МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образованием Невьянского городского округа МБОУ СОШ №3 НГО Рабочая программа внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» Класс - 6 - 11 Срок реализации – 2023 - 2024 учебный год Количество часов по учебному плану 1 час в неделю (всего 34 часов) Невьянск, 2023 г. Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности по профориентации «Россия - мои горизонты» разработана в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся, во исполнение поручений Президента РФ Пр-328 п. 1 от 23.02.2018 года, Пр-2182 от 20.12.2020 года» - Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 (далее - ФГОС ООО), - Федеральной образовательной программой основного общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения России от 18.05.20223 №370 (далее ФОП ООО), - методическими рекомендациями Минпросвещения «О реализации проекта «Билет в будущее», утвержденными распоряжением Р-97 от 23 сентября 2019г. - Положением об организации внеурочной деятельности в МБОУ СОШ №10, - Примерной рабочей программой курса внеурочной деятельности «Билет в будущее» (основное общее и среднее общее образование), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 29 сентября 2022г. №7/22) Актуальность и назначение программы курса внеурочной деятельности Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана с целью реализации комплексной и систематической профориентационной работы для обучающихся 6-11 классов на основе апробированных материалов Всероссийского проекта «Билет в будущее» (далее — проект). Внеурочная деятельность — важная часть основной образовательной программы общего образования, образовательной в рамках организации которой педагогический обеспечивает достижение коллектив предметных, метапредметных и личностных результатов за счет использования потенциала разнообразия форм образовательной деятельности, организации содержательного взаимодействия с предметной развивающей средой. Одним из значимых направлений внеурочной деятельности является ранняя профориентация обучающихся 6-11 классов, позволяющая сконцентрироваться на достижении соответствующих личностных и предметных осознанно выбора подойти к решению проблемы результатов, индивидуальной образовательной траектории и направления получения профессионального образования. Одним из современных и эффективных вариантов реализации профориентационной работы в общеобразовательной организации является участие школы во Всероссийском проекте «Билет в будущее». Мероприятия программы построены на основе системной модели содействия самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций, основанной на сочетании мотивационно-активизирующего, информационнообучающего, практико-ориентированного и диагностико-консультативного подходов к формированию готовности к профессиональному самоопределению и вовлечению всех участников образовательного процесса. Цели и задачи изучения курса внеурочной деятельности Цель: формирование готовности к профессиональному самоопределению (далее - ГПС) обучающихся 6-11 классов МБОУ СШ №3 НГО Задачи: • построение системы содействия профессиональному самоопределению обучающихся, основанной на сочетании мотивационно-активизирующего, информационно-обучающего, практико-ориентированного и диагностико- консультационного подходов к формированию ГПС и вовлечению всех участников образовательного процесса; • выявление исходного уровня сформированности внутренней (мотивационноличностной) и внешней (знаниевой в виде карьерной грамотности) сторон готовности к профессиональному самоопределению у обучающихся и уровня готовности, который продемонстрирует обучающийся после участия в профориентационной программе; • формирование индивидуальных рекомендаций для обучающихся по построению образовательно-профессиональной траектории в зависимости от уровня осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей; • информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе профессионального образования (включая знакомство с перспективными и востребованными в ближайшем будущем профессиями и отраслями экономики РФ) посредством различных мероприятий, в т.ч. профессиональных проб; • формирование у обучающихся навыков и умений карьерной грамотности и других компетенций, необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации, приобретения и осмысления профориентационно значимого опыта, активного освоения ресурсов территориальной среды профессионального самоопределения, самооценки успешности прохождения профессиональных проб, осознанного конструирования индивидуальной образовательно- профессиональной траектории и ее адаптации с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды; • формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до года 2025 одним из направлений считается трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, которое реализуется посредством «воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии». Подготовка обучающихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии является обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматривается в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е. интегрирована в профориентационная учебно-воспитательный работа в школах процесс, является а, одним следовательно, из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом. Участие МБОУ СШ № 3 НГО во Всероссийском проекте «Билет в будущее» позволит реализовать ключевые задачи профориентационной деятельности и получить информационно-методическое сопровождение специалистов, ответственных за реализацию программы (педагогов-навигаторов). Место и роль курса внеурочной деятельности в учебном плане основной общеобразовательной программы Рабочая программа разработана с учетом преемственности профориентационных задач при переходе обучающихся 6-11 классов из класса в класс. Программа курса рассчитана на 34 часа (ежегодно), в рамках которых предусмотрены такие формы работы, как беседы, дискуссии, мастер-классы, экскурсии на производство, решения кейсов, встречи с представителями разных профессий, профессиональные пробы, коммуникативные и деловые игры, консультации педагога и психолога. Взаимосвязь программы курса внеурочной деятельности с Рабочей программой воспитания Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом Рабочей программы воспитания МБОУ СШ № 3 НГО. Это позволяет на практике соединить обучающую и в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в Рабочей программе воспитания; • в возможности включения школьников в деятельность, организуемую образовательной организацией в рамках курса внеурочной деятельности; • в возможности проведения единых и общих тематических занятий в разновозрастных группах, организованных для профориентационной деятельности школьников, воспитательное значение которых отмечается в Рабочей программе воспитания; • в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их вовлечённость в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность образования на её основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания подчёркивается Рабочей программой воспитания. Особенности работы педагога по программе курса внеурочной деятельности Задача педагога состоит в том, чтобы сопровождать процесс профессиональной ориентации школьника, раскрывая потенциал каждого через вовлечение в многообразную деятельность, организованную в разных формах. При этом результатом работы педагога в первую очередь является личностное развитие учащегося. Личностных результатов педагог может достичь, увлекая учащегося совместной и интересной им обоим деятельностью, устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу, насыщая занятия содержанием ценностно значимым для обучающегося. Примерный алгоритм проведения аудиторных занятий по программе курса может быть такой: приветствие школьников; эмоциональная разрядка (короткие игры, маленькая притча, размышления учащихся о предложенном высказывании или цитате и т.