциональной грамотности и освоение способов их
интеграции.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для
жизни» предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к различным
направлениям функциональной грамотности.

Основной целью курса является формирование функционально грамотной личности, ее
готовности и способности «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания,
умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных
сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Курс создает условия для формирования функциональной грамотности школьников в
деятельности, осуществляемой в формах, отличных от урочных.
Содержание курса строится по основным направлениям функциональной грамотности
(читательской, математической, естественно-научной, финансовой, а также глобальной
компетентности и креативному мышлению). В рамках каждого направления в соответствии с
возрастными особенностями и интересами обучающихся, а также спецификой распределения
учебного материала по классам выделяются ключевые проблемы и ситуации, рассмотрение и
решение которых позволяет обеспечить обобщение знаний и опыта, приобретенных на
различных предметах, для решения жизненных задач, формирование стратегий работы с
информацией, стратегий позитивного поведения, развитие критического и креативного
мышления.
ВАРИАНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ФОРМЫ
ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Программа реализуется в работе с обучающимися 9 класса.
Программа курса рассчитана на один год с проведением занятий 1 раз в неделю.
Реализация программы предполагает использование форм работы, которые
предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и
групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность, деловые игры, организацию
социальных практик. Таким образом, вовлеченность школьников в данную внеурочную
деятельность позволит обеспечить их самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов

в различных сферах прикладных знаний, переосмыслить свои связи с окружающими, свое место
среди других людей. В целом реализация программы вносит вклад в нравственное и социальное
формирование личности.
Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка для
формирования и оценки функциональной грамотности, размещенные на портале Российской
электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/), портале ФГБНУ ИСРО РАО
(http://skiv.instrao.ru/), электронном образовательном ресурсе издательства «Просвещение»
(https://media.prosv.ru/func/), материалы из пособий «Функциональная грамотность. Учимся для
жизни» (17 сборников) издательства «Просвещение», а также разрабатываемые методические
материалы в помощь учителям, помогающие грамотно организовать работу всего коллектива
школьников, а также их индивидуальную и групповую работу.
ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций примерной
программы воспитания.
Согласно Примерной программе воспитания у современного школьника должны быть
сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания,
здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности находят свое отражение в содержании
занятий по основным направлениям функциональной грамотности, вносящим вклад в воспитание
гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое,
воспитание ценностей научного познания, формирование культуры здорового образа жизни,
эмоционального благополучия. Реализация курса способствует осуществлению главной цели
воспитания – полноценному личностному развитию школьников и созданию условий для их
позитивной социализации.

Содержание курса
ВВЕДЕНИЕ. О ШЕСТИ СОСТАВЛЯЮЩИХ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Содержание курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни»
представлено шестью модулями, в число которых входят читательская грамотность, математическая
грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и
креативное мышление.
Читательская грамотность
«Читательская грамотность – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты,
размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни».
Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности в целом. Особенность
этого направления в том, что читательская грамотность формируется средствами
разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности. Модуль «Читательская
грамотность» в рамках курса предусматривает работу с текстами разных форматов сплошными,
несплошными, множественными), нацелен на обучение приемам поиска и выявления явной и скрытой,
фактологической и концептуальной, главной и второстепенной информации, приемам соотнесения
графической и текстовой информации, приемам различения факта и мнения, содержащихся в тексте.
Занятия в рамках модуля предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте
информации, а также оценке противоречивой, неоднозначной, непроверенной информации, что формирует
умения оценивать надежность источника и достоверность информации, распознавать скрытые

коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения.
Математическая грамотность
Фрагмент программы внеурочной деятельности в части математической грамотности разработан на основе
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учетом
современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, Концепции развития
математического образования в Российской Федерации и традиций российского образования, которые
обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного
образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного
развития обучающихся. Функциональность математики определяется тем, что ее предметом являются
фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения. Без
математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной
техники, восприятие и интерпретация социальной, экономической, политической информации,
малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку приходится выполнять
расчеты и составлять алгоритмы, применять формулы, использовать приемы геометрических измерений и
построений, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, принимать решения в ситуациях
неопределенности и понимать вероятностный характер случайных событий.
Формирование функциональной математической грамотности естественным образом может
осуществляться на уроках математики, причем как в рамках конкретных изучаемых тем, так и режиме
обобщения и закрепления. Однако менее формальный формат внеурочной деятельности открывает
дополнительные возможности для организации образовательного
процесса, трудно реализуемые в рамках традиционного урока. Во-первых, это связано с потенциалом
нетрадиционных для урочной деятельности форм проведения математических занятий: практические
занятия в аудитории и на местности, опроси изучение общественного мнения, мозговой штурм, круглый

стол и презентация. Во-вторых, такой возможностью является интеграция математического содержания с
содержанием других учебных предметов и образовательных областей. В данной программе предлагается
«проинтегрировать» математику с финансовой грамотностью, что не только иллюстрирует применение
математических знаний в реальной жизни каждого человека и объясняет важные понятия, актуальные для
функционирования современного общества, но и создает естественную мотивационную подпитку для
изучения как математики, так и обществознания.
Естественно-научная грамотность
Задачи формирования естественно-научной грамотности в рамках как урочной, так и неурочной
деятельности в равной мере определяются смыслом понятия естественно-научной грамотности,
сформулированным в международном исследовании PISA:
«Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию
по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность
интересоваться естественно-научными идеями. Естественно-научно грамотный человек стремится
участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и
технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
научно объяснять явления;
демонстрировать понимание особенностей естественно-научного исследования;
интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов».
Вместе с тем внеурочная деятельность предоставляет дополнительные возможности с точки зрения
вариативности содержания и применяемых методов, поскольку все это в меньшей
степени, чем при изучении систематических учебных предметов, регламентируется образовательным
стандартом. Учебные занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности

могут проводиться в разнообразных формах в зависимости от количественного состава учебной группы
(это совсем не обязательно целый класс), ресурсного обеспечения (лабораторное оборудование,
медиаресурсы), методических предпочтений учителя и познавательной активности учащихся.
Финансовая грамотность
Формирование финансовой грамотности предполагает освоение знаний, умений, установок и моделей
поведения, необходимых для принятия разумных финансовых решений. С этой
целью в модуль финансовой грамотности Программы включены разделы «Школа финансовых решений»
(5—7 классы) и «Основы финансового успеха» (8—9 классы). Изучая темы этих
разделов, обучающиеся познакомятся с базовыми правилами грамотного использования денежных
средств, научатся выявлять и анализировать финансовую информацию, оценивать финансовые проблемы,
обосновывать финансовые решения и оценивать финансовые риски. Занятия по программе способствуют
выработке умений и навыков, необходимых при рассмот- рении финансовых вопросов, не имеющих
однозначно правильных решений, требующих анализа альтернатив и возможных последствий сделанного
выбора с учетом возможностей и предпочтений конкретного человека или семьи. Содержание занятий
создает условия для применения финансовых знаний и понимания при решении практических вопросов,
входящих в число задач, рассматриваемых при изучении математики, информатики, географии и
обществознания.
Глобальные компетенции
Направление «глобальные компетенции» непосредственно связано с освоением знаний по проблемам
глобализации, устойчивого развития и межкультурного взаимодействия, изучение которых в соответствии
с Федеральным государственным стандартом основного общего образования входит в программы
естественно-научных, общественно-научных предметов и иностранных языков. Содержание модуля

