МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области Невьянский городской округ МБОУ СОШ №3 НГО РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для обучающихся 9 класса Срок реализации – 1 год г. Невьянск, 2023 Пояснительная записка Курс внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 9 класса разработан с учётом возрастных особенностей обучающихся, ведь 15—16-летние подростки обретают частичную гражданскую дееспособность. С правовой точки зрения, они вправе работать и распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, имеют возможность осуществлять право авторства произведений своей интеллектуальной деятельности, а также совершать мелкие бытовые сделки. В связи с этим нужно научить подростков ориентироваться в мире финансов, развивать умения, необходимые для экономически грамотного поведения. Обучающиеся 9 класса способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте происходит личностное самоопределение подростков, они переходят во взрослую жизнь, осваивая новую для себя роль взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности обучающегося, формировать не только умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно помочь подростку преодолеть страх перед взрослой жизнью и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. Основным умением, формируемым у обучающихся, является способность оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения материальных проблем семьи. В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, чем в предыдущих классах, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи, особое внимание уделяется планированию личного бюджета. Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенций поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников, представленных как на электронных, так и на твёрдых носителях. Большая часть времени отводится практической деятельности для получения опыта действий в различных областях финансовых отношений (более расширенных по сравнению с предыдущими классами). Программа составлена для обучающихся 9 класса общеобразовательной школы. Сроки реализации программы 1 учебный год (9 класс). «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся в сфере экономики семьи. Цели и планируемые результаты Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности среди обучающихся 9 класса посредством освоения базовых финансово-экономических понятий, отражающих важнейшие сферы финансовых отношений, а также умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др. Планируемые результаты обучения Требования к личностным результатам освоения курса: • сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов; • готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять обязанности, возникающие в связи с взаимодействием с различными финансовыми институтами; • готовность и способность к финансово-экономическому образованию и самообразованию во взрослой жизни; • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в социально-экономической жизни общества; • заинтересованность в развитии экономики страны, в благополучии и процветании своей Родины. Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса: Познавательные: • умение анализировать экономическую и/или финансовую проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для её решения; • нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий этих проблем; • умение осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование своего финансового поведения; • установление причинно-следственных связей между социальными и финансовыми явлениями и процессами; • умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных и семейных финансов и оценивать последствия своих действий и поступков. Регулятивные: • умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в финансовой сфере, выдвигать версии её решения, определять последовательность своих действий по её решению; • проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения задач в области личных и семейных финансов; • контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению финансовых вопросов на основе выработанных критериев; • самостоятельное планирование действий по изучению финансовых вопросов, в том числе в области распоряжения личными финансами. Коммуникативные: • умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи; • формулирование собственного отношения к различным финансовым проблемам (управление личными финансами, семейное бюджетирование, финансовые риски, сотрудничество с финансовыми организациями и т. д.); • умение анализировать и интерпретировать финансовую информацию, полученную из различных источников, различать мнение (точку зрения), доказательство (аргумент), факты. Требования к предметным результатам освоения курса: • владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система; • владение знаниями: о структуре денежной массы; о структуре