МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образованием Невьянского городского округа
МБОУ СОШ №3 НГО
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Россия – мои горизонты»
Класс - 6 - 11
Срок реализации – 2023 - 2024 учебный год
Количество часов по учебному плану 1 час в неделю
(всего 34 часов)
Невьянск, 2023 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по профориентации
«Россия
- мои горизонты» разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
- Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам
воспитания обучающихся, во исполнение поручений Президента РФ Пр-328 п. 1
от 23.02.2018 года, Пр-2182 от 20.12.2020 года»
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от
31.05.2021 № 287 (далее - ФГОС ООО),
- Федеральной образовательной программой основного общего образования,
утвержденной приказом Минпросвещения России от 18.05.20223 №370 (далее ФОП ООО),
- методическими рекомендациями Минпросвещения «О реализации проекта
«Билет в будущее», утвержденными распоряжением Р-97 от 23 сентября 2019г.
- Положением об организации внеурочной деятельности в МБОУ СОШ №10,
- Примерной рабочей программой курса внеурочной деятельности «Билет в
будущее» (основное общее и среднее общее образование), одобренной решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 29 сентября 2022г. №7/22)
Актуальность и назначение программы курса внеурочной деятельности
Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана с целью
реализации комплексной и систематической профориентационной работы для
обучающихся
6-11
классов
на
основе
апробированных
материалов
Всероссийского проекта «Билет в будущее» (далее — проект).
Внеурочная деятельность — важная часть основной образовательной программы
общего
образования,
образовательной
в
рамках
организации
которой
педагогический
обеспечивает
достижение
коллектив
предметных,
метапредметных и личностных результатов за счет использования потенциала
разнообразия
форм
образовательной
деятельности,
организации
содержательного взаимодействия с предметной развивающей средой.
Одним из значимых направлений внеурочной деятельности является ранняя
профориентация обучающихся 6-11 классов, позволяющая сконцентрироваться
на достижении соответствующих личностных и
предметных
осознанно
выбора
подойти
к
решению
проблемы
результатов,
индивидуальной
образовательной траектории и направления получения профессионального
образования. Одним из современных и эффективных вариантов реализации
профориентационной работы в общеобразовательной организации является
участие школы во Всероссийском проекте «Билет в будущее».
Мероприятия
программы
построены
на
основе
системной
модели
содействия самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций,
основанной на сочетании мотивационно-активизирующего, информационнообучающего,
практико-ориентированного
и
диагностико-консультативного
подходов к формированию готовности к профессиональному самоопределению
и вовлечению всех участников образовательного процесса.
Цели и задачи изучения курса внеурочной деятельности
Цель: формирование готовности к профессиональному самоопределению (далее
- ГПС) обучающихся 6-11 классов МБОУ СШ №3 НГО
Задачи:
• построение
системы
содействия
профессиональному
самоопределению
обучающихся, основанной на сочетании мотивационно-активизирующего,
информационно-обучающего,
практико-ориентированного
и
диагностико-
консультационного подходов к формированию ГПС и вовлечению всех
участников образовательного процесса;
• выявление исходного уровня сформированности внутренней (мотивационноличностной) и внешней (знаниевой в виде карьерной грамотности) сторон
готовности к профессиональному самоопределению у обучающихся и уровня
готовности,
который
продемонстрирует
обучающийся
после
участия
в
профориентационной программе;
•
формирование
индивидуальных
рекомендаций
для
обучающихся
по
построению образовательно-профессиональной траектории в зависимости от
уровня осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей;
• информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе
профессионального образования (включая знакомство с перспективными и
востребованными в ближайшем будущем профессиями и отраслями экономики
РФ) посредством различных мероприятий, в т.ч. профессиональных проб;
• формирование у обучающихся навыков и умений карьерной грамотности и
других компетенций, необходимых для осуществления всех этапов карьерной
самонавигации, приобретения и осмысления профориентационно значимого
опыта, активного освоения ресурсов территориальной среды профессионального
самоопределения, самооценки успешности прохождения профессиональных
проб,
осознанного
конструирования
индивидуальной
образовательно-
профессиональной траектории и ее адаптации с учетом имеющихся компетенций
и возможностей среды;
• формирование ценностного отношения к труду как основному способу
достижения
жизненного
благополучия,
залогу
его
успешного
профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем
дне.
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
года
2025
одним
из
направлений
считается
трудовое
воспитание
и
профессиональное самоопределение, которое реализуется посредством
«воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
содействия
профессиональному
самоопределению,
приобщения
детей
к
социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии».
Подготовка обучающихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии
является обязательной частью гармоничного развития каждой личности и
неотрывно
рассматривается
в
связке
с
физическим,
эмоциональным,
интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е.
интегрирована
в
профориентационная
учебно-воспитательный
работа
в
школах
процесс,
является
а,
одним
следовательно,
из
важнейших
компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом.
Участие МБОУ СШ № 3 НГО во Всероссийском проекте «Билет в будущее»
позволит реализовать ключевые задачи профориентационной деятельности и
получить
информационно-методическое
сопровождение
специалистов,
ответственных за реализацию программы (педагогов-навигаторов).
Место и роль курса внеурочной деятельности в учебном плане основной
общеобразовательной программы
Рабочая
программа
разработана
с
учетом
преемственности
профориентационных задач при переходе обучающихся 6-11 классов из класса в
класс.
Программа курса рассчитана на 34 часа (ежегодно), в рамках которых
предусмотрены такие формы работы, как беседы, дискуссии, мастер-классы,
экскурсии на производство, решения кейсов, встречи с представителями разных
профессий, профессиональные пробы, коммуникативные и деловые игры,
консультации педагога и психолога.
Взаимосвязь программы курса внеурочной деятельности с Рабочей
программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом Рабочей
программы воспитания МБОУ СШ № 3 НГО. Это позволяет на практике
соединить обучающую и в приоритете личностных результатов реализации
программы
внеурочной
деятельности,
нашедших
своё
отражение
и
конкретизацию в Рабочей программе воспитания;
• в возможности включения школьников в деятельность, организуемую
образовательной организацией в рамках курса внеурочной деятельности;
• в возможности проведения единых и общих тематических занятий в
разновозрастных
группах,
организованных
для
профориентационной
деятельности школьников, воспитательное значение которых отмечается в
Рабочей программе воспитания;
• в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую
их вовлечённость в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и
возможность образования на её основе детско-взрослых общностей, ключевое
значение которых для воспитания подчёркивается Рабочей программой
воспитания.