п.); проблематизация темы предстоящего занятия; работа по теме занятия; рефлексия. Важной особенностью занятий, повышающей их развивающий потенциал, является их интерактивность. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: В сфере гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, с которыми школьникам предстоит взаимодействовать в рамках реализации программы; готовность к разнообразной совместной деятельности; выстраивание доброжелательных отношений с участниками реализации программы на основе взаимопонимания и взаимопомощи. В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, с которыми школьники будут знакомиться в ходе профориентационных экскурсий на предприятиях своего региона. В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; осознание важности свободы и необходимости брать на себя ответственность в ситуации подготовки к выбору будущей профессии. В сфере эстетического воспитания: осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения для представителей многих профессий; стремление к самовыражению в разных видах искусства, в том числе прикладного; стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне зависимости от той сферы профессиональной деятельности, которой школьник планирует заниматься в будущем. В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой профессии, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; способность адаптироваться необходимостью к стрессовым профессионального ситуациям, вызванным самоопределения, осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, связанные с будущей профессиональной жизнью; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием для экономии внутренних ресурсов; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе знаний, полученных в ходе изучения программы проекта; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной образовательной траектории и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей. В сфере экологического воспитания: повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе в процессе ознакомления с профессиями сферы «человек-природа»; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе осознание потенциального ущерба природе, который сопровождает ту или иную профессиональную деятельность; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред. В сфере понимания ценности научного познания: ориентация в деятельности, связанной с освоением программы на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира, средством самосовершенствования человека, в том числе в профессиональной сфере; овладение основными навыками исследовательской деятельности в процессе изучения собственного мира опыта, совершенствовать профессий, наблюдений, пути достижения установка на осмысление поступков и стремление цели индивидуального и коллективного благополучия. В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, профессиональному признаку; группы, сформированные по способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других, проходить профессиональные пробы в разных сферах деятельности; навык выявления и связывания образов, способность осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие, в том числе профессиональное; умение оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации. Метапредметные результаты В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями: выявлять дефицит информации о той или иной профессии, необходимой для полноты представлений о ней, и находить способы для решения возникшей проблемы; использовать вопросы как инструмент для познания будущей профессии; аргументировать свою позицию, мнение; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе работы с интернет-источниками; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого обсуждения в группе или в паре; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия, связанные с выбором будущей профессии; выдвигать предположения о возможном росте и падении спроса на ту или иную специальность в новых условиях; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации, связанной с профессиональной деятельностью или дальнейшим обучением; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации, предназначенную для остальных участников программы. В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями: воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и условиями общения в рамках занятий, включённых в программу; выражать свою точку зрения; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и стараться смягчать конфликты; понимать намерения других участников занятий по программе проекта «Билет в будущее», проявлять уважительное отношение к ним и к взрослым, участвующим в занятиях, в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения друг с другом; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты работы, проделанной в рамках выполнения заданий, связанных с тематикой курса по профориентации; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, принимать цель совместной деятельности, коллективно планировать действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких участников программы, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с действиями других участников. В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями: выявлять проблемы, возникающие в ходе выбора будущей профессии; ориентироваться в различных подходах принятия (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений решений группой); делать выбор и брать на себя ответственность за решения, принимаемые в процессе профессионального самоопределения; владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выборе будущей профессии; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку опыту, приобретённому в ходе прохождения программы курса, уметь находить позитивное в любой ситуации; уметь вносить коррективы в свою деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; различать, называть и управлять собственными эмоциями; уметь ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения участников курса, осознанно относиться к ним. Предметные результаты Предметные результаты освоения Программы основного общего образования представлены с учётом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе профориентационной деятельности школьников. Русский язык: формирование умений речевого взаимодействия (в том числе, общения при помощи современных средств устной и письменной речи): создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений и личных впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научнопопулярной литературы: монолог- описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование; участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, мнениями, запрос информации, сообщение информации; обмен обсуждение и чёткая формулировка цели, плана совместной групповой деятельности; извлечение информации из различных источников, её осмысление и оперирование ею, свободное пользование лингвистическими словарями, справочной литературой, в том числе информационно-справочными системами в электронной форме; создание письменных текстов различных стилей с соблюдением норм построения текста: соответствие текста теме и основной мысли, цельность и относительная законченность; последовательность изложения (развёртывание содержания в зависимости от цели текста, типа речи); правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, логичность. Литература: овладение умением использовать словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме, подбирать проверенные источники в библиотечных фондах, Интернете для выполнения учебной задачи; применять ИКТ, соблюдать правила информационной безопасности. Иностранный язык: овладение основными видами речевой деятельности в рамках знакомства со спецификой современных профессий; приобретение опыта практической деятельности в жизни: соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в Интернете; использовать иноязычные словари и справочники, в том числе информационно- справочные системы в электронной форме. Информатика: овладение основными понятиями: информация, передача, хранение, обработка информации, алгоритм, модель, цифровой продукт - и их использованием для решения учебных и практических задач; умение оперировать единицами измерения информационного объёма и скорости передачи данных; сформированность мотивации к продолжению изучения информатики как профильного предмета. География: освоение и применение системы знаний о размещении и основных свойствах географических объектов, понимание роли географии в формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных практических задач своего населенного пункта; умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными и экономическими явлениями и процессами; умение использовать географические знания для описания существенных признаков разнообразных явлений и процессов в повседневной жизни; сформированность мотивации к продолжению изучения географии как профильного предмета на уровне среднего общего образования. Физика: умение использовать знания о физических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; понимание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования; расширенные представления о сферах профессиональной деятельности, связанных с физикой и современными технологиями, основанными на достижениях физической науки, позволяющие рассматривать физикотехническую область знаний как сферу своей будущей профессиональной деятельности; сформированность мотивации к продолжению изучения физики как профильного предмета на уровне среднего общего образования. Обществознание: освоение и применение системы знаний о социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми; важности семьи как базового социального института; характерных чертах общества; содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения, включая правовые нормы, регулирующие типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения (в том числе нормы гражданского, трудового и семейного права, основы налогового законодательства);процессах и явлениях в экономической сфере (в области макро- и микроэкономики); умение приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) деятельности людей, социальных объектов, явлений, процессов определённого типа в различных сферах общественной жизни, их структурных элементов и проявлений основных функций; разного типа социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; умение классифицировать устанавливать объекты, по существенный явления, разным признак процессы, признакам (в классификации) относящиеся к том числе социальные различным сферам общественной жизни, их существенные признаки, элементы и основные функции; овладение приёмами поиска и извлечения социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций средств массовой информации (далее – СМИ) с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете; приобретение опыта использования полученных знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической (включая выполнение проектов индивидуально и в группе) деятельности, в повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина, прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг) и осознанного выполнения гражданских обязанностей; для анализа потребления домашнего хозяйства; для составления личного финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; для опыта публичного представления результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом. Биология: владение навыками работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа информации и оценки её достоверности; умение интегрировать биологические знания со знаниями других учебных предметов; интерес к углублению биологических знаний и выбору биологии как профильного предмета на уровне среднего общего образования для будущей профессиональной деятельности в области биологии, медицины, экологии, ветеринарии, сельского хозяйства, пищевой промышленности, психологии, искусства, спорта. Изобразительное искусство: сформированность материалах в системы знаний изобразительном о различных искусстве; о художественных различных способах живописного построения изображения; о стилях и различных жанрах изобразительного искусства; о выдающихся отечественных и зарубежных художниках, скульпторах и архитекторах. Основы безопасности жизнедеятельности: сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе освоенных знаний и умений, системного и комплексного понимания значимости безопасного поведения; овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной среды). Содержание курса по профориентации Тема 1. Вводный урок «Моя Россия – мои горизонты» (обзор отраслей экономического развития РФ – счастье в труде) (1 час) Россия – страна безграничных возможностей и профессионального развития. Культура труда, связь выбора профессии с персональным счастьем и экономикой страны. Познавательные цифры и факты об