Финансовая грамотность 9

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской
области
Невьянский городской округ
МБОУ СОШ №3 НГО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
для обучающихся 9 класса
Срок реализации – 1 год

г. Невьянск, 2023

Пояснительная записка
Курс внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 9 класса разработан
с учётом возрастных особенностей обучающихся, ведь 15—16-летние подростки обретают
частичную гражданскую дееспособность. С правовой точки зрения, они вправе работать и
распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, имеют возможность
осуществлять право авторства произведений своей интеллектуальной деятельности, а
также совершать мелкие бытовые сделки. В связи с этим нужно научить подростков
ориентироваться в мире финансов, развивать умения, необходимые для экономически
грамотного поведения.
Обучающиеся 9 класса способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах
благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также
в данном возрасте происходит личностное самоопределение подростков, они переходят во
взрослую жизнь, осваивая новую для себя роль взрослого человека. Поэтому в ходе
обучения важно опираться на личные потребности обучающегося, формировать не только
умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы
самоопределения школьника. Нужно помочь подростку преодолеть страх перед взрослой
жизнью и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях
финансового характера. Основным умением, формируемым у обучающихся, является
способность оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант
решения материальных проблем семьи.
В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном
уровне, чем в предыдущих классах, исследуются вопросы долгосрочного планирования
бюджета семьи, особое внимание уделяется планированию личного бюджета.
Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенций поиска,
подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников,
представленных как на электронных, так и на твёрдых носителях.
Большая часть времени отводится практической деятельности для получения опыта
действий в различных областях финансовых отношений (более расширенных по
сравнению с предыдущими классами).
Программа составлена для обучающихся 9 класса общеобразовательной школы. Сроки
реализации программы 1 учебный год (9 класс).
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы
обучающихся в сфере экономики семьи.
Цели и планируемые результаты
Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности среди
обучающихся 9 класса посредством освоения базовых финансово-экономических
понятий, отражающих важнейшие сферы финансовых отношений, а также умений и
компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом
финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес,
пенсионная система и др.
Планируемые результаты обучения
Требования к личностным результатам освоения курса:
• сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных
финансов;
• готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять
обязанности, возникающие в связи с взаимодействием с различными финансовыми
институтами;
• готовность и способность к финансово-экономическому образованию и
самообразованию во взрослой жизни;
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в
социально-экономической жизни общества;

• заинтересованность в развитии экономики страны, в благополучии и
процветании своей Родины.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:
Познавательные:
• умение анализировать экономическую и/или финансовую проблему и
определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо
обратиться для её решения;
• нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание
последствий этих проблем;
• умение осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование своего
финансового поведения;
•
установление причинно-следственных связей между социальными и
финансовыми явлениями и процессами;
• умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных и семейных
финансов и оценивать последствия своих действий и поступков.
Регулятивные:
• умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в финансовой
сфере, выдвигать версии её решения, определять последовательность своих действий по
её решению;
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных
знаний и умений для решения задач в области личных и семейных финансов;
• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения
действий по изучению финансовых вопросов на основе выработанных критериев; •
самостоятельное планирование действий по изучению финансовых вопросов, в том числе
в области распоряжения личными финансами.
Коммуникативные:
• умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и
продвигать предлагаемые идеи;
• формулирование собственного отношения к различным финансовым проблемам
(управление личными финансами, семейное бюджетирование, финансовые риски,
сотрудничество с финансовыми организациями и т. д.);
•
умение анализировать и интерпретировать финансовую информацию,
полученную из различных источников, различать мнение (точку зрения), доказательство
(аргумент), факты.
Требования к предметным результатам освоения курса:
• владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег,
человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета,
банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование,
финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги,
пенсионный фонд и пенсионная система;
• владение знаниями:
о структуре денежной массы;
о структуре доходов населения страны и способах её определения;
о зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи;
о статьях семейного и личного бюджета и способах их корреляции;
об основных видах финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц;
о возможных нормах сбережения;
о способах государственной поддержки в случае возникновения сложных жизненных
ситуаций;
о видах страхования;
о видах финансовых рисков;
о способах использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач;