Особенности работы педагога по программе курса внеурочной деятельности
Задача
педагога
состоит
в
том,
чтобы
сопровождать
процесс
профессиональной ориентации школьника, раскрывая потенциал каждого через
вовлечение в многообразную деятельность, организованную в разных формах.
При этом результатом работы педагога в первую очередь является личностное
развитие учащегося.
Личностных результатов педагог может достичь, увлекая учащегося
совместной и интересной им обоим деятельностью, устанавливая во время
занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу, насыщая занятия
содержанием ценностно значимым для обучающегося.
Примерный алгоритм проведения аудиторных занятий по программе курса
может быть такой: приветствие школьников; эмоциональная разрядка (короткие
игры, маленькая притча, размышления учащихся о предложенном высказывании
или цитате и т.п.); проблематизация темы предстоящего занятия; работа по теме
занятия;
рефлексия.
Важной
особенностью
занятий,
повышающей
их
развивающий потенциал, является их интерактивность.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
В сфере гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, с
которыми школьникам предстоит взаимодействовать в рамках реализации
программы;
готовность к разнообразной совместной деятельности;
выстраивание доброжелательных отношений с участниками реализации
программы на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке,
искусству,
спорту,
технологиям,
боевым
подвигам
и
трудовым
достижениям народа, с которыми школьники будут знакомиться в ходе
профориентационных экскурсий на предприятиях своего региона.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков;
осознание
важности
свободы
и
необходимости
брать
на
себя
ответственность в ситуации подготовки к выбору будущей профессии.
В сфере эстетического воспитания:
осознание
важности
художественной
культуры
как
средства
коммуникации и самовыражения для представителей многих профессий;
стремление к самовыражению в разных видах искусства, в том числе
прикладного;
стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне
зависимости от той сферы профессиональной деятельности, которой
школьник планирует заниматься в будущем.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой
профессии, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни;
способность
адаптироваться
необходимостью
к
стрессовым
профессионального
ситуациям,
вызванным
самоопределения,
осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, связанные с будущей
профессиональной жизнью;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение
управлять
собственным
эмоциональным состоянием для
экономии
внутренних ресурсов;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку
и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, образовательной организации, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в
том числе на основе знаний, полученных в ходе изучения программы
проекта;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для
этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной образовательной
траектории и жизненных планов с учётом личных и общественных
интересов и потребностей.
В сфере экологического воспитания:
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения, в том числе в
процессе ознакомления с профессиями сферы «человек-природа»;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том
числе осознание потенциального ущерба природе, который сопровождает
ту или иную профессиональную деятельность;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.
В сфере понимания ценности научного познания:
ориентация в деятельности, связанной с освоением программы на
современную
систему
научных
представлений
об
основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания
мира, средством самосовершенствования человека, в том числе в
профессиональной сфере;
овладение основными навыками исследовательской деятельности в
процессе
изучения
собственного
мира
опыта,
совершенствовать
профессий,
наблюдений,
пути
достижения
установка
на
осмысление
поступков
и
стремление
цели
индивидуального
и
коллективного благополучия.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение
социального
опыта,
основных
социальных
ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и
сообществах,
включая
семью,
профессиональному признаку;
группы,
сформированные
по
способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень
своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности
новые знания, навыки и компетенции из опыта других, проходить
профессиональные пробы в разных сферах деятельности;
навык выявления и связывания образов, способность осознавать дефициты
собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие, в том
числе профессиональное;
умение оперировать терминами и представлениями в области концепции
устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия, формулировать и оценивать риски и
последствия,
формировать
опыт,
уметь
находить
позитивное
в
произошедшей ситуации.
Метапредметные результаты
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
выявлять дефицит информации о той или иной профессии, необходимой
для полноты представлений о ней, и находить способы для решения
возникшей проблемы;
использовать вопросы как инструмент для познания будущей профессии;
аргументировать свою позицию, мнение;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в
ходе работы с интернет-источниками;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого обсуждения в группе или в паре;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия, связанные с выбором будущей профессии;
выдвигать предположения о возможном росте и падении спроса на ту или
иную специальность в новых условиях;
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации, связанной с профессиональной деятельностью или
дальнейшим обучением;
выбирать,
анализировать,
систематизировать
и
интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну
и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно
выбирать
оптимальную
форму
представления
информации, предназначенную для остальных участников программы.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:
воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и
условиями общения в рамках занятий, включённых в программу;
выражать свою точку зрения; распознавать невербальные средства
общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и стараться смягчать конфликты;
понимать намерения других участников занятий по программе проекта
«Билет в будущее», проявлять уважительное отношение к ним и к
взрослым, участвующим в занятиях, в корректной форме формулировать
свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения друг с другом;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты работы, проделанной в рамках
выполнения заданий, связанных с тематикой курса по профориентации;
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, принимать цель совместной
деятельности, коллективно планировать действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких участников программы, проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями,
мозговые штурмы и др.);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с действиями других
участников.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
выявлять проблемы, возникающие в ходе выбора будущей профессии;
ориентироваться
в
различных
подходах
принятия
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие
решений
решений
группой);
делать выбор и брать на себя ответственность за решения, принимаемые в
процессе профессионального самоопределения;
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выборе будущей
профессии;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку опыту, приобретённому в ходе прохождения программы
курса, уметь находить позитивное в любой ситуации;
уметь вносить коррективы в свою деятельность на основе новых
обстоятельств,
изменившихся
ситуаций,
установленных
ошибок,
возникших трудностей;
различать, называть и управлять собственными эмоциями;
уметь ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и
намерения участников курса, осознанно относиться к ним.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения Программы основного общего образования
представлены
с
учётом
специфики
содержания
предметных
областей,
затрагиваемых в ходе профориентационной деятельности школьников.
Русский язык:
формирование умений речевого взаимодействия (в том числе, общения
при помощи современных средств устной и письменной речи): создание
устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений
и личных впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научнопопулярной
литературы:
монолог-
описание,
монолог-рассуждение,
монолог-повествование;
участие в диалоге разных видов: побуждение к действию,
мнениями, запрос информации, сообщение информации;
обмен
обсуждение и чёткая формулировка цели, плана совместной групповой
деятельности;
извлечение информации из различных источников, её осмысление и
оперирование ею, свободное пользование лингвистическими словарями,
справочной литературой, в том числе информационно-справочными
системами в электронной форме;
создание письменных текстов различных стилей с соблюдением норм
построения текста: соответствие текста теме и основной мысли, цельность
и относительная законченность;
последовательность изложения (развёртывание содержания в зависимости
от цели текста, типа речи);
правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи
предложений в тексте, логичность.
