Родное слово 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родное слово»
для обучающихся 5 класса

Невьянск 2023

1

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка …………………………………………….…………….3
Общая характеристика учебного курса «Родное слово»……………………..…..4
Место курса в учебном плане ……………………………………………….....…..8
Ценностные ориентиры содержания учебного курса …………………….….......8

Планируемые результаты освоения учебного курса «Родное слово» ….....11
Содержание учебного курса «Родное слово» …………………………………16
Тематическое планирование учебного курса «Родное слово» …………..…19
Материально-техническое
обеспечение образовательной деятельности………………………..……..….28
Нормативные документы………………………………………………………….29
Учебно-методическое сопровождение…………………………………………...30

2

Пояснительная записка
Образовательная программа учебного курса «Родное слово», реализующего
воспитательный потенциал учебного предмета «Литература», составлена с
учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования к результатам освоения и к структуре основной
образовательной программы основного общего образования, Примерной
программы воспитания1 на уровне основного общего образования и с опорой на
следующие нормативные документы:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая
2021 г. № 287 «Об утверждении федерального образовательного
стандарта основного общего образования».
• Указ Президента Российской Федерации от 06 декабря 2018 г. № 703 «О
внесении изменений в Стратегию государственной национальной
политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённую
Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. №
1666».
• Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;
• Поручение Президента РФ от 29 января 2020 г. (Пр-127, п. 2) о подготовке
и представлении федерального проекта «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта
«Образование»;
• Постановление правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 о
«Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан
1

Примерная программа воспитания. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения
по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20). https://fgosreestr.ru

3

Российской Федерации на 2016–2020 гг.».
• Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Стратегия
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12
мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при
введении федерального государственного образовательного стандарта
общего образования».

Общая характеристика курса «Родное слово»
Цель курса «Родное слово» – патриотическое и духовно-нравственное
воспитание

обучающихся

посредством

их

приобщения

к

богатому

литературному наследию нашей страны и реализации воспитательного
потенциала содержания предмета «Литература» через подбор соответствующих
текстов для чтения, создание проблемных ситуаций для обсуждения на
занятиях, использование интерактивных форм работы с обучающимися.
Направленность курса на личностное развитие обучающихся отвечает
целевым установкам Программы воспитания. Сформулированный в Программе
воспитания современный национальный воспитательный идеал определяет
цель воспитания в общеобразовательной организации как создание условий для
личностного развития обучающегося, в процессе которого формируется
высоконравственный,
принимающий

судьбу

творческий,
Отечества

компетентный
как

свою

гражданин
личную,

России,

осознающий

ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской
Федерации. Воспитательный идеал основывается на базовых для нашего
общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания,
культура, здоровье, человек), к которым можно отнести и литературу как одну
из основных культурных ценностей нашего народа. В цели предмета
«Литература» традиционно входит передача от поколения к поколению
нравственных и эстетических традиций русской и мировой культуры, что

4

способствует формированию и воспитанию личности и гармонично сочетается
с

целями

программы

по

воспитанию

и

социализации

обучающихся

подросткового возраста на уровне основного общего образования. Программа
воспитания называет целевым приоритетом на этом уровне образования
создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений
обучающихся, и, прежде всего, ценностных отношений:
 к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
 к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения
и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
 к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в
котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая
завещана ему предками и которую нужно оберегать;
 к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее
существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со
стороны человека;
 к миру как главному принципу человеческого общежития, условию
крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в
будущем

и

создания

благоприятного

микроклимата

в

своей

собственной семье;
 к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного
труда;
 к культуре как духовному богатству общества и важному условию
ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему
чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
 к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его
хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

5

 к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности,
как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо
выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения,
дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства
одиночества;
 к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся
и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное
будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для
личностного развития обучающегося, так как именно ценности во многом
определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь.2
Содержательно курс «Родное слово» соотносится с учебным предметом
«Литература», дополняя его подборкой текстов, направленных на личностное
развитие обучающихся в соответствии с практической реализацией цели и задач
воспитания, что позволяет соединить решение следующих воспитательных и
образовательных задач:
 усваивать знание основных норм, которые российское общество
выработало на основе своих базовых ценностей;
 формировать