отраслях экономического развития, профессиональных навыков и качеств, востребованных в будущем. Формирование представлений о развитии и достижениях страны в следующих сферах: медицина и здоровье; архитектура и строительство; информационные технологии; промышленность и добыча полезных ископаемых; сельское хозяйство; транспорт и логистика; наука и образование; безопасность; креативные технологии; сервис и торговля; предпринимательство и финансы. Тема 2. Тематический профориентационный урок «Открой своё будущее» (введение в профориентацию) (1 час) В 6 классе: тематическое содержание занятия построено на обсуждении и осознании трех базовых компонентов, которые необходимо учитывать при выборе: – «ХОЧУ» – ваши интересы; – «МОГУ» – ваши способности; – «БУДУ» – востребованность обучающегося на рынке труда в будущем. Информирование обучающихся о профессиях с постепенным расширением представлений о мире профессионального труда в общем: формирование системного представления о мире профессий и значимости трудовой деятельности, например, как различные качества или навыки могут по-разному реализовываться в разных профессиональных направлениях. Помощь в выборе увлечения, в котором обучающийся может реализовать свои интересы, развивать возможности и помогать окружающим. Поиск дополнительных занятий и увлечений. В 7 классе: тематическое содержание занятия предполагает знакомство с различными профессиональными средами и профессиями через проектную деятельность. Информирование современных профессий: обучающихся формирование о разнообразии представлений о сред и взаимосвязи деятельности различных специалистов при достижении общего результата, решение проектных заданий с профориентационным компонентом, работа в школьных проектных командах для поиска и презентации проектных решений. Обучающимся предстоит предложить проектные решения по тематическим направлениями виртуального города профессий «Профиград»: выбрать проблему для решения, сформировать проектную задачу, сформировать команду профессионалов из разных профессий, предложить и презентовать решение. В 8 классе: занятие знакомит обучающихся с разнообразием направлений профессионального развития, возможностями прогнозирования результатов профессионального самоопределения. На занятии раскрываются существующие профессиональные направления, варианты получения профессионального образования (уровни образования). Актуализация процессов профессионального самоопределения. Информирование школьников о видах профессионального образования (высшее образование / среднее профессиональное образование). Помощь школьникам в соотнесении личных качеств и интересов с направлениями профессиональной деятельности. В 9 классе: формирование представлений о преимуществах обучения как в организациях высшего образования (ВО, вузы), так и в организациях среднего профессионального возможных образования профессиональных познавательного интереса к (СПО). Актуализация направлениях философии для выбора представлений учащихся. и о Повышение построению своей персональной карьерной траектории развития. В 10 классе: в ходе занятия обучающиеся получают информацию по следующим направлениям профессиональной деятельности: – естественно-научное направление; – инженерно-техническое направление; – информационно-технологическое направление; – оборонно-спортивное направление; – производственно-технологическое направление; – социально-гуманитарное направление; – финансово-экономическое направление; – творческое направление. Информирование обучающихся об особенностях рынка труда. «Проигрывание» вариантов выбора (альтернатив) профессии. Формирование представления о компетентностном профиле специалистов из разных направлений. Знакомство с инструментами и мероприятиями профессионального выбора. В 11 классе: занятие направлен помочь выпускникам взглянуть на различные жизненные сценарии и профессиональные пути, которые ждут их после окончания школы. Через призму разнообразия вариантов развития событий будет раскрыта и тема разнообразия выбора профессий в различных профессиональных направлениях. Формирование представления о выборе, развитии и возможных изменениях в построении персонального карьерного пути. Формирование позитивного отношения и вовлеченности обучающихся в вопросы самоопределения. Овладение приемами 20 построения карьерных траекторий развития. Актуализация знаний по выбору образовательной организации: организации высшего образования (ВО, вузы) или организации среднего профессионального образования формирования персонального карьерного пути. (СПО) как первого шага Тема 3.Профориентационная диагностика № 1 «Мой профиль» и разбор результатов (1 час) Для обучающихся, не принимающихучастие в проекте «Билет в будущее», доступна профориентационная диагностика № 1 «Мой профиль». Профориентационная диагностика обучающихся на интернет-платформе profmin.bvbinfo.ru (для незарегистрированных участников) позволяет определить требуемый объем профориентационной помощи и сформировать дальнейшую индивидуальную траекторию участия в программе профориентационной работы. Методика «Мой профиль» – диагностика интересов, которая позволяет рекомендовать профиль обучения и направления развития. Методика предусматривает 3 версии: для 6-7, 8-9 и 10-11 классов. Тест реализуется в форме кейсов, время прохождения – около 15 минут. По итогам диагностики рекомендуется проведение консультации по полученным результатам (в индивидуальном или групповом формате). Тема 4.Профориентационная диагностика № 1 «Мои профсреды» и разбор результатов (1 час) Для обучающихся-участников проекта «Билет в будущее» доступна профориентационная диагностика № 1 «Мои профсреды» (обязательна для проведения).Профориентационная диагностика обучающихся на интернетплатформе https://bvbinfo.ru/ (для зарегистрированных участников проекта) позволяет определить требуемый объем профориентационной помощи и сформировать 7 дальнейшую индивидуальную траекторию участия в программе профориентационной работы. Методика «Мои профсреды» – онлайн-диагностика профессиональных склонностей и направленности обучающихся. В результатах обучающийся получает рекомендации по построению трека внутри проекта «Билет в будущее» («Профессиональных сред»). Методика предусматривает 3 версии – для 6-7, 8-9 и 10- 11 классов. Методика реализуется в форме кейсов, время прохождения – около 15 минут. По итогам диагностики рекомендуется проведение консультации по полученным результатам (в индивидуальном или групповом формате). Возможно проведение консультации с помощью видеозаписи готовой консультации (доступной участникам проекта «Билет в будущее» на интернетплатформе https://bvbinfo.ru/). Тема 5.