Литература:
овладение умением использовать словари и справочники, в том числе
информационно-справочные системы в электронной форме, подбирать
проверенные
источники
в
библиотечных
фондах,
Интернете
для
выполнения учебной задачи;
применять ИКТ, соблюдать правила информационной безопасности.
Иностранный язык:
овладение основными видами речевой деятельности в рамках знакомства
со спецификой современных профессий;
приобретение опыта практической деятельности в жизни: соблюдать
правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни
и при работе в Интернете;
использовать
иноязычные
словари
и
справочники,
в
том
числе
информационно- справочные системы в электронной форме.
Информатика:
овладение основными понятиями: информация, передача, хранение,
обработка информации, алгоритм, модель, цифровой продукт - и их
использованием для решения учебных и практических задач;
умение оперировать единицами измерения информационного объёма и
скорости передачи данных;
сформированность мотивации к продолжению изучения информатики как
профильного предмета.
География:
освоение и применение системы знаний о размещении и основных
свойствах географических объектов, понимание роли географии в
формировании качества жизни человека и окружающей его среды на
планете Земля, в решении современных практических задач своего
населенного пункта;
умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными,
социальными и экономическими явлениями и процессами;
умение использовать географические знания для описания существенных
признаков разнообразных явлений и процессов в повседневной жизни;
сформированность мотивации к продолжению изучения географии как
профильного предмета на уровне среднего общего образования.
Физика:
умение использовать знания о физических явлениях в повседневной жизни
для обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами и
техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в окружающей среде;
понимание необходимости применения достижений физики и технологий
для рационального природопользования;
расширенные представления о сферах профессиональной деятельности,
связанных с физикой и современными технологиями, основанными на
достижениях физической науки, позволяющие рассматривать физикотехническую область знаний как сферу своей будущей профессиональной
деятельности;
сформированность мотивации к продолжению изучения физики как
профильного предмета на уровне среднего общего образования.
Обществознание:
освоение и применение системы знаний о социальных свойствах человека,
особенностях его взаимодействия с другими людьми; важности семьи как
базового
социального
института;
характерных
чертах
общества;
содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные
отношения, включая правовые нормы, регулирующие типичные для
несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения (в том
числе нормы гражданского, трудового и семейного права, основы
налогового законодательства);процессах и явлениях в экономической
сфере (в области макро- и микроэкономики);
умение приводить примеры (в том числе моделировать ситуации)
деятельности
людей,
социальных
объектов,
явлений,
процессов
определённого типа в различных сферах общественной жизни, их
структурных элементов и проявлений основных функций; разного типа
социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами
социальных норм;
умение
классифицировать
устанавливать
объекты,
по
существенный
явления,
разным
признак
процессы,
признакам
(в
классификации)
относящиеся
к
том
числе
социальные
различным
сферам
общественной жизни, их существенные признаки, элементы и основные
функции;
овладение приёмами поиска и извлечения социальной информации
(текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной
теме
из
различных адаптированных источников (в том числе учебных материалов)
и публикаций средств массовой информации (далее – СМИ)
с
соблюдением правил информационной безопасности при работе в
Интернете;
приобретение опыта использования полученных знаний, включая основы
финансовой грамотности, в практической (включая выполнение проектов
индивидуально и в группе) деятельности, в повседневной жизни для
реализации и защиты прав человека и гражданина, прав потребителя (в
том числе потребителя финансовых услуг) и осознанного выполнения
гражданских
обязанностей;
для
анализа
потребления
домашнего
хозяйства; для составления личного финансового плана; для выбора
профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере;
для опыта публичного представления результатов своей деятельности в
соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и
регламентом.
Биология:
владение навыками работы с информацией биологического содержания,
представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем,
графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа
информации и оценки её достоверности;
умение интегрировать биологические знания со знаниями других учебных
предметов;
интерес к углублению биологических знаний и выбору биологии как
профильного предмета на уровне среднего общего образования для
будущей профессиональной деятельности в области биологии, медицины,
экологии, ветеринарии, сельского хозяйства, пищевой промышленности,
психологии, искусства, спорта.
Изобразительное искусство:
сформированность
материалах
в
системы
знаний
изобразительном
о
различных
искусстве;
о
художественных
различных
способах
живописного построения изображения; о стилях и различных жанрах
изобразительного искусства; о выдающихся отечественных и зарубежных
художниках, скульпторах и архитекторах.
Основы безопасности жизнедеятельности:
сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе
освоенных знаний и умений, системного и комплексного понимания
значимости безопасного поведения;
овладение
знаниями
и
умениями
предупреждения
опасных
и
чрезвычайных ситуаций во время пребывания в различных средах (в
помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых
мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной
среды).
Содержание курса по профориентации
Тема 1. Вводный урок «Моя Россия – мои горизонты» (обзор отраслей
экономического развития РФ – счастье в труде) (1 час)
Россия – страна безграничных возможностей и профессионального развития.
Культура труда, связь выбора профессии с персональным счастьем и экономикой
страны. Познавательные цифры и факты об отраслях экономического развития,
профессиональных
навыков
и
качеств,
востребованных
в
будущем.
Формирование представлений о развитии и достижениях страны в следующих
сферах: медицина и здоровье; архитектура и строительство; информационные
технологии; промышленность и добыча полезных ископаемых; сельское
хозяйство; транспорт и логистика; наука и образование; безопасность;
креативные технологии; сервис и торговля; предпринимательство и финансы.
Тема 2. Тематический профориентационный урок «Открой своё будущее»
(введение в профориентацию) (1 час)
В 6 классе: тематическое содержание занятия построено на обсуждении и
осознании трех базовых компонентов, которые необходимо учитывать при
выборе:
– «ХОЧУ» – ваши интересы;
– «МОГУ» – ваши способности;
– «БУДУ» – востребованность обучающегося на рынке труда в будущем.
Информирование обучающихся о профессиях с постепенным расширением
представлений о мире профессионального труда в общем: формирование
системного
представления
о
мире
профессий
и
значимости
трудовой
деятельности, например, как различные качества или навыки могут по-разному
реализовываться в разных профессиональных направлениях. Помощь в выборе
увлечения, в котором обучающийся может реализовать свои интересы, развивать
возможности и помогать окружающим. Поиск дополнительных занятий и
увлечений.
В 7 классе: тематическое содержание занятия предполагает знакомство с
различными профессиональными средами и профессиями через проектную
деятельность.
Информирование
современных
профессий:
обучающихся
формирование
о
разнообразии
представлений
о
сред
и
взаимосвязи
деятельности различных специалистов при достижении общего результата,
решение проектных заданий с профориентационным компонентом, работа в
школьных проектных командах для поиска и презентации проектных решений.