позитивное

отношение

к

базовым

общественным

ценностям;
 приобретать соответствующий этим ценностям опыт поведения, опыт
применения сформированных знаний и отношений на практике;
 создавать благоприятные условия для формирования ценностного
отношения к Родине, родному краю, бережного отношение к природе и
человеку;
 воспитывать чувство гордости за свою страну, уважение к историческому
прошлому на основе осознания значимости цивилизационного наследия
России;
2

Примерная программа воспитания. https://fgosreestr.ru

6

 формировать

желание

вносить

личный

вклад

в

сохранение

и

преумножение культурного наследия нашего государства, мира в целом;
 формировать отношение к литературе как к особому способу познания
жизни и как к одной из основных культурных ценностей народа;


осознавать ценность русского языка, необходимость сохранения богатств
родного языка;

 развивать

способность

произведения,

понимать

отражающие

литературные

разные

художественные

этнокультурные

традиции

многонационального российского народа;
 развивать знания о средствах художественной выразительности, умение
находить и определять их роль в тексте; умение работать с текстами
разных жанров и стилей; выявлять и осмыслять формы авторской оценки
героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как
адресатом произведения в соответствии с достигнутым уровнем
читательской культуры;
 формировать умение создавать устные и письменные высказывания на
нравственно-этическую тему, опираясь на литературный материал;
 осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего
дальнейшего развития;
 создавать условия для раскрытия творческого потенциала обучающихся.
Место курса в учебном плане
Учебный курс «Родное слово» реализуется в 5 классе в учебном плане в
части, формируемой участниками образовательных отношений для духовнонравственного развития. Величина недельной образовательной нагрузки
(количество занятий) – 1 час в неделю (34 ч за год).
Ценностные ориентиры содержания учебного курса «Родное слово»
Федеральный государственный стандарт среди планируемых результатов

7

образования не случайно на первое место ставит личностные характеристики
обучающегося. Воспитание гражданственности, патриотизма, ответственности,
нравственной требовательности – первостепенная задача всего школьного
обучения, и для учебного предмета «Литература» эта задача традиционна и
органична, поскольку связана с самой природой изучаемого предмета, его
характером. Воздействие художественного слова на юного читателя никогда не
бывает этически нейтральным. Книги, прочитанные в детстве, становятся
фундаментом самоопределения личности. Они не меньше, чем впечатления
реальной жизни, воздействуют на формирование ценностных ориентиров,
координат

человека.

Освоение

национального

культурного

кода

и

общечеловеческого опыта осуществляется через приобщение к национальной и
мировой классике. Воздействие книг, прочитанных ребятами вместе, при
правильно организованном обсуждении в коллективе ровесников и пояснении
взрослых, многократно возрастает.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» трактует содержание
«образования» не только как «знания, умения, навыки», но и как «ценностные
установки», «опыт деятельности». Реализация Федеральных государственных
образовательных стандартов в современной школе предполагает обязательное
наличие курсов внеурочной деятельности, их направленность на достижение
личностных и метапредметных результатов.
Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года (далее – Стратегия), утверждённой распоряжением
Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р, приоритетная
задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих
знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих
традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите
Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание
детей.
Стратегией

определены

следующие

направления

воспитания

8

подрастающего поколения:
• гражданское воспитание;
• патриотическое воспитание и формирование российской идентичности;
• духовное и нравственное воспитание детей на основе российских
традиционных ценностей;
• приобщение детей к культурному наследию;
• популяризация научных знаний среди детей;
• физическое воспитание и формирование культуры здоровья;
• трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;
• экологическое воспитание.

9

Планируемые результаты освоения
учебного курса «Родное слово»
Планируемые результаты освоения учебного курса «Родное слово»
соответствуют планируемым результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования (ООП ООО), которые представляют
собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения
всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной
программы. Планируемые результаты

опираются

установки,

сущностный

отражающие

основной,

на ведущие
вклад

целевые

примерной

образовательной программы учебного курса «Родное слово» в развитие
личности обучающихся, их способностей.
Сохраняя содержательную связь с учебным предметом «Литература»,
учебный курс «Родное слово» в 5 классе поможет в решении разнообразных
задач, направленных на достижение планируемых результатов освоения
предмета «Литература». Прежде всего, он поможет закрепить результаты,
достигнутые обучающимися в начальной школе при освоении курса
«Литературное чтение», а затем, постепенно усложняя содержание и формы
деятельности на занятиях, вести пятиклассников к новому уровню читательской
компетентности, отраженному в стандарте основного общего образования.
Учебный курс «Родное слово» также поможет активнее добиваться именно тех
результатов, которым обычно меньше внимания уделяется на уроках
литературы, поскольку они кажутся менее важными, так как реже становятся
предметом контроля, не оцениваются в рамках традиционных проверочных
работ.
В соответствии с положениями ФГОС основного общего образования
личностные результаты изучения курса должны отражать:
 воспитание

