ОДНКНР 9 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»
для обучающихся 9 класса

г. Невьянск, 2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по ОДНКНР составлена на основе требований к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего
образования, представленных в ФГОС ООО, с учетом федеральной рабочей
программы воспитания. В программе по ОДНКНР соблюдается
преемственность с федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования, учитываются возрастные и
психологические особенности обучающихся на уровне основного общего
образования, необходимость формирования межпредметных связей.
Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
носит культурологический и воспитательный характер. Главный результат
обучения ОДНКНР – духовно-нравственное развитие обучающихся в духе
общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных
российских духовно-нравственных ценностей. В процессе изучения курса
ОДНКНР обучающиеся получают возможность систематизировать,
расширять и углублять полученные в рамках общественнонаучных
дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития
социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в истории
российского общества существенные связи с традиционной духовнонравственной культурой России. Курс ОДНКНР формируется и преподаётся
в соответствии с принципами культурологичности и культуросообразности,
научности содержания и подхода к отбору информации, соответствия
требованиям возрастной педагогики и психологии. В процессе изучения
курса ОДНКНР обучающиеся получают представление о существенных
взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности
культурных реалий современного общества его духовнонравственным
обликом, изучают основные компоненты культуры, её специфические
инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности
духовно-нравственного развития народов России. Содержание курса
ОДНКНР направлено на формирование нравственного идеала, гражданской
идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств
к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование
исторической памяти.
Материал курса ОДНКНР представлен через актуализацию макроуровня
(Россия в целом как многонациональное, поликонфессиональное государство
с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и
культурными ценностями), на микроуровне (собственная идентичность,
осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической
и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность).

Принцип культурологичности в преподавании ОДНКНР означает важность
культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие
культурной, этнической, религиозной ангажированности в содержании
предмета и его смысловых акцентах. Принцип научности подходов и
содержания
в
преподавании
ОДНКНР
означает
важность
терминологического единства, необходимость освоения основных научных
подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для
понимания
культурообразующих
элементов
и
формирования
познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии
включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам
ближайшего развития для 5–6 классов, когнитивным способностям и
социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и
общественно-научных учебных предметов. Принцип формирования
гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности
обучающихся в процессе изучения курса ОДНКНР включает осознание
важности наднационального и надконфессионального гражданского единства
народов России как основополагающего элемента в воспитании патриотизма
и любви к Родине. Данный принцип реализуется через поиск объединяющих
черт в духовно-нравственной жизни народов России, их культуре, религии и
историческом развитии. Целями изучения учебного курса ОДНКНР
являются: формирование общероссийской гражданской идентичности
обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства)
России в контексте процессов этноконфессионального согласия и
взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов,
религий, национальных культур; создание условий для становления у
обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовнонравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к
многонациональному народу Российской Федерации; формирование и
сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных
национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений;
идентификация собственной личности как полноправного субъекта
культурного, исторического и цивилизационного развития Российской
Федерации.
Цели курса ОДНКНР определяют следующие задачи: овладение
предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для
формирования гражданской идентичности обучающегося; приобретение и
усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как

основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и
нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества,
ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;
становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности
и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный
диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности;
формирование
основ
научного
мышления
обучающихся
через
систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы,
истории, изобразительного искусства, музыки; обучение рефлексии
собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие
навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
воспитание уважительного и бережного отношения к историческому,
религиозному и культурному наследию народов Российской Федерации;
содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров,
основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных
ценностей; формирование патриотизма как формы гражданского
самосознания через понимание роли личности в истории и культуре,
осознание
важности
социального
взаимодействия,
гражданской
идентичности. Изучение курса ОДНКНР вносит значительный вклад в
достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
расширению и систематизации знаний и представлений обучающихся о
культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях,
полученных при изучении основ религиозной культуры и светской этики,
окружающего мира, литературного чтения и других предметов начального
общего образования; углублению представлений о светской этике,
религиозной культуре народов Российской Федерации, их роли в развитии
современного общества; формированию основ морали и нравственности,
воплощённых в семейных, этнокультурных и религиозных ценностях,
ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными
идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и
государством; воспитанию патриотизма, уважения к истории, языку,
культурным и религиозным традициям своего народа и других народов
Российской Федерации, толерантному отношению к людям другой культуры,
умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее
и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур;
пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения,
способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих
культурных стратегий и идеалов; осознанию приоритетной значимости

духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в преобладании
этических,
интеллектуальных,
альтруистических
мотивов
над
потребительскими и эгоистическими; раскрытию природы духовнонравственных ценностей российского общества, объединяющих светскость и
духовность; формированию ответственного отношения к учению и труду,
готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору
ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в целом;
получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях
взаимодействия с социальными институтами, способности их применять в
анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре
Российской Федерации и современном обществе, давать нравственные
оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей роли
духовно-нравственных ценностей в социальных и культурно-исторических
процессах; развитию информационной культуры обучающихся, компетенций
в отборе, использовании и структурировании информации, а также
возможностей для активной самостоятельной познавательной деятельности.
Общее число часов, рекомендованных для изучения курса ОДНКНР в 9 кл, –
18 ч.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
9 КЛАСС Тематический блок 1. «Россия – наш общий дом»
Тема 1. Наш дом – Россия. Многообразие культур России.
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество.
Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий
характер морали и нравственности. Русский язык и единое культурное
пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народов
России.
Многонациональный народ Российской Федерации. Россия как общий дом.
Дружба народов. Государство как объединяющее начало. Социальная
сторона права и государства. Что такое закон. Что такое Родина? Что такое
государство? Необходимость быть гражданином. Российская гражданская
идентичность.
Тема 2. Русский язык – язык общения и язык возможностей. Литература
как язык культуры. Русский язык – основа российской культуры. Как
складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский
язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения.
Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые
даёт русский язык.

Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 3. Семья – хранитель духовных ценностей.
Семья – базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и
культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека.
История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как
связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?
Тема 4. Традиции семейного воспитания в России. Образ семьи в культуре
народов России.
Тема 5.Семья в современном мире (практическое занятие).
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное
воспитание как трансляция ценностей. Произведения устного поэтического
творчества (сказки, поговорки и другие)
о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях
разных видов искусства.
Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и
другого).
Семейное древо. Семейные традиции.
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 6. Духовный мир человека.
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне
общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовнонравственных ценностей.
Личность и духовно-нравственные ценности.
Человек – творец культуры. Культура как духовный мир человека. Мораль.
Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество:
что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы
культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности,
как реализации.
Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание,
милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким.
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 7. Историческая память как духовно-нравственная ценность. Что
такое история и почему она важна? История семьи – часть истории народа,
государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость
её фальсификации. Преемственность поколений..
Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к
роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир
человека и его духовность. Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор

как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности.
Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе.
Духовно-нравственные ценности российского народа.
Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу,
высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд,
приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России.
Тема 8. Регионы России: культурное многообразие.
Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый
регион уникален. Малая Родина – часть общего Отечества.
Тема 9. Праздники в культуре народов России.
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в
России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовнонравственных идеалов.
Музыкальная культура народов России.
Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения
эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История
народа в его музыке и инструментах.
Изобразительное искусство народов России.
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к
современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты.
Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России.
Тематический блок 5. «Культура как социальность»
Тема 10. Мир культуры: его структура.
Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром
материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и
образ жизни людей. Научно-технический прогресс как один из источников
формирования социального облика общества.
История быта как история культуры.
Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов
России в разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов
как результат исторического развития народов России.
Тема 11. Права и обязанности человека.
Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права
и свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской
Федерации.
Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие.

Мир религий в истории. Религии народов России сегодня.
Государствообразующие и традиционные религии как источник духовнонравственных ценностей.
Тематический блок 6. «Человек и его отражение в культуре»
Тема 12. Религия как источник нравственности.
Религия как источник нравственности и гуманистического мышления.
Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное
общество и религиозный идеал человека.
Наука как источник знания о человеке и человеческом.
Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика.
Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей.
Этика и нравственность как категории духовной культуры.
Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть
нравственным. Почему нравственность важна?
Тема 13. Самопознание (практическое занятие).
Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь.
Выполнение проекта.
Тематический блок 3. «Человек как член общества»
Тема 14. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние.
Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив.
Личные границы. Этика предпринимательства. Социальная помощь.
Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений.
Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность.
Волонтёрство. Общественные блага.
Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма.
Проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России.
Тема 15. Социальные профессии; их важность для сохранения
духовнонравственного облика общества.
Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный
работник. Духовно-нравственные качества, необходимые представителям
этих профессий.
Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность
как нравственный долг.
Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги.
Важность меценатства для духовно-нравственного развития личности
самого мецената и общества в целом.
. Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального
и духовного прогресса общества.