Обучающимся предстоит предложить проектные решения по тематическим
направлениями
виртуального
города
профессий
«Профиград»:
выбрать
проблему для решения, сформировать проектную задачу, сформировать команду
профессионалов из разных профессий, предложить и презентовать решение.
В 8 классе: занятие знакомит обучающихся с разнообразием направлений
профессионального развития, возможностями прогнозирования результатов
профессионального самоопределения. На занятии раскрываются существующие
профессиональные
направления,
варианты
получения
профессионального
образования (уровни образования). Актуализация процессов профессионального
самоопределения. Информирование школьников о видах профессионального
образования (высшее образование / среднее профессиональное образование).
Помощь
школьникам
в
соотнесении
личных
качеств
и
интересов
с
направлениями профессиональной деятельности.
В 9 классе: формирование представлений о преимуществах обучения как в
организациях высшего образования (ВО, вузы), так и в организациях среднего
профессионального
возможных
образования
профессиональных
познавательного
интереса
к
(СПО).
Актуализация
направлениях
философии
для
выбора
представлений
учащихся.
и
о
Повышение
построению
своей
персональной карьерной траектории развития.
В 10 классе: в ходе занятия обучающиеся получают информацию по следующим
направлениям профессиональной деятельности:
– естественно-научное направление;
– инженерно-техническое направление;
– информационно-технологическое направление;
– оборонно-спортивное направление;
– производственно-технологическое направление;
– социально-гуманитарное направление;
– финансово-экономическое направление;
– творческое направление.
Информирование обучающихся об особенностях рынка труда. «Проигрывание»
вариантов выбора (альтернатив) профессии. Формирование представления о
компетентностном профиле специалистов из разных направлений. Знакомство с
инструментами и мероприятиями профессионального выбора.
В 11 классе: занятие направлен помочь выпускникам взглянуть на различные
жизненные сценарии и профессиональные пути, которые ждут их после
окончания школы. Через призму разнообразия вариантов развития событий
будет раскрыта и тема разнообразия выбора профессий в различных
профессиональных направлениях. Формирование представления о выборе,
развитии и возможных изменениях в построении персонального карьерного
пути. Формирование позитивного отношения и вовлеченности обучающихся в
вопросы самоопределения. Овладение приемами 20 построения карьерных
траекторий развития. Актуализация знаний по выбору образовательной
организации: организации высшего образования (ВО, вузы) или организации
среднего
профессионального
образования
формирования персонального карьерного пути.
(СПО)
как
первого
шага
Тема 3.Профориентационная диагностика № 1 «Мой профиль» и разбор
результатов (1 час) Для обучающихся, не принимающихучастие в проекте
«Билет в будущее», доступна профориентационная диагностика № 1 «Мой
профиль».
Профориентационная
диагностика
обучающихся
на
интернет-платформе
profmin.bvbinfo.ru (для незарегистрированных участников) позволяет определить
требуемый объем профориентационной помощи и сформировать дальнейшую
индивидуальную траекторию участия в программе профориентационной работы.
Методика «Мой профиль» – диагностика интересов, которая позволяет
рекомендовать
профиль
обучения
и
направления
развития.
Методика
предусматривает 3 версии: для 6-7, 8-9 и 10-11 классов. Тест реализуется в
форме кейсов, время прохождения – около 15 минут. По итогам диагностики
рекомендуется проведение консультации по полученным результатам (в
индивидуальном или групповом формате).
Тема 4.Профориентационная диагностика № 1 «Мои профсреды» и разбор
результатов (1 час) Для обучающихся-участников проекта «Билет в будущее»
доступна профориентационная диагностика № 1 «Мои профсреды» (обязательна
для проведения).Профориентационная диагностика обучающихся на интернетплатформе https://bvbinfo.ru/ (для зарегистрированных участников проекта)
позволяет определить требуемый объем профориентационной помощи и
сформировать 7 дальнейшую индивидуальную траекторию участия в программе
профориентационной работы.
Методика
«Мои
профсреды»
–
онлайн-диагностика
профессиональных
склонностей и направленности обучающихся. В результатах обучающийся
получает рекомендации по построению трека внутри проекта «Билет в будущее»
(«Профессиональных сред»). Методика предусматривает 3 версии – для 6-7, 8-9
и 10- 11 классов. Методика реализуется в форме кейсов, время прохождения –
около 15 минут. По итогам диагностики рекомендуется проведение
консультации по полученным результатам (в индивидуальном или групповом
формате). Возможно проведение консультации с помощью видеозаписи готовой
консультации (доступной участникам проекта «Билет в будущее» на интернетплатформе https://bvbinfo.ru/).
Тема
5.Профориентационное
(дополнительное
образование,
занятие
уровни
«Система
образования
профессионального
России»
образования,
стратегии поступления) (1 час)
В 6-7 классе: обучающиеся знакомятся с системой общего образования РФ и
понятием «дополнительное образование для школьников», обсуждают значение
и возможности, которые дает образование каждому человеку, учатся подбирать
дополнительное образование для решения разных задач, в том числе для
подготовки к будущему профессиональному выбору.
В 8-9 классе: обучающиеся знакомятся с понятием «профессиональное
образование» и его уровнями, учатся соотносить профессии и уровень
образования, который требуется для их освоения, узнают об условиях
поступления, длительности обучения, результатах образования в учреждениях
среднего и высшего профессионального образования.
В 10-11 классе: обучающиеся знакомятся с основными этапами подбора
профессионального образования, узнают, что такое специальность и профиль
обучения, учатся читать коды специальностей, обсуждают основные ошибки,
которые делают школьники при подборе профессионального образования.
Тема 6. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере науки и
образования» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в
будущее» по профессии учителя, приуроченная к Году педагога и наставника) (1
час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального
самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми
направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб
(моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач
с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на
платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование
представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для
осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная
проба по профессии учителя, приуроченная к Году педагога и наставника, в
рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
– Знакомство с профессией и профессиональной областью.
– Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
– Практическое выполнение задания.
– Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового
артефакта).
Тема 7.Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 1) (на выбор:
импортозамещение,
авиастроение,
судовождение,
судостроение,
лесная
промышленность) (1 час)
Для обучающихся, не принимающих участие в проекте «Билет в будущее»,
рекомендуется Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 1).