российской

гражданской

идентичности:

патриотизма,

уважения к Отечеству; знание истории, языка, культуры своего народа,
своего

края;

усвоение

гуманистических,

демократических

и

10

традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
 формирование

осознанного,

уважительного

и

доброжелательного

отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания;
 освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни
в

пределах

возрастных

компетенций

с

учетом

региональных,

этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
 формирование

коммуникативной

компетентности

в

общении

и

сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
 формирование

основ

экологической

культуры,

соответствующей

современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях;

11

 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
 развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметные результаты освоения курса должны отражать:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
 умение

оценивать

правильность

выполнения

учебной

задачи,

собственные возможности ее решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
 умение

определять

понятия,

создавать

обобщения,

устанавливать

аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные

12

связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
 смысловое чтение;
 умение

организовывать

учебное

сотрудничество

и

совместную

деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования

позиций

и

учета

интересов;

формулировать,

аргументировать и отстаивать свое мнение;
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение
устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
 развитие мотивации к овладению культурой активного пользования
словарями и другими поисковыми системами;
 формирование и развитие экологического мышления, умение применять
его в познавательной, коммуникативной, социальной практике.
Предметные результаты освоения курса:
 осознание значимости чтения и изучения литературы для своего
дальнейшего

развития;

формирование

потребности

в

систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом
мире,

гармонизации

отношений

человека

и

общества,

многоаспектного диалога;
 понимание литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания
жизни;
 обеспечение

культурной

самоидентификации,

осознание

коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на

13

основе изучения выдающихся произведений российской культуры,
культуры своего народа, мировой культуры;
 воспитание квалифицированного читателя со сформированным
эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и
оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях
разных

жанров,

создавать

развернутые

высказывания

аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в
обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое
чтение;
 развитие способности понимать литературные художественные
произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
 овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста
на основе понимания принципиальных отличий литературного
художественного текста от научного, делового, публицистического
и

т.п.,

формирование

умений

воспринимать,

анализировать,

критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать
художественную картину жизни, отраженную в литературном
произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но
и интеллектуального осмысления.

14

Содержание учебного курса «Родная литература»
Тема 1. Введение (1 час)
Ценность русского языка. Стихотворение А. Я. Яшина «Русский язык».
Тема 2. Меткое, бойкое русское слово (4 часа)
Народные песни. Особенности народных песен. Величальные, плясовые,
протяжные народные песни. Русская народная величальная песня «Ой лесы
мои, лесы тёмные…».
Народные сказки. Особенности народных сказок (волшебных, бытовых,
о животных). Ценность живой народной речи. Сказки «Белая уточка»,
«Потомбабка», «Рифмы».
Былины. Былина как жанр русского героического эпоса. Былина «Илья
Муромец с богатырями на Соколе-корабле»
Тема 3. Мастера родного слова (3 часа)
А. С. Пушкин – создатель русского литературного языка.
Гармоничное соединение в творчестве Пушкина живой народной речи и
обработанного книжного слова. Фрагмент поэмы «Руслан и Людмила».
Хранители словесных сокровищ. Собиратели народной речи – С. В.
Максимов, В. И. Даль. Учёные-филологи. Деятельность выдающегося ученого
и просветителя Д. С. Лихачева.
Тема 4. Полна чудес могучая природа (6 часов)
Родной,
любимый
уголок…
Изображение
в
литературных
произведениях картин русской природы, выражение любви к Родине.
Стихотворение И. Северянина «Запевка». Фрагмент из произведения
древнерусской литературы «О, светло светлая и прекрасно украшенная…».
Тема детства и малой родины в произведениях разных литературных жанров, в
картинах российских художников. Рассказ В. И. Белова «Скворцы».
Стихотворения А. А. Фета «Рыбка» и Н. М. Рубцова «Помню, как тропкой…».
Средства художественной выразительности. Звукопись. Рассказ Е. И. Носова
«Забытая страничка», стихотворения А. А. Блока «После грозы» и А. С.
Пушкина «Как быстро в поле, вкруг открытом…».
С благодарностью природе. Охранять природу – значит охранять
Родину. Стихотворение Н. И. Рыленкова «Живут заветы прадедов в
природе…». Необходимость бережного отношения к природе как нравственный
урок прочитанных произведений. М. М. Пришвин «Глаза земли». А. Я. Яшин
«Покормите птиц».
Тема 5. По труду и честь (6 часов)