о способах определения курса валют и мест обмена;
о способах уплаты налогов, принципах устройства пенсионной системы России.
Содержание курса
Модуль 1. Управление денежными средствами семьи.
Базовые понятия и знания:
• эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, ,
структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал,
благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет (профицит, дефицит,
личный бюджет);
• знание способов влияния государства на инфляцию, состава, структуры доходов
населения России и причин её изменения в конце XX — начале XXI вв.; понимание
факторов, влияющих на размер доходов, получаемых из различных источников,
зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; знание
статей расходов и доходов семейного и личного бюджетов и способов планирования
личного и семейного бюджетов.
Личностные характеристики и установки:
• понимание того, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров и услуг;
• осознание роли денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной
экономики;
• осознание влияния образования на последующую профессиональную деятельность и
карьеру, а также на личные доходы;
• понимание того, что бесконтрольные траты лишают семью возможности обеспечить
устойчивую финансовую стабильность, повысить её благосостояние и могут привести к
финансовым трудностям;
• понимание различий между расходными статьями семейного бюджета и их
существенных изменений в зависимости от возраста членов семьи и других факторов;
• осознание необходимости планировать доходы и расходы семьи.
Умения:
• пользоваться дебетовой картой;
• определять причины роста инфляции;
• рассчитывать личный и семейный доход;
• читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру доходов населения или семьи;
• различать личные расходы и расходы семьи;
• планировать и рассчитывать личные расходы и расходы семьи как в краткосрочном, так
и в долгосрочном периоде;
• вести учёт доходов и расходов;
• развивать критическое мышление.
Компетенции:
• устанавливать причинно-следственные связи между нормой инфляции и уровнем
доходов семьи;
• использовать различные источники для определения причин инфляции и её влияния на
покупательную способность денег, имеющихся в наличии;
• определять и оценивать варианты повышения личного дохода;
• соотносить вклад в личное образование и последующий личный доход;
• сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциала извлечения
дохода и роста своего благосостояния на коротком и длительном жизненном горизонте;
• оценивать свои ежемесячные расходы;
• соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых
возможностей;
• определять приоритетные траты и, исходя из этого, планировать бюджет в
краткосрочной и долгосрочной перспективе;

• осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений.
Модуль 2. Способы повышения семейного благосостояния.
Базовые понятия и знания:
• банк, инвестиционный фонд, страховая компания, финансовое планирование;
• знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц, возможных
норм сбережения на различных этапах жизненного цикла.
Личностные характеристики и установки:
• понимание принципа хранения денег на банковском счёте;
• оценивание вариантов использования сбережений и инвестирования на разных стадиях
жизненного цикла семьи;
• осознание необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат;
• осознание возможных рисков при сбережении и инвестировании.
Умения:
• рассчитывать доходность банковского вклада и других операций;
• анализировать договоры;
• отличать инвестиции от сбережений;
Компетенции:
• искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и других
финансовых учреждений;
• оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для
повышения благосостояния семьи;
• откладывать деньги на определённые цели.
Модуль 3. Риски в мире денег
Базовые понятия и знания:
• особые жизненные ситуации, социальные пособия, форс-мажор, страхование, виды
страхования и страховых продуктов, финансовые риски, виды рисков;
• знание видов особых жизненных ситуаций, способов государственной поддержки в
случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных событий, видов
страхования, видов финансовых рисков (инфляция; девальвация; банкротство финансовых
компаний, управляющих семейными сбережениями; финансовое мошенничество), а также
представление о способах сокращения финансовых рисков.
Личностные характеристики и установки:
• понимание того, что при рождении детей структура расходов семьи существенно
изменяется;
• осознание необходимости иметь финансовую подушку безопасности в случае
чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;
• понимание возможности страхования жизни и семейного имущества для управления
рисками;
• понимание причин финансовых рисков;
• осознание необходимости быть осторожным в финансовой сфере, проверять
поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из
учреждений).
Умения:
• находить в Интернете сайты социальных служб, обращаться за помощью;
• читать договор страхования;
• защищать личную информацию, в том числе в сети Интернет;
• пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском;
• соотносить риски и выгоды.
Компетенции:
• оценивать последствия сложных жизненных ситуаций с точки зрения пересмотра
структуры финансов семьи и личных финансов;
• анализировать и оценивать финансовые риски;