отражает два аспекта: глобальные проблемы и межкультурное взаимодействие. Организация занятий в
рамках модуля по «глобальным компетенциям» развивает критическое и аналитическое мышление,
умения анализировать глобальные и локальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия,
выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения, объяснять сложные ситуации и проблемы,
оценивать информацию, а также действия людей и их воздействие на природу и общество.
Деятельность по формированию глобальной компетентности обучающихся позволяет решать
образовательные и воспитательные задачи, ориентируя школьников с учетом их возраста
и познавательных интересов на современную систему научных представлений о взаимосвязях человека с
природной и социальной средой, повышение уровня экологической культуры, применение знаний из
социальных и естественных наук при планировании своих действий и поступков и при оценке их
возможных последствий для окружающей среды и социального окружения.
Креативное мышление
Модуль «Креативное мышление» отражает новое направление функциональной грамотности. Введение
этого направления обусловлено тем, что сегодня, как никогда раньше, общественное развитие, развитие
материальной и духовной культуры, развитие производства зависят от появления инновационных идей, от
создания нового знания и от способности его выразить
и донести до людей. Привычка мыслить креативно помогает людям достигать лучших результатов в
преобразовании окружающей действительности, эффективно и грамотно отвечать на вновь возникающие
вызовы. Именно поэтому креативное мышление рассматривается как одна из составляющих
функциональной грамотности, характеризующей способность грамотно пользоваться имеющимися
знаниями, умениями, компетенциями при решении самого широкого спектра проблем, с которыми
современный человек встречается в различных реальных ситуациях. Задача и назначение модуля – дать
общее представление о креативном мышлении и сформировать базовые действия, лежащие в его основе:

умение выдвигать, оценивать и совершенствовать идеи, направленные на поиск инновационных решений
во всех сферах человеческой жизни. Содержание занятий направлено на формирование у обучающихся
общего понимания особенностей креативного мышления. В ходе занятий моделируются ситуации, в
которых уместно и целесообразно применять навыки креативного мышления, учащиеся осваивают
систему базовых действий, лежащих в основе креативного мышления. Это позволяет впоследствии, на
уроках и на классных часах, в ходе учебно-проектной и учебно-исследовательской деятельности
использовать освоенные навыки для развития и совершенствования креативного мышления.
Во всех модулях в последовательно усложняющихся контекстах предлагаются задания, основанные на
проблемных жизненных ситуациях, формирующие необходимые для функционально грамотного человека
умения и способы действия. Последние занятия каждого года обучения используются для подведения
итогов, проведения диагностики, оценки или самооценки и рефлексии.
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ»
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО ШЕСТИ НАПРАВЛЕНИЯМ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ 5—9 КЛАССОВ

5 класс
Модуль: Читательская грамотность «Читаем, соединяя текстовую
и графическую информацию»
Путешествуем и познаем мир (Путешествие по России)
1
Работаем над проектом (Школьная жизнь)
2
Хотим участвовать в конкурсе (Школьная жизнь)
3
По страницам биографий (Великие люди нашей страны)
4

Мир моего города (Человек и технический прогресс
5
Модуль: Естественно-научная грамотность «Наука рядом»
Мои увлечения
1
Растения и животные в нашей жизни
2
Загадочные явления
3
Модуль: Креативное мышление «Учимся мыслить креативно»
Модели и ситуации. Общее представление о креативности (на
1
примерах простейших заданий и бытовых ситуаций). Знакомство с содержательными и тематическими областями
2

Выдвижение разнообразных идей. Для чего нужно выдвигать
разные идеи и варианты. Разные, похожие, одинаковые

Выдвижение креативных идей и их доработка. Для чего
нужны нестандартные идеи. Когда и кому бывают нужны
креативные идеи
4
От выдвижения до доработки идей. Создание продукта. Выполнение проекта на основе
комплексного задания
5
Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой
работы
Модуль: Математическая грамотность «Математика в повседневной жизни»
3

Путешествия и отдых
1
Транспорт
2
Здоровье
3
Домашнее хозяйство
4
Модуль: Финансовая грамотность «Школа финансовых решений»
Собираемся за покупками: что важно знать
1
Делаем покупки: как правильно выбирать товары
2
Приобретаем услуги: знаем, умеем, практикуем
3
Самое главное о правилах поведении грамотного покупателя
4
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность+ Математика
1
«Деньги – не щепки, счетом крепки»
Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы учимся
взаимодействовать и знакомимся с глобальными проблемами»
Мы умеем дружить
1
Общаемся с одноклассниками и живем интересно
2
Какие проблемы называют глобальными? Что значит быть глобально компетентным?
3
Можем ли мы решать глобальные проблемы? Начинаем
4
действовать. Идея: на материале заданий «Покупаем новое»
и «Не выбрасывайте продукты» интеграция с финансовой
грамотностью по теме «Покупки»

6 класс
Модуль: Читательская грамотность «Читаем, различая факты и мнения
1
2
3
4

Нас ждет путешествие (Путешествие по родной земле)
Открываем тайны планеты (Изучение планеты)
Открываем мир науки (Человек и природа)
По страницам биографий полководцев (Великие люди нашей страны)

5 Наши поступки (межличностные взаимодействия)
Модуль: Естественно-научная грамотность «Учимся исследовать»
1 Мои увлечения
2 Растения и животные в нашей жизни
3 Загадочные явления
Модуль: Креативное мышление «Учимся мыслить креативно»
1 Креативность в бытовых и учебных ситуациях: модели и ситуации.

2
3

4
5

Выдвижение разнообразных идей. Учимся проявлять гиб- кость и беглость
мышления. Разные образы и ассоциации
Выдвижение креативных идей и их доработка. Оригиналь- ность и проработанность
Как вдохнуть в идею жизнь? Моделируем ситуацию: нужны оригинальные идеи
От выдвижения до доработки идей. Выполнение проекта на основе комплексного
задания
Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы

Модуль: Математическая грамотность «Математика в повседневной жизни»
1 Спорт
2 Геометрические формы вокруг нас
3 Здоровый образ жизни
4 В школе и после школы (или Общение)
Модуль: Финансовая грамотность «Школа финансовых решений»
1

Семейный бюджет: по доходам — и расход

2

Непредвиденные расходы: как снизить риск финансовых затруднений

3

На чем можно сэкономить: тот без нужды живет, кто деньги бережет

4

Самое главное о правилах грамотного ведения семейного бюджета

Интегрированные занятия: Финансовая грамотность + Математика
1 «Копейка к копейке – проживет семейка»
Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету.
Мы учимся самоорганизации и помогаем сохранить природу »
1
23
4

Мы разные, но решаем общие задачи
Узнаем традиции и обычаи и учитываем их в общении. Соблюдаем правила.
Участвуем в самоуправлении
Глобальные проблемы в нашей жизни

5

Заботимся о природе

7 класс
Модуль: Читательская грамотность «В мире текстов: от этикетки до повести»
1

Смысл жизни (Я и моя жизнь)

2

Интеграция темы «Планета людей (Взаимоотношения)» по читательской
грамотности и темы «Общаемся, учитывая свои интересы и интересы других» по
«Глобальным компетенциям»

3 Человек и книга
4 Будущее (Человек и технический прогресс)
5 Проблемы повседневности (выбор товаров и услуг)
Модуль: Естественно-научная грамотность «Узнаем новое и объясняем»
1 Наука и технологии
2 Мир живого
3 Вещества, которые нас окружают
4 Мои увлечения
Модуль: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни»
1

Креативность в учебных ситуациях и ситуациях межличностного
взаимодействия. Анализ моделей и ситуаций. Модели заданий:
6 сюжеты, сценарии (ПС),
6 эмблемы, плакаты, постеры, значки (ВС),
6 проблемы экологии (СПр),
6 выдвижение гипотез (ЕНПр)

2

Выдвижение разнообразных идей. Учимся проявлять гибкость и беглость
мышления. Разные сюжеты.