15

«Воля и труд человека дивные дивы творят». Тема величия
человеческого труда, раскрытая в произведениях литературы и искусства.
Стихотворение М. Джалиля «Строитель». Очерк С. В. Максимова «Хлеб – наша
русская пища».
Человек красен трудом. Труд «на духовной ниве». Рассказ Е. И.
Осетрова «Сказ о друкаре Иване и его книгах». Стихотворения В. М. Тушновой
«В тот день светило солнце горячо…», М. В. Исаковский «Вишня». Воспитание
трудолюбия. Рассказ В. Г. Распутина «Красный день».
Тема 6. Нам уроки мужества даны (6 часов)
В час суровых испытаний. Всенародный подвиг в годы Великой
Отечественной войны. Сохранение памяти о событиях войны, героических
воинах и тружениках тыла. Стихотворение Ю.В. Друниной «Я – Таня».
Стихотворение М. Джалиля «Платочек». Очерк К. М. Симонова «Дни и ночи».
Стихотворение О. Ф. Берггольц «Разговор с соседкой».
Дети и война. Трагедия военного детства. Стихотворение С.В.
Михалкова «Десятилетний человек». Мужество юных героев войны. Повесть В.
П. Катаева «Сын полка». Фрагмент очерка о сыне полка Афанасии Шкуратове.
Стихотворение А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста».
«Ты — Победа. Ты превыше слов…». Радость Победы в литературных
произведениях разных жанров. Стихотворение А. А. Суркова «Утро Победы».
Рассказ Л. Пантелеева «Платочек». Сохранение памяти о событиях войны,
героических воинах и тружениках тыла. Стихотворение Г. Л. Рублева
«Памятник». Рассказ Ф. А. Абрамова «Бревенчатые мавзолеи». Стихотворение
Р. Г. Гамзатова «Журавли»
Тема 7. «Я другой такой страны не знаю…» (5 часов)
«Страна героев, страна мечтателей, страна учёных!» Отвага и
самоотверженность исследователей Арктики. Очерк Е. Фёдорова «Лед
шевелится». Слава покорителей космоса. Подвиг Ю. А. Гагарина.
Стихотворение А. Т. Твардовского «Памяти Гагарина». Рассказ Ю. М.
Нагибина «О чем думал герой».
«Какое счастье жить в большой семье родной!» Отвага и
самоотверженность исследователей Арктики. Очерк Е. Фёдорова «Лед
шевелится». Слава покорителей космоса. Подвиг Ю. А. Гагарина.
Стихотворение А. Т. Твардовского «Памяти Гагарина». Рассказ Ю. М.
Нагибина «О чем думал герой».
«Светлая надежда, день грядущий». Бескорыстное служение людям.
Повесть А. П. Гайдара «Тимур и его команда». Тема детства в литературе.
Важность семейных традиций для формирования крепкой связи человека с
Родиной. Стихотворения В. Д. Берестова «Игра», «Прятки». Рассказ В. Н.
Крупина «Бумажные цепи».

16

Тема 8. Подведение итогов (1 час)
Итоговое мероприятие, выбранное обучающимися и учителем:
читательская конференция, кинофестиваль или акция «День музеев».
Резерв учебного времени – 2 часа.

17

Тематическое планирование учебного курса «Родное слово»
Тематическое планирование составлено так, чтобы домашняя работа
обучающихся сводилась к минимуму. Лишь в немногих случаях есть
необходимость заранее прочитать произведение, слишком объёмное для чтения
на уроке. Кроме содержания занятий и количества часов, в планировании
обозначены ключевые задачи (результаты деятельности) для каждого занятия.
Планирование предполагает использование разнообразных форм
организации и видов деятельности:
•
беседа;
•
групповая работа;
•
практическое занятие;
•
проектное задание;
•
создание рисунков;
•
составление устного рассказа;
•
написание эссе;
•
инсценировка;
•
выступление с подготовленным сообщением;
•
создание презентации;
•
работа с интернет-ресурсами;
•
интервьюирование;
•
анализ репродукций картин российских художников;
•
обсуждение кинофильмов;
•
прослушивание аудиозаписей;
•
знакомство с музеями России;
•
проведение выставок, конкурсов, читательских конференций,
заседаний книжного клуба.
№

Тема занятия

Содержание
занятия

Задачи
(результаты
деятельности)?