• развивать критическое мышление по отношению к рекламным сообщениям.
Модуль 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем
Базовые понятия и знания:
• банк, коммерческий банк, Центральный банк, бизнес, бизнес-план, источники
финансирования, валюта, мировой валютный рынок, курс валюты;
• знание видов операций, осуществляемых банками; понимание необходимости наличия
у банка лицензии для осуществления банковских операций; знание видов и типов
источников финансирования для создания бизнеса, способов защиты от банкротства;
представление о структуре бизнес-плана, об основных финансовых правилах ведения
бизнеса; знание типов валют.
Личностные характеристики и установки:
• понимание основных принципов устройства банковской системы;
• понимание того, что вступление в отношения с банком должно осуществляться не
спонтанно, под воздействием рекламы, а возникать в силу необходимости со знанием
способов взаимодействия;
• осознание ответственности и рискованности занятия бизнесом и трудностей, с
которыми приходится сталкиваться при выборе такого рода карьеры;
• понимание того, что для начала бизнес-деятельности необходимо получить
специальное образование.
Умения:
• читать договор с банком;
• рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам;
• находить актуальную информацию на специальных сайтах, посвящённых созданию
малого (в том числе семейного) бизнеса; рассчитывать издержки, доход, прибыль;
Компетенции:
• оценивать необходимость использования банковских услуг для решения своих
финансовых проблем и проблем семьи;
• выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а также
угрожающие такому бизнесу типы рисков.
Модуль 5. Человек и государство: как они взаимодействуют
Базовые понятия и знания:
• налоги, прямые и косвенные налоги, пошлины, сборы, пенсия, пенсионная система,
пенсионные фонды;
• знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц
(базовые), способов уплаты налогов (лично и предприятием), общих принципов
устройства пенсионной системы РФ.
Личностные характеристики и установки:
• представление об ответственности налогоплательщика;
• понимание неотвратимости наказания (штрафов) за неуплату налогов и осознание
негативного влияния штрафов на семейный бюджет;
Умения:
• считать сумму заплаченных налогов и/или рассчитывать сумму, которую необходимо
заплатить в качестве налога;
• просчитывать, как изменения в структуре и размерах семейных доходов и имущества
могут повлиять на величину подлежащих уплате налогов;
Компетенции:
• осознавать гражданскую ответственность при уплате налогов;
• планировать расходы по уплате налогов.
Структура курса и тематический план
Структура курса «Финансовая грамотность»

Курс финансовой грамотности в 9 классе состоит из пяти модулей, каждый из
которых разбит на несколько занятий.
Каждый модуль имеет определённую логическую завершённость, целостное,
законченное содержание: изучается конкретная сфера финансовых отношений и
характерный для неё ряд финансовых задач, с которыми сталкивается человек в
практической жизни. Для обобщения и закрепления усвоенного материала в конце
каждого блока предлагается провести контроль знаний в форме проверочной работы,
тестового контроля, презентации учебных достижений и т. д.
В тематическом плане указаны темы занятий и формы их проведения, а также
количество часов, планируемых для изучения конкретной темы. Курс повышения
финансовой грамотности построен на основе системно-деятельностного подхода. Для
реализации практико-ориентированных методов обучения предлагаются занятия
развивающего и текущего контроля знаний. Материалы для подобных занятий
представлены в контрольных измерительных материалах (КИМ).
Номер
темы/блока
Модуль 1
Модуль 2
Модуль 3
Модуль 4
Модуль 5
Итого

Название темы/блока
Управление денежными средствами семьи
Способы повышения семейного благосостояния
Риски в мире денег
Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем
Человек и государство: как они взаимодействуют

Структура курса
Номер Название занятия
Форма
занятия
занятия
Модуль 1. Управление денежными средствами семьи
Тема 1. Происхождение денег
1
Деньги: что это такое
Л/П
2
Что может происходить с деньгами и как это влияет на
финансы вашей семьи
Тема 2. Источники денежных средств семьи
3
Какие бывают источники доходов
Л/П
4
От чего зависят личные и семейные доходы
Тема 3. Контроль семейных расходов
5
Л
Как контролировать семейные расходы и зачем это
делать
6
ЗП
Учебные мини-проекты «Контролируем семейные
расходы»
Тема 4. Построение семейного бюджета
7
Что такое семейный бюджет и как его построить
Л/П
8
Как оптимизировать семейный бюджет
9
Обобщение результатов работы, представление
КЗ / П
проектов, тестовый контроль
Модуль 2. Способы повышения семейного благосостояния
Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг
финансовых организаций
10
Для чего нужны финансовые организации
Л/П
11
Как увеличить семейные доходы с использованием
С/П
финансовых организаций

Кол-во
часов
9
6
6
8
5
34
Кол-во
часов
9
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
1
6
2
1
1