доходов населения страны и способах её определения; о зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; о статьях семейного и личного бюджета и способах их корреляции; об основных видах финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц; о возможных нормах сбережения; о способах государственной поддержки в случае возникновения сложных жизненных ситуаций; о видах страхования; о видах финансовых рисков; о способах использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач; о способах определения курса валют и мест обмена; о способах уплаты налогов, принципах устройства пенсионной системы России. Содержание курса Модуль 1. Управление денежными средствами семьи. Базовые понятия и знания: • эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, , структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет (профицит, дефицит, личный бюджет); • знание способов влияния государства на инфляцию, состава, структуры доходов населения России и причин её изменения в конце XX — начале XXI вв.; понимание факторов, влияющих на размер доходов, получаемых из различных источников, зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; знание статей расходов и доходов семейного и личного бюджетов и способов планирования личного и семейного бюджетов. Личностные характеристики и установки: • понимание того, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров и услуг; • осознание роли денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной экономики; • осознание влияния образования на последующую профессиональную деятельность и карьеру, а также на личные доходы; • понимание того, что бесконтрольные траты лишают семью возможности обеспечить устойчивую финансовую стабильность, повысить её благосостояние и могут привести к финансовым трудностям; • понимание различий между расходными статьями семейного бюджета и их существенных изменений в зависимости от возраста членов семьи и других факторов; • осознание необходимости планировать доходы и расходы семьи. Умения: • пользоваться дебетовой картой; • определять причины роста инфляции; • рассчитывать личный и семейный доход; • читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру доходов населения или семьи; • различать личные расходы и расходы семьи; • планировать и рассчитывать личные расходы и расходы семьи как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде; • вести учёт доходов и расходов; • развивать критическое мышление. Компетенции: • устанавливать причинно-следственные связи между нормой инфляции и уровнем доходов семьи; • использовать различные источники для определения причин инфляции и её влияния на покупательную способность денег, имеющихся в наличии; • определять и оценивать варианты повышения личного дохода; • соотносить вклад в личное образование и последующий личный доход; • сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциала извлечения дохода и роста своего благосостояния на коротком и длительном жизненном горизонте; • оценивать свои ежемесячные расходы; • соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей; • определять приоритетные траты и, исходя из этого, планировать бюджет в краткосрочной и долгосрочной перспективе; • осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений. Модуль 2. Способы повышения семейного благосостояния. Базовые понятия и знания: • банк, инвестиционный фонд, страховая компания, финансовое планирование; • знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц, возможных норм сбережения на различных этапах жизненного цикла. Личностные характеристики и установки: • понимание принципа хранения денег на банковском счёте; • оценивание вариантов использования сбережений и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи; • осознание необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат; • осознание возможных рисков при сбережении и инвестировании. Умения: • рассчитывать доходность банковского вклада и других операций; • анализировать договоры; • отличать инвестиции от сбережений; Компетенции: • искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и других финансовых учреждений; • оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи; • откладывать деньги на определённые цели. Модуль 3. Риски в мире денег Базовые понятия и знания: • особые жизненные ситуации, социальные пособия, форс-мажор, страхование, виды страхования и страховых продуктов, финансовые риски, виды рисков; • знание видов особых жизненных ситуаций, способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных событий, видов страхования, видов финансовых рисков (инфляция; девальвация; банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями; финансовое мошенничество), а также представление о способах сокращения финансовых рисков. Личностные характеристики и установки: • понимание того, что при рождении детей структура расходов семьи существенно изменяется; • осознание