Практическое обществознание 8

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской
области
Невьянский городской округ
МБОУ СОШ №3 НГО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Практическое обществознание»
для обучающихся 8 класса
Срок реализации – 1 год

г. Невьянск, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по обществознанию
для учащихся 8 класса составлена на основе требований к результатам основного
общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте
общего образования и примерной программе по обществознанию. В ней
учитываются основные идеи и положения Образовательной программы основного
общего образования.
Актуальность

разработки

и

создания

программы обоснована

ее

ориентированностью на углубленное изучение курса обществознания основной
школы, а также на начальную подготовку учеников к ОГЭ по обществознанию.
Обществознание относится к числу тех предметов, которые являются наиболее
востребованными,

мировоззренческими.

Занятия

по

обществознанию

предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к
Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Включает в себя
теоретическую и практическую часть: 17 часов теории и 17 часов практики.
Практические работы в рамках курса включают следующие формы:
-работа

с

различными

источниками

социальной

информации,

включая

современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
-критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации,
отражающей

различные

подходы,

интерпретации

социальных

явлений,

формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
-анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
-решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные
проблемы современности;
-совместная разработка индивидуального чек-листа для подготовки к ОГЭ по
обществознанию.
Основные задачи курса:
1. Повторение тем, вызывающих наибольшие трудности; углубление и закрепление
понятий высокого уровня теоретического обобщения;
2. Применение полученных знаний в практической подготовке;

3.

Самостоятельный

поиск

информации,

умение

анализировать

ее,

интерпретировать, классифицировать и применять на практике;
4. Сравнение социальных объектов.
5. Развитие навыков рефлексии своей деятельности через индивидуальную
разработку чек-листа.
Формы организации занятий: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Формы и методы обучения: лекции, практические занятия, дискуссии,
эвристические беседы, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ
материала, организация понимания через обсуждение, создание мини-сочинений,
построение условно-графической наглядности, в частности, интеллект-карты.
Средства: схемы, таблицы, диаграммы, алгоритмы, опорные конспекты, решение
ситуативных задач, тесты.
Формы и методы контроля образовательного результата.
-особенность занятий заключается в том, что он дает учащимся навыки
практического овладения обществознания;
-он знакомит учащихся с различными способами изучения обществознания;
-достаточно большое количество времени отводится для самостоятельной
поисковой, творческой работы учащихся;
-в работе применяются компьютерные технологии изучения обществознания и
поиска необходимой информации;
-происходит сочетание установочных лекций с активными и творческими
методами обучения;
-достаточно обширная информационная поддержка осуществляется благодаря
опоре на материал, изучаемый в 8 классе по обществознанию.
ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при
изучении содержания элективного курса по обществознанию, являются
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие;
• заинтересованность в личном успехе;
Метапредметные результаты

• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте
сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных
социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• умении выполнять познавательные и практические задания;
Предметными результатами являются:
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и
областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук:
социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения,
этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций
явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного
выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей
дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках;
адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и
понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать,
обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить
их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям,
процессам с позиций одобряемых современном российском обществе социальных
ценностей;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание
их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти
нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на
необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в обществе.
Адаптация программы для учеников с ОВЗ
Программа адаптирована для учеников с ОВЗ

Содержание курса:
Курс состоит из введения и 6 разделов, включающих в себя теорию и
практику:
Введение (2 часа):
Знакомство

учеников

с

основными

структурными

и

содержательными

характеристиками экзаменационной работы по обществознанию в форме ОГЭ.
Требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определенные в
государственном образовательном стандарте по обществознанию. Совместная
разработка индивидуального чек-листа для подготовки к ОГЭ по обществознанию.
Раздел 1. «Личность и общество» (6 часов):
Биологическое и социальное в человеке. Человек и его ближайшее окружение.
Жизненные ценности и ориентиры. Общество как динамичная система. Как стать
личностью.

Межличностные

отношения

(практический

тренинг,

решение

ситуативных задач по теме).
Раздел 2. «Духовная сфера» (5 часов):
Понятие «Духовная культура». Личность и мораль, образование. Долг и совесть.
Практический тренинг. Решение ситуативных задач по разделу.
Раздел 3. «Экономическая сфера» (6 часов):
Экономика:

понятие,

роль

Потребности и ресурсы.