Количество
часов

1

Введение

Ценность русского
языка.
Стихотворение А.
Я. Яшина «Русский
язык»

Составить
первичное
представление о
содержании курса.
Осознать ценность
русского языка.

1

Меткое, бойкое

18

русское слово (4 часа)
2

Народные песни

Особенности
народных песен.
Величальные,
плясовые,
протяжные
народные песни.
Русская народная
величальная песня
«Ой лесы мои, лесы
тёмные…»

Освоить понятия
величальная песня,
плясовая песня,
протяжная песня.

1

3

Народные
сказки

Особенности
народных сказок
(волшебных,
бытовых, о
животных).
Ценность живой
народной речи.
Сказки «Белая
уточка», «Потом
бабка», «Рифмы»

Закрепить
представления о
народных
волшебных,
бытовых сказках,
сказках о
животных.
Определить
нравственные
ценности,
воплощенные в
сказке «Белая
уточка» (любовь в
семье, преданность
близким, доброта).

2

Осознать ценность
живой народной
речи,
необходимость
сохранения
богатств родного
языка.
4

Былины

Былина как жанр
русского
героического эпоса.
Былина «Илья
Муромец с
богатырями на
Соколе-корабле»

Составить
представление о
былине как жанре
русского
героического
эпоса.

1

Мастера родного слова (3 часа)
5

А. С. Пушкин –
создатель

Гармоничное
соединение в

Познакомиться с
поэмой Пушкина

1

19

русского
литературного
языка

творчестве
Пушкина живой
народной речи и
обработанного
книжного слова.
Фрагмент поэмы
«Руслан и
Людмила»

6

Хранители
словесных
сокровищ

Собиратели
народной речи – С.
В. Максимов, В. И.
Даль. Учёныефилологи.
Деятельность
выдающегося
ученого и
просветителя Д. С.
Лихачева

«Руслан и
Людмила».
Осознать
отношение
Пушкина к
народной речи,
роль Пушкина в
разработке
русского
литературного
языка
Освоить понятие
«филология»,
осознать ценность
работы филологов,
собирателей
народной речи,
составителей
словарей.
Развивать умение
понимать и
анализировать
научнопопулярный текст

2

Полна чудес
могучая природа (6 часов)
7

Родной,
любимый
уголок…

Изображение в
литературных
произведениях
картин русской
природы,
выражение любви к
Родине.
Стихотворение И.
Северянина
«Запевка».
Фрагмент из
произведения
древнерусской
литературы «О,
светло светлая и
прекрасно
украшенная…».
Тема детства и

4
Прочувствовать
эмоциональное
содержание
произведений,
посвященных Руси,
России. Закрепить
знания о средствах
художественной
выразительности,
развить умение
находить и
определять их роль
в тексте,
использовать в
собственной речи.
Освоить понятие
«звукопись»

20

малой родины в
произведениях
разных
литературных
жанров, в картинах
российских
художников.
Рассказ В. И.
Белова «Скворцы».
Стихотворения А.
А. Фета «Рыбка» и
Н. М. Рубцова
«Помню, как
тропкой…».
Средства
художественной
выразительности.
Звукопись. Рассказ
Е. И. Носова
«Забытая
страничка»,
стихотворения А.
А. Блока «После
грозы» и А. С.
Пушкина «Как
быстро в поле,
вкруг открытом…».
8

С
благодарностью
природе

Охранять природу
– значит охранять
Родину.
Стихотворение Н.
И. Рыленкова
«Живут заветы
прадедов в
природе…».
Необходимость
бережного
отношения к
природе как
нравственный урок
прочитанных
произведений. М.
М. Пришвин
«Глаза земли». А.
Я. Яшин

Осознать
необходимость
деятельной заботы
о родной земле

2

21

«Покормите птиц»
По труду и честь (6 часов)
9

«Воля и труд
человека дивные
дивы творят»

Тема величия
человеческого
труда, раскрытая в
произведениях
литературы и
искусства.
Стихотворения М.
Джалиля
«Строитель», Т. Н.
Иноземцевой «Нет
ничего дешевле
хлеба…». Очерк С.
В. Максимова
«Хлеб – наша
русская пища»

Осознать величие
человеческого
труда. Закрепить
умение работать с
текстами разных
жанров и стилей

2

10

Человек красен
трудом

Труд «на духовной
ниве». Рассказ Е. И.
Осетрова «Сказ о
друкаре Иване и
его книгах».
Стихотворения В.
М. Тушновой

Дополнить знания
о признаках
текстов
художественного и
научного стиля.