Просвещение обучающихся и формирование познавательного интереса к выбору
профессий в современной экономике нашей страны. Демонстрация перечня
технологических ниш, в котором российские научно-технические достижения
активно внедряются в технологические отрасли реального сектора экономики, и
со временем результат этой работы займет достойное место не только на
российском, но и мировом рынке, формируя устойчивый тренд: российские
технологии – это качество – безопасность – эффективность. В рамках занятия
предложены следующие отрасли и тематики на выбор: импортозамещение,
авиастроение, судовождение, судостроение, лесная промышленность.
Тема 8.Профориентационная диагностика № 2 «Мои ориентиры» и разбор
результатов (1 час) Для обучающихся-участников проекта «Билет в будущее»
доступна профориентационная диагностика № 2 «Мои ориентиры» (обязательна
для проведения).
Профориентационная
диагностика
обучающихся
на
интернет-платформе
https://bvbinfo.ru/ (для зарегистрированных участников проекта) позволяет
определить требуемый объем профориентационной помощи и сформировать
дальнейшую
индивидуальную
траекторию
участия
в
программе
профориентационной работы.
Методика «Мои ориентиры» – онлайн-диагностика особенностей построения
образовательно-профессиональной
траектории.
В
8-11
классах
методика
направлена на оценку ценностных ориентиров в сфере самоопределения
обучающихся и уровня готовности к профессиональному самоопределению.
Версия
6-7
классов
включает
только
диагностику
готовности
к
профессиональному самоопределению и не включает диагностику ценностных
ориентиров. По итогам диагностики рекомендуется проведение консультации по
полученным результатам (в индивидуальном или групповом
Возможно
проведение
консультации
с
помощью
формате).
видеозаписи
готовой
консультации (доступной участникам проекта «Билет в будущее» на интернетплатформе https://bvbinfo.ru/).
Тема
9.Профориентационное
занятие
«Россия
промышленная:
узнаю
достижения страны в сфере промышленности и производства» (тяжелая
промышленность, добыча и переработка сырья) (1 час)
Популяризация
и
просвещение
обучающихся
на
основе
знакомства
достижениями страны в сфере промышленности и производственных
с
технологий. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и
специалистами в области промышленной и смежных технологий. Повышение
информированности о достижениях и перспективах развития промышленности,
направленное на решение важнейших задач развития общества и страны.
Информирование о профессиях и современном рынке труда в области
промышленности и смежных отраслей.
Тема
10.Профориентационное
занятие
«Пробую
профессию
в
сфере
промышленности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет
в будущее» по профессиям на выбор: металлург, специалист по аддитивным
технологиям и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального
самоопределения
обучающихся.
Знакомство
с
ключевыми
отраслевыми
направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб
(моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач
с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на
платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование
представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для
осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная
проба по профессии в сфере промышленности, в рамках которой обучающимся
необходимо пройти последовательность этапов: ‒ Знакомство с профессией и
профессиональной областью.
– Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
– Практическое выполнение задания.
– Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового
артефакта).
Тема 11.Профориентационное занятие «Россия цифровая: узнаю достижения
страны в области цифровых технологий» (информационные технологии,
искусственный интеллект, робототехника) (1 час)
Популяризация
и
просвещение
обучающихся
на
основе
знакомства
с
достижениями страны в сфере цифровых технологий. Знакомство на основе
видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области сквозных
цифровых технологий. Повышение информированности о достижениях и
перспективах развития цифровизации, направленной на решение важнейших
задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и
современном рынке труда в области цифровой экономики и смежных отраслей.
Тема 12. Профориентационное занятие «Пробую профессию в
области
цифровых технологий» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта
«Билет в будущее» по профессиям на выбор: программист, робототехник и др.)
(1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального
самоопределения
обучающихся.
Знакомство
с
ключевыми
отраслевыми
направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб
(моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач
с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на
платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование
представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для
осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная
проба по профессии в сфере цифровых технологий, в рамках которой
обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
– Знакомство с профессией и профессиональной областью.
– Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
– Практическое выполнение задания. ‒ Завершающий этап (закрепление
полученных знаний, получение цифрового артефакта).
Тема 13.Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 2) (на выбор:
медицина, реабилитация, генетика) (1 час)
Для обучающихся, не принимающих участие в проекте «Билет в будущее»,
рекомендуется Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 2, 1 час)
Просвещение обучающихся и формирование познавательного интереса к выбору
профессий в современной экономике нашей страны. Демонстрация перечня
технологических ниш, в котором российские научно-технические достижения
активно внедряются в технологические отрасли реального сектора экономики и
со временем результат этой работы займет достойное место не только на
российском, но и мировом рынке, формируя устойчивый тренд: российские
технологии – это качество – безопасность – эффективность. В рамках занятия
предложены следующие отрасли и тематики на выбор: медицина, реабилитация,
генетика.
Тема 14.Профориентационная диагностика № 3 «Мои таланты» и разбор
результатов (1 час)
Для
обучающихся-участников
проекта
«Билет
в
будущее»
доступна
профориентационная диагностика № 3 «Мои таланты» (обязательна для
проведения).
Комплексная методика «Мои таланты» определяет профессиональные интересы
и сильные стороны обучающихся с подсвечиванием «зон
потенциала»
(талантов), рекомендуемых отраслей и профессий. Методика предусматривает
версии для 6-7, 8-9 классов, в силу особенностей образовательных возможностей
для данной нозологии. Рекомендуем проходить диагностику в сопровождении
учителя, родителя, тьютора для предотвращения случаев, когда у ученика
возникают сложности с платформой, непонимание слов, интерпретации
результатов. Также рекомендуется видео-сопровождение для знакомства с
результатами и рекомендациями для пользователя.
Для обучающихся – участников проекта «Билет в будущее» доступно
дополнительное тестирование по методикам «Мои возможности» и «Мои
способности»
(проводится
по
желанию
обучающихся).
Дополнительное
тестирование увеличивает точность и полноту рекомендаций. Тестирование
проводится в рамках дополнительных занятий или в домашних условиях. Для
тестирования рекомендуется использовать стационарные компьютеры или
ноутбуки, в случае отсутствия такой возможности допускается использование
мобильных устройств.
Тема 15. Профориентационное занятие «Россия инженерная: узнаю достижения
страны
в
области
инженерного
дела»
(машиностроение,
транспорт,
строительство) (1 час)
Популяризация
и
просвещение
обучающихся
на
основе
знакомства
с
достижениями страны в сфере инженерного дела. Знакомство на основе
видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области инженерной
и
инжиниринговой
деятельности.
Повышение
информированности
о
достижениях и перспективах развития инженерного дела, направленного на
решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о
профессиях и современном рынке труда в области инженерной деятельности и
смежных отраслей.
Тема 16.Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной
сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»
по профессиям на выбор: инженер-конструктор, электромонтер и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального
самоопределения
обучающихся.