в

жизни

общества.

Экономические

системы.

Экономический рынок. «Семейный бюджет» -

практический тренинг. Практический тренинг по содержательной линии. Решение
практических задач.
Раздел 4. Отклоняющееся поведение и Уголовный Кодекс (4 часа)
Девиантное поведение: предпосылки и причины. Регулирование отклоняющегося
поведения уголовным кодексом. Практический тренинг по содержательной линии.
Раздел 5. Право в жизни подростка (5 часов)
Правоотношения.

Обязанности

граждан.

Права

подростка

и

их

защита.

Практический тренинг по содержательной линии в виде построения интеллекткарты. Решение ситуативных задач по содержательной части курса.
Раздел 6. Повторение и обобщение (6 часов)
Повторительно-обобщающий уроки по курсу.

№

1

2

1

2

3
4
5

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема
Основные вопросы
Дата
Количество часов
Теория
Практика
Введение – 2 часа
Основные требования Основные структурные и 02.09
1
к выпускникам и
содержательные
содержательные
характеристики
характеристики
экзаменационной работы
экзаменационной
по обществознанию в
работы.
форме ГИА. Требования
к уровню подготовки
выпускников основной
школы, определенные в
государственном
образовательном
стандарте по
обществознанию.
Входной контроль

Входящая контрольная
09.09
работа
Раздел 1. Личность и общество – 6 часов
Биологическое и
Общественные
16.09
социальное в
отношения, виды
человеке.
общественных
отношений, общество и
природа, взаимосвязь
Человек и его
23.09
общества и природы;
ближайшее
основные сферы
окружение.
общественной жизни:
Жизненные ценности
30.09
экономическая,
и ориентиры.
социальная,
Общество как
07.10
политическая,
духовная.
динамичная система.
Биологическое и
Как стать личностью.
14.10
социальное
в
человеке,
Практический
личность, подросток,
тренинг.
особенности
подросткового возраста,
качества личности;
деятельность человека
(игра, учение, труд),
потребности,
способности.
Межличностные
отношения, общение,
группа, малая группа,
групповая динамика,
формы межличностных
отношений, структура
общения, виды и
функции общения.
Межличностные
конфликты, виды
конфликтов, фазы
конфликтов, последствия
конфликтов и способы
решения.

1

1

1

1
1
1

6

1
2
3
4

5

1

2
3

Решение
21.10
ситуативных задач,
восприятие текста и
нахождение в нем
необходимой
информации на тему:
«Межличностные
отношения».
Раздел 2. Духовная сфера – 5 часов
Понятие «Духовная
Духовная культура,
28.10
культура».
особенности, формы
духовной культуры,
Личность и мораль.
11.11
наука, научные знания.
Образование.
Образование и его
Долг и совесть.
18.11
значимость,
Практический
25.11
информационное
тренинг по
общество, характерные
содержательной
черты ИО, основные
линии
тенденции в развитии
образования, функции
образования, пути
получения образования.
право на свободу
совести, мораль,
нравственность,
гуманизм, патриотизм,
гражданственность.
Решение
2.12
ситуативных задач,
восприятие текста и
нахождение в нем
необходимой
информации по
данному разделу.
Раздел 3. Экономическая сфера – 6 часов
Экономика: понятие,
Экономика, роль
9.12
роль в жизни
экономики,
общества
производство, обмен,
потребление,
Экономические
16.12
распределение, товары и
системы
услуги, ресурсы и
Экономический
19.12
потребность,
рынок
ограниченность
ресурсов.
Экономические системы,
типы ЭС, собственность,
формы собственности,
производство,
производительность
труда, разделение труди
и специализация.
Обмен, торговля, рынок,
рыночный механизм,
спрос, предложение,
конкуренция,
предпринимательство,

1

1
1
1
1

1

1

1
1

Практический
тренинг «Семейный
бюджет»
Практический
тренинг по
содержательной
линии

4

5

6

1

2

3

4

1
2
3
4

5

1-6

формы
предпринимательства.
Деньги, заработная
плата, стимулирование
труда, неравенство
доходов, социальная
поддержка, налоги,
экономические функции
государства.