Учёные России. Почему важно помнить историю науки. Вклад науки в
благополучие страны. Важность морали и нравственности в науке, в
деятельности учёных.
Тема 16.Труд делает человека человеком. Моя профессия (практическое
занятие).
Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей будущей
профессии.
Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»
Тема 17. Гражданин. Патриотизм. Защита Родины: подвиг или долг?
Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином.
Нравственные качества гражданина. Патриотизм. Толерантность. Уважение к
другим народам и их истории. Важность патриотизма. Война и мир. Роль
знания в защите Родины. Долг гражданина перед обществом. Военные
подвиги. Честь. Доблесть.
Тема 18.Итоговый проект: « Что значит быть человеком?»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ОДНКНР НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение ОДНКНР на уровне основного общего образования направлено
на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения содержания учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на решение задач
воспитания, развития и социализации обучающихся средствами учебного
курса. Планируемые личностные результаты освоения курса представляют
собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов
освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу
образовательной программы по ОДНКНР.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают: осознание российской
гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию,
самостоятельности
и
личностному
самоопределению;
ценность
самостоятельности и инициативы;
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
В результате изучения курса ОДНКНР на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные

результаты в части:
1) патриотического воспитания:
самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное):
сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа
России через представления об исторической роли культур народов России,
традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении
российской государственности;
2) гражданского воспитания:
осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и
духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России,
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках,
поведении, расточительном потребительстве;
сформированность
понимания
и
принятия
гуманистических,
демократических
и традиционных ценностей многонационального
российского общества с помощью воспитания способности к духовному
развитию, нравственному самосовершенствованию;
воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным
чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
3) ценности познавательной деятельности: сформированность целостного
мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению,
готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к
духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным
чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
4) духовно-нравственного воспитания:
сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества;

сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам, осознание значения семьи в жизни человека и
общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали,
нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях
народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению
в поступках, поведении, расточительном потреблении.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы по ОДНКНР включают
освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в
нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия
(познавательные, коммуникативные, регулятивные), способность их
использовать в учебной, познавательной и социальной практике, готовность
к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности
и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к
участию в построении индивидуальной образовательной траектории,
овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание
информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с
учётом назначения информации и её аудитории.
В результате изучения ОДНКНР на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные
действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по
аналогии)
и проводить выводы (логические универсальные учебные действия);
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели
и
схемы
для
решения
учебных
и
познавательных
задач
(знаковосимволические/моделирование);
смысловое чтение; развитие мотивации к овладению культурой активного
использования словарей и других поисковых систем.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность

с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное
сотрудничество);
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация);
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных
технологий
(информационнокоммуникационная компетентность).
Регулятивные универсальные учебные действия:
умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы
и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание);
умение самостоятельно планировать пути достижения целей,
в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач (планирование);
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией (контроль и коррекция);
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения (оценка); владение основами самоконтроля,
самооценки, принятия решений
и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
(познавательная
рефлексия, саморегуляция) деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний,
умений и способов действий, специфических для соответствующей
предметной
области, предпосылки научного типа мышления, виды деятельности по
получению
нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в
различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов.

К концу обучения в 9 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по ОДНКНР:
Тематический блок 1. «Россия – наш общий дом»
Иметь представление об историческом пути формирования
многонационального состава населения Российской Федерации, его мирном
характере и причинах его формирования;
знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия
народов Российской Федерации, причинах культурных различий;
понимать
необходимость
межнационального
и
межрелигиозного
сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы
между народами и нациями, обосновывать их необходимость.
Язык и история.
Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние
на миропонимание личности;
иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовнонравственных смыслов культуры;
понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в
организации межкультурного диалога и взаимодействия;
обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты языка,
важности лингвистической гигиены, речевого этикета.
Русский язык – язык общения и язык возможностей.
Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка,
его взаимосвязи с языками других народов России;
знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего
языка народов России, важность его для существования государства и
общества;
понимать, что русский язык – не только важнейший элемент национальной
культуры, но и историко-культурное наследие, достояние российского
государства, уметь приводить примеры; иметь представление о нравственных
категориях русского языка и их происхождении.
Истоки родной культуры.
Иметь сформированное представление о понятие «культура»;
осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы, знать
основные формы репрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с
реальными проявлениями культурного многообразия;
уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать
их значение и причины.
Тема. Культура и религия.
Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль в жизни

общества и основные социально-культурные функции;
осознавать связь религии и морали;
понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России;
уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их
картины мира.
Тема . Культура и образование.
Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность
для личности и общества;
иметь представление об основных ступенях образования в России
и их необходимости;
понимать взаимосвязь культуры и образованности человека;
приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и
личностным и профессиональным ростом человека;
понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием
общества, осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса
познания как получения новых сведений о мире.
Тема. Многообразие культур России (практическое занятие).
Иметь сформированные представления о закономерностях развития
культуры и истории народов, их культурных особенностях;
выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о
культуре своего народа; предполагать и доказывать наличие взаимосвязи
между культурой и духовно-нравственными ценностями на основе местной
культурно-исторической специфики;
обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника
духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности современного
общества
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема . Семья – хранитель духовных ценностей.
Знать и понимать смысл термина «семья»;
иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и
особенностями семейного быта и отношений в семье;
осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными
особенностями своего времени;
уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурноисторическими условиями её существования;
понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное
счастье»;
осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её
воспитательную роль;

понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство»,
обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах
помощи сиротам со стороны государства..
Тема. Традиции семейного воспитания в России.
Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как
ключевых элементах семейных отношений;
знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного
этноса;
уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России,
собственной семьи;
осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции
ценностей, духовно-нравственных идеалов.
Тема. Образ семьи в культуре народов России.
Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье,
семейных обязанностях;
уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в
фольклорных сюжетах;
знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных
произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи
в произведениях художественной культуры;
понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием
различного иллюстративного материала.
Тема. Труд в истории семьи.
Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;
понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института,
характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических
функций в семье;
осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социальноэкономической структурой общества в форме большой и малой семей;
характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность
для укрепления целостности семьи.
Тема. Семья в современном мире (практическое занятие).
Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи
в культуре и истории народов России, уметь обосновывать данные
закономерности на региональных материалах и примерах из жизни
собственной семьи;
выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре
различных народов на основе предметных знаний о культуре своего народа;

предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и
духовно-нравственными ценностями семьи;
обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции
духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности как фактора
культурной преемственности.
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема. Личность – общество – культура.
Знать и понимать значение термина «человек» в контекстедуховнонравственной культуры;
уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность чело века и
общества, человека и культуры;
понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность»
в быту, в контексте культуры и творчества;
знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре.
Тема. Духовный мир человека. Человек – творец культуры.
Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать
границы их применимости;
осознавать и доказывать важность морально- нравственных ограничений в
творчестве;
обосновывать важность творчества как реализацию духовно-нравственных
ценностей человека;
доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса;
знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества.
Тема. Личность и духовно-нравственные ценности.
Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни
человека;
обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов
добра и зла;
понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как
«взаимопомощь», «сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба»,
«коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким».
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема. Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные
исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты;
иметь представление о значении и функциях изучения истории;
осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического
процесса. Знать о существовании связи между историческими событиями и

культурой.
Обосновывать
важность
изучения
истории
как
духовнонравственного долга гражданина и патриота.
Тема. Взаимовлияние культур.
Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур»,
«культурный обмен» как формах распространения и обогащения духовнонравственных идеалов общества;
понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия; знать,
что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной
коммуникации как способа формирования общих духовно-нравственных
ценностей.
Тема. Духовно-нравственные ценности российского народа.
Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно-нравственных
ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу,
высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд,
приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России; осознавать духовнонравственные ценности в качестве базовых общегражданских ценностей
российского общества и уметь доказывать это.
Тема. Регионы России: культурное многообразие.
Понимать принципы федеративного устройства России и концепт
«полиэтничность»;
называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они
традиционно проживают;
уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ
Российской Федерации», «государствообразующий народ», «титульный
этнос»;
понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской
Федерации;
демонстрировать готовность к сохранению межнационального и
межрелигиозного согласия в России;
уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать
их значение и причины.
Тема. Праздники в культуре народов России.
Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как
элементов культуры;
устанавливать взаимосвязь праздников и культурного уклада; различать
основные типы праздников;

уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной
семьи; анализировать связь праздников и истории, культуры народов России;
понимать основной смысл семейных праздников;
определять нравственный смысл праздников народов России;
осознавать значение праздников как элементов культурной памяти народов
России, как воплощение духовно-нравственных идеалов.
Тема. Музыкальная культура народов России.
Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного
творчества, рассказывать об особенностях музыкального повествования,
выделять простые выразительные средства музыкального языка;
обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления, как
формы трансляции культурных ценностей;
находить и обозначать средства выражения морального и нравственного
смысла музыкальных произведений;
знать основные темы музыкального творчества народов России, народные
инструменты. Изобразительное искусство народов России.
Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов
художественного творчества, рассказывать об особенностях и выразительных
средствах изобразительного искусства;
уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные
орнаменты;
обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как
культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;
находить и обозначать средства выражения морального и нравственного
смысла изобразительного искусства;
знать основные темы изобразительного искусства народов России.
Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом.
Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями
проживания народа на примерах из истории и культуры своего региона;
уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных,
духовно-нравственных, семейных и этнических традиций, многообразия
культур;
уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия
между людьми разной этнической, религиозной и гражданской идентичности
на доступном для шестиклассников уровне (с учётом их возрастных
особенностей);
понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как
взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм,
патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции народов своего края.