Знакомство
с
ключевыми
отраслевыми
направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб
(моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач
с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на
платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование
представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для
осуществления конкретной профессиональной деятельности. 28
Профессиональная проба по профессии в сфере инженерного дела (инженерии),
в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
– Знакомство с профессией и профессиональной областью.
– Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
– Практическое выполнение задания.
– Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового
артефакта).
Тема
17.Профориентационное
общественная
безопасность»
занятие
«Государственное
(федеральная
управление
государственная,
военная
и
и
правоохранительная службы, особенности работы и профессии в этих службах)
(1 час)
В 6-7 классе: обучающиеся знакомятся с основными функциями государства и
государственными органами, которые ответственны за реализацию этих
функций; знакомятся с понятием «военнослужащий», видами войск РФ и
примерами профессий, имеющих отношение к военному делу; узнают о
возможностях и ограничениях работы в госструктурах, в частности, об
особенностях военной службы: наличие рисков для жизни и здоровья, льгот при
поступлении в учебные заведения, возможностей предоставления служебного
жилья и др.
В 8-9 классе: обучающиеся актуализируют знания об основных функциях и
обязанностях
государства
в
отношении
своих
граждан,
а
также
о
государственных органах, которые ответственны за реализацию этих функций;
знакомятся с понятием «правоохранительные органы» и с основными
профессиями в сфере, соотнося различные ведомства с занятыми в них
сотрудниками; актуализируют знания о возможностях и ограничениях работы в
госструктурах, в частности, об особенностях работы в правоохранительных
органах.
В 10-11 классе: обучающиеся актуализируют знания об основных функциях и
обязанностях
государства
в
отношении
своих
граждан,
а
также
о
государственных органах, которые ответственны за реализацию этих функций;
обучающиеся
узнают
об
основных
рабочих
задачах
гражданских
государственных служащих в различных органах государственного управления,
узнают о релевантном образовании для управленческих позиций в госструктурах
и особенностях трудоустройства в органы государственного управления;
актуализируют
знания
о
возможностях
и
ограничениях
работы
в
государственных структурах.
Тема 18.Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере управления
и безопасности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в
будущее» по профессиям на выбор: специалист по кибербезопасности, юрист и
др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального
самоопределения
обучающихся.
Знакомство
с
ключевыми
отраслевыми
направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб
(моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач
с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на
платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование
представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для
осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная
проба по профессии в сфере управления и безопасности, в рамках которой
обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
– Знакомство с профессией и профессиональной областью.
– Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
– Практическое выполнение задания.
– Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового
артефакта).
Тема 19. Профориентационное занятие-рефлексия «Моё будущее – моя страна»
(1 час)
Разбор и обсуждение полученного опыта в рамках серии профориентационных
занятий. Постановка образовательных и карьерных целей. Формирование планов
образовательных шагов и формулирование карьерной траектории развития.
Развитие
проектного
осмысление
мышления,
значимости
рефлексивного
собственных
усилий
сознания
для
обучающихся,
достижения
успеха,
совершенствование субъектной позиции, развитие социально-психологических
качеств личности.
Тема
20.Профориентационное
занятие
«Россия
плодородная:
узнаю
о
достижениях агропромышленного комплекса страны» (агропромышленный
комплекс) (1 час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с
достижениями страны в сфере агропромышленного комплекса (АПК) и
сельского хозяйства. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с
экспертами и специалистами в области сельского хозяйства и смежных
технологий. Повышение информированности о достижениях и перспективах
развития АПК, направленного на решение важнейших задач развития общества
и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области
экономики сельского хозяйства и смежных отраслей.
Тема 21.Профориентационное занятие «Пробую профессию в аграрной сфере»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по
профессиям на выбор: агроном, зоотехник и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального
самоопределения
обучающихся.
Знакомство
с
ключевыми
отраслевыми
направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб
(моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач
с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на
платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование
представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для
осуществления конкретной профессиональной деятельности.
Профессиональная проба по профессии в аграрной сфере, в рамках которой
обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
– Знакомство с профессией и профессиональной областью.
– Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
– Практическое выполнение задания.
– Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового
артефакта).
Тема 22.Профориентационное занятие «Россия здоровая: узнаю достижения
страны в области медицины и здравоохранения» (сфера здравоохранения,
фармацевтика и биотехнологии) (1 час)
Популяризация
и
просвещение
обучающихся
на
основе
знакомства
с
достижениями страны в сфере медицины и здравоохранения. Знакомство на
основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области
современной медицины и смежных технологий. Повышение информированности
о достижениях и перспективах развития здравоохранения, направленного на
решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о
профессиях и современном рынке труда в области медицины и смежных
отраслей.
Тема
23.Профориентационное
занятие
«Пробую
профессию
в
области
медицины» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в
будущее» по профессиям на выбор: врач телемедицины, биотехнолог и др.) (1
час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального
самоопределения
обучающихся.
Знакомство
с
ключевыми
отраслевыми
направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб
(моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач
с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на
платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование
представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для
осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная
проба по профессии в сфере медицины, в рамках которой обучающимся
необходимо пройти последовательность этапов:
– Знакомство с профессией и профессиональной областью.
– Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
– Практическое выполнение задания.
– Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового
артефакта).
Тема 24. Профориентационное занятие «Россия добрая: узнаю о профессиях на
благо общества» (сфера социального развития, туризма и гостеприимства) (1
час)
Популяризация
и
просвещение
обучающихся
на
основе
знакомства
с
достижениями страны в сфере социального развития, туризма и гостеприимства.
Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами
в области социально-экономического развития. Повышение информированности
о достижениях и перспективах развития социальной сферы, направленной на
решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о
профессиях и современном рынке труда в области социальной сферы и смежных
отраслей.
Тема 25.Профориентационное занятие «Пробую профессию на благо общества»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по
профессиям на выбор: менеджер по туризму, организатор благотворительных
мероприятий и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального
самоопределения
обучающихся.
Знакомство
с
ключевыми
отраслевыми
направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб
(моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач
с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на
платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование
представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для
осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная
проба в социальной сфере, в рамках которой обучающимся необходимо пройти
последовательность этапов:
– Знакомство с профессией и профессиональной областью.
– Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
– Практическое выполнение задания.
– Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового
артефакта).
Тема 26. Профориентационное занятие «Россия креативная: узнаю творческие
профессии» (сфера культуры и искусства) (1 час)
Популяризация
и
просвещение
обучающихся
на
основе
знакомства
с
достижениями страны в сфере культуры и искусства. Знакомство на основе
видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области креативной
экономике и творческих индустрий. Повышение информированности о
достижениях и перспективах развития креативного сектора экономики,
направленных на решение важнейших задач развития общества и страны.