13.01

1

21.01

1

Решение
27.01
ситуативных задач,
восприятие текста и
нахождение в нем
необходимой
информации
Раздел 4. Отклоняющееся поведение и Уголовный Кодекс – 4 часа
Девиантное
Изучение понятий.
03.02
1
поведение:
предпосылки и
причины.
Регулирование
10.02
1
Уголовный Кодекс.
отклоняющегося
поведения
Уголовным Кодексом
РФ
Практический
17.02
тренинг по
содержательной
линии
Решение
24.02
ситуативных задач,
восприятие текста и
нахождение в нем
необходимой
информации
Раздел 5. Право в жизни подростка – 5 часов
Правоотношения
Право, норма права,
03.03
1
правоотношения,
государственной власти,
Обязанности граждан
10.03
1
правоохранительные
органы, обязанности
Права подростка и их
17.03
1
гражданина.
защита
Права подростка и их
Практический
защита, гражданские
тренинг по
правоотношения,
содержательной
семейные
линии в виде
правоотношения,
построения
трудовые
интеллект-карты
правоотношения,
Решение
административные
ситуативных задач по
правоотношения,
содержательной
уголовная
части курса
ответственность.
Повторение и обобщение– 6 часов
ПовторительноПовторение, итоговый
1

1

1

1

1

1

5

обобщающие уроки

тест
Итого:

17

17

Библиографический список:
Школьные учебные пособия:
1. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание. Человек. Право. Экономика.
9 кл.- М.Просвещение, 2013.
2. Конституция Российской Федерации.
3. Королькова Е.С., Коваль Т.В., Королева Г.В: обществознание. 9 класс.
Учебник. ФГОС. М.:Академкнига /учебник.,2018.-208с.
4. Котова О. А., Лискова Т. Е. Обществознание: рабочая тетрадь. 9 класс:
учебное пособие для общеобразовательных организаций.–М.: Просвещение,
2015. –76с.
5. Обществознание. 9 класс.: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на
электронном носителе/[Л.Н.Боголюбов, А.И.Матвеев, Е.И.Жильцова и др.]; под
ред. Л.Н.Боголюбова [и др.].–М.: Просвещение.,2017. -207с.
6. Обществознание.9 класс. Учебник. 4 издание (ФГОС). Никитин А.Ф.,
Никитина Т.И. Дрофа, 2019.–271с.
7. Обществознание: учебное пособие / под ред. Б.Н. Малькова и Р.В.
Шагиевой.–М.:НОРМА-ИНФРА-М , 2016.–496с.
8. Черникин, П.А. Обществознание в вопросах и ответах: Учебное пособие /
П.А. Черникин.–М.: Проспект, 2016.–322с.
Психолого-педагогическая литература:
1. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб.пособие для
студ. высш. пед. учеб. заведений. / Сост. И. В.Дубровина, A. M. Прихожан, В.
В. Зацепин.–М.: Издательский центр «Академия», 2003.–368с.
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1991.–280с.
3. Делия, В.Современные технологии и методики в системе инновационной
педагогики: материалы международной конференции. –М.: Де-По, 2012. –
340с.
4. Леонтъев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения.–М., 1987.–
340с.

5. Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное пособие. – М.: Изд-во
Моск. ун-та, 1984.–450с.
Интернет-ресурсы
1. Государственная итоговая аттестация по образовательным программам
основного общего образования в форме основного государственного экзамена
(ОГЭ). Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов
основного государственного экзамена 2020 года по обществознанию.–Текст:
электронный

//ФИПИ–URL:

[Электронный

ресурс]

URL:https://4ege.ru/up/v/demo-oge-2020/1obsh.pdf (режим доступа: свободный)
2. Рособнадзор–Текст: электронный // ОГЭ И ЕГЭ 2019: отчёт Рособрнадзора–
URL:

https://zen.yandex.ru/media/egeobshchestvoznanie/ege-2019-otchet-rosob

rnadzora-5d118a82b34feb00af5e0b1b (режим доступа: свободный)
3. Центр

«Профессионал».–Текст:

электронный//«Профессионал»–URL:

https://infourok.ru/referat-primenenie-uslovnograficheskoy-naglyadnosti-na-urokahobschestvoznaniya-3763928.html (режим доступа: свободный)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».