Тематический блок 5. «Культура как социальность»
Тема. Мир культуры: его структура.
Знать и уметь объяснить структуру культуры как социального явления;
понимать специфику социальных явлений, их ключевые отличия от
природных явлений;
уметь доказывать связь между этапом развития материальной культуры и
социальной структурой общества, их взаимосвязь с духовно-нравственным
состоянием общества;
понимать зависимость социальных процессов от культурно-исторических
процессов;
уметь объяснить взаимосвязь между научно-техническим прогрессом и
этапами развития социума.
Тема. Культура России: многообразие регионов.
Характеризовать административно-территориальное деление России;
знать количество регионов, различать субъекты и федеральные округа, уметь
показать их на административной карте России;
понимать и уметь объяснить необходимость федеративного устройства в
полиэтничном государстве, важность сохранения исторической памяти
отдельных этносов;
объяснять принцип равенства прав каждого человека, вне зависимости от его
принадлежности к тому или иному народу;
понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской
Федерации;
демонстрировать готовность к сохранению межнационального и
межрелигиозного согласия в России;
характеризовать духовную культуру всех народов России как общее
достояние и богатство нашей многонациональной Родины.
Тема. История быта как история культуры.
Понимать смысл понятия «домашнее хозяйство» и характеризовать его типы;
понимать взаимосвязь между хозяйственной деятельностью народов России
и особенностями исторического периода;
находить и объяснять зависимость ценностных ориентиров народов России
от их локализации в конкретных климатических, географических и
культурно-исторических условиях.
.
Тема . Права и обязанности человека.
Знать термины «права человека», «естественные права человека», «правовая
культура»;

характеризовать историю формирования комплекса понятий, связанных с
правами;
понимать и обосновывать важность прав человека как привилегии и
обязанности человека;
понимать необходимость соблюдения прав человека;
понимать и уметь объяснить необходимость сохранения паритета между
правами и обязанностями человека в обществе;
приводить примеры формирования правовой культуры из истории народов
России.
Тема. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие.
Знать и понимать смысл терминов «религия», «конфессия», «атеизм»,
«свободомыслие»;
характеризовать основные культурообразующие конфессии;
знать и уметь объяснять роль религии в истории и на современном этапе
общественного развития;
понимать и обосновывать роль религий как источника культурного развития
общества.
Тема. Современный мир: самое важное (практическое занятие).
Характеризовать основные процессы, протекающие в современном обществе,
его духовно-нравственные ориентиры;
понимать и уметь доказать важность духовно-нравственного развития
человека и общества в целом для сохранения социально-экономического
благополучия;
называть и характеризовать основные источники этого процесса, уметь
доказывать теоретические положения, выдвинутые ранее на примерах из
истории и культуры России.
Тематический блок 6. «Человек и его отражение в культуре»
Тема. Духовно-нравственный облик и идеал человека.
Объяснять, как проявляется мораль и нравственность через описание личных
качеств человека;
осознавать, какие личностные качества соотносятся с теми или иными
моральными и нравственными ценностями;
понимать различия между этикой и этикетом и их взаимосвязь;
обосновывать и доказывать ценность свободы как залога благополучия
общества, уважения к правам человека, его месту и роли в общественных
процессах;
характеризовать
взаимосвязь
таких
понятий
как
«свобода»,
«ответственность», «право» и «долг»;

понимать важность коллективизма как ценности современной России и его
приоритет перед идеологией индивидуализма;
приводить примеры идеалов человека в историко-культурном пространстве
современной России.
Тема. Религия как источник нравственности.
Характеризовать нравственный потенциал религии;
знать и уметь излагать нравственные принципы государствообразующих
конфессий России;
знать основные требования к нравственному идеалу человека в
государствообразующих религиях современной России;
уметь обосновывать важность религиозных моральных и нравственных
ценностей для современного общества.
Тема. Наука как источник знания о человеке.
Понимать и характеризовать смысл понятия «гуманитарное знание»;
определять
нравственный
смысл
гуманитарного
знания,
его
системообразующую роль в современной культуре;
характеризовать понятие «культура» как процесс самопознания общества,
как его внутреннюю самоактуализацию;
осознавать и доказывать взаимосвязь различных областей гуманитарного
знания.
Тема. Этика и нравственность как категории духовной культуры.
Характеризовать многосторонность понятия «этика»;
понимать особенности этики как науки;
объяснять понятия «добро» и «зло» с помощью примеров в историии
культуре народов России и соотносить их с личным опытом;
обосновывать важность и необходимость нравственности для социального
благополучия общества и личности.
Тема. Самопознание (практическое занятие).
Характеризовать понятия «самопознание», «автобиография», «автопортрет»,
«рефлексия»;
уметь соотносить понятия «мораль», «нравственность», «ценности» с
самопознанием и рефлексией на доступном для обучающихся уровне;
доказывать и обосновывать свои нравственные убеждения.
Тематический блок 7. «Человек как член общества»
Тема. Труд делает человека человеком.
Характеризовать важность труда и его роль в современном обществе;
соотносить
понятия
«добросовестный
труд»
и
«экономическое
благополучие»;
объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство»;