2
Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения финансового
благосостояния
12
1
Для чего необходимо осуществлять финансовое
Л/П
планирование
13
1
Как осуществлять финансовое планирование на разных
Л/П
жизненных этапах
14
1
Представление проектов
ЗП
15
1
Обобщение результатов работы, выполнение
КЗ
тренировочных заданий, тестовый контроль
6
Модуль 3. Риски в мире денег
3
Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться
16
1
Особые жизненные ситуации: рождение ребёнка, потеря Л / П
кормильца
Л/П
17
1
Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы,
природные и техногенные катастрофы
Л/П
18
1
Чем поможет страхование
2
Тема 8. Финансовые риски
Л
/
П
19
1
Какие бывают финансовые риски
Л/П
20
1
Что такое финансовые пирамиды
21
1
Представление проектов, выполнение тренировочных ЗП / КЗ
заданий, тестовый контроль
8
Модуль 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем
2
Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи
Л/П
22
1
Что такое банк и чем он может быть полезен
Л/П
23
1
Польза и риски банковских карт
3
Тема 10. Собственный бизнес
24
1
Что такое бизнес
Л/П
25-26
2
Как создать своё дело
Л/П
2
Тема 11. Валюта в современном мире
Л/П
27
1
Что такое валютный рынок и как он устроен
28
1
Представление проектов
ЗП
29
1
Обобщение результатов работы, выполнение
КЗ
тренировочных заданий, тестовый контроль
5
Модуль 5. Человек и государство: как они взаимодействуют
2
Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи
Л
/
П
30
1
Что такое налоги и зачем их платить
Л/П
31
1
Какие налоги мы платим
2
Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости
Л/П
32
1
Что такое пенсия и как сделать её достойной
33
1
Представление проектов
КЗ
34
1
Итоговый контроль знаний
ЗП
Итого
34
Типов занятий: Л — лекция-беседа; П — практикум; ЗП — занятие — презентация
учебных достижений; КЗ — контроль знаний; С — самооценка (рефлексия)

Формы и методы организации учебно-познавательной деятельности
В ходе организации учебной деятельности учащихся будут использоваться следующие
формы занятий.
Лекция-беседа, которую в 9 классе целесообразно проводить для введения обучающихся
в проблематику финансовой сферы. Для активного вовлечения обучающихся в учебный

процесс необходимо использовать метод проблематизации. Привлечение обучающихся к
активной деятельности осуществляется учителем с помощью создания проблемных
ситуаций. Такая форма занятия обеспечит формирование у подростков умений выбирать
оригинальные пути решения проблемных ситуаций, анализировать полученную
информацию в свете известных теорий, выдвигать гипотезы.
Лекция как трансляция знаний и постановка проблемы может проходить в следующих
формах:
• просмотр документальных и художественных фильмов;
• просмотр видеолекций ведущих экономистов, политиков, бизнесменов;
• рассказ-беседа с привлечением учащихся к поиску решения проблемных задач и
ситуаций;
•
встречи
с
действующими
финансистами,
бизнесменами,
политиками,
государственными служащими.
Отметим, что лекции как форма занятий занимают примерно 10—15% всего учебного
времени.
Практикум является ведущей формой занятия для обучающихся 9 класса. Именно в этом
возрасте важно самостоятельно осуществлять поисковую деятельность, получать опыт
выполнения несложных финансовых действий.
Данное занятие может осуществляться в формате индивидуальной и групповой работы.
На нём отрабатываются практические умения, происходит формирование компетенций в
финансово-экономической сфере. Поисково-исследовательская работа, осуществляемая на
практикумах, направлена на формирование компетенций в области поиска, обработки и
анализа финансовой информации.
Таким образом, практикум может быть провёден в следующих формах:
• поиск информации в сети Интернет на сайтах государственных служб, финансовых
организаций, рейтинговых агентств;
• поиск и анализ правовых документов по теме практической работы;
• разработка индивидуальных или групповых проектов;
• проведение мини-исследований;
• поиск информации для написания эссе;
• составление и решение финансовых кроссвордов.
Игра наряду с практикумом является ведущей формой занятий, так как позволяет в
смоделированной ситуации осуществлять конкретные финансовые действия и вступать в
отношения с финансовыми институтами. Получение минимального опыта в игре поможет
подросткам более уверенно чувствовать себя в конкретных финансовых ситуациях,
использовать отработанные навыки взаимодействия на практике.
В ходе обучения могут быть проведены игры:
• «Управляем денежными средствами семьи».
• «Увеличиваем семейные доходы с использованием финансовых услуг».
• «Осуществляем долгосрочное финансовое планирование».
• «Что делать, если мы попали в особую жизненную ситуацию».
• «Внимание! Финансовые риски».
• «Планируем свой бизнес».
• «Валюты и страны».
• «Налоги и семейный бюджет».
• «Пенсии родителей».
Семинар как форма организации учебного занятия в 9 классе может быть использован
для обсуждения общих проблем и выработки общих решений. Эта форма не является
обязательной, учитель должен сам определить возможность её использования в
зависимости от познавательных потребностей обучающихся и условий организации
образовательной деятельности.
Структура семинара для 9 классов.