3

4
5

Выдвижение креативных идей и их доработка. Оригинальность и проработанность.
Когда возникает необходимость доработать идею?
Моделируем ситуацию: нужна доработка идеи.
От выдвижения до доработки идей. Создание продукта. Выполнение проекта на основе
комплексного задания.
Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы

Модуль: Математическая грамотность «Математика в окружающем мире»
1 В домашних делах: ремонт и обустройство дома
2 В общественной жизни: спорт
3 На отдыхе: досуг, отпуск, увлечения
4 В профессиях: сельское хозяйство
Модуль: Финансовая грамотность «Школа финансовых решений»
1

Как финансовые угрозы превращаются в финансовые неприятности

2

Уловки финансовых мошенников: что помогает от них защититься

3
4

Заходим в Интернет: опасности для личных финансов
Самое главное о правилах безопасного финансового поведе ния

Интегрированные занятия: Финансовая грамотность + Математика
1 «Покупать, но по сторонам не зевать»
Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы
учимся общаться с друзьями и вместе решать проблемы »
1
2

С чем могут быть связаны проблемы в общении
Общаемся в школе, соблюдая свои интересы и интересы друга.
Идея: на материале задания «Тихая дискотека» интеграция с читательской грамотностью

3

Прошлое и будущее: причины и способы решения глобальных проблем

4- Действуем для будущего: участвуем в изменении экологической ситуации.
5 Выбираем профессию
8 класс
Модуль: Читательская грамотность «Шаг за пределы текста: пробуем действовать»
1
2
3

Смысл жизни (я и моя жизнь)
Человек и книга
Познание

Модуль: Естественно-научная грамотность «Как применяют знания?»
1
2

Наука и технологии
Мир живого

3 Вещества, которые нас окружают
4 Наше здоровье
Модуль: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни»
1

2

3

Креативность в учебных ситуациях и ситуациях социального взаимодействия.
Анализ моделей и ситуаций.
Модели заданий:
6 тематика и названия, слоганы, имена героев (ПС),
6 схемы, опорные конспекты (ВС),
6 социальные инициативы и взаимодействия (СПр),
6 изобретательство и рационализаторство (ЕНПр).
Выдвижение разнообразных идей. Проявляем гибкость и беглость мышления при
решении школьных проблем. Использование имеющихся знаний для креативного
решения учебных проблем.
Выдвижение креативных идей и их доработка. Оригинальность и проработанность.
Когда на уроке мне помогла креативность?

Моделируем учебную ситуацию: как можно проявить креативность при выполнении
задания.

4
5

От выдвижения до доработки идей. Создание продукта. Выполнение проекта на основе
комплексного задания
Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итого вой работы

Модуль: Математическая грамотность «Математика в окружающем мире»
1 В профессиях
2 В общественной жизни
3 В общественной жизни
4 В профессиях
Модуль: Финансовая грамотность «Основы финансового успеха»
1
2

Финансовые риски и взвешенные решения
Делаем финансовые вложения: как приумножить и не потерять

3 Уменьшаем финансовые риски: что и как можем страховать
4 Самое главное о сбережениях и накоплениях
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность + Математи ка
1

«Сосчитать – после не хлопотать»

Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы
живем в обществе: соблюдаем нормы общения и действуем для будущего»

1
23
4

Социальные нормы – основа общения
Общаемся со старшими и с младшими. Общаемся «по правилам» и достигаем
общих целей
Прошлое и будущее: причины и способы решения глобальных проблем

5

Действуем для будущего: сохраняем природные ресурсы
9 класс

Модуль: Читательская грамотность «События и факты с разных точек зрения»
1 Смысл жизни (я и моя жизнь)
2 Самоопределение
3 Смыслы, явные и скрытые
Модуль: Естественно-научная грамотность «Знания в действии» (5 ч)
1 Наука и технологии
2 Вещества, которые нас окружают
3 Наше здоровье
4 Заботимся о Земле
Модуль: Креативное мышление «Проявляем креативность на уро- ках, в школе и в
жизни»

1

Креативность в учебных ситуациях, ситуациях личностно- го роста и социального
проектирования. Анализ моделей и ситуаций.
Модели заданий:
6 диалоги (ПС),
6 инфографика (ВС),
6 личностные действия и социальное проектирование (СПр),
6 вопросы методологии научного познания (ЕНПр).

Выдвижение разнообразных идей. Проявляем гибкость и беглость мышления при
решении жизненных проблем.
3 Выдвижение креативных идей и их доработка. Оригиналь- ность и проработанность.
В какой жизненной ситуации мне помогла креативность? Моделируем жизненную
ситуацию: когда может понадобиться креативность
2

4 От выдвижения до доработки идей. Создание продукта. Выполнение проекта на
основе комплексного задания.
5 Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы
Модуль: Математическая грамотность «Математика в окружающем мире»
1
2
3
4

В общественной жизни: социальные опросы
На отдыхе: измерения на местности
В общественной жизни: интернет
В домашних делах: коммунальные платежи

Модуль: Финансовая грамотность «Основы финансового успеха»
Мое образование — мое будущее
Человек и работа: что учитываем, когда делаем выбор
Налоги и выплаты: что отдаем и как получаем
Самое главное о профессиональном выборе: образование, ра бота и финансовая
стабильность
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность+ Математика
1
2
3
4

1 «Труд, зарплата и налог — важный опыт и урок»
Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету.
Мы будем жить и работать в изменяющемся цифровом мире»
1
2
3
4
5

Какое общение называют эффективным. Расшифруем «4к»
Общаемся в сетевых сообществах, сталкиваемся со стереотипами, действуем сообща

Почему и для чего в современном мире нужно быть глобально компетентным?
Действуем для будущего: учитываем цели устойчивого развития

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися следующих
личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Ониформируются во всех
направлениях функциональной грамотности, при этом определенные направления создают наиболее
благоприятные возможности для достижения конкретных образовательных результатов.
Личностные результаты
 осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего места в
мире);
 готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
 ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
 готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
 осознание ценности самостоятельности и инициативы;
 наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть
полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
 проявление интереса к способам познания;
 стремление к самоизменению;
 сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе,
окружающим людям и жизни в целом;
 ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора
 установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности образования на
протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых
умений;



осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с
учетом личных и общественных интересов и потребностей;
 активное участие в жизни семьи;
 приобретение опыта успешного межличностного общения;
 готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебноисследовательских, проектных и других творческих работах;
 проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности; бережного
отношения к личному и общественному имуществу;
 соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды:
 освоение социального опыта, основных социальных ролей;
 осознание личной ответственности за свои поступки в мире;
 готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей компетентности
через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей приобретать в
совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
 осознание необходимости в формировании новых знаний, в томчисле формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит
собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие.
Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры:
 умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
 умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;



ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды;
 повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как
гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
 готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают способность
обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение учиться:
——овладение универсальными учебными познавательными действиями;
——овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
——овладение универсальными регулятивными действиями.
 Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных
областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том
числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и
универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
 способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;



готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию
в построении индивидуальной образовательной траектории;
 способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность;
 способность к совместной деятельности;
 овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в
различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой
аудитории.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
 владеть базовыми логическими операциями:
——сопоставления и сравнения,
——группировки, систематизации и классификации,
——анализа, синтеза, обобщения,
——выделения главного;
 владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знако-символических
средств;
 выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
 устанавливать существенный признак классификации, основания
 для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
 с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях;
 предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;





выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по
аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
 формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
 формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать
свою позицию, мнение;
 проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое
исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;
 оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования
(эксперимента);
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения,
опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и
обобщений;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях
и контекстах;

3) работа с информацией:
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и
форм представления;
 находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в
различных информационных источниках;
 самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
 оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или
сформулированным самостоятельно;
 эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность
когнитивных навыков у обучающихся. Овладение универсальными учебными коммуникативными
действиями:
1) общение:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения;
 выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
 распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
 понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной
форме формулировать свои возражения;



в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать
идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;
 публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
 самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия
при решении поставленной задачи;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
 уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
 планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
 выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;



оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
 сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета
перед группой.
Овладение
системой
универсальных
учебных
коммуникативных
действий
обеспечивает
сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
 выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
 ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в
группе, принятие решений группой);
 самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать
предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
 делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
 владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
 давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать
 контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи,
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;



объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
 оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
 различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
 выявлять и анализировать причины эмоций;
 ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
 регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
 осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
 признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
 принимать себя и других, не осуждая;
 открытость себе и другим;
 осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование
смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности
(управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты освоения программы основного общего образования представлены с учетом
специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе внеурочной
деятельности обучающихся по формированию и оценке функциональной грамотности.