Профориентационное (дополнительное образование, занятие уровни «Система образования профессионального России» образования, стратегии поступления) (1 час) В 6-7 классе: обучающиеся знакомятся с системой общего образования РФ и понятием «дополнительное образование для школьников», обсуждают значение и возможности, которые дает образование каждому человеку, учатся подбирать дополнительное образование для решения разных задач, в том числе для подготовки к будущему профессиональному выбору. В 8-9 классе: обучающиеся знакомятся с понятием «профессиональное образование» и его уровнями, учатся соотносить профессии и уровень образования, который требуется для их освоения, узнают об условиях поступления, длительности обучения, результатах образования в учреждениях среднего и высшего профессионального образования. В 10-11 классе: обучающиеся знакомятся с основными этапами подбора профессионального образования, узнают, что такое специальность и профиль обучения, учатся читать коды специальностей, обсуждают основные ошибки, которые делают школьники при подборе профессионального образования. Тема 6. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере науки и образования» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессии учителя, приуроченная к Году педагога и наставника) (1 час) Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная проба по профессии учителя, приуроченная к Году педагога и наставника, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: – Знакомство с профессией и профессиональной областью. – Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап. – Практическое выполнение задания. – Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта). Тема 7.Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 1) (на выбор: импортозамещение, авиастроение, судовождение, судостроение, лесная промышленность) (1 час) Для обучающихся, не принимающих участие в проекте «Билет в будущее», рекомендуется Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 1). Просвещение обучающихся и формирование познавательного интереса к выбору профессий в современной экономике нашей страны. Демонстрация перечня технологических ниш, в котором российские научно-технические достижения активно внедряются в технологические отрасли реального сектора экономики, и со временем результат этой работы займет достойное место не только на российском, но и мировом рынке, формируя устойчивый тренд: российские технологии – это качество – безопасность – эффективность. В рамках занятия предложены следующие отрасли и тематики на выбор: импортозамещение, авиастроение, судовождение, судостроение, лесная промышленность. Тема 8.Профориентационная диагностика № 2 «Мои ориентиры» и разбор результатов (1 час) Для обучающихся-участников проекта «Билет в будущее» доступна профориентационная диагностика № 2 «Мои ориентиры» (обязательна для проведения). Профориентационная диагностика обучающихся на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/ (для зарегистрированных участников проекта) позволяет определить требуемый объем профориентационной помощи и сформировать дальнейшую индивидуальную траекторию участия в программе профориентационной работы. Методика «Мои ориентиры» – онлайн-диагностика особенностей построения образовательно-профессиональной траектории. В 8-11 классах методика направлена на оценку ценностных ориентиров в сфере самоопределения обучающихся и уровня готовности к профессиональному самоопределению. Версия 6-7 классов включает только диагностику готовности к профессиональному самоопределению и не включает диагностику ценностных ориентиров. По итогам диагностики рекомендуется проведение консультации по полученным результатам (в индивидуальном или групповом Возможно проведение консультации с помощью формате). видеозаписи готовой консультации (доступной участникам проекта «Билет в будущее» на интернетплатформе https://bvbinfo.ru/). Тема 9.Профориентационное занятие «Россия промышленная: узнаю достижения страны в сфере промышленности и производства» (тяжелая промышленность, добыча и переработка сырья) (1 час) Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства достижениями страны в сфере промышленности и производственных с технологий. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области промышленной и смежных технологий. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития промышленности, направленное на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области промышленности и смежных отраслей. Тема 10.Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере промышленности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: металлург, специалист по аддитивным технологиям и др.) (1 час) Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная проба по профессии в сфере промышленности, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: ‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью. – Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап. – Практическое выполнение задания. – Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта). Тема 11.Профориентационное занятие «Россия цифровая: узнаю достижения страны в области цифровых технологий» (информационные технологии, искусственный интеллект, робототехника) (1 час) Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере цифровых технологий. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области сквозных цифровых технологий. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития цифровизации, направленной на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области цифровой экономики и смежных отраслей. Тема 12. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области цифровых технологий» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: программист, робототехник и др.) (1 час) Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная проба по профессии в сфере цифровых технологий, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: – Знакомство с профессией и профессиональной областью. – Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап. – Практическое выполнение задания. ‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта). Тема 13.Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 2) (на выбор: медицина, реабилитация, генетика) (1 час) Для обучающихся, не принимающих участие в проекте «Билет в будущее», рекомендуется Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 2, 1 час) Просвещение обучающихся и формирование познавательного интереса к выбору профессий в современной экономике нашей страны. Демонстрация перечня технологических ниш, в котором российские научно-технические достижения активно внедряются в технологические отрасли реального сектора экономики и со временем результат этой работы займет достойное место не только на российском, но и мировом рынке, формируя устойчивый тренд: российские технологии – это качество – безопасность – эффективность. В рамках занятия предложены следующие отрасли и тематики на выбор: медицина, реабилитация, генетика. Тема 14.