понимать важность и уметь обосновать необходимость их преодоления для
самого себя;
оценивать общественные процессы в области общественной оценки труда;
осознавать и демонстрировать значимость трудолюбия, трудовых подвигов,
социальной ответственности за свой труд;
объяснять важность труда и его экономической стоимости;
знать и объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство», с одной
стороны, и «трудолюбие», «подвиг труда», «ответственность», с другой
стороны, а также «общественная оценка труда».
Тема . Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние.
Характеризовать понятие «социальные отношения»;
понимать смысл понятия «человек как субъект социальных отношений»
в приложении к его нравственному и духовному развитию;
осознавать роль малых и больших социальных групп в нравственном
состоянии личности;
обосновывать понятия «дружба», «предательство», «честь», «коллективизм»
и приводить примеры из истории, культуры и литературы;
обосновывать важность и находить нравственные основания социальной
взаимопомощи, в том числе благотворительности;
понимать и характеризовать понятие «этика предпринимательства» в
социальном аспекте.
Тема. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений.
Характеризовать
понятия
«благотворительность»,
«меценатство»,
«милосердие», «волонтерство», «социальный проект», «гражданская и
социальная ответственность», «общественные блага», «коллективизм» в их
взаимосвязи;
анализировать и выявлять общие черты традиций благотворительности,
милосердия, добровольной помощи, взаимовыручки у представителей
разных этносов и религий;
уметь самостоятельно находить информацию о благотворительных,
волонтёрских и социальных проектах в регионе своего проживания.
Тема. Гуманизм как сущностная характеристика духовно-нравственной
культуры народов России.
Характеризовать понятие «гуманизм» как источник духовно-нравственных
ценностей российского народа;
находить и обосновывать проявления гуманизма в историко-культурном
наследии народов России;

знать
и
понимать
важность
гуманизма
для
формирования
высоконравственной
личности,
государственной
политики,
взаимоотношений в обществе;
находить и объяснять гуманистические проявления в современной культуре.
Тема. Социальные профессии, их важность для сохранения
духовнонравственного облика общества.
Характеризовать понятия «социальные профессии», «помогающие
профессии»;
иметь представление о духовно-нравственных качествах, необходимых
представителям социальных профессий;
осознавать и обосновывать ответственность личности при выборе
социальных профессий;
приводить примеры из литературы и истории, современной жизни,
подтверждающие данную точку зрения.
Тема. Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность
как
нравственный долг.
Характеризовать понятие «благотворительность» и его эволюцию в истории
России;
доказывать важность меценатства в современном обществе для общества в
целом и для духовно-нравственного развития личности самого мецената;
характеризовать понятие «социальный долг», обосновывать его важную роль
в жизни общества;
приводить примеры выдающихся благотворителей в истории и современной
России;
понимать смысл внеэкономической благотворительности: волонтёрской
деятельности, аргументированно объяснять её важность.
Тема . Моя профессия (практическое занятие).
Характеризовать понятие «профессия», предполагать характер и цель труда в
определённой профессии;
обосновывать преимущества выбранной профессии, характеризовать её
вклад в общество, называть духовно-нравственные качества человека,
необходимые в этом виде труда.
Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»
Тема . Гражданин.
Характеризовать понятия «Родина» и «гражданство», объяснять их
взаимосвязь;
понимать духовно-нравственный характер патриотизма, ценностей
гражданского самосознания;