Занятия по читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение
следующих предметных результатов по предметной области «Русский язык и литература».
По учебному предмету «Русский язык»:
 понимание
прослушанных
или
прочитанных
учебно-научных,
официально-деловых,
публицистических, художественных текстов различных функционально-смысловых
типов речи: формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста;
формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная
передача в устной и письменной форме содержания текста;
 овладение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста;
выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте;
 представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного текста в виде
таблицы, схемы; комментирование текста или его фрагмента; извлечение
 информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею;
 анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых высказываний с точки
зрения решения коммуникативной задачи;
 определение лексического значения слова разными способами (установление значения слова по
контексту).
По учебному предмету «Литература»:
 овладение умениями смыслового анализа художественной литературы, умениями воспринимать,
анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное;
 умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и
проблематику произведения; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую

позицию, учитывая художественные особенности произведения и воплощенные в нем реалии;
выявлять особенности языка художественного произведения;
 овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных
художественных произведений (в том числе с использованием методов смыслового чтения,
позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров,
назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных
потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями, и методов
эстетического анализа).
Занятия по математической грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение
следующих предметных результатов по учебному предмету «Математика»:
Использовать в практических (жизненных) ситуациях следующие предметные математические умения и
навыки:
 сравнивать и упорядочивать натуральные числа, целые числа, обыкновенные и десятичные дроби,
рациональные и иррациональные числа; выполнять, сочетая устные и письменные приемы,
арифметические действия с рациональными числами; выполнять проверку, прикидку результата
вычислений; округлять числа; вычислять значения числовых выражений; использовать
калькулятор;
 решать практико-ориентированные задачи, содержащие зависимости величин (скорость, время,
расстояние, цена, количество, стоимость), связанные с отношением, пропорциональностью
величин, процентами (налоги, задачи из области управления личными и семейными финансами),
решать основные задачи на дроби и проценты, используя арифметический и алгебраический
способы, перебор всех возможных вариантов, способ «проб и ошибок»; пользоваться основными
единицами измерения: цены, массы; расстояния, времени, скорости; выражать одни единицы









величины через другие; интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений,
связанных со свойствами рассматриваемых объектов;
извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице, линейной,
столбчатой и круговой диаграммах, интерпретировать представленные данные, использовать
данные при решении задач; представлять информацию с помощью таблиц, линейной и столбчатой
диаграмм,
инфографики;
оперировать
статистическими
характеристиками:
среднее
арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах числового набора;
оценивать вероятности реальных событий и явлений, понимать роль практически достоверных и
маловероятных событий в окружающем мире и в жизни;
пользоваться геометрическими понятиями: отрезок, угол, многоугольник, окружность, круг;
распознавать параллелепипед, куб, пирамиду, конус, цилиндр, использовать терминологию:
вершина, ребро, грань, основание, развертка;
приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных плоских и
пространственных фигур, примеры параллельных и перпендикулярных прямых в пространстве, на
модели куба, примеры равных и симметричных фигур; пользоваться геометрическими понятиями:
равенство фигур, симметрия, подобие; использовать свойства изученных фигур для их
распознавания, построения; применять признаки равенства треугольников, теорему о сумме углов
треугольника, теорему Пифагора, тригонометрические соотношения для вычисления длин,
расстояний, площадей;
находить длины отрезков и расстояния непосредственным измерением с помощью линейки;
находить измерения параллелепипеда, куба; вычислять периметр многоугольника, периметр и
площадь фигур, составленных из прямоугольников; находить длину окружности, плошадь круга;

вычислять объем куба, параллелепипеда по заданным измерениям; решать несложные задачи на
измерение геометрических
величин в практических ситуациях; пользоваться основными метрическими единицами измерения длины,
площади, объема; выражать одни единицы величины через другие;
 использовать алгебраическую терминологию и символику; выражать формулами зависимости
между величинами; понимать графический способ представления и анализа информации, извлекать
и интерпретировать информацию из графиков реальных процессов и зависимостей, использовать
графики для определения свойств процессов и зависимостей;
 переходить от словесной формулировки задачи к ее алгебраической модели с помощью
составления уравнения или системы уравнений, интерпретировать в соответствии с контекстом
задачи полученный результат; использовать неравенства при решении различных задач;
 решать задачи из реальной жизни, связанные с числовыми последовательностями, использовать
свойства последовательностей.
Занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в
достижение следующих предметных результатов по предметной области «Естественно-научные предметы»:
 умение объяснять процессы и свойства тел, в том числе в контексте ситуаций практикоориентированного характера;
 умение проводить учебное исследование, в том числе понимать задачи исследования, применять
методы исследования, соответствующие поставленной цели, осуществлять в соответствии с
планом собственную деятельность и совместную деятельность в группе;
 умение применять простые физические модели для объяснения процессов и явлений;



умение характеризовать и прогнозировать свойства веществ в зависимости от их состава и
строения, влияние веществ и химических процессов на организм человека и окружающую
природную среду;
 умение использовать изученные биологические термины, понятия, теории, законы и
закономерности для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов;
 сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о глобальных
экологических проблемах, стоящих перед человечеством, и способах их преодоления;
 умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни,
сбалансированного питания и физической активности; умение противодействовать лженаучным
манипуляциям в области здоровья;
 умение характеризовать принципы действия технических устройств промышленных
технологических процессов.
Занятия по финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение
следующих предметных результатов по различным предметным областям:
 освоение системы знаний, необходимых для решения финансовых вопросов, включая базовые
финансово-экономические понятия, отражающие важнейшие сферы финансовых отношений;
 формирование умения устанавливать и объяснять взаимосвязи явлений, процессов в финансовой
сфере общественной жизни, их элементов и основных функций;
 формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие выполнение
типичных для несовершеннолетнего социальных ролей и социальные взаимодействия в финансовой
сфере общественной жизни, в том числе направленные на определение качества жизни человека,
семьи и финансового благополучия;



формирование умения использовать полученную информацию в процессе принятия решений о
сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков, при сравнении
преимуществ и недостатков различных финансовых услуг;
 формирование умения распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в
деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе фишинг);
 формирование умения с опорой на знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт
оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия
экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными финансами, для оценки
рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик);
 приобретение опыта использования полученных знаний в практической деятельности, в
повседневной жизни для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления
личными финансами, определения моделей целесообразного финансового поведения, составления
личного финансового плана.
Занятия по глобальным компетенциям в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение
следующих предметных результатов по различным предметным областям:
 освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей
предметной области;
 формирование предпосылок научного типа мышления;
 освоение деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных
проектов.
Занятия по креативному мышлению в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение
следующих предметных результатов по различным предметным областям:



способность с опорой на иллюстрации и/или описания ситуаций составлять названия, сюжеты и
сценарии, диалоги и инсценировки;
 проявлять творческое воображение, изображать предметы и явления;
 демонстрировать с помощью рисунков смысл обсуждаемых терминов, суждений, выражений и
т.п.;
 предлагать адекватные способы решения различных социальных проблем в области энерго- и
ресурсосбережения, в области экологии, в области заботы о людях с особыми потребностями, в
области межличностных взаимоотношений; ставить исследовательские вопросы, предлагать
гипотезы, схемы экспериментов, предложения по изобретательству

Тематическое планирование
5 КЛАСС
Кол Основное
Основные
Формы
- во содержание
виды
провечасо
деятельности дения
в
занятий
Введение в курс «Функциональная грамотность»
№

Тем
а

Образовательные
ресурсы, включая
электронные (цифровые)

1.