Профориентационная диагностика № 3 «Мои таланты» и разбор результатов (1 час) Для обучающихся-участников проекта «Билет в будущее» доступна профориентационная диагностика № 3 «Мои таланты» (обязательна для проведения). Комплексная методика «Мои таланты» определяет профессиональные интересы и сильные стороны обучающихся с подсвечиванием «зон потенциала» (талантов), рекомендуемых отраслей и профессий. Методика предусматривает версии для 6-7, 8-9 классов, в силу особенностей образовательных возможностей для данной нозологии. Рекомендуем проходить диагностику в сопровождении учителя, родителя, тьютора для предотвращения случаев, когда у ученика возникают сложности с платформой, непонимание слов, интерпретации результатов. Также рекомендуется видео-сопровождение для знакомства с результатами и рекомендациями для пользователя. Для обучающихся – участников проекта «Билет в будущее» доступно дополнительное тестирование по методикам «Мои возможности» и «Мои способности» (проводится по желанию обучающихся). Дополнительное тестирование увеличивает точность и полноту рекомендаций. Тестирование проводится в рамках дополнительных занятий или в домашних условиях. Для тестирования рекомендуется использовать стационарные компьютеры или ноутбуки, в случае отсутствия такой возможности допускается использование мобильных устройств. Тема 15. Профориентационное занятие «Россия инженерная: узнаю достижения страны в области инженерного дела» (машиностроение, транспорт, строительство) (1 час) Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере инженерного дела. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области инженерной и инжиниринговой деятельности. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития инженерного дела, направленного на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области инженерной деятельности и смежных отраслей. Тема 16.Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: инженер-конструктор, электромонтер и др.) (1 час) Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. 28 Профессиональная проба по профессии в сфере инженерного дела (инженерии), в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: – Знакомство с профессией и профессиональной областью. – Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап. – Практическое выполнение задания. – Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта). Тема 17.Профориентационное общественная безопасность» занятие «Государственное (федеральная управление государственная, военная и и правоохранительная службы, особенности работы и профессии в этих службах) (1 час) В 6-7 классе: обучающиеся знакомятся с основными функциями государства и государственными органами, которые ответственны за реализацию этих функций; знакомятся с понятием «военнослужащий», видами войск РФ и примерами профессий, имеющих отношение к военному делу; узнают о возможностях и ограничениях работы в госструктурах, в частности, об особенностях военной службы: наличие рисков для жизни и здоровья, льгот при поступлении в учебные заведения, возможностей предоставления служебного жилья и др. В 8-9 классе: обучающиеся актуализируют знания об основных функциях и обязанностях государства в отношении своих граждан, а также о государственных органах, которые ответственны за реализацию этих функций; знакомятся с понятием «правоохранительные органы» и с основными профессиями в сфере, соотнося различные ведомства с занятыми в них сотрудниками; актуализируют знания о возможностях и ограничениях работы в госструктурах, в частности, об особенностях работы в правоохранительных органах. В 10-11 классе: обучающиеся актуализируют знания об основных функциях и обязанностях государства в отношении своих граждан, а также о государственных органах, которые ответственны за реализацию этих функций; обучающиеся узнают об основных рабочих задачах гражданских государственных служащих в различных органах государственного управления, узнают о релевантном образовании для управленческих позиций в госструктурах и особенностях трудоустройства в органы государственного управления; актуализируют знания о возможностях и ограничениях работы в государственных структурах. Тема 18.Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере управления и безопасности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: специалист по кибербезопасности, юрист и др.) (1 час) Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная проба по профессии в сфере управления и безопасности, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: – Знакомство с профессией и профессиональной областью. – Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап. – Практическое выполнение задания. – Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта). Тема 19. Профориентационное занятие-рефлексия «Моё будущее – моя страна» (1 час) Разбор и обсуждение полученного опыта в рамках серии профориентационных занятий. Постановка образовательных и карьерных целей. Формирование планов образовательных шагов и формулирование карьерной траектории развития. Развитие проектного осмысление мышления, значимости рефлексивного собственных усилий сознания для обучающихся, достижения успеха, совершенствование субъектной позиции, развитие социально-психологических качеств личности. Тема 20.Профориентационное занятие «Россия плодородная: узнаю о достижениях агропромышленного комплекса страны» (агропромышленный комплекс) (1 час) Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере агропромышленного комплекса (АПК) и сельского хозяйства. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области сельского хозяйства и смежных технологий. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития АПК, направленного на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области экономики сельского хозяйства и смежных отраслей. Тема 21.Профориентационное занятие «Пробую профессию в аграрной сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: агроном, зоотехник и др.) (1 час) Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная проба по профессии в аграрной сфере, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: – Знакомство с профессией и профессиональной областью. – Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап. – Практическое выполнение задания. – Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта). Тема 22.Профориентационное занятие «Россия здоровая: узнаю достижения страны в области медицины и здравоохранения» (сфера здравоохранения, фармацевтика и биотехнологии) (1 час) Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере медицины и здравоохранения. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области современной медицины и смежных технологий. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития здравоохранения, направленного на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области медицины и смежных отраслей. Тема 23.