необходимости иметь финансовую подушку безопасности в случае чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций; • понимание возможности страхования жизни и семейного имущества для управления рисками; • понимание причин финансовых рисков; • осознание необходимости быть осторожным в финансовой сфере, проверять поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из учреждений). Умения: • находить в Интернете сайты социальных служб, обращаться за помощью; • читать договор страхования; • защищать личную информацию, в том числе в сети Интернет; • пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском; • соотносить риски и выгоды. Компетенции: • оценивать последствия сложных жизненных ситуаций с точки зрения пересмотра структуры финансов семьи и личных финансов; • анализировать и оценивать финансовые риски; • развивать критическое мышление по отношению к рекламным сообщениям. Модуль 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем Базовые понятия и знания: • банк, коммерческий банк, Центральный банк, бизнес, бизнес-план, источники финансирования, валюта, мировой валютный рынок, курс валюты; • знание видов операций, осуществляемых банками; понимание необходимости наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; знание видов и типов источников финансирования для создания бизнеса, способов защиты от банкротства; представление о структуре бизнес-плана, об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знание типов валют. Личностные характеристики и установки: • понимание основных принципов устройства банковской системы; • понимание того, что вступление в отношения с банком должно осуществляться не спонтанно, под воздействием рекламы, а возникать в силу необходимости со знанием способов взаимодействия; • осознание ответственности и рискованности занятия бизнесом и трудностей, с которыми приходится сталкиваться при выборе такого рода карьеры; • понимание того, что для начала бизнес-деятельности необходимо получить специальное образование. Умения: • читать договор с банком; • рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам; • находить актуальную информацию на специальных сайтах, посвящённых созданию малого (в том числе семейного) бизнеса; рассчитывать издержки, доход, прибыль; Компетенции: • оценивать необходимость использования банковских услуг для решения своих финансовых проблем и проблем семьи; • выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а также угрожающие такому бизнесу типы рисков. Модуль 5. Человек и государство: как они взаимодействуют Базовые понятия и знания: • налоги, прямые и косвенные налоги, пошлины, сборы, пенсия, пенсионная система, пенсионные фонды; • знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые), способов уплаты налогов (лично и предприятием), общих принципов устройства пенсионной системы РФ. Личностные характеристики и установки: • представление об ответственности налогоплательщика; • понимание неотвратимости наказания (штрафов) за неуплату налогов и осознание негативного влияния штрафов на семейный бюджет; Умения: • считать сумму заплаченных налогов и/или рассчитывать сумму, которую необходимо заплатить в качестве налога; • просчитывать, как изменения в структуре и размерах семейных доходов и имущества могут повлиять на величину подлежащих уплате налогов; Компетенции: • осознавать гражданскую ответственность при уплате налогов; • планировать расходы по уплате налогов. Структура курса и тематический план Структура курса «Финансовая грамотность» Курс финансовой грамотности в 9 классе состоит из пяти модулей, каждый из которых разбит на несколько занятий. Каждый модуль имеет определённую логическую завершённость, целостное, законченное содержание: изучается конкретная сфера финансовых отношений и характерный для неё ряд финансовых задач, с которыми сталкивается человек в практической жизни. Для обобщения и закрепления усвоенного материала в конце каждого блока предлагается провести контроль знаний в форме проверочной работы, тестового контроля, презентации учебных достижений и т. д. В тематическом плане указаны темы занятий и формы их проведения, а также количество часов, планируемых для изучения конкретной темы. Курс повышения финансовой грамотности построен на основе системно-деятельностного подхода. Для реализации практико-ориентированных методов обучения предлагаются занятия развивающего и текущего контроля знаний. Материалы для подобных занятий представлены в контрольных измерительных материалах (КИМ). Номер темы/блока Модуль 1 Модуль 2 Модуль 3 Модуль 4 Модуль 5 Итого Название темы/блока Управление денежными средствами семьи Способы повышения семейного благосостояния Риски в мире денег Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем Человек и государство: как они взаимодействуют Структура курса Номер Название занятия Форма занятия занятия Модуль 1. Управление денежными средствами