Информирование о творческих профессиях, современном рынке труда в данной
области и смежных отраслей.
Тема 27.Профориентационное занятие «Пробую творческую профессию»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по
профессиям на выбор: дизайнер, продюсер и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального
самоопределения
обучающихся.
Знакомство
с
ключевыми
отраслевыми
направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб
(моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач
с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на
платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование
представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для
осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная
проба по профессии в сфере творчества, в рамках которой обучающимся
необходимо пройти последовательность этапов: ‒ Знакомство с профессией и
профессиональной областью.
– Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
– Практическое выполнение задания.
– Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового
артефакта).
Тема 28.Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 1)
(учитель, актер, эколог) (1 час)
Формирование
познавательного
интереса
у
обучающихся
к
вопросам
профессионального самоопределения на основе видеосюжетов с известными для
молодежимедийными личностями – популярными блогерами, артистами,
ведущими, которые решили воплотить свои детские мечты. В формате реалитишоу на занятии рассматриваются следующие профессии (на выбор): учитель,
актер, эколог.
Тема 29.Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 2)
(пожарный, ветеринар, повар) (1 час)
Формирование
познавательного
интереса
у
обучающихся
к
вопросам
профессионального самоопределения на основе видеосюжетов с известными для
молодежимедийными личностями – популярными блогерами, артистами,
ведущими, которые решили воплотить свои детские мечты. В формате реалитишоу на занятии рассматриваются следующие профессии (на выбор): пожарный,
ветеринар, повар.
Тема 30. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 1) (1
час).
Знакомство с профессиями из разных профессиональных отраслей через
интервью с реальными представителями профессий – героями первого
профориентационного сериала для школьников. Формирование познавательного
интереса к вопросам профориентации на основе знакомства с личной историей
труда и успеха героев сериала, мотивация и практическая значимость на основе
жизненных историй. Каждая серия знакомит с представителями разных сфер:
медицина, IT, медиа, бизнес, инженерное дело, различные производства, наука и
искусство. В рамках занятия рекомендовано к просмотру и обсуждению 1-4
серии (на выбор), посвященные следующим профессиям:
1 серия: начальник конструкторского отдела компании «ОДК-Авиадвигатели»,
владелец семейной фермы «Российские альпаки», шеф-повар ресторана «Peshi».
2 серия: мастер-пожарный специализированной пожарно-спасательной части по
тушению крупных пожаров, второй пилот авиакомпании «Аэрофлот –
Российские авиалинии», полицейский-кинолог Отдельного батальона патрульнопостовой службы полиции на метрополитене.
3 серия: инженер-технолог отдела анализа эффективности и сборки автомобилей
компании
«Камаз», архитектор
и руководитель
«Архитектурного
бюро
Маликова», нейробиолог, начальник лаборатории нейронаук Курчатовского
комплекса
НБИКС-природоподобных
технологий
(НИЦ
«Курчатовский
институт»).
4
серия:
мастер
руководитель
участка
компании
Курчатовского
«ОДК-Авиадвигатели»,
комплекса
скульптор,
синхротронно-нейтринных
исследований (НИЦ «Курчатовский институт»).
Тема 31.Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 2) (1
час).
Знакомство с профессиями из разных профессиональных отраслей через
интервью с реальными представителями профессий – героями первого
профориентационного сериала для школьников. Каждая серия знакомит
обучающихся с личной историей труда и успеха, мотивирует и несет в себе
практическую значимость. Каждая серия знакомит с представителями разных
сфер: медицина, IT, медиа, бизнес, инженерное дело, различные производства,
наука и искусство. В рамках занятия рекомендовано к просмотру и обсуждению
5-8 серии (на выбор), посвященные следующим профессиям:
5 серия: сварщик, методист в Музее оптики, врач ЛФК и спортивной медицины,
реабилитолог.
6
серия:
врач-педиатр
Псковской
областной
инфекционной
больницы,
основательница концепт-стора «Палаты», основатель дома-музея «Этнодом».
7 серия: сыровар на семейном предприятии, оператор ЧПУ в компании
«ЛобаевАрмс», учитель физики, замдиректора школы «Экотех +».
8 серия: краевед, технолог, начальник бюро окончательной сборки изделий
машиностроительного завода «Тонар», травматолог-ортопед, клинический
ординатор.
Тема 32. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной
сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»)
(1 час)
Темы 29-33 – серия профориентационных занятий в формате марафона по
профессиональным
пробам:
решение
онлайн-проб
(моделирующая
профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью
цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе
проекта «Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/), направленных на погружение
обучающихся в практико-ориентированную среду и знакомство с решением
профессиональных задач специалистов из различных профессиональных сред.
Профессиональная проба по профессии в сфере инженерного дела (инженерии),
в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
– Знакомство с профессией и профессиональной областью.
– Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
– Практическое выполнение задания.
– Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового
артефакта).
Тема 33.Профориентационное занятие «Пробую профессию в цифровой сфере»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») (1 час)
Погружение обучающихся в практико-ориентированную среду и знакомство с
решением
профессиональных
задач
специалистов
из
различных
профессиональных сред. Профессиональная проба по профессии в цифровой
сфере, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность
этапов:
– Знакомство с профессией и профессиональной областью.
– Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
– Практическое выполнение задания.
– Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового
артефакта).
Тема 34.Профориентационное занятие «Моё будущее – Моя страна» (1 час)
Подведение итогов занятий по профориентации с учетом приобретенного опыта
по профессиональным средам, знакомству с рынком труда и отраслями
экономики, профессиями и требованиями к ним. Развитие у обучающихся
личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к
профессиональной деятельности. Формирование представления о собственных
интересах и возможностях, образа «Я» в будущем. Построение дальнейших
шагов в области профессионального самоопределения.
Календарно-тематическое планирование по программе курса внеурочной деятельности
«Россия — мои горизонты» 2023/2024 уч. год
Классы-участникиПрофминимума
№
Дата
Классы - участники
(незарегистрированныевпроекте«Билетвбудущее»)
Кол-
Профминимума(зарегистрированныевпроекте«Билетв
вочас
будущее»)
ов
Сентябрь
1
7сентября
Тема1.Вводныйурок«МояРоссия—
2023г.
1
моигоризонты»(обзоротраслейэкономическогоразвитияРФ—
счастьевтруде)
2
14сентября
Тема2.Тематическийпрофориентационныйурок«Откройсвоёбудущее»(введениевпро
2023г.