Профориентационное занятие «Пробую профессию в области медицины» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: врач телемедицины, биотехнолог и др.) (1 час) Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная проба по профессии в сфере медицины, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: – Знакомство с профессией и профессиональной областью. – Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап. – Практическое выполнение задания. – Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта). Тема 24. Профориентационное занятие «Россия добрая: узнаю о профессиях на благо общества» (сфера социального развития, туризма и гостеприимства) (1 час) Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере социального развития, туризма и гостеприимства. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области социально-экономического развития. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития социальной сферы, направленной на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области социальной сферы и смежных отраслей. Тема 25.Профориентационное занятие «Пробую профессию на благо общества» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: менеджер по туризму, организатор благотворительных мероприятий и др.) (1 час) Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная проба в социальной сфере, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: – Знакомство с профессией и профессиональной областью. – Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап. – Практическое выполнение задания. – Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта). Тема 26. Профориентационное занятие «Россия креативная: узнаю творческие профессии» (сфера культуры и искусства) (1 час) Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере культуры и искусства. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области креативной экономике и творческих индустрий. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития креативного сектора экономики, направленных на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о творческих профессиях, современном рынке труда в данной области и смежных отраслей. Тема 27.Профориентационное занятие «Пробую творческую профессию» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: дизайнер, продюсер и др.) (1 час) Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная проба по профессии в сфере творчества, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: ‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью. – Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап. – Практическое выполнение задания. – Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта). Тема 28.Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 1) (учитель, актер, эколог) (1 час) Формирование познавательного интереса у обучающихся к вопросам профессионального самоопределения на основе видеосюжетов с известными для молодежимедийными личностями – популярными блогерами, артистами, ведущими, которые решили воплотить свои детские мечты. В формате реалитишоу на занятии рассматриваются следующие профессии (на выбор): учитель, актер, эколог. Тема 29.Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 2) (пожарный, ветеринар, повар) (1 час) Формирование познавательного интереса у обучающихся к вопросам профессионального самоопределения на основе видеосюжетов с известными для молодежимедийными личностями – популярными блогерами, артистами, ведущими, которые решили воплотить свои детские мечты. В формате реалитишоу на занятии рассматриваются следующие профессии (на выбор): пожарный, ветеринар, повар. Тема 30. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 1) (1 час). Знакомство с профессиями из разных профессиональных отраслей через интервью с реальными представителями профессий – героями первого профориентационного сериала для школьников. Формирование познавательного интереса к вопросам профориентации на основе знакомства с личной историей труда и успеха героев сериала, мотивация и практическая значимость на основе жизненных историй. Каждая серия знакомит с представителями разных сфер: медицина, IT, медиа, бизнес, инженерное дело, различные производства, наука и искусство. В рамках занятия рекомендовано к просмотру и обсуждению 1-4 серии (на выбор), посвященные следующим профессиям: 1 серия: начальник конструкторского отдела компании «ОДК-Авиадвигатели», владелец семейной фермы «Российские альпаки», шеф-повар ресторана «Peshi». 2 серия: мастер-пожарный специализированной пожарно-спасательной части по тушению крупных пожаров, второй пилот авиакомпании «Аэрофлот – Российские авиалинии», полицейский-кинолог Отдельного батальона патрульнопостовой службы полиции на метрополитене. 3 серия: инженер-технолог отдела анализа эффективности и сборки автомобилей компании «Камаз», архитектор и руководитель «Архитектурного бюро Маликова», нейробиолог, начальник лаборатории нейронаук Курчатовского комплекса НБИКС-природоподобных технологий (НИЦ «Курчатовский институт»). 4 серия: мастер руководитель участка компании Курчатовского «ОДК-Авиадвигатели», комплекса скульптор, синхротронно-нейтринных исследований (НИЦ «Курчатовский институт»). Тема 31.Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 2) (1 час). Знакомство с профессиями из разных профессиональных отраслей через интервью с реальными представителями профессий – героями первого профориентационного сериала для школьников. Каждая серия знакомит обучающихся с личной историей труда и успеха, мотивирует и несет в себе практическую значимость. Каждая серия знакомит с представителями разных сфер: медицина, IT, медиа, бизнес, инженерное дело, различные производства, наука и искусство. В рамках занятия рекомендовано к просмотру и обсуждению 5-8 серии (на выбор), посвященные следующим профессиям: 5 серия: сварщик, методист в Музее оптики, врач ЛФК и спортивной медицины, реабилитолог. 6 серия: врач-педиатр Псковской областной инфекционной больницы, основательница концепт-стора «Палаты», основатель дома-музея «Этнодом». 7 серия: сыровар на семейном предприятии, оператор ЧПУ в компании «ЛобаевАрмс», учитель физики, замдиректора школы «Экотех +». 8 серия: краевед, технолог, начальник бюро окончательной сборки изделий машиностроительного завода «Тонар», травматолог-ортопед, клинический ординатор. Тема 32. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») (1 час) Темы 29-33 – серия профориентационных занятий в формате марафона по профессиональным пробам: решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/), направленных на погружение обучающихся в практико-ориентированную среду и знакомство с решением профессиональных задач специалистов из различных профессиональных сред. Профессиональная проба по профессии в сфере инженерного дела (инженерии), в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: – Знакомство с профессией и профессиональной областью. – Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап. – Практическое выполнение задания. – Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта). Тема 33.