Удивительный мир природы 1-4 класс

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа №3 Невьянского городского округа

Программа внеурочной деятельности
«Удивительный мир природы»
для обучающихся 1-4 класса
по курсу «Окружающий мир»
(автор: А.А. Плешаков)

г. Невьянск
2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Удивительный мир природы» для 1-4 класса составлена в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта начального образования, разработана на основе авторской программы курса
«Окружающий мир», для 1-4 классов, автор А.А.Плешаков.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Удивительный мир природы» предназначена для организации внеурочной деятельности
по научно-познавательному направлению в 1-4 классах, направлена на формирование готовности обучающихся к саморазвитию, мотивации
к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию.
По содержанию является научно-педагогической; по функциональному назначению – учебно-познавательной; по форме организации –
общедоступной; по времени реализации – четырехгодичной. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:
1-й год обучения - «Знакомые незнакомцы» (33 часа).
2-й год обучения – «Дом, в котором я живу» (34 часа).
3-й год обучения – «Неживая природа» (34часа).
4- й год обучения - «Познавательная экология» (34 часа).
В новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность по освоению социального опыта, которая
наиболее полно
и
эффективно
реализует
социально-педагогический
потенциал
свободного
времени
детей,
что
обуславливает актуальность данной программы. Это позволяет реализовать запросы социальной практики, существенно расширяет
традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Социально-педагогические возможности различных видов
содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы, базируются на том, что они связаны с удовлетворением
исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.
«Удивительный мир природы» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются
многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое
восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования
ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента
экологической культуры.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что она предполагает формирование у
обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в
учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками
в учебном процессе.
При реализации данной программы создаются условия для становления личностных характеристик выпускника начальной школы:
 любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;
 овладение основами умения учиться;
 способность к организации собственной деятельности;

готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
 доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Содержание программы максимально приспособлено к запросам и потребностям обучающихся, обеспечивает психологический комфорт,
дающий шанс каждому открыть себя как индивидуальность, как личность. В рамках реализации данной программы обучающимся
предоставляются возможности творческого развития по интересам в индивидуальном темпе, проектно-исследовательская деятельность
(совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы,
способы деятельности). Цели и задачи экологической исследовательской деятельности обучающихся определяются как их личностными
мотивами, так и социальными.
Цель программы: приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия при включении обучающихся в
самостоятельную исследовательскую экологическую практику, трансформирование процесса развития интеллектуально-творческого
потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития, формирование
экологической культуры.
Задачи программы:
 формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии
и взаимозависимости природы, общества и человека;
 формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей
жизнедеятельности;
 формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей (способность и готовность самостоятельно, совместно с
другими субъектами и институтами решать общественно значимые экологические проблемы);
 воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни;
 развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам;
 развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного,
чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы;
 развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения
здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды;
 развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.


Описание места курса в плане внеурочной деятельности
По учебному плану МБОУ СОШ № 3 НГО на курс внеурочной деятельности «Удивительный мир природы» отводится 1 ч в неделю в
1-4 классах. Курс рассчитан на 135 ч: в 1 кл.-33ч., во 2—4 классах — по 34 ч (34 учебные недели в каждом классе).
Ценностными ориентирами содержания программы являются:
 развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

формирование представлений о природе как универсальной ценности;
 изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе;
 развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
 развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
 развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
 формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
 вовлечение
учащихся
в
деятельность
по
изучению
и
ближайшего природного окружения.
Основные принципы содержания программы:
 принцип единства сознания и деятельности;
 принцип наглядности;
 принцип личностной ориентации;
 принцип системности и целостности;
 принцип экологического гуманизма;
 принцип краеведческой направленности;
 принцип практической направленности.


Формы проведения занятий и
виды деятельности
игры

сохранению

Тематика
«Угадай по описанию», «Давайте познакомимся», «Мы строим дом», «Дом экологической моды»,
аукцион идей «Вторая жизнь отходов».

беседы

«Что такое гармония», «Что должен знать и уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего
общего «дома» - планеты Земля», «Что и кто влияет на живой организм?», «Соседи по планете».

тесты, анкетирование

«Чему мы научились за год. Десять заповедей друзей леса», «Мое отношение к загрязнению
окружающей среды», «Дом, в котором я хотел бы жить».

круглые столы

«Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе».

конференции

«В мире интересного», общешкольная неделя Экологии.

просмотр

тематическим «Первобытные коллекционеры», «Экологические проблемы», «Диалоги с неживой природой»,

видеофильмов

«Живая природа», «Вода».