Введен
ие

1

Знакомство
участ- ников
программы.
Обсуждение
понятий
«функциональна
я грамотность»,
«составляющие
функциональной
грамот- ности
(читательская,
математическая,
естественнонаучная,
финансовая
грамот- ность,
глобальные
компетенции,
креа- тивное
мышление).
Ожидания
каждого
школьника и
группы в целом

Развить
мотивацию к
целенаправленной социально
значимой
деятель- ности;
стремление
быть полезным,
интерес к
социаль- ному
сотрудничеству.
Сформировать
внутреннюю
пози- цию
личности как
особого
ценност- ного
отношения к
себе,
окружающим
людям и жизни
в целом.
Сформиро- вать
установку на
активное

Игры и
упражнения
,
помогающи
е
объединить
участников
программы,
которые
будут
посещать
за- нятия.
Беседа,
работа в
груп- пах,
планирование
работы

Портал
Российской
электронной школы (РЭШ, https://
fg.resh.edu.ru/)
Портал ФГБНУ
ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информа- ционного
взаимо- действия
субъектов
Российской Федерации в проекте
«Мониторинг формирования
функцио- нальной
грамотности
учащихся» (http://
skiv.instrao.ru/)
Материалы
электрон- ного
образовательно- го
ресурса издательства «Просвещение»

от совмест- ной
работы.

участие
в решении
практи- ческих
задач,

Обсуждение
планов и
организации
работы в рамках
программы.

осознанием
важно- сти
образования на
протяжении
всей жизни для
успеш- ной
профессиональной
деятельности и
развитием необходимых
умений;
Приобрести
опыт успешного
межличностного
общения;
готовность к
разно- образной
совмест- ной
деятельности,
активное
участие
в коллективных

(https://media.pro
sv. ru/func/)
Материалы из
пособий
«Функциональная
грамотность.
Учимся для
жизни»
издательства
«Просвещение»

учебноисследовательских,
про- ектных и
других
творческих
работах

Модуль 1: Читательская грамотность «Читаем, соединяя текстовую и графическую
информацию» (8 ч)
Работа в
«Необыкновен
2. Путеше- 1 Приемы поиска и Соотносить
ствуем
извлечения
визу- альное
груп- пах
ный
и
инфор- мации
изображе- ние
путешественни
познаем
разного вида
с вербальным
к»:
мир
(текстовой, графи- текстом.
(http://skiv.instr

(Путешествие
по
России)

ческой) по
заданной теме

Понимать
фактологическ
ую
информацию

ao. ru)
«Люди,
сделавшие
Землю
круглой»:

№

Тема

Кол Основное
- во содержание
часо
в
из различных
источников.
Приемы
выделения
главной и
второстепенной
ин- формации,
явной и скрытой
информации в
тексте

Основные
Формы
виды
проведеятельности дения
занятий

Образовательные
ресурсы, включая
электронные
(циф- ровые)
электронный
образовательный
ресурс
издательства
«Просвещение»
(https://media.pro
sv. ru/func/)

3.

Работа
- ем
над
проект
ом
(Школ
ь- ная
жизнь)

1

Приемы работы
с множественным
тек- стом по
выявлению
явной и скрытой
информации,
пред- ставленной
в разных частях
текста. Прие- мы
выявления визуальной
информации,
представленной
на карте, и
приемы сопоставления
инфор- мации,
выявленной в
тексте, с
информаци- ей,
содержащейся

Соотносить
визу- альное
изображе- ние с
вербальным
текстом.
Исполь- зовать
информа- цию
из текста для
решения
практиче- ской
задачи

Деловая
игра

«Моя Россия:
боль- шое в
малом»:
Читательская
гра- мотность.
Сборник
эталонных
заданий. Вып.
1. Учеб. пособие для
общеобразо- ват.
организаций.
В 2 ч. Часть 1.
– М., СПб.:
«Просвещение», 2020

4.

Хотим
участв
о- вать
в
конкур
се
(Школ
ь- ная
жизнь)

2

в графическом
объ- екте
(географическая
карта,
фотография)
Приемы работы с
мно- жественным
текстом,
представленным
на сайте. Приемы
поиска
информации,
пред- ставленной
вербально и
визуально, расположенной в
разных частях
множественно- го
текста

Интегрирова
ть и
интерпретир
овать
информацию,
представленну
ю в разной
форме и в
разных частях
тек- ста.
Использовать
информацию из
текста для
реше- ния
практической
задачи

Работа в
груп- пах

«Конкурс
сочине- ний»:
Открытый
банк заданий
2020
(http://skiv.instr
ao. ru)

5.

По
страницам
биографий
(Велик
ие
люди
нашей
страны
)

2

Приемы
анализа
информации
учеб- нонаучного
текста
(биография),
представленной в
виде таблицы.
Приемы
комментирован
ия
текста,
включающего
визуальный
объект
(фотографию)

Выявлять
фактологическую информацию (последовательност
ь событий),
представленную в
разных частях
текста.
Выявление роли
визуальных
объек- тов для
понимания
сплошного
текста

Самостояте
ль- ное
выполнение работы
с
последующ
им
обсуждение
ответов на
задания

«Маршал
Победы»:
Читательская
грамот- ность.
Сборник эталонных заданий.
Вы- пуск 1.
Учеб. пособие
для
общеобразоват.
организаций. В
2-х ч. Часть 1. –
М., СПб.:
«Просвещение»,
2020. «Великие
име- на России»:
электрон- ный
образовательный
ресурс
издательства
«Просвещение
»
(https://media.pr
osv. ru/func/)

№

6.

Тема

Мир
мое- го
города
(Челове
ки
технический
прогрес
с)

Кол Основное
- во содержание
часо
в
2
Приемы
извлечения
информации из
раз- личных
источников
(художественны
йи
публицистическ
ий тексты,
заметки с сайта),
включающих
визуальный
объект; ее
осмысление и
опе- рирование
ею

Основные
Формы
виды
проведеятельности дения
занятий
Устанавливать Игравзаимосвязи
расследомежду
вание
текстами.
Формулировать на
основе
полученной из
текста
информа- ции
собственную
гипотезу,
прогнозировать
события,
течение
процесса,
результаты
экспе- римента

Образовательные
ресурсы, включая
электронные
(циф- ровые)
«Мост»:
открытый банк
заданий 2021
года
(http://skiv.
instrao.ru)

на осно- ве
информации
текста.

Модуль 2: Естественно-научная грамотность: «Наука рядом» (13 ч)
7. Мои
5
Выполнение
Использование Работа инзаданий
увлеполученных (из дивидуаль
чения
«Звуки музыки» самих заданий) но или в
и
знаний для
парах.
«Аня и ее
объ- яснения
Обсужден
собака»
явлений.
ие
Проведение
результат
и/или
ов
интерпретация
выполнен
эксия

Портал РЭШ
(https://fg.resh.e
du. ru)
Портал ИСРО
РАО
(http://skiv.instr
ao. ru)

периментов.

заданий.

8.

Растен
ия и
животные
в
нашей
жизни

5

Выполнение
заданий
«Чем питаются
рас- тения» и
«Хищные
птицы»

Получение
выводов на
основе интерпретации
данных
(графических,
чис- ловых),
построение
рассуждений.
Объ- яснение
явлений
с
использование
м
приобретенных
знаний. Анализ
ре- зультатов
экспери- ментов
(описанных или
проведенных
самостоятельн
о).