3
4
фориентацию)
21сентября
Тема3.Профориентационнаядиагностика№1
Тема3.Профориентационнаядиагностика№1
2023г.
«Мойпрофиль»иразборрезультатов
«Мои профсреды» и разбор результатов
28сентября
2023г.
1
Тема 4. Профориентационное занятие «Система образования
1
1
России»(дополнительноеобразование,уровнипрофессиональногообразования,стратегиипоступле
ния)
Октябрь
5октября
5
2023г.
Тема 5.Профориентационноезанятие«Пробую профессию в сфере науки и
образования»(моделирующаяонлайн-
1
пробанаплатформепроекта«Билетвбудущее»попрофессииучителя,приуроченная
кГодупедагогаинаставника)
Тема6.Профориентационноезанятие«Россия в
6
12октября
деле»(часть1)
Тема6.Профориентационнаядиагностика№2 «Мои
2023г.
(на выбор: импортозамещение, авиастроение,
ориентиры»иразборрезультатов
1
судовождение, судостроение, лесная
промышленность)
19октября
7
2023г.
Тема7.Профориентационноезанятие«Россияпромышленная:узнаюдостижениястранывсферепромышленностиип
роизводства»
1
(тяжелаяпромышленность,добычаипереработкасырья)
26октября
8
2023г.
Тема 8. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере промышленности»
(моделирующаяонлайн-пробанаплатформепроекта«Билетвбудущее»попрофессиямнавыбор:металлург,
1
специалистпоаддитивнымтехнологиямидр.)
Ноябрь
2ноября
9
2023г.
9ноября
10
2023г.
Тема9.Профориентационноезанятие«Россияцифровая:узнаюдостижениястранывобластицифровыхтехнологий»
(информационныетехнологии,искусственныйинтеллект,робототехника)
1
Тема10.Профориентационноезанятие
«Пробуюпрофессиювобластицифровыхтехнологий»(моделирующаяонлайнпробанаплатформепроекта«Билетвбудущее»попрофессиямнавыбор:программист,робототехникидр.
)
1
16ноября
11
2023г.
Тема11.Профориентационноезанятие«Россия в деле»
Тема 11. Профориентационная диагностика № 3 «Мои
(часть2)
таланты» и разбор результатов
1
(навыбор:медицина,реабилитация,генетика)
23ноября
12
2023г.
30ноября
13
2023г.
Тема12.Профориентационноезанятие«Россияинженерная:узнаюдостижениястранывобластиинженерногодела»
(машиностроение,транспорт,строительство)
1
Тема 13. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной
сфере»(моделирующаяонлайн-пробанаплатформепроекта«Билетвбудущее»попрофессиямнавыбор:инженер-
1
конструктор,электромонтеридр.)
Декабрь
7декабря
14
2023г.
Тема 14. Профориентационное занятие «Государственное управление и общественная
безопасность»(федеральнаягосударственная,военнаяиправоохранительнаяслужбы,особенностиработыипр
1
офессиивэтихслужбах)
14декабря
15
2023г.
Тема 15. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере управления и
безопасности»(моделирующаяонлайн-
1
пробанаплатформепроекта«Билетвбудущее»попрофессиямнавыбор:специалистпокибербезопасности,юристидр.
)
16
21декабря
Тема16.Профориентационноезанятие-рефлексия «Моё будущее—моя страна»
1
2023г.
Январь
11января
17
2024г.
Тема 17.Профориентационное занятие «Россия плодородная :узнаю о достижениях агропромышленного
комплекса страны»
1
(агропромышленныйкомплекс)
18января
18
2024г.
Тема18.Профориентационноезанятие
«Пробуюпрофессиюваграрнойсфере»(моделирующаяонлайн-
1
пробанаплатформепроекта«Билетвбудущее»попрофессиямнавыбор:агроном,
зоотехникидр.)
25января
19
2024г.
Тема19.Профориентационноезанятие«Россияздоровая:узнаюдостижениястранывобластимедициныиздравоохран
ения»
1
(сфераздравоохранения,фармацевтикаибиотехнологии)
Февраль
1февраля
20
2024г.
Тема 20. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области
медицины»(моделирующаяонлайн-пробанаплатформепроекта«Билетвбудущее»попрофессиямнавыбор:врач
1
телемедицины, биотехнолог и др.)
21
8февраля
2024г.
15февраля
22
2024г.
Тема21.Профориентационноезанятие«Россиядобрая:узнаюопрофессияхнаблагообщества»(сферасоц
1
иальногоразвития,туризмаигостеприимства)
Тема22.Профориентационноезанятие«Пробую профессию на благо общества»
(моделирующаяонлайн-
1
пробанаплатформепроекта«Билетвбудущее»попрофессиямнавыбор:менеджерпотуризму,организаторблаготвори
тельныхмероприятийидр.)
23
22февраля
2024г.
Тема23.Профориентационноезанятие«Россиякреативная:узнаютворческиепрофессии»(сферак
ультурыиискусства)
1
29февраля
24
2024г.
Тема24.Профориентационноезанятие «Пробую творческую профессию»
(моделирующаяонлайн-
1
пробанаплатформепроекта«Билетвбудущее»попрофессиямнавыбор:дизайнер,продюсеридр.)
Март
25
7марта
2024г.
26
14марта
2024г.
27
21марта
Тема25.Профориентационноезанятие «Один день в профессии» (часть1) (учитель,
1
актер, эколог)
Тема26.Профориентационноезанятие«Одинденьвпрофессии»(часть2)(пожарный,вете
1
ринар,повар)
Тема27.Профориентационныйсериалпроекта «Билет в будущее» (часть1)
1
Тема28.Профориентационныйсериалпроекта «Билет в будущее» (часть2)
1
2024г.
28
28марта
2024г.
Апрель
29
4апреля
2024г.
Тема29.Профориентационноезанятие
1
«Пробуюпрофессиювинженернойсфере»(моделирующаяонлайнпробанаплатформепроекта «Билет в будущее»)
30
31
32
11апреля
Тема30.Профориентационноезанятие «Пробую профессию в цифровой сфере»
2024г.
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта«Билет в будущее»)
18апреля
Тема31.Профориентационноезанятие «Пробую профессию в сфере промышленности»
2024г.
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта«Билет в будущее»)
25апреля
Тема 32. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере медицины»
1
1
1
2024г.
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта«Билет в будущее»)
Май
33
34
2мая
Тема 33. Профориентационное занятие «Пробую профессию в креативной сфере»
2024г.
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»)
16мая
2024г.
Тема34.Профориентационноезанятие«Моё будущее—моя страна»
1
1