экскурсии

«Как мы воспринимаем окружающий мир», «Лес - кормилец, врачеватель»

практические занятия

«Изготовление кормушек для птиц», «Уход за комнатными растениями», «Размножение
комнатных растений», «Экологический проект «Почему нужно защищать природу?», Проект
«Экологический город будущего», «Переработка и повторное использование бытовых
отходов», Экологический проект «Спасти и сохранить!»

экологические мероприятия

«Я и моя окружающая среда», «Мы – жители планеты Земля», «Первые шаги по тропинке
открытий», «Хлебные крошки».

конкурсы
рисунков,
выпуск газет, листовок

плакатов, «Мы-дети природы», «Мой город», «Мой край - Урал», «Рисуем впечатления», тематические
выставки рисунков на экологическую тему

решение ситуационных задач

«Лесная аптека на службе человека», «Экологические проблемы города», «Мы в ответе за тех, кого
приручили».

Межпредметные связи программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными
дисциплинами как литературное чтение, окружающий мир, химия, физика, биология, технология, изобразительное искусство, физическая
культура, музыка.
Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая. Одним из основных методов обучения являются
систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы
экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы», ведение
индивидуальных тетрадей «Дневник юного эколога».
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания,
опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в
природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с
определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической
деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной

Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат, участие в организации праздников и в выполнении летних
заданий.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
класс (1ч/нед., 33ч/год)

1
№п/п

Тема занятия
Введение.

1.

Кол-во часов

теория

практика

1ч

Вводное занятие: Что такое Экология?

0,5 ч

0,5 ч

1ч

Тема 1. Что и кто?

10ч

2-3

Соседи-жильцы

2ч

1ч

4.

Деревья твоего двора

1ч

1ч

5.

Комнатные растения в квартире, в классе.

1ч

6.

Уход за комнатными растениями.

1ч

1ч

7.

Маленький огород на подоконнике.

1ч

1ч

8.

Деревья твоего двора.

1ч

9.

Кто такие рыбы?

1ч

0,5ч

0,5ч

10.

Пернатые жители.

1ч

1ч

11.

Дикие животные.

1ч

1ч

Тема2. Мой дом.

5ч

12-13

Моя семья.

2ч

14.

Бытовые приборы в квартире.

1ч

0,5 ч

0,5 ч

15

Планета - дом всего человечества.

1ч

0,5ч

0,5ч

16

Проект «Мой дом».

1ч

Тема 3. Как, откуда и куда?

4ч

17

Вода в моем доме и в природе.

1ч

0,5ч

0,5ч

18

Удивительные свойства воды.

1ч

0,5ч

0,5ч

19-20

Вода в жизни растений и животных.

2ч

1ч

1ч

Тема 4. Мой класс.

4ч

21

Мой класс.

1ч

0,5ч

0,5ч

22

Гигиена класса.

1ч

0,5ч

0,5ч

23

Гигиена класса.

1ч

1ч

24

Проект «Мой класс»

1ч

1ч

1ч

Тема 5. Одежда и обувь.

2ч

25

Наша одежда и обувь.

1ч

0,5ч

0,5ч

26

Русская народная одежда.

1ч

0,5ч

0,5ч

Тема 6. Солнце и свет в нашей жизни.

6ч

27

Солнце, Луна, звезды – источники света.

1ч

0,5ч

0,5ч

28

Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения.

1ч

0,5ч

0,5ч

29

Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения.

1ч

1ч

30

Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения.

1ч

1ч

31

Проект «Растения в доме».

1ч

1ч

Тема7. Мои домашние питомцы.

2ч

32

Почему мы любим кошек и собак?

1ч

33

Проект «Мы в ответе за тех, кого приручили».

1ч

0,5ч

0,5ч
1ч

2 класс (1ч/нед., 34ч/год)
№п/п

Тема занятия

Тема 1. Где мы живём.

Кол-во часов

теория

практика

10ч

1-2

Мой дом

2ч

1ч

1ч

3

Мой дом.

1ч

0,5ч

0,5ч

4

Дом, где мы живем.

1ч

1ч

5

Дом, где мы живем.

1ч

1ч

6-7

Экологический дом

2ч

2ч

8-9

Дом моей мечты.

2ч

10

Проект «Наука в доме».

1ч

1ч

1ч
1ч

Тема 2. Природа. (20 часов)
11-12

Растения твоего двора.

2ч

1ч

1ч

13-14

Птицы нашего двора.

2ч

1ч

1ч

15

Перелетные птицы. Зимующие птицы.

1ч

0,5ч

0,5ч

16

Замечательные птицы.

1ч

0,5ч

0,5ч

17

Воздух и здоровье человека.

1ч

1ч

18-19

Воздух, которым мы дышим.