Работа индивидуаль
но или в
парах.
Обсужден
ие
результат
ов
выполнен
ия
заданий.

Портал ИСРО
РАО
(http://skiv.instr
ao. ru)
Естественно-научная
грамотность.
Сборник
эталонных
заданий.
Выпуск 1: учеб.
пособие для общеобразовательн
ых организаций
/ под ред. Г. С.
Ковалевой, А.
Ю. Пентина. –
М. ; СПб. :
Просвещение, 2020.

Загадоч
- ные
явления

Выполнение
заданий
«Лазерная
указка и
фонарик» и
«Что такое
снег»

Работа в
Портал РЭШ
парах или
(https://fg.resh.e
группах.
du. ru)
Презентаци
я
результатов
исследован
ия.
Модуль 3: Креативное мышление «Учимся мыслить креативно» (10 ч)
Совместное
Работа в
Портал ИСРО
12. Креати
2 Общее
в- ное
представле- ние о чтение текста
па- рах и
РАО
мышкреативности (на заданий.
малых
(http://skiv.instrao
ление:
примерах проМаркировка
группах.
.ru) Письменное
Модел
стейших заданий текста с целью
Презентаци самовыии
и бытовых
выделения
я
ражение:
ситуац
ситуаций).
главного.
результатов 6 5 кл.,
ии
Знакомство с
Совмест- ная
обсуждения Необычная
картина,
содердеятельность
задание 1,
жательными и
по анализу
Визуальное
тема- тическими предлосамовыобластями
женных
ражение:
ситуаций.
6 5 кл, Что
Выдвижение
скрыто за
идей и
рисунком,
задание 2,
обсуждение
9.

3

Проведение
про- стых
исследований и анализ
их
результатов.

№

Тема

Кол Основное
- во содержание
часо
в

Основные
Формы
виды
проведеятельности дения
занятий
различных
спосо- бов
проявления
креативности:
самовыражени
е с помощью
текстов,
рисунков,
мимики и
пластики,
танца и др. –
решение
проблем
социаль- ного
и научного
характера.

Образовательные
ресурсы, включая
электронные
(циф- ровые)
Решение
социальных
проблем:
6 5 кл, Класс,
задание 2,
Решение
научных
проблем:
6
5
кл,
Изобретаем соревнование,
задания 1, 2,
«Обложка для
кни- ги»:
электронный
образовательны
й ресурс
издательства
«Просвещение»

(https://media.pro
sv. ru/func/)

13
.

Выдвиж
е- ние
разнообразны
х идей

2

Обсуждение
пробле- мы: Для
чего бывает
нужно
выдвигать
разные идеи и
вари- анты.
Разные, похожие,
одинаковые.

Совместное
чтение текста
заданий.
Маркировка
текста с целью
выделения
основных
требова- ний.
Совместная
деятельность
по анализу
предложенных
ситуаций.
Выдвижение

Работа в
па- рах и
малых
группах.
Презентаци
я
результатов
обсуждения

Портал ИСРО
РАО
(http://skiv.instr
ao. ru)
Письменное
самовыражение:
6 5 кл.,
Выдуманная
страна, задание
1,
6 5 кл.,
Праздник
осени, задание
1,
6 5 кл, Класс,

идей и
обсуждение
при- чин, по
которым
требуется

задание 1

проявлять
беглость
мышления,
гиб- кость и
разноо- бразие
мышления.
Выполнение
теста
«Круги» по
мето- дике
«Вартега»,
подсчет
количества
выдвинутых
идей и
количества
различающихся
идей.
Подведение
итогов:
- что означает
вы- двигать
идеи?
- чем отличаются
разнообразные

Визуальное
самовыражение:
6 5 кл.,
Эмблема для
первоклассник
ов, задание 1,
Решение
социальных
проблем
6 5 кл,
Точность –
вежливость
коро- лей,
задание 1
Решение
научных
проблем
6 5 кл, Мяч
будущего, задание 1
«Парта
будущего»:
электронный
образовательный

идеи?
- пояснять на
при- мерах,
когда, при каких
условиях требуется
предлагать
разные
варианты
решений

14. Выдвиж
е- ние
креативны
х идей
и их
доработ
ка

2

Обсуждение
проблем:
-Для чего
нужны нестандартные
идеи.
-Когда и кому
быва- ют нужны

Совместное
чтение текста
заданий.
Маркировка
текста с целью
выделения
основных
требова- ний.
Совместная

ресурс
издательства
«Про- свещение»
(https://
media.prosv.ru/fun
c/)

Работа в
парах и
ма- лых
группах
Презентац
ия
результат
ов
обсужден

Портал ИСРО
РАО
(http://skiv.instrao.
ru) Письменное
самовыражение:
6 5 кл.,
Необычная
картина,

«»

креатив- ные
идеи?

№

Тема

Кол Основное
- во содержание
часо
в

деятельность:
ия
- по подбору
си- нонимов
к слову
«оригинальный
»;

Основные
Формы
виды
проведеятельности дения
занятий

задание
3,
Визуальное
самовыра- жение:
6 5 кл, Улыбка
осени,
задание 1,

Образовательные
ресурсы, включая
электронные (циф
ровые)

- по анализу
предло- женных
ситуаций.
Выдвижение
идей и
обсуждение
при- чин, по
которым
требуется
проявлять
оригинальность
и
нестандартность
мышления.
Подсчет
количества
ориги- нальных
идей по
результатам
выпол- нения
теста «Кру- ги»
по методике
«Вартега».
Подве- дение
итогов: – что
означает, что

Решение
социальных
проблем:
6 5 кл, Класс,
задание 4,
6 5 кл,
Буккрос- синг
– обмен книгами, задание
4
Решение
научных
проблем:
6 5 кл, Прогулка
в
парке, задание
1, 3
«Вопросы
Почемуч- ки»:
электронный
образовательны
й ресурс
издательства
«Просвещение»
(https://media.pro
sv. ru/func/)

идея
креативная?
Что
ее отличает? –
как можно
выявить
оригинальные
идеи – пояснять
на примерах,
когда, при
каких условиях
требуется
предла- гать
необычные,
нестандартные
ва- рианты
решений

15. От
выдвижения
до
доработ
ки идей

2

Использование
на- выков
креативного
мышления для
созда- ния
продукта.

Выполнение
проек- та на
основе комплексного
задания (по
выбору учителя): - создание
школьной
газеты;
- создание
сюжета для
инсценировки в
классе; - подготовка
праздника
осени; подготов- ка
выставки «Нет
вредным
привыч- кам»; подготовка
необычного
спор- тивного
соревнова- ния;
- подготовка

Работа в
ма- лых
группах
Презентаци
я
результатов
обсуждения

Портал ИСРО
РАО
(http://skiv.instr
ao. ru)
По выбору
учителя
6 5 кл.,
Трудный
предмет,
6 5 кл, Сюжет
для
спектакля,
6 5 кл.,
Праздник
осени,
6 5 кл, Нет
вредным
привычкам,
6 5 кл,
Изобретаем
соревнование
,
6 5 кл, Школа
буду- щего

выставки
«Школа
будущего».

16. Диагностика и
рефлексия.
Самооценка

2

Креативное
мышле- ние.
Диагностическая работа для
5 класса.

Выполнение
итого- вой
работы. Обсуждение
результатов.
Взаимо- и
самоо- ценка
результатов
выполнения

Индивид
у- альная
рабо- та.
Работа в
парах.

Портал РЭШ
(https://
fg.resh.edu.ru)
Портал ИСРО
РАО
(http://skiv.instrao
.ru)
Диагностическая
работа для 5
класса.