семьи Тема 1. Происхождение денег 1 Деньги: что это такое Л/П 2 Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы вашей семьи Тема 2. Источники денежных средств семьи 3 Какие бывают источники доходов Л/П 4 От чего зависят личные и семейные доходы Тема 3. Контроль семейных расходов 5 Л Как контролировать семейные расходы и зачем это делать 6 ЗП Учебные мини-проекты «Контролируем семейные расходы» Тема 4. Построение семейного бюджета 7 Что такое семейный бюджет и как его построить Л/П 8 Как оптимизировать семейный бюджет 9 Обобщение результатов работы, представление КЗ / П проектов, тестовый контроль Модуль 2. Способы повышения семейного благосостояния Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций 10 Для чего нужны финансовые организации Л/П 11 Как увеличить семейные доходы с использованием С/П финансовых организаций Кол-во часов 9 6 6 8 5 34 Кол-во часов 9 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 1 6 2 1 1 2 Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения финансового благосостояния 12 1 Для чего необходимо осуществлять финансовое Л/П планирование 13 1 Как осуществлять финансовое планирование на разных Л/П жизненных этапах 14 1 Представление проектов ЗП 15 1 Обобщение результатов работы, выполнение КЗ тренировочных заданий, тестовый контроль 6 Модуль 3. Риски в мире денег 3 Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться 16 1 Особые жизненные ситуации: рождение ребёнка, потеря Л / П кормильца Л/П 17 1 Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы Л/П 18 1 Чем поможет страхование 2 Тема 8. Финансовые риски Л / П 19 1 Какие бывают финансовые риски Л/П 20 1 Что такое финансовые пирамиды 21 1 Представление проектов, выполнение тренировочных ЗП / КЗ заданий, тестовый контроль 8 Модуль 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем 2 Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи Л/П 22 1 Что такое банк и чем он может быть полезен Л/П 23 1 Польза и риски банковских карт 3 Тема 10. Собственный бизнес 24 1 Что такое бизнес Л/П 25-26 2 Как создать своё дело Л/П 2 Тема 11. Валюта в современном мире Л/П 27 1 Что такое валютный рынок и как он устроен 28 1 Представление проектов ЗП 29 1 Обобщение результатов работы, выполнение КЗ тренировочных заданий, тестовый контроль 5 Модуль 5. Человек и государство: как они взаимодействуют 2 Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи Л / П 30 1 Что такое налоги и зачем их платить Л/П 31 1 Какие налоги мы платим 2 Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости Л/П 32 1 Что такое пенсия и как сделать её достойной 33 1 Представление проектов КЗ 34 1 Итоговый контроль знаний ЗП Итого 34 Типов занятий: Л — лекция-беседа; П — практикум; ЗП — занятие — презентация учебных достижений; КЗ — контроль знаний; С — самооценка (рефлексия) Формы и методы организации учебно-познавательной деятельности В ходе организации учебной деятельности учащихся будут использоваться следующие формы занятий. Лекция-беседа, которую в 9 классе целесообразно проводить для введения обучающихся в проблематику финансовой сферы. Для активного вовлечения обучающихся в учебный процесс необходимо использовать метод проблематизации. Привлечение обучающихся к активной деятельности осуществляется учителем с помощью создания проблемных ситуаций. Такая форма занятия обеспечит формирование у подростков умений выбирать оригинальные пути решения проблемных ситуаций, анализировать полученную информацию в свете известных теорий, выдвигать гипотезы. Лекция как трансляция знаний и постановка проблемы может проходить в следующих формах: • просмотр документальных и художественных фильмов; • просмотр видеолекций ведущих экономистов, политиков, бизнесменов; • рассказ-беседа с привлечением учащихся к поиску решения проблемных задач и ситуаций; • встречи с действующими финансистами, бизнесменами, политиками, государственными служащими. Отметим, что лекции как форма занятий занимают примерно 10—15% всего учебного времени. Практикум является ведущей формой занятия для обучающихся 9 класса. Именно в этом возрасте важно самостоятельно осуществлять поисковую деятельность, получать опыт выполнения несложных финансовых действий. Данное занятие может осуществляться в формате индивидуальной и групповой работы. На нём отрабатываются практические умения, происходит формирование компетенций в финансово-экономической сфере. Поисково-исследовательская работа, осуществляемая на практикумах, направлена на формирование компетенций в области поиска, обработки и анализа финансовой информации. Таким образом, практикум может быть провёден в следующих формах: • поиск информации в сети Интернет на сайтах государственных служб, финансовых организаций, рейтинговых агентств; • поиск и анализ правовых документов по теме практической работы; • разработка индивидуальных или групповых проектов; • проведение мини-исследований; • поиск