4

«В тот день
светило солнце
горячо…», М. В.
Исаковский
«Вишня».
Воспитание
трудолюбия.
Рассказ В. Г.
Распутина
«Красный день»

Закрепить умение
работать с
текстами разных
жанров и стилей.
Осознать
нравственные
уроки
произведений.
Закрепить умение
различать в тексте
героя,
повествователя,
раскрывать
авторскую
позицию.
Формировать
умение создавать
устные и
письменные
высказывания на

22

нравственноэтическую тему,
опираясь на
литературный
материал
Нам уроки мужества даны (6 часов)
11

В час суровых
испытаний

Всенародный
подвиг в годы
Великой
Отечественной
войны.
Стихотворение
Ю.В. Друниной «Я
– Таня».
Стихотворение М.
Джалиля
«Платочек». Очерк
К. М. Симонова
«Дни и ночи».
Стихотворение О.
Ф. Берггольц
«Разговор с
соседкой»

Осознать масштаб
всенародного
подвига в годы
Великой
Отечественной
войны,
необходимость
сохранения памяти
о нём для
следующих
поколений.
Увидеть, как
отражается
военное время в
произведениях
мастеров
художественного
слова, в лирике и
публицистике.
Испытать
уважение к
писателямфронтовикам.
Закрепить умение
работать в группе,
анализировать
произведения
разных жанров

2

12

Дети и война

Трагедия военного
детства.
Стихотворение
С.В. Михалкова
«Десятилетний
человек».
Мужество юных
героев войны.
Повесть В. П.
Катаева «Сын
полка». Фрагмент

Осознать трагедию
военного детства и
мужество
маленьких героев
войны. Закрепить
умение различать
художественный и
документальный
текст,
анализировать
произведения

2

23

очерка о сыне
полка Афанасии
Шкуратове.
Стихотворение А.
Т. Твардовского
«Рассказ танкиста»
13

«Ты — Победа.
Ты превыше
слов…»

разных жанров и
стилей

Радость Победы в
литературных
произведениях
разных жанров.

Прочувствовать
радость победы,
сохраненную в
произведениях
поэтов и
Стихотворение А.
писателей.
А. Суркова «Утро
Осознать идею
Победы».
гуманности,
доброты,
Рассказ Л.
неотделимую от
Пантелеева
величия русского
«Платочек».
Сохранение памяти солдата,
о событиях войны, совершившего
героических воинах подвиг во имя
и тружениках тыла. мира и счастья
людей всех стран.
Стихотворение Г.
Развить умение
Л. Рублева
сопоставлять
«Памятник».
произведения,
Рассказ Ф. А.
схожие по
Абрамова
тематике. Выявить
«Бревенчатые
особенности
мавзолеи».
звучания темы
Стихотворение Р.
памяти о павших
Г. Гамзатова
героях войны в
«Журавли»
произведениях
Абрамова и
Гамзатова

2

«Я другой такой страны не знаю…» (5 часов)
14

«Страна героев,
страна
мечтателей,
страна учёных!»

Отвага и
самоотверженность
исследователей
Арктики.
Очерк Е. Фёдорова
«Лед шевелится».
Слава покорителей
космоса. Подвиг
Ю. А. Гагарина.

2
Оценить отвагу и
самоотверженность
исследователей
Арктики,
почувствовать
гордость за них и
других ученых,
испытателей,
изобретателей,
первопроходцев,

24

Стихотворение А.
Т. Твардовского
«Памяти
Гагарина». Рассказ

служивших своей
стране.

Многообразие
культурных
обликов России,
единство
патриотических
чувств всех её
народов.
Стихотворения Г.
М. Тукая «На
русской земле»,

Закрепить умение
выразительно
читать и
анализировать
лирические
произведения,
находить средства
художественной
выразительности и
определять их роль
в тексте.

Закрепить умение
читать и понимать
Ю. М. Нагибина «О текст
чем думал герой»
нехудожественного
стиля. Ощутить
величие подвига
Гагарина и обаяние
его личности,
благодаря которым
образ первого
космонавта
остается для людей
нравственным
ориентиром и
образцом в выборе
жизненного пути
15

«Какое счастье
жить в большой
семье родной!»

