МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области Невьянский городской округ МБОУ СОШ №3 НГО РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Практическое обществознание» для обучающихся 8 класса Срок реализации – 1 год г. Невьянск, 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса внеурочной деятельности по обществознанию для учащихся 8 класса составлена на основе требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования и примерной программе по обществознанию. В ней учитываются основные идеи и положения Образовательной программы основного общего образования. Актуальность разработки и создания программы обоснована ее ориентированностью на углубленное изучение курса обществознания основной школы, а также на начальную подготовку учеников к ОГЭ по обществознанию. Обществознание относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными, мировоззренческими. Занятия по обществознанию предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Включает в себя теоретическую и практическую часть: 17 часов теории и 17 часов практики. Практические работы в рамках курса включают следующие формы: -работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета); -критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений; -анализ явлений и событий, происходящих в современном мире; -решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности; -совместная разработка индивидуального чек-листа для подготовки к ОГЭ по обществознанию. Основные задачи курса: 1. Повторение тем, вызывающих наибольшие трудности; углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения; 2. Применение полученных знаний в практической подготовке; 3. Самостоятельный поиск информации, умение анализировать ее, интерпретировать, классифицировать и применять на практике; 4. Сравнение социальных объектов. 5. Развитие навыков рефлексии своей деятельности через индивидуальную разработку чек-листа. Формы организации занятий: фронтальная, групповая, индивидуальная. Формы и методы обучения: лекции, практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение, создание мини-сочинений, построение условно-графической наглядности, в частности, интеллект-карты. Средства: схемы, таблицы, диаграммы, алгоритмы, опорные конспекты, решение ситуативных задач, тесты. Формы и методы контроля образовательного результата. -особенность занятий заключается в том, что он дает учащимся навыки практического овладения обществознания; -он знакомит учащихся с различными способами изучения обществознания; -достаточно большое количество времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся; -в работе применяются компьютерные технологии изучения обществознания и поиска необходимой информации; -происходит сочетание установочных лекций с активными и творческими методами обучения; -достаточно обширная информационная поддержка осуществляется благодаря опоре на материал, изучаемый в 8 классе по обществознанию. ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания элективного курса по обществознанию, являются • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие; • заинтересованность в личном успехе; Метапредметные результаты • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.); • умении выполнять познавательные и практические задания; Предметными результатами являются: • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности; • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых современном российском обществе социальных ценностей; • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в обществе. Адаптация программы для учеников с ОВЗ Программа адаптирована для учеников с ОВЗ Содержание курса: Курс состоит из введения и 6 разделов, включающих в себя теорию и практику: Введение (2 часа): Знакомство учеников с основными структурными и содержательными характеристиками экзаменационной работы по обществознанию в форме ОГЭ. Требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определенные в государственном образовательном стандарте по обществознанию. Совместная разработка индивидуального чек-листа для подготовки к ОГЭ по обществознанию. Раздел 1. «Личность и общество» (6 часов): Биологическое и социальное в человеке. Человек и его ближайшее окружение. Жизненные ценности и ориентиры. Общество как динамичная система. Как стать личностью. Межличностные отношения (практический тренинг, решение ситуативных задач по теме). Раздел 2. «Духовная сфера» (5 часов): Понятие «Духовная культура». Личность и мораль, образование. Долг и совесть. Практический тренинг. Решение ситуативных задач по разделу. Раздел 3. «Экономическая сфера» (6 часов): Экономика: понятие, роль Потребности и ресурсы. в жизни общества. Экономические системы. Экономический рынок. «Семейный бюджет» - практический тренинг. Практический тренинг по содержательной линии. Решение практических задач. Раздел 4. Отклоняющееся поведение и Уголовный Кодекс (4 часа) Девиантное поведение: предпосылки и причины. Регулирование отклоняющегося поведения уголовным кодексом. Практический тренинг по содержательной линии. Раздел 5. Право в жизни подростка (5 часов) Правоотношения. Обязанности граждан. Права подростка и их защита. Практический тренинг по содержательной линии в виде построения интеллекткарты. Решение ситуативных задач по содержательной части курса. Раздел 6. Повторение и обобщение (6 часов) Повторительно-обобщающий уроки по курсу. № 1 2 1 2 3 4 5 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тема Основные вопросы Дата Количество часов Теория Практика Введение – 2 часа Основные требования Основные структурные и 02.09 1 к выпускникам и содержательные содержательные характеристики характеристики экзаменационной работы экзаменационной по обществознанию в работы. форме ГИА. Требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определенные в государственном образовательном стандарте по обществознанию. Входной контроль Входящая контрольная 09.09 работа Раздел 1. Личность и общество – 6 часов Биологическое и Общественные 16.09 социальное в отношения, виды человеке. общественных отношений, общество и природа, взаимосвязь Человек и его 23.09 общества и природы; ближайшее основные сферы окружение. общественной жизни: Жизненные ценности 30.09 экономическая, и ориентиры. социальная, Общество как 07.10 политическая, духовная. динамичная система. Биологическое и Как стать личностью. 