Профориентационное занятие «Пробую профессию в цифровой сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») (1 час) Погружение обучающихся в практико-ориентированную среду и знакомство с решением профессиональных задач специалистов из различных профессиональных сред. Профессиональная проба по профессии в цифровой сфере, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: – Знакомство с профессией и профессиональной областью. – Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап. – Практическое выполнение задания. – Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта). Тема 34.Профориентационное занятие «Моё будущее – Моя страна» (1 час) Подведение итогов занятий по профориентации с учетом приобретенного опыта по профессиональным средам, знакомству с рынком труда и отраслями экономики, профессиями и требованиями к ним. Развитие у обучающихся личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности. Формирование представления о собственных интересах и возможностях, образа «Я» в будущем. Построение дальнейших шагов в области профессионального самоопределения. Календарно-тематическое планирование по программе курса внеурочной деятельности «Россия — мои горизонты» 2023/2024 уч. год Классы-участникиПрофминимума № Дата Классы - участники (незарегистрированныевпроекте«Билетвбудущее») Кол- Профминимума(зарегистрированныевпроекте«Билетв вочас будущее») ов Сентябрь 1 7сентября Тема1.Вводныйурок«МояРоссия— 2023г. 1 моигоризонты»(обзоротраслейэкономическогоразвитияРФ— счастьевтруде) 2 14сентября Тема2.Тематическийпрофориентационныйурок«Откройсвоёбудущее»(введениевпро 2023г. 3 4 фориентацию) 21сентября Тема3.Профориентационнаядиагностика№1 Тема3.Профориентационнаядиагностика№1 2023г. «Мойпрофиль»иразборрезультатов «Мои профсреды» и разбор результатов 28сентября 2023г. 1 Тема 4. Профориентационное занятие «Система образования 1 1 России»(дополнительноеобразование,уровнипрофессиональногообразования,стратегиипоступле ния) Октябрь 5октября 5 2023г. Тема 5.Профориентационноезанятие«Пробую профессию в сфере науки и образования»(моделирующаяонлайн- 1 пробанаплатформепроекта«Билетвбудущее»попрофессииучителя,приуроченная кГодупедагогаинаставника) Тема6.Профориентационноезанятие«Россия в 6 12октября деле»(часть1) Тема6.Профориентационнаядиагностика№2 «Мои 2023г. (на выбор: импортозамещение, авиастроение, ориентиры»иразборрезультатов 1 судовождение, судостроение, лесная промышленность) 19октября 7 2023г. Тема7.Профориентационноезанятие«Россияпромышленная:узнаюдостижениястранывсферепромышленностиип роизводства» 1 (тяжелаяпромышленность,добычаипереработкасырья) 26октября 8 2023г. Тема 8. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере промышленности» (моделирующаяонлайн-пробанаплатформепроекта«Билетвбудущее»попрофессиямнавыбор:металлург, 1 специалистпоаддитивнымтехнологиямидр.) Ноябрь 2ноября 9 2023г. 9ноября 10 2023г. Тема9.Профориентационноезанятие«Россияцифровая:узнаюдостижениястранывобластицифровыхтехнологий» (информационныетехнологии,искусственныйинтеллект,робототехника) 1 Тема10.Профориентационноезанятие «Пробуюпрофессиювобластицифровыхтехнологий»(моделирующаяонлайнпробанаплатформепроекта«Билетвбудущее»попрофессиямнавыбор:программист,робототехникидр. ) 1 16ноября 11 2023г. Тема11.Профориентационноезанятие«Россия в деле» Тема 11. Профориентационная диагностика № 3 «Мои (часть2) таланты» и разбор результатов 1 (навыбор:медицина,реабилитация,генетика) 23ноября 12 2023г. 30ноября 13 2023г. Тема12.Профориентационноезанятие«Россияинженерная:узнаюдостижениястранывобластиинженерногодела» (машиностроение,транспорт,строительство) 1 Тема 13. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной сфере»(моделирующаяонлайн-пробанаплатформепроекта«Билетвбудущее»попрофессиямнавыбор:инженер- 1 конструктор,электромонтеридр.) Декабрь 7декабря 14 2023г. Тема 14. Профориентационное занятие «Государственное управление и общественная безопасность»(федеральнаягосударственная,военнаяиправоохранительнаяслужбы,особенностиработыипр 1 офессиивэтихслужбах) 14декабря 15 2023г. Тема 15. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере управления и безопасности»(моделирующаяонлайн- 1 пробанаплатформепроекта«Билетвбудущее»попрофессиямнавыбор:специалистпокибербезопасности,юристидр. ) 16 21декабря Тема16.Профориентационноезанятие-рефлексия «Моё будущее—моя страна» 1 2023г. Январь 11января 17 2024г. Тема 17.Профориентационное занятие «Россия плодородная :узнаю о достижениях агропромышленного комплекса страны» 1 (агропромышленныйкомплекс) 18января 18 2024г. Тема18.Профориентационноезанятие «Пробуюпрофессиюваграрнойсфере»(моделирующаяонлайн- 1 пробанаплатформепроекта«Билетвбудущее»попрофессиямнавыбор:агроном, зоотехникидр.) 25января 19 2024г. Тема19.Профориентационноезанятие«Россияздоровая:узнаюдостижениястранывобластимедициныиздравоохран ения» 1 (сфераздравоохранения,фармацевтикаибиотехнологии) Февраль 1февраля 20 2024г. Тема 20. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области медицины»(моделирующаяонлайн-пробанаплатформепроекта«Билетвбудущее»попрофессиямнавыбор:врач 1 телемедицины, биотехнолог и др.) 21 8февраля 2024г. 15февраля 22 2024г. Тема21.Профориентационноезанятие«Россиядобрая:узнаюопрофессияхнаблагообщества»(сферасоц 1 иальногоразвития,туризмаигостеприимства) Тема22.Профориентационноезанятие«Пробую профессию на благо общества» (моделирующаяонлайн- 1 пробанаплатформепроекта«Билетвбудущее»попрофессиямнавыбор:менеджерпотуризму,организаторблаготвори тельныхмероприятийидр.) 23 22февраля 2024г. Тема23.Профориентационноезанятие«Россиякреативная:узнаютворческиепрофессии»(сферак ультурыиискусства) 1 29февраля 24 2024г. Тема24.Профориентационноезанятие «Пробую творческую профессию» (моделирующаяонлайн- 1 пробанаплатформепроекта«Билетвбудущее»попрофессиямнавыбор:дизайнер,продюсеридр.) Март 25 7марта 2024г. 26 14марта 2024г. 27 21марта Тема25.Профориентационноезанятие «Один день в профессии» (часть1) (учитель, 1 актер, эколог) Тема26.Профориентационноезанятие«Одинденьвпрофессии»(часть2)(пожарный,вете 1 ринар,повар) Тема27.Профориентационныйсериалпроекта «Билет в будущее» (часть1) 1 Тема28.Профориентационныйсериалпроекта «Билет в будущее» (часть2) 1 2024г. 28 28марта 2024г. Апрель 29 4апреля 2024г. Тема29.Профориентационноезанятие 1 «Пробуюпрофессиювинженернойсфере»(моделирующаяонлайнпробанаплатформепроекта «Билет в будущее») 30 31 32 11апреля Тема30.Профориентационноезанятие «Пробую профессию в цифровой сфере» 2024г. (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта«Билет в будущее») 18апреля Тема31.Профориентационноезанятие «Пробую профессию в сфере промышленности» 2024г. (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта«Билет в будущее») 25апреля Тема 32. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере медицины» 1 1 1 2024г. (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта«Билет в будущее») Май 33 34 2мая Тема 33. Профориентационное занятие «Пробую профессию в креативной сфере» 2024г. (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») 16мая 2024г. Тема34.Профориентационноезанятие«Моё будущее—моя страна» 1 1