Ю. Н. Шесталова
«Медвежье слово о
журавле»,
М. Карима «О
березовом листе»,
М. Ахмедова
«Серебряные
горные вершины»,

1

Осознать
многообразие
культурных
обликов России,
единство
патриотических
чувств всех её
народов

Ю. Друниной
«Веет чем-то
родным и
древним…»
16

«Светлая
надежда, день

Бескорыстное
служение людям.
Повесть А. П.

Осознать высокую
идею
бескорыстного

2

25

грядущий»

Гайдара «Тимур и
его команда». Тема
детства в
литературе.
Важность
семейных традиций
для формирования
крепкой связи
человека с
Родиной.
Стихотворения В.
Д. Берестова
«Игра», «Прятки».
Рассказ В. Н.
Крупина
«Бумажные цепи»

17

Итоговое
занятие

Итоговое
мероприятие,
выбранное
обучающимися и
учителем:
читательская
конференция,
кинофестиваль или
акция «День
музеев»

18

Резерв учебного времени – 2 часа

служения людям,
заключенную в
детской игре
Тимура и его
друзей. Осознать и
показать на
самостоятельно
подобранных
примерах, что тема
детства обладает
большим
творческим
потенциалом.
Развивать умение
определять и
оценивать
авторскую
позицию в
произведении.

Обобщить
впечатления,
полученные при
освоении курса,
закрепить знания и
умения, осознать
свои достижения в
изучении родного
слова

1

26

Материально-техническое обеспечение образовательной
деятельности
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования материально-техническое
оснащение образовательной деятельности должно обеспечивать возможность:
 реализации
индивидуальных
учебных
планов
обучающихся,
осуществления их самостоятельной образовательной деятельности;
 включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую
деятельность;
 размещения продуктов познавательной, учебно-исследовательской и
проектной
деятельности
обучающихся
в
информационнообразовательной среде организации, осуществляющей образовательную
деятельность;
 обеспечения доступа в школьной библиотеке к информационным
ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям
медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для
тиражирования учебных и методических тексто-графических и
аудио/видеоматериалов,
результатов
творческой,
научноисследовательской и проектной деятельности учащихся;
 проведения массовых мероприятий, собраний, представлений; досуга и
общения обучающихся с возможностью для массового просмотра кино- и
видеоматериалов, организации сценической работы, театрализованных
представлений, обеспеченных озвучиванием, освещением и мультимедиа
сопровождением.
Реализация примерной образовательной программы учебного курса
«Родное слово» предполагает следующие средства обучения:
1.
Стенды для постоянных и временных экспозиций.
2.

Комплект

технических

и

информационно-коммуникативных

средств обучения:








аппаратура для записи и воспроизведения аудио- и видеоинформации;
компьютер;
мультимедиа-проектор;
интерактивная доска;
магнитная доска;
коллекция медиаресурсов;
выход в Интернет.
3.
Комплекты печатных демонстрационных пособий по всем разделам

курса (репродукции картин, плакаты, фотоматериалы и др.).

27

Нормативные документы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании).
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая
2021 г. № 287 «Об утверждении федерального образовательного
стандарта основного общего образования».
3. Указ Президента Российской Федерации от 06 декабря 2018 г. № 703 «О
внесении изменений в Стратегию государственной национальной
политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённую
Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. №
1666».
4. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года».
5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
6. 5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при
введении федерального государственного образовательного стандарта
общего образования».
Учебно-методическое сопровождение
1. Примерная основная образовательная программа основного общего
образования. В редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 федерального
учебно-методического
объединения
по
общему
образованию.
https://fgosreestr.ru
2. Примерная программа воспитания. Одобрена решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2
июня 2020 г. № 2/20). https://fgosreestr.ru
3. Лебедев Ю. В., Романова А. Н., Федоров А. В. Родное слово. 5 класс:
учебник для общеобразоват. организаций / под ред. О. Ю. Васильевой. – М. :
Просвещение, 2020.
4. Романова А. Н. Методическое пособие к учебнику «Литература. Родное
слово. 5 класс» (авторы Ю. В. Лебедев, А. Н. Романова, А. В. Федоров; под
ред. О. Ю. Васильевой) — М. : Просвещение, 2020.

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».