1. Определение цели семинара.
2. Работа в группе над выполнением задания (чаще всего это обсуждение понятий,
выработка оптимальных решений).
3. Представление результатов обсуждения группами.
4. Общее обсуждение.
Семинары могут проводиться в формате дискуссионного клуба, где осуществляется
обсуждение широкого круга финансово-экономических вопросов с участием
обучающихся как 9, так и 10—11 классов. К такой форме внеклассной работы могут быть
привлечены педагоги и администрация образовательной организации, а также
приглашённые эксперты (политики, бизнесмены, государственные служащие, банковские
работники).
Цель занятия — контроль знаний — проверка освоенных навыков и умений и при
необходимости их коррекция. Контроль может проходить как в традиционных формах,
так и в интерактивных:
• письменная контрольная работа (включает задания, проверяющие знание теории и
владение метапредметными умениями);
• устный опрос;
• викторина;
• конкурс;
• творческий отчёт;
• защита проекта;
• защита исследовательской работы;
• написание эссе;
• решение практических задач;
• выполнение тематических заданий.
Педагог может использовать и другие формы организации учебной деятельности.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса
Литература:
1. Липсиц, И. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9 классы
общеобразоват. орг. / И. В. Липсиц, О. И. Рязанова. — М.: ВАКО, 2018. —352 с., ил.
2. Рязанова, О. И. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8–9
классы общеобразоват. орг. / О. И. Рязанова, И. В. Липсиц, Е. Б. Лавренова. — М.: ВАКО,
2018. — 144 c.
3. Рязанова, О. И. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 8–9 классы
общеобразоват. орг. / О. И. Рязанова, И. В. Липсиц, Е. Б. Лавренова. — М.:ВАКО, 2018. — 64
c.
Интернет-источники
1. www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ
2. www.gov.ru – сайт Правительства РФ
3. www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики
4. www.economy.gov.ru/minec/ma – сайт Министерства экономического развития РФ
5. www.minpromtorg.gov.ru – сайт Министерства торговли и промышленности РФ
6. www.fas.gov.ru – сайт Федеральной антимонопольной службы РФ
7. www.cbr.ru – сайт Центрального банка РФ
8. www.nalog.ru – сайт Федеральной налоговой службы РФ
9. www.rbx.ru – сайт «РосБизнесКонсалтинг»
10. www.ram.ru – сайт Российской ассоциации маркетинга
11. www.cfin.ru – сайт «Корпоративный менеджмент»
12. www.iloveeconomics.ru – сайт «Экономика для школьника»
13. www.nes.ru – сайт спецпроекта российской экономической школы по личным финансам
14. www.economicus.ru – образовательно-справочный портал по экономике

15. www.cepa.newschool.edu/het/home.htm – сайт по истории экономической мысли (на англ.
яз.)
16. ecsocman.edu.ru – сайт федерального образовательного портала «Экономика. Социология.
Менеджмент»
17. www.ereport.ru – сайт, где представлена обзорная информация по мировой экономике
18. www.stat.hse.ru – статистический портал Высшей школы экономики
19. www.cefir.ru – сайт ЦЭФИР – Центра экономических и финансовых исследований
20. www.tpprf. – сайт Торгово-промышленной палаты РФ
21. www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – сайт Объединённой биржи
22. www.wto.ru – сайт Всемирной торговой организации
23. www.worldbank.org/eca/russian – сайт Всемирного банка
24. www.imf.org – сайт Международного валютного фонда
25. www.7budget.ru – сайт, посвящённый семейному бюджету
Калькуляторы (банковские проценты, валюта, налоги)
1. http://uslugi.yandex.ru/banki/deposits/
2. http://www.banki.ru/products/deposits/
3. http://www.sravni.ru/vklady/
4. http://www.calc.ru/valutnyj-kalkulyator.html
Компьютер
Проектор


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».