2ч

1ч

1ч

20

Болезни органов дыхания.

1ч

0,5ч

0,5ч

21-22

Проект «Воздух и здоровье человека»

2ч

23

Вода в моем доме и в природе.

1ч

1ч

24-25

Удивительные свойства воды.

2ч

1ч

26

Вода в жизни растений и животных.

1ч

1ч

27-28

Вода и здоровье человека. Личная гигиена.

2ч

1ч

29-30

Проект «Вода в моем доме и в природе».

2ч

Тема 3. Общение.

4ч

31-32

Моя семья.

2ч

1ч

1ч

33.

Соседи-жильцы.

1ч

0,5ч

0,5ч

34.

Анкетирование «Чему мы научились за год»

1ч

2ч

1ч

1ч
2ч

1ч

3 класс (1ч/нед., 34ч/год)
№п/п

Тема занятия

Кол-во часов

теория

практика

1

Вводное занятие. Отношение человека к окружающему миру.

1ч.

1ч.

1ч.

2-5

Экологические связи в живой природе.

4ч.

2ч.

2ч.

6-11

Вода. Охрана воды.

6ч.

3ч

3ч.

12-17

Почвы. Охрана почв.

6ч.

3ч.

3ч

18-22

Воздух. Охрана воздуха.

5ч.

3ч.

2ч.

23-29

Охрана животных.

7ч.

1ч.

1ч.

30-33

Способы охраны природы.

4ч.

34

Итоговое занятие. Защита исследовательских работ и творческих 2ч.
проектов обучающихся.

1ч.
1ч.

1ч.

4 класс (1ч/нед., 34ч/год)
№п/п

Тема занятия

Кол-во часов

теория

практика

1

Вводное занятие. Место человека в природе.

1ч

0,5ч

0,5ч

2-6

Здоровье человека и окружающая среда.

5ч

3ч

2ч

7-12

Влияние человека на окружающую среду.

6ч

3ч.

3ч.

13-16

. Что такое экологическая катастрофа.

4ч

2ч.

2ч

17-23

Я – юный исследователь.

7ч

3ч.

4ч

24-27

Природные катаклизмы.

4ч

2ч

2ч

28-33

Красная книга России.

6ч

3ч.

3ч

34

Итоговое занятие. Защита исследовательских работ и творческих 1ч
проектов обучающихся.

1ч

Личностными результатами освоения программы являются:
 развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
 развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему
миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного
искусства, музыка и т. д.);
 воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
 формирование мотивации дальнейшего изучения природы;
 внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе; чувство необходимости учения);
 самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я-концепции социальной роли ученика;
рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на
основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший
ученик»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием,
старанием);
 мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и
общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально
оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению —
приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью).
Метапредметными результатами являются:

- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать
личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных
достижений;
- освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с
помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование
простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
- формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с
учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков,
рисунков и т. д.;
-развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в
дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами являются:
-в ценностно-ориентационной сфере: сформированность представлений об экологии, как одном из важнейших направлений
изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
-в
познавательной
сфере:
наличие
углублённых
представлений
о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека;
освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук;
формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в
повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
 в трудовой сфере: владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка,
за домашними питомцами;
 в эстетической сфере: умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
 в сфере физической культуры: знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и
физического состояния от факторов окружающей среды.
Особенности содержания обучения. Объектом изучения является природное и социоприродное окружение младшего школьника. В
учебном процессе познание природы как целостного реального окружения требует её осмысленного разделения на отдельные
компоненты, объекты. В качестве таких объектов рассматриваются тела живой и неживой природы из ближайшего окружения младших
школьников.
Основной акцент в содержании сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинноследственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение,
моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.

Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является
условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности
как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и
социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоём).
Деятельностный подход к разработке содержания программы позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:
 обеспечивать восприятие и усвоение знаний;
 создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера;
 уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) и утилитарные ценности;
 использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и
деятельности.
Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природе и других сфер сознания: художественной, нравственной,
практической. Подобное содержание программы не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и
несёт в себе большой воспитательный потенциал.
Воспитательные результаты программы представлены в трёх уровнях: приобретение школьником социальных знаний; получение
школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной
реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Каждому уровню результатов соответствует
своя образовательная форма.
Формы достижения воспитательных результатов на занятиях:
Формирование ценностного Получение
опыта
Приобретение социальных знаний
отношения к
социальной самостоятельного
реальности
общественного действия
1 класс

Коллективная творческая игра, познавательные
беседы, тематические экскурсии, познавательные
опыты,
интеллектуальный
конкурс,
тренинг,
продуктивная игра, аукцион идей, игра-соревнование,
творческая
мастерская,
игровая
эстафета,
лингвистическая
мастерская,
интеллектуальный
марафон

2 класс

Познавательные беседы, предметные экскурсии, Опыт,
эксперименты, Выставка - демонстрация
тренинг, продуктивная игра, аукцион идей, играпознавательные беседы с папок исследователя.