понимать и уметь обосновывать нравственные качества гражданина.
Тема. Патриотизм.
Характеризовать понятие «патриотизм»;
приводить примеры патриотизма в истории и современном обществе;
различать истинный и ложный патриотизм через ориентированность на
ценности толерантности, уважения к другим народам, их истории и культуре;
уметь обосновывать важность патриотизма.
Тема. Защита Родины: подвиг или долг?
Характеризовать понятия «война» и «мир»;
доказывать важность сохранения мира и согласия;
обосновывать роль защиты Отечества, её важность для гражданина;
понимать особенности защиты чести Отечества в спорте, науке, культуре;
характеризовать понятия «военный подвиг», «честь», «доблесть»,
обосновывать их важность, приводить примеры их проявлений.
Тема. Государство. Россия – наша родина.
Характеризовать понятие «государство»;
уметь выделять и формулировать основные особенности Российского
государства с использованием исторических фактов и духовно-нравственные
ценностей;
характеризовать понятие «закон» как существенную часть гражданской
идентичности человека;
характеризовать понятие «гражданская идентичность», соотносить это
понятие с необходимыми нравственными качествами человека.
Гражданская идентичность (практическое занятие).
Охарактеризовать свою гражданскую идентичность, её составляющие:
этническую, религиозную, гендерную идентичности;
обосновывать важность духовно-нравственных качеств гражданина,
указывать их источники.
Тема. Человек: какой он? (практическое занятие).
Характеризовать понятие «человек» как духовно-нравственный идеал;
приводить примеры духовно-нравственного идеала в культуре;
формулировать свой идеал человека и нравственные качества, которые ему
присущи.
Тема. Человек и культура (проект).
Характеризовать грани взаимодействия человека и культуры;
уметь описать в выбранном направлении с помощью известных примеров
образ человека, создаваемый произведениями культуры;
показать взаимосвязь человека и культуры через их взаимовлияние;

характеризовать основные признаки понятия «человек» с использованием
исторических и культурных примеров, их осмысление и оценку, как с
положительной, так и с отрицательной стороны.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Оценка результатов обучения должна быть основана на понятных,
прозрачных и структурированных принципах, обеспечивающих оценивание
различных компетенций обучающихся.
Принципы оценки следующие.
Личностные компетенции обучающихся не подлежат непосредственной
оценке, не являются непосредственным основанием оценки как итогового,
так и промежуточного уровня духовно-нравственного развития детей, не
являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
Система оценки образовательных достижений основана на методе
наблюдения и включает: педагогические наблюдения, педагогическую
диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий
с целью их дальнейшей оптимизации, проектные работы обучающихся,
фиксирующие их достижения в ходе образовательной деятельности и
взаимодействия в социуме (классе), мониторинги сформированности
духовнонравственных ценностей личности, включающие традиционные
ценности как опорные элементы ценностных ориентаций обучающихся.
При этом непосредственное оценивание остаётся прерогативной
образовательной организации с учётом обозначенных в программе по
ОДНКНР предметных, личностных и метапредметных результатов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 класс
Количество часов
№
п/
п

Наименование
разделов
программы

1.11.2

Тематический
блок 1: «Россия –
наш общий дом»

2.1-

Тематический

Все
го

Конт
роль
ные
рабо
ты

Прак
тиче
ские
рабо
ты

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

2

0

0

http://www.google.com/url?q=http%3A
%2F%2Fwww.orkce.org%2F sa=D
sntz=1
usg=AFQjCNE0TvX5HymbLJl38Aeaip
bagEJFaA

3

0

1

http://orkce.apkpro.ru/

2.2
2.3

блок 2: «Семья и
духовнонравственные
ценности»

3

Тематический
блок 1: «Духовнонравственное
богатство
личности»

1

0

0

4.1-

Тематический
блок
4.
«Культурное
единство России»

3

0

1

4.3

Тематический
5.1- блок
5.
2
5.2 «Культура как
социальность»
Тематический
блок
6.
6.1«Человек и его 2
6.2
отражение
в
культуре»
Тематический
7.
7.1- блок
3
7.3
«Человек как
член общества»
Тематический
8.1блок 8. «Родина 2
8.2
и патриотизм»

8.2

Человек
культура
(проект)
Всего

http://orkce.apkpro.ru/

0

0

http://www.google.com/url?q=ht
tp%3A%2F%2Fwww.orkce.org
%2F
sa=D
sntz=1
usg=AFQjCNE0TvX5HymbLJl
38AeaipbagEJFaA

0

1

http://orkce.apkpro.ru/

0

1

http://orkce.apkpro.ru/

0

0

http://orkce.apkpro.ru/

1

0

http://orkce.apkpro.ru/

1

4

и

18

9 КЛАСС
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование
Коли- К/р
разделов учебного чест
предмета
во
часов

1

2
Тематический
блок 1. «Россия –
наш общий дом»
Наш дом – Россия
1
Многообразие
культур России

1.1

1.2

Русский язык
язык
общения и язык
возможностей
Литература как
язык культуры

– 1

0

0

Пра
ктичес
кие
ра
бо
ты

0

0

Программное
содержание

Основные виды
деятельности
обучающихся

Россия
–
многонациональная страна.
Многонациональный народ
Российской
Федерации.
Россия как
общий
дом.
Дружба народов
Единство
культур народов
России.
Что значит быть
культурным
человеком?
Знание
о
культуре
народов России
Русский язык –
основа
российской
культуры. Как
складывался
русский
язык:
вклад
народов России
в его
развитие.
Русский
язык
как
культурообразу
ющий проект и
язык
межнационально
го общения.
Важность
общего
языка
для всех
народов России.
Возможности,
которые
даёт
русский язык.
Литература как
художественное