информации для написания эссе; • составление и решение финансовых кроссвордов. Игра наряду с практикумом является ведущей формой занятий, так как позволяет в смоделированной ситуации осуществлять конкретные финансовые действия и вступать в отношения с финансовыми институтами. Получение минимального опыта в игре поможет подросткам более уверенно чувствовать себя в конкретных финансовых ситуациях, использовать отработанные навыки взаимодействия на практике. В ходе обучения могут быть проведены игры: • «Управляем денежными средствами семьи». • «Увеличиваем семейные доходы с использованием финансовых услуг». • «Осуществляем долгосрочное финансовое планирование». • «Что делать, если мы попали в особую жизненную ситуацию». • «Внимание! Финансовые риски». • «Планируем свой бизнес». • «Валюты и страны». • «Налоги и семейный бюджет». • «Пенсии родителей». Семинар как форма организации учебного занятия в 9 классе может быть использован для обсуждения общих проблем и выработки общих решений. Эта форма не является обязательной, учитель должен сам определить возможность её использования в зависимости от познавательных потребностей обучающихся и условий организации образовательной деятельности. Структура семинара для 9 классов. 1. Определение цели семинара. 2. Работа в группе над выполнением задания (чаще всего это обсуждение понятий, выработка оптимальных решений). 3. Представление результатов обсуждения группами. 4. Общее обсуждение. Семинары могут проводиться в формате дискуссионного клуба, где осуществляется обсуждение широкого круга финансово-экономических вопросов с участием обучающихся как 9, так и 10—11 классов. К такой форме внеклассной работы могут быть привлечены педагоги и администрация образовательной организации, а также приглашённые эксперты (политики, бизнесмены, государственные служащие, банковские работники). Цель занятия — контроль знаний — проверка освоенных навыков и умений и при необходимости их коррекция. Контроль может проходить как в традиционных формах, так и в интерактивных: • письменная контрольная работа (включает задания, проверяющие знание теории и владение метапредметными умениями); • устный опрос; • викторина; • конкурс; • творческий отчёт; • защита проекта; • защита исследовательской работы; • написание эссе; • решение практических задач; • выполнение тематических заданий. Педагог может использовать и другие формы организации учебной деятельности. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса Литература: 1. Липсиц, И. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9 классы общеобразоват. орг. / И. В. Липсиц, О. И. Рязанова. — М.: ВАКО, 2018. —352 с., ил. 2. Рязанова, О. И. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8–9 классы общеобразоват. орг. / О. И. Рязанова, И. В. Липсиц, Е. Б. Лавренова. — М.: ВАКО, 2018. — 144 c. 3. Рязанова, О. И. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 8–9 классы общеобразоват. орг. / О. И. Рязанова, И. В. Липсиц, Е. Б. Лавренова. — М.:ВАКО, 2018. — 64 c. Интернет-источники 1. www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ 2. www.gov.ru – сайт Правительства РФ 3. www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики 4. www.economy.gov.ru/minec/ma – сайт Министерства экономического развития РФ 5. www.minpromtorg.gov.ru – сайт Министерства торговли и промышленности РФ 6. www.fas.gov.ru – сайт Федеральной антимонопольной службы РФ 7. www.cbr.ru – сайт Центрального банка РФ 8. www.nalog.ru – сайт Федеральной налоговой службы РФ 9. www.rbx.ru – сайт «РосБизнесКонсалтинг» 10. www.ram.ru – сайт Российской ассоциации маркетинга 11. www.cfin.ru – сайт «Корпоративный менеджмент» 12. www.iloveeconomics.ru – сайт «Экономика для школьника» 13. www.nes.ru – сайт спецпроекта российской экономической школы по личным финансам 14. www.economicus.ru – образовательно-справочный портал по экономике 15. www.cepa.newschool.edu/het/home.htm – сайт по истории экономической мысли (на англ. яз.) 16. ecsocman.edu.ru – сайт федерального образовательного портала «Экономика. Социология. Менеджмент» 17. www.ereport.ru – сайт, где представлена обзорная информация по мировой экономике 18. www.stat.hse.ru – статистический портал Высшей школы экономики 19. www.cefir.ru – сайт ЦЭФИР – Центра экономических и финансовых исследований 20. www.tpprf. – сайт Торгово-промышленной палаты РФ 21. www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – сайт Объединённой биржи 22. www.wto.ru – сайт Всемирной торговой организации 23. www.worldbank.org/eca/russian – сайт Всемирного банка 24. www.imf.org – сайт Международного валютного фонда 25. www.7budget.ru – сайт, посвящённый семейному бюджету Калькуляторы (банковские проценты, валюта, налоги) 1. http://uslugi.yandex.ru/banki/deposits/ 2. http://www.banki.ru/products/deposits/ 3. http://www.sravni.ru/vklady/ 4. http://www.calc.ru/valutnyj-kalkulyator.html Компьютер Проектор