14.10 социальное в человеке, Практический личность, подросток, тренинг. особенности подросткового возраста, качества личности; деятельность человека (игра, учение, труд), потребности, способности. Межличностные отношения, общение, группа, малая группа, групповая динамика, формы межличностных отношений, структура общения, виды и функции общения. Межличностные конфликты, виды конфликтов, фазы конфликтов, последствия конфликтов и способы решения. 1 1 1 1 1 1 6 1 2 3 4 5 1 2 3 Решение 21.10 ситуативных задач, восприятие текста и нахождение в нем необходимой информации на тему: «Межличностные отношения». Раздел 2. Духовная сфера – 5 часов Понятие «Духовная Духовная культура, 28.10 культура». особенности, формы духовной культуры, Личность и мораль. 11.11 наука, научные знания. Образование. Образование и его Долг и совесть. 18.11 значимость, Практический 25.11 информационное тренинг по общество, характерные содержательной черты ИО, основные линии тенденции в развитии образования, функции образования, пути получения образования. право на свободу совести, мораль, нравственность, гуманизм, патриотизм, гражданственность. Решение 2.12 ситуативных задач, восприятие текста и нахождение в нем необходимой информации по данному разделу. Раздел 3. Экономическая сфера – 6 часов Экономика: понятие, Экономика, роль 9.12 роль в жизни экономики, общества производство, обмен, потребление, Экономические 16.12 распределение, товары и системы услуги, ресурсы и Экономический 19.12 потребность, рынок ограниченность ресурсов. Экономические системы, типы ЭС, собственность, формы собственности, производство, производительность труда, разделение труди и специализация. Обмен, торговля, рынок, рыночный механизм, спрос, предложение, конкуренция, предпринимательство, 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Практический тренинг «Семейный бюджет» Практический тренинг по содержательной линии 4 5 6 1 2 3 4 1 2 3 4 5 1-6 формы предпринимательства. Деньги, заработная плата, стимулирование труда, неравенство доходов, социальная поддержка, налоги, экономические функции государства. 13.01 1 21.01 1 Решение 27.01 ситуативных задач, восприятие текста и нахождение в нем необходимой информации Раздел 4. Отклоняющееся поведение и Уголовный Кодекс – 4 часа Девиантное Изучение понятий. 03.02 1 поведение: предпосылки и причины. Регулирование 10.02 1 Уголовный Кодекс. отклоняющегося поведения Уголовным Кодексом РФ Практический 17.02 тренинг по содержательной линии Решение 24.02 ситуативных задач, восприятие текста и нахождение в нем необходимой информации Раздел 5. Право в жизни подростка – 5 часов Правоотношения Право, норма права, 03.03 1 правоотношения, государственной власти, Обязанности граждан 10.03 1 правоохранительные органы, обязанности Права подростка и их 17.03 1 гражданина. защита Права подростка и их Практический защита, гражданские тренинг по правоотношения, содержательной семейные линии в виде правоотношения, построения трудовые интеллект-карты правоотношения, Решение административные ситуативных задач по правоотношения, содержательной уголовная части курса ответственность. Повторение и обобщение– 6 часов ПовторительноПовторение, итоговый 1 1 1 1 1 1 5 обобщающие уроки тест Итого: 17 17 Библиографический список: Школьные учебные пособия: 1. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание. Человек. Право. Экономика. 9 кл.- М.Просвещение, 2013. 2. Конституция Российской Федерации. 3. Королькова Е.С., Коваль Т.В., Королева Г.В: обществознание. 9 класс. Учебник. ФГОС. М.:Академкнига /учебник.,2018.-208с. 4. Котова О. А., Лискова Т. Е. Обществознание: рабочая тетрадь. 9 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций.–М.: Просвещение, 2015. –76с. 5. Обществознание. 9 класс.: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электронном носителе/[Л.Н.Боголюбов, А.И.Матвеев, Е.И.Жильцова и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова [и др.].–М.: Просвещение.,2017. -207с. 6. Обществознание.9 класс. Учебник. 4 издание (ФГОС). Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Дрофа, 2019.–271с. 7. Обществознание: учебное пособие / под ред. Б.Н. Малькова и Р.В. Шагиевой.–М.:НОРМА-ИНФРА-М , 2016.–496с. 8. Черникин, П.А. Обществознание в вопросах и ответах: Учебное пособие / П.А. Черникин.–М.: Проспект, 2016.–322с. Психолого-педагогическая литература: 1. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Сост. И. В.Дубровина, A. M. Прихожан, В. В. Зацепин.–М.: Издательский центр «Академия», 2003.–368с. 2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1991.–280с. 3. Делия, В.Современные технологии и методики в системе инновационной педагогики: материалы международной конференции. –М.: Де-По, 2012. – 340с. 4. Леонтъев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения.–М., 1987.– 340с. 5. Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.–450с. Интернет-ресурсы 1. Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена (ОГЭ). Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2020 года по обществознанию.–Текст: электронный //ФИПИ–URL: [Электронный ресурс] URL:https://4ege.ru/up/v/demo-oge-2020/1obsh.pdf (режим доступа: свободный) 2. Рособнадзор–Текст: электронный // ОГЭ И ЕГЭ 2019: отчёт Рособрнадзора– URL: https://zen.yandex.ru/media/egeobshchestvoznanie/ege-2019-otchet-rosob rnadzora-5d118a82b34feb00af5e0b1b (режим доступа: свободный) 3. Центр «Профессионал».–Текст: электронный//«Профессионал»–URL: https://infourok.ru/referat-primenenie-uslovnograficheskoy-naglyadnosti-na-urokahobschestvoznaniya-3763928.html (режим доступа: свободный)