Креативное
мышле- ние.
Вариант 1.
День
рождения
Вариант 2. День
игры и игрушки

Кол
- во
часо
в
Подведение итогов
17 Подве1
дение
.
итогов
первой
части
программы.
Самооце
н- ка результат
ов
деятельности
на
занятия
х
№

Тема

Основные
Формы
Образовательные
виды
провересурсы, включая
деятельности дения
электронные
занятий
(циф- ровые)
первой части программы: рефлексивное занятие 1.
Самооценка
Оценивать ре- Беседа
Приложение
зультаты
уверен- ности
своей
при решении
деятельности.
жизненных
Аргументиров
проблем.
ать и
Обсуждение
обосновывать
резуль- татов
свою
самооценки с
позицию.
целью
Задавать
достижения
вопросы,
большей
уверенности при необходимые
для
решении задач
организации
по
функциональной соб- ственной
деятель- ности.
грамотности.
Предлагать
варианты
решений
поставленной
про- блемы.
Основное
содержание

Модуль 4: Математическая грамотность: «Математика в повседневной жизни» (16 ч)
Извлекать
Беседа,
«Петергоф»:
Действия с
4
18 Путешествие
и
анализировать,
групоткры- тый
величинами
.
отдых
интерпретиповая
банк заданий
(вычисления,
ровать
работа,
2019/2020
переход от
информацию
(из
индивидуа
(http://
одних единиц к
текста,
таблицы,
льная
skiv.instrao.ru)
другим,
диаграммы),
работа
нахождение
доли величины). Распоз- навать
математиче- ские
Действия с
многозначными объекты, (числа,
величины,
числами.
фигуры),
Описывать ход
и ре- зультаты
действий,
Предлагать
и
обсуж-

Числовая
последовательность
(составле- ние,
продолжение).
Интерпретация
результатов вычислений,
данных
диаграммы.
Решение
текстовой
задачи, составленной на
основе ситуации.

дать способы
реше- ния,
Прикидывать,
оценивать,
вычислять
результат, Уста
навливать и
использовать
зависимости
между
величинами,
данными,
Читать,
представлять,
сравнивать
математические
объекты (числа,
величины,
фигуры),
Применять
правила,
свойства
(вычислений,
нахож дения

результата),
Применять
приемы
проверки
результата,
Интерпретировать ответ,
данные,
Выдвигать и
обосновывать
гипотезу,
Формулировать
обобщения и
выводы,
Распознавать
истинные и
ложные
высказывания
об объектах,
Строить
высказывания,
Приводить
примеры и
контрпримеры,
Выявлять
сходства и

№

Тема

Кол Основное
- во содержание
часо
в

Основные
Формы
виды
проведеятельности дения
занятий
различия
объектов,
Измерять
объекты,
Моделировать
ситу ацию
математически.
Планировать
ход решения
задачи в 2-3
действия.

Образовательные
ресурсы, включая
электронные
(циф- ровые)

19
.

Развл
ечения
и
хобби

4

Работа с
информацией
(выбор данных).
Решение
текстовой
задачи. Метод
перебора
вариантов. Действия с
величинами
(вычисление,
переход от одних
единиц к другим,
нахождение
доли). Прикидка
результата
выполнения
действий с
величи- нами.
Многозначные
числа, действия с
натуральными
числа- ми.
Сравнение долей
числа.

Беседа,
групповая
работа,
индивидуа
льная
работа

«Аккумулятор
радиотелефона»:
открытый банк
заданий 2021
(http://skiv.
instrao.ru)

20. Здоровье

4

Действия с натуральными
числами.
Действия с
числовой
последовательно
- стью
(составление,
продолжение).
Метод
перебора
возможных
вариан- тов.
Соотношения
между
величинами,
размеры
объекта.
Единицы
времени.
Зависимости
между
величинами,

Беседа,
групповая
работа,
индивидуа
льная
работа

«Кросс»:
откры- тый
банк заданий
2021
(http://skiv.
instrao.ru)
«Земля- ника»:
открытый банк
заданий 2021
(http://skiv.instr
ao. ru)
«Спортивный
праздник» — в
При- ложении

прямо
пропорциональн
ая зависимость
величин при
решении задачи.

21. Домашн
ее
хозяйств
о

4

Размеры
реального
объекта,
единицы длины.
Площадь,
сравнение
площадей
данных фигур.
Пе- ревод
единиц длины и
площади.

Беседа,
групповая
работа,
индивидуа
льная
работа

«Выкладывани
е плитки»:
откры- тый
банк заданий
2019/2020
(http://
skiv.instrao.ru)

Зависи- мости
между величинами.
Деление с
остатком,
округление
результата по
смыс- лу
ситуации. Доля
числа.

№

Тема

Кол Основное
- во содержание
часо
в

Основные
Формы
виды
проведеятельности дения
занятий

Образовательные
ресурсы, включая
электронные
(циф- ровые)

Измерения и
объ- ем
прямоугольног
о
параллелепипе
да, сравнение
объемов,
переход от
одних
единиц объема к
дру- гим.
Представление
данных: чтение и
ин- терпретация
данных
диаграммы.
Модуль 5: Финансовая грамотность: «Школа финансовых решений» (8 ч)

22
.

Собирае
м- ся за
покупкам
и: что
важно
знать

2

Финансы.
Значение
финансовой
грамот- ности.
Деньги. Виды
денег. Наличные
и безналичные
деньги.
Запланированная
покупка.
Незапланированная
покупка.
Финансовая
выгода.
Финансовый
риск. Финансовое
планиро- вание.

Выявлять и
анали- зировать
финансо- вую
информацию.
Оценивать
финан- совые
проблемы.
Применять
финан- совые
знания.

Решение
ситуативных
и
проблемны
х задач
Беседа/
Дискуссия/
Проект/
Игра

Комплекс
«Спосо- бы
оплаты»
(2021,
5 класс)
Комплекс
«Налич- ные и
безналич- ные
деньги» (2020,
5 класс)
(http://skiv.instr
ao. ru/bankzadaniy/
finansovayagramotnost)

23. Делае
м
поку
п- ки:
как
правиль
но
выбират
ь товары

2

Покупки.
Виды
покупок. Товар.
Пла- нирование
покупки
товара.

Выявлять и
анали- зировать
финансо- вую
информацию.
Оценивать
финан- совые
проблемы.
Применять
финан- совые
знания.

24. Приобр
е- таем
услуги:
знаем,
умеем,
практик
у- ем

2

Услуга.
Планирова- ние
покупки услуги.

Выявлять и
анали- зировать
финансо- вую
информацию.
Оценивать
финан- совые
проблемы.
Применять
финан- совые
знания.

Решение
ситуативных
и
проблемны
х задач
Беседа/
Практическ
ая работа/
Работа в
парах/ Игра
Решение
ситуативных
и
проблемны
х задач
Беседа/
Практическ
ая работа/
Работа в
группах/
Игра

Портал РЭШ
(https://fg.resh.e
du. ru)
Комплекс
«Интерес- ный
журнал» (2022,
5 класс)
(http://skiv.
instrao.ru)
Комплекс
«Поездка в
зоопарк» (2021,
5 класс)
(http://skiv.
instrao.ru/bankzadaniy/finansov
aya- gramotnost)

«

2
25. Самое
главное
о
правила
х
поведен
ии
грамотн
о- го
покупателя
Интегрированные
26- «Деньг
4
27. и – не
щепки,
счетом
крепки»
«Велоп
ро- кат»

Финансовое
Выявлять и
Решение
Комплекс
планиро- вание.
анали- зировать си«Прогулка по
Экономия дефинансо- вую
туативных магазину» (2020,
нег. Акции на
информацию.
и
5 класс) (http://
товары и услуги. Оценивать
проблемны skiv.instrao.ru/ba
Скидка на
финан- совые
х задач
nkпокупку.
проблемы.
Беседа/
zadaniy/finansov
Правила
Применять
деловая
aya- gramotnost)
поведения
финан- совые
игра
грамотного
знания.
покупателя.
занятия: Финансовая грамотность + Математика (4 ч)
Финансовая
Финансовая
Решение
http://skiv.instrao.
грамот- ность:
гра- мотность:
сиru/bank-zadaniy/
Финансы.
Выявлять и
туативных finansovayaФинансовая
анализировать
и
gramotnost
выгода.
финансовую
проблемны Комплекс
Финансовый
инфор- мацию.
х задач
«Новые джинсы»
риск.
Оценивать
Беседа/
(2019,
5 класс)
Финансовое
финансовые про играпланиро- вание
соревноМатематическая
вание

№

Тема

Кол Основное
- во содержание
часо
в
грамотность:
Зависи- мости
«цена – количествостоимость»,
«скорость-времярас- стояние».
Измерение и
единицы
длины, времени,
стоимости,
скорости.