соревнование,
творческая
мастерская,
игровая участием
специалистов, Участие в интеллектуальных
эстафета,
лингвистическая
мастерская, интеллектуальный
тренинг, конкурсах на школьном
интеллектуальный марафон
исследовательская
уровне.
лаборатория, практикум
3 класс

Самостоятельная исследовательская практика
Познавательные беседы, предметные экскурсии,
тренинг, продуктивная игра, аукцион идей, играсоревнование,
творческая
мастерская,
игровая
эстафета,
лингвистическая
мастерская,
интеллектуальный марафон

4 класс

Виртуальные
экспедиции,
экскурсии,
познавательные
беседы
с
участием
специалистов,
исследовательская
лаборатория, ярмарка новых
идей,
практикум,
литературные пробы

Коллективная
творческая
деятельность, презентации
продуктов
деятельности;
участие в интеллектуальных
конкурсах на школьном и
муниципальном
уровнях,
участие в конференции на
школьном и муниципальном
уровне.

Виртуальные
научные
экспедиции,
экскурсии,
встречи
с
интересными
людьми, опыт, эксперименты,
тематические
дискуссии,
аукцион гипотез, практикум

Коллективная
творческая
деятельность, презентации
продуктов
деятельности;
участие в интеллектуальных
конкурсах
на
муниципальном
и
региональном
уровнях,
участие в конференции на
школьном и муниципальном
уровне,
дистанционные
интеллектуальные конкурсы,
социально ориентированные

Самостоятельная исследовательская практика
Познавательные беседы, предметные экскурсии,
тренинг, продуктивная игра, аукцион идей, играсоревнование,
творческая
мастерская,
игровая
эстафета, лингвистическая мастерская

акции
Общеучебные умения, навыки, способы деятельности:
- выполнять правила поведения в природе;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными;
- ставить простейшие опыты с объектами неживой и живой природы;
- улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
- наблюдать предметы и явления природы;
- оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;
- проявлять терпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям.
Специальные умения, навыки и способы деятельности:
обучающиеся должны знать/понимать
- планета Земля - наш большой дом;
- солнце – источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
- основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д);
- организмы, приносящие вред хозяйству человека, некоторые виды борьбы с ними;
- человек – существо природное и социальное
- разносторонние связи человека с окружающей средой;
- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека на окружающую среду;
- способы сохранения окружающей среды;
- что такое наблюдение и опыт;
- экология - наука об общем доме;
Уметь:
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

- применять теоретические знания при обращении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного
окружения и своего здоровья;
-ухаживать за культурными растениями и домашними животными;
- составлять экологические модели, трофические цели;
- заботиться о здоровом образе жизни;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
- улучшать состояние окружающей среды;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами неживой и живой природы;
- оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;
- проявлять терпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;
-выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составление
сказок, мини-сочинений и т.п.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
 знание о нормах взаимоотношения с разными людьми и ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной
групповой работы;
 усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия;
 социальные знания о способах познания, об исследовательском поиске, о способах самопознания, о способах нахождения обработки
и нахождения информации, об области применения методов исследования.
 Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к
социальной реальности в целом):
 развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности.
 Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):
 опыт построения различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности;
 опыт взаимоотношения с разными людьми; опыт перехода от одного вида общения к другому;
 опыт индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
 опыт взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде;
 опыт самоорганизации.
Формы подведения итогов реализации программы:
Вид работы
Форма
предъявления Форма контроля
Инструмент для оценки

результата
Познавательные процессы

Общественный
достижений

смотр

Тесты

Психологические тесты

Исследовательские умения

Папка исследователя

Наличие материала по
Критерии
исследованию.
Мониторинг
исследования.
исследовательских
А.И.Савенкова
умений.

Коллективное творчество

Коллективная
творческая работа

Педагогическое
наблюдение

Самостоятельная
практика

исследовательская Публичная презентация Конференция
результатов
проведенного
исследования

Наблюдения, опыты и эксперименты

Отчет о проведении Педагогическое
опыта.
Протокол наблюдение
эксперимента

написания
Методики

Карта наблюдений
Критерии
выступления

Карта наблюдений

публичного

Учебно-тематический план
1 класс. «Знакомые незнакомцы»
Тема занятия

№ заняти
я

Количество часов
теория

Введение. (1 час)
1

Вводное
занятие:
Экология?