Слушать и понимать объяснения
учителя по теме урока.
Формировать представление
о необходимости и важности
межнационального
и
межрелигиозного
сотрудничества,
взаимодействия.
Выполнять
задания
на
понимание
и разграничение понятий по
курсу

Формировать представление
о русском языке как языке
межнационального общения.
Понимать
особенности
литературы,
её отличия от других видов
художественного творчества.
Объяснять
средства
выражения
духовного мира человека, его
морали
и
нравственности
в
произведениях
литературы.
Слушать объяснения учителя,
работать с художественной
литературой, изучать
и анализировать источники

осмысление
действительност
и.
От сказки к
роману. Зачем
нужны
литературные
произведения?
Внутренний мир
человека и его
духовность

2

3
Тематический
блок 2: «Семья и
духовнонравственные
ценности»

2.1 Семья – хранитель

1

0

0

Семья – базовый
элемент
общества.
Семейные
ценности,
традиции
и
культура.
Помощь сиротам
как
духовнонравственный
долг человека

Понимать, что такое семья,
формировать представление
о взаимосвязях между типом
культуры и особенностями
семейного уклада у разных
народов.
Понимать значение термина
«поколение».
Слушать объяснения учителя,
решать проблемные задачи

2.2 Традиции

1

0

0

Семейные
традиции
народов России.
Межнациональн
ые семьи.
Семейное
воспитание как
трансляция
ценностей
Произведения
устного
поэтического
творчества
(сказки,
поговорки
и
другие)
о
семье
и
семейных
обязанностях.
Семья
в
литературе
и произведениях
разных видов

Понимать и объяснять, что такое
традиция, уметь рассказывать
о традициях своей семьи,
семейных
традициях
своего
народа и других народов России.
Уметь
объяснять
и
разграничивать
основные понятия по теме.
Просматривать и анализировать
учебные фильмы, работать
с раздаточным материалом
Знать основные фольклорные
сюжеты о семье, семейных
ценностях.
Понимать, что такое «семейный
труд»,
сознавать
и
характеризовать
важного общего семейного труда
для укрепления целостности
семьи.
Знать и понимать моральнонравственное значение семьи.
Работать с научно-популярной

духовных
ценностей

семейного
воспитания
в России.
Образ семьи
в культуре народов
России.
Труд в истории
семьи.

2.3 Семья

1

0

1

Тематический
1
блок
«Духовнонравственное
богатство
личности»
Духовный мир
человека.
Личность
и
духовнонравственные
ценности

0

0

0

0

в
современном
мире.

3

Тематический
3
блок
4.
«Культурное
единство России»
4.1 Историческая
1
память
как

искусства.
Социальные
роли в истории
семьи.
Роль домашнего
труда.
Роль
нравственных
норм
в благополучии
семьи
Рассказ о своей
семье
(с
использованием
фотографий,
книг,
писем
и
другого).
Семейное древо.
Семейные
традиции
Что
делает
человека
человеком?
Почему человек
не может жить
вне
общества.
Связь между
обществом
и
культурой как
реализация
духовнонравственных
ценностей.
Мораль
и
нравственность в
жизни
человека.
Взаимопомощь,
сострадание,
милосердие,
любовь,
дружба,
коллективизм,
патриотизм,
любовь
к
близким

литературой, просматривать
и
анализировать
учебные
фильмы,
систематизировать учебный
материал.

Понимать, почему важно изучать
и хранить историю своей семьи,
передавать её следующим
поколениям.
Готовить доклад, сообщение;
создавать
семейное
древо;
отбирать
и сравнивать материал из
нескольких
источников
Понимать и объяснять, что такое
мораль и нравственность, любовь
к близким.
Показывать
на
примерах
важность
таких
ценностей
как
взаимопомощь,
сострадание,
милосердие,
любовь,
дружба и др.
Разграничивать и определять
основные
понятия,
решать
текстовые
задачи, работать с учебником

4

Что
история

такое Объяснять
и «история»,

смысл

термина

духовно-нравствен
ная ценность
Духовнонравственные
ценности
российского
народа.

почему она
важна? История
семьи – часть
истории народа,
государства,
человечества.
Важность
исторической
памяти,
недопустимость
её
фальсификации
Преемственность поколений
Жизнь,
достоинство,
права и свободы
человека,
патриотизм,
гражданственнос
ть, служение
Отечеству
и
ответственность
за его
судьбу, высокие
нравственные