Основные
Формы
виды
проведеятельности дения
занятий
блемы.
Применять
финансовые
знания
Математическа
я грамотность:
Чи- тать текст,
разби- рать
инструкцию и
обсуждать
ситуации
Выявлять
инфор- мацию
в финан- совом
контексте.
Выявлять
зависи- мости,
вычислять
стоимость.
Графи- чески
представлять

Образовательные
ресурсы, включая
электронные
(циф- ровые)
Комплекс
«Велопро- кат»
(2022, 5 класс)
«Экскурсия»:
элек- тронный
образовательный
ресурс
издательства
«Просвещение»
(https://media.pro
sv. ru/func/)

алгоритм.
Плани- ровать
порядок
выполнения
дей- ствий,
составлять
арифметическо
е выражение.
Выпол- нять
вычисления с
натуральными
чис- лами,
сравнивать
результаты.
Конкретизировать
тариф,
выбирать
выгодный
тариф.

Модуль 6: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за
планету. Мы учимся взаи- модействовать и знакомимся с глобальными
проблемами» (5 ч)
Межкультурное
Приводить
Беседа
Открытый банк
28. Мы
1
умеем
взаимодействие: при- меры
/
за- даний 2020
дружит
* успешное и
ситуаций
обсужд
(http://
ь
уважи- тельное
уважительного еskiv.instrao.ru)
взаимодей- ствие и
ние /
Ситуации
между людьми.
неуважительног игровая
«Футбол и
Традиции и
о,
деятельност дружба»,
обычаи:
эффективного
ь / решение «Случай в
многообразие
и
погостях»
куль- тур и
неэффективног знавательн
Ситуация «Как
идентифика- ция о,
ых задач и
под- ружиться с
с определенной
взаимодействи разбор
новень- кой»
культурой. **
я между
ситуаций
Виды
людьми.
социальных
Оценивать
взаимопослед- ствия
действий.
этих взаимоДружба в жизни
действий.
человека
Выяв- лять и
оценивать
различные

мнения и точки
зрения
о роли дружбы
в жизни
человека.
Аргументирова
ть свое мнение
о роли дружбы
в жизни
человека.

29. Общаем
ся с
одноклассни
- ками
и
живем
интерес
но

1

Межкультурное
взаимодействие:
успешное и уважи
тельное
взаимодействие
между людьми,
действия в
интересах
коллектива. Семья

Выявлять и оце
нивать
различные
мнения и точки
зрения о
взаимодействии в
школь ном
коллективе.

Беседа
/
обсужд
ние /
игровая
деятельност
ь / решение
познавательн

Портал ИСРО
РАО
(http://skiv.instr
ao. ru)
Ситуации
«Соседи»,
«В детском
лагере»

и школа.

Объяснять
причины
возникновения

ых задач и
разбор
ситуаций

№

Тема

30
.

Какие
пробле
мы
называ
ют
глобаль
ными?
Что значит
быть
глобаль
но

Кол Основное
- во содержание
часо
в
Основы
совместной
деятельности.
Роль школы в
нашей жизни

1

Глобальные проблемы: изучение
глобальных и локальных
проблем.
Понятие
«глобаль- ные
проблемы»

Основные
Формы
виды
проведеятельности дения
занятий
конфликтных
ситу аций в
школьном
коллективе.
Обосновывать
способы их
решения.
Приводить
Обсуждени
при- меры
е
глобальных
информаци
проблем. Объяс и,
нять, какие про предложенн
блемы
ой
называются
руководитеглобальными.
лем занятия
/ решение
познавательн
ых задач и
разбор

Образовательные
ресурсы, включая
электронные
(циф- ровые)

«Разбираем
смысл
глобальных компетенций»: электронный образовательный
ресурс
издательства
«Про- свещение»
(https://
media.prosv.ru/fu
nc/) Глобальные
компе- тенции.

компетентны
м?

31- Може
32. м ли
мы
решат
ь
глобал
ь-

2

Глобальные
пробле мы:
изучение глобальных и
локальных
проблем.

Описывать ситу
ации
проявления
глобальных про
блем на
местном

ситуаций

Сборник
эталонных
заданий. Выпуск
1. Стр. 4–10
Портал ИСРО
РАО
(http://skiv.instrao
. ru) Ситуация
«Один в поле
воин»

Беседа /
обсуждение
/ решение
познавательны
х

Портал ИСРО
РАО
(http://skiv.instrao.
ru) Ситуации
«Найденыш»,
«Загрязнение

ные
проблемы?
Начина
ем
действо
- вать.

Глобальные
пробле- мы в
нашей жизни

(локальном)
задач и
уров- не.
разбор
Оценивать вли- ситуаций
яние
глобальных
проблем на
жизнь каждого
человека, на
развитие общества.

Мирового
океана»
Глобальные
компетен ции.
Сборник эталонных заданий.
Выпуск 1. Стр.
11–19
Ситуации «Дом
для кошек и
собак», «Чистая
вода»
«Добываем
марганец в
Зедландии»:
электрон ный
образовательный
ресурс
издательства
«Просвещение»
(https://media.pr
osv. ru/func/)
http://skiv.
instrao.ru
Ситуации
«Лечим
скворца»,

«Покупаем
новое»,
«Планета будет
зеленой»
Подведение итогов программы. Рефлексивное занятие 2.
Оценивать ре- Групповая
33. Подведе
1 Оценка
(самооценка)
- ние
зультаты своей работа
уровня
итогов
деятельности.
сформированности
програм
Аргументироват
функцио- мы.
ьи
нальной
Самообосновывать
грамотности по
шести
составляоценка
свою позицию.
ющим.
реОсущест влять
Обсуждение
зультато
сотрудничевозможных
действий,
в
ство со
направленных на сверстниками.
деятельпо вышение
ности на
Учитывать
уровня ФГ
занятия
разные мнения.
отдельных
учащихся
и
х
группы в целом.

Для
конкретизации
проявления
сформированности
отдельных
уровней ФГ
используются
примеры
заданий разного
уровня ФГ
(http://
skiv.instrao.ru/)

№

Тема

34
.

Итогов
ое
занятие

Кол Основное
- во содержание
часо
в
1 Демонстрация
итогов
внеурочных
занятий по ФГ
(открытое
мероприятие для
школы и
родителей).

Основные
Формы
Образовательные
виды
провересурсы, включая
деятельности дения
электронные
занятий
(циф- ровые)
Решение пракТеатрализова
тических задач, н ное
успешное
представмежличление, фести
ностного обще валь,
ние в
выставка
совместной
работ
деятельности,
активное
участие в
коллективных
учебноисследовательских,
проектных и
других твор
ческих
работах.
Просмотр
слайд- шоу с

фотографиями и видео,
сделан ными
педагогами
и детьми во
время занятий.
Благодарности
друг другу за
совместную
работу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».