практика

1
Что

такое

Знакомство с программой работы, «Путешествие в мир природы»
правилами поведения при проведении (игра «Поле чудес»).
практических работ и экскурсий.

Тема 1. Что и кто? (10 часов)
2-3

4

5

Доброжелательные отношения с ними.
Все мы — соседи по планете. Кто наши
соседи?
Дружба
народов,
взаимопомощь,
уважение
традиций. Обычаи и традиции русского
народа.
Зеленые насаждения перед домом, во
Деревья твоего двора
дворе школы. Зачем сажать деревья?
Как ухаживать? Что мы делали осенью
для здоровья деревьев?
Комнатные растения в квартире, в Эстетическое и гигиеническое значение
комнатных
растений,
условия
классе.
содержания,
правила
расстановки
комнатных
растений
с
учетом
приспособленности
к
условиям
существования. Знакомство
с
комнатными
растениями
класса.
Условия жизни и роста растений:
освещенность,полив.
Соседи-жильцы

Разгадывание кроссвордов, загадок,
картинок
с
изображением
животных. Работа в группах
«Собери мозаику».

6

Уход за комнатными растениями.

7

Маленький
подоконнике.

8

Деревья твоего двора.

9

Кто такие рыбы?

10

Пернатые жители.

11

Дикие животные.

огород

Тема2. Мой дом. (5 часов)

на

Пересадка комнатных растений.
Формовка
крон
и
обрезка. Распределение
обязанностей
по
уходу
за
комнатными
растениями. Наблюдение
изменений, произошедших после
проведенных работ.
Подготовка семян к посеву.
Подготовка
почвы.
Посадка
луковиц
лука,
гороха;
проращивание почек на срезанных
веточках тополя, сирени.
Зеленые насаждения перед домом, во
дворе школы. Зачем сажать деревья?
Как ухаживать? Что мы делали осенью
для здоровья деревьев?
Зачем человек заводит рыбок.
«Аквариум в доме» (работа
группах)
КВН - крылатая компания.

в

Чтение стихов о животных, игра
«Угадай по описанию», «Чьё это
меню?», викторина «Эти забавные
животные».

12-13

Моя семья.

Происхождение слова «семья» (от
слова «семя»). Маленькое семя, с
любовью посаженное в землю, дает
крепкий росток. Со временем на
нем появляются сначала
нежные
цветы, затем и добрые плоды. Занятия и
обязанности членов семьи по ведению
общего хозяйства.
Беседа «Что такое гапмония»

Работа в группах.
Составление
списка
бытовых
приборов в квартире, кто ими
пользуется, правила безопасности
при их эксплуатации.

14

Бытовые приборы в квартире.

Знакомство с бытовыми приборами.
Влияние их на температуру и влажность
воздуха
в
квартире,
на
жизнедеятельность человека. Правила
обращения
с
газовой
и
электрической плитой.

15

Планета - дом всего человечества.

Что должен знать и уметь каждый из Аукцион идей.
нас, чтобы быть хранителем нашего
общего «дома» - планеты Земля.
Проект «Мой дом».

16
Тема3. Как, откуда и куда?
(4 часа)

17

Вода в моем доме и в природе.

Откуда поступает вода в дом, на какие Работа в группах. «Сколько стоит
нужды расходуется, куда удаляется? вода, почему ее надо экономить?
Вода, которую мы пьем. Вода сырая, Как можно экономить воду?»
кипяченая, загрязненная.

18

Удивительные свойства воды.

Откуда берутся снег и лёд?

19-20

Вода в жизни
животных.

растений

Исследуем свойства воды (опыты).

и Как вода влияет на жизнь растений? Как Виртуальная экскурсия «Вода в
вода влияет на жизнь животного мира? жизни растений и животных».
Как животные заботятся о чистоте?

Тема4. Мой класс. (4 часа)
Свет,
тепло,
уют.
Для
чего
предназначена мебель, растения? Что
необходимо сделать, чтобы создать уют
в классной комнате?

21

Мой класс.

22

Гигиена класса.

23

Гигиена класса.

Уход за комнатными растениями
(опрыскивание, рыхление почвы,
полив, протирание листьев).

24

Защита проекта

Проект «Мой класс»

Тема5. Одежда и обувь.

«Создаём
уют
в
классной
комнате».
Распределение обязанностей по
дежурству в классе, выполнение
работы, отчет групп о проделанной
работе.
Режим проветривания класса. Влажная Необходимость
в
соблюдении
уборка.
правил гигиены (выступление по
группам).

(2 часа)
25

Наша одежда и обувь.

26

Русская народная одежда.

27

28

Тема 6. Солнце и свет в нашей
жизни. (6 часов)
Солнце, Луна, звезды – источники
света.

Знакомство с одеждой и обувью. Их
назначение,
экологические
гигиенические требования, условия
содержания, уход.
История появления одежды. Знакомство
с элементами русской народной
одеждой.

Игра – викторина.

«Русская
национальная
одежда». Придумывание
одежды. Как зашить дырку,
пришить
пуговицу,
вычистить
щеткой верхнюю одежду?

Солнце
естественный
дневной Виртуальная экскурсия.
источник света и тепла. Свет Луны и
звезд в ночное время суток.

Светолюбивые и теплолюбивые Влияние тепла и света на комнатные
растения.
комнатные растения.

«Размещение
комнатных
растений с учетом потребности
тепла и света».
Провести
наблюдения
по
выявлению
светолюбивых
и
теплолюбивых
комнатных
растений.

29

Светолюбивые и теплолюбивые
комнатные растения.

«Влияние сроков посева на
цветение
декоративных
растений». Подготовка почвы к
посеву
комнатных
растений. Инструктаж по технике
безопасности.

30

Светолюбивые и теплолюбивые
комнатные растения.

«Влияние удобрений на рост и
развитие высаженных растений».

31

Защита проекта

Проект «Растения в доме».

32

Тема7. Мои домашние питомцы.
(2ч)
Почему мы любим кошек и собак?

33

Итоговое занятие

Какую пользу приносят человеку сообщения
учеников,
домашние любимцы – кошки и собаки.
разгадывание кроссворда и загадок.
Проект «Мы в ответе за тех, кого
приручили».

Учебно-тематический план
2 класс. «Дом, в котором я живу» (34 часа).
№ занятия

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

Тема 1. Где мы живём. (10 часов)
1-2

Мой дом

Внешний вид своего дома, из чего сделан, Рассказ о доме, в котором я
окраска стен, этажность.
живу.

3

Мой дом.

Дома в деревне и в городе.

Составление таблицы «Различие
и
сходство
городского
и
Различие и сходство городского и сельского дома»
сельского дома.

4

Дом, где мы живем.

Соблюдение
чистоты
и
порядка на лестничной площадке,
в
подъезде, во
дворе.
Перечисление всех видов работ
по наведению чистоты и порядка
в своем доме.

5

Дом, где мы живем.

Уборка
школьного
двора». Техника безопасности.
Распределение
обязанностей.
Отчет о выполнении задания.

6-7

Экологический дом

Составление памятки для ремонта
(использование
экологически
чистых
строительных

материалов). Выявление влияния
синтетических материалов на
окружающую среду и здоровье
человека.
8-9

10

Дом моей мечты.

Из чего сделан дом? Что в нем
будет? Чего в нем не будет?

Защита проекта

Игра ««Мы строим дом»
Конкурс рисунков «Дом моей
мечты».
Проект «Наука в доме».

Тема 2. Природа. (20 часов)
11-12

Растения твоего двора.

Зеленые
насаждения
перед Проект «Растения моего двора»
домом, во дворе школы. Зачем
сажать деревья? Как ухаживать?
Что мы делали осенью для
здоровья деревьев?

13-14

Птицы нашего двора.

Знакомство с
многообразием Виртуальная экскурсия.
птиц,
выделением
их
существенных и отличительных
признаков. Среда обитания птиц
(лес, птичник, водоем).

15

Перелетные птицы. Зимующие птицы.

Значение птиц в жизни человека.

Помощь птицам в трудные
времена. Какие кормушки можно
соорудить для подкормки птиц

зимой.
16.

Замечательные птицы.

Самые маленькие (колибри), Работа с энциклопедией (работа в
самые большие (страус, пингвин, группах).
индюк).

17.

Воздух и здоровье человека.

Свойства воздуха. Зачем нужен
воздух?

18-19

Воздух, которым мы дышим.

Чистый и загрязненный воздух. Что нужно сделать, чтобы воздух
Какие загрязнители воздуха есть был чистым? (работа в группах).
в помещении?

20

Болезни органов дыхания.

Что делать, чтобы не болеть?
Вред табачного дыма.

21-22

«Воздух и здоровье человека»

23

Вода в моем доме и в природе.

Вода - источник жизни.

24-25

Удивительные свойства воды.

Аквариум - модель природной
экосистемы. Загрязнение
Мирового океана.

Составление
упражнений
гимнастики.

для

Проект «Воздух
человека»

комплекса
дыхательной
и

здоровье

Влияние человека на водные
экосистемы.
Коллективная творческая работа.

26

Вода в жизни растений и животных.

Как вода влияет на жизнь
растений? Как вода влияет на
жизнь животного мира? Как
животные заботятся о чистоте?

27-28

Вода и здоровье человека. Личная
гигиена.

Зачем человеку нужна вода? Как
поступает вода в организм
человека, куда расходуется, как
выделяется из организма?

Водные процедуры, закаливание
водой. Сравнение температуры
воды. Градусник для измерения
температуры воды.

Проект «Вода в моем доме и в
природе».

29-30

Тема 3. Общение. (4 часа)
31-32

Моя семья.

Занятия и обязанности членов Конкурс. Пословицы и поговорки
семьи по ведению общего о взаимоотношениях в семье.
хозяйства. Роль семьи в жизни
человека. Мудрая заповедь:
«Почитай отца своего и мать, и
будет тебе хорошо, и ты будешь
долго жить».

Доброжелательные отношения с
ними. Все мы — соседи по
планете. Кто наши соседи?
Дружба народов, взаимопомощь,
уважение традиций. Обычаи и
традиции русского народа.

33.

Соседи-жильцы.

34

Чему мы научились за год.

Анкетирование
«Чему
научились за год»

мы

Учебно-тематический план
3 класс. «Неживая природа» (34 часа).
№
п/п

Наименование
разделов

Колво
часов

Характеристика деятельности
обучающихся

1.

Вводное занятие.
Отношение человека
к окружающему
миру.

1

2.

Экологические связи
в живой природе.

4

3 КЛАСС
Доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника , что природа удивительна разнообразна;
раскрывать ценность природы для людей; работать в паре : анализировать текст учебника ,
извлекать из него необходимую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы по
известным признакам; предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы
одноклассников; классифицировать объекты живой природы , осуществлять самопроверку;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения
Приводить примеры взаимосвязей живого и неживого , растений и животных, человека и
природы; описывать окружающую среду для природных объектов и человека ; моделировать
связи организмов с окружающей средой , обсуждать и оценивать предложенные модели;
устанавливать причинно- следственные связи между поведением людей , их деятельностью и

3.

Вода. Охрана воды.

6

состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека на
природу; сравнивать заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых природных
территорий; работать в группе : сопоставлять (по фотографиям в учебнике) примеры
отрицательного и положительного воздействия человека на природу; рассуждать о том, почему
люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое
отношение к природе можно назвать ответственным, приводить примеры такого отношения из
современной жизни; моделировать в виде схемы воздействие человека на природу;
формулировать выводы из изученного материала.
Интервьюировать взрослых о водоохранных мероприятиях в городе (селе);
формулировать выводы по изученному материалу;
оценивать свои достижения на уроке.
находить на карте природных значки тех полезных ископаемых, которыми он обладает;
работая в группах определять название полезного ископаемого, образец которого выдан
учителем;работая в группах, извлекать из учебника сведения о выданном образце полезного
ископаемого, составлять его описание по данному в учебнике плану, готовить сообщения и
представлять их классу;
выяснять в краеведческом музее, какие полезные ископаемые имеются в регионе; извлекать из
краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных
ископаемых;
обсуждать материалы рассказа «И камень достоин уважения» из книги «Великан на поляне»;

4.

Почвы. Охрана почв.

6

интервьюировать взрослых членов семьи о том, используются ли в домашнем хозяйстве какиелибо полезные ископаемые или продукты их переработки;
Высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их;
практическая работа: исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать
полученные данные для проверки выдвинутых гипотез;
анализировать схему связей почвы и растения ; на основе схемы моделировать связи почвы и
растений;

обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве;
характеризовать процессы образования и разрушения почвы; характеризовать меры по охране
почвы от разрушения извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего
региона;
моделировать тип почв своего региона;
готовить доклад о значении почвы для жизни на земле;
выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
обсуждать материалы рассказа «Дороже жемчуга и злата – под ногами» из книги «Великан на
поляне»;

5.

Воздух. Охрана
воздуха.

5

извлекать из краеведческой литературы информацию о почвоохранных мероприятиях в регионе;
формулировать выводы по изученному материалу;
Анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха;
исследовать с помощью опытов свойства воздуха ; различать цель опыта, ход опыта, вывод;
фиксировать результаты исследования в рабочей тетради;
работать в паре: объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять
самопроверку; извлекать из текста учебника информацию о соответствии с заданием;

6.

Охрана животных.

7

работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном
городе;
Выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных ; предлагать и обсуждать
меры по их охране; работать в группе: читать тексты учебника и использовать полученную
информацию для подготовки собственного рассказа о Красной книге; составлять общий план
рассказа о редком растении и животном; рассказывать о редких животных и растениях по
составленному плану; работать со взрослыми: узнать, какие растения и животные родного края
внесены в Красную книгу; подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета
сообщение о животном или из Красной книги России растении (по своему выбору);
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать

7.

Способы охраны
природы.

4

8.

Итоговое занятие.
Защита
исследовательских
работ и творческих
проектов учащихся.

1

свои достижения.
Выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных ; предлагать и обсуждать
меры по их охране; работать в группе: читать тексты учебника и использовать полученную
информацию для подготовки собственного рассказа о Красной книге; составлять общий план
рассказа о редком растении и животном; рассказывать о редких животных и растениях по
составленному плану; работать со взрослыми: узнать, какие растения и животные родного края
внесены в Красную книгу; подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета
сообщение о животном или из Красной книги России растении (по своему выбору);
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать
свои достижения.
Составлять группу по интересам, распределять обязанности;
подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике;
составлять план и текст доклада;
подбирать и изготавливать иллюстративный материал (слайды);
презентовать проект;
оценивать свои достижения и достижения товарищей.

Итого:

34

Учебно-тематический план
4 класс. «Познавательная экология» (34 часа).
1.

Вводное занятие.
Место человека в

1

4 КЛАСС
Характеризовать современные экологические проблемы;

природе.
предлагать свои меры по решению экологических проблем;

2.

Здоровье человека и
окружающая среда.

5

извлекать из Интернета сведения о способах решения экологических проблем и экологических
организациях в России, готовить сообщения; рассказывать о мире с точки зрения эколога;
формулировать выводы по изученному материалу; рассказывать о причинах появления списка
Всемирного наследия; различать объекты природного и культурного Всемирного наследия;
определять по карте мира расположение наиболее значимых объектов Всемирного наследия;
извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию об объектах Всемирного
наследия и животных из Международной Красной Книги и готовить сообщения о них; работать с
терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу;
Характеризовать факторы закаливания;
формулировать правила закаливания;
составлять памятку по закаливанию;
составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний;
регулярно проводить закаливание своего организма;
различать факторы укрепляющие здоровье и факторы, негативно на него влияющие;
обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться их соблюдать;

3.

Влияние человека на
окружающую среду.

6

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке.
Выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных ; предлагать и обсуждать
меры по их охране; работать в группе: читать тексты учебника и использовать полученную
информацию для подготовки собственного рассказа о Красной книге; составлять общий план
рассказа о редком растении и животном; рассказывать о редких животных и растениях по
составленному плану; работать со взрослыми: узнать, какие растения и животные родного края
внесены в Красную книгу; подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета
сообщение о животном или из Красной книги России растении (по своему выбору);
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать
свои достижения.

4.

Что такое
экологическая
катастрофа.

4

5.

Я – юный
исследователь.

7

Приводить примеры взаимосвязей живого и неживого , растений и животных, человека и
природы; описывать окружающую среду для природных объектов и человека ; моделировать
связи организмов с окружающей средой , обсуждать и оценивать предложенные модели;
устанавливать причинно- следственные связи между поведением людей , их деятельностью и
состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека на
природу; сравнивать заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых природных
территорий; работать в группе : сопоставлять (по фотографиям в учебнике) примеры
отрицательного и положительного воздействия человека на природу; рассуждать о том, почему
люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое
отношение к природе можно назвать ответственным, приводить примеры такого отношения из
современной жизни; моделировать в виде схемы воздействие человека на природу;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения.
Составлять группу по интересам, распределять обязанности;
подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике;
составлять план и текст доклада;
подбирать и изготавливать иллюстративный материал (слайды);
презентовать проект;

6.

Природные
катаклизмы.

4

оценивать свои достижения и достижения товарищей.
Анализировать по схеме цепь загрязнения;
-приводить примеры цепей загрязнения;
-моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм;
-обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды;
-практическая работа: знакомиться с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды;
-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке.

7.

Красная книга
России.

6

8.

Итоговое занятие.
Защита
исследовательских
работ и творческих
проектов учащихся.

1

Выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных ; предлагать и обсуждать
меры по их охране; работать в группе: читать тексты учебника и использовать полученную
информацию для подготовки собственного рассказа о Красной книге; составлять общий план
рассказа о редком растении и животном; рассказывать о редких животных и растениях по
составленному плану; работать со взрослыми: узнать, какие растения и животные родного края
внесены в Красную книгу; подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета
сообщение о животном или из Красной книги России растении (по своему выбору);
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать
свои достижения.
Составлять группу по интересам, распределять обязанности;
подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике;
составлять план и текст доклада;
подбирать и изготавливать иллюстративный материал (слайды);
презентовать проект;
оценивать свои достижения и достижения товарищей.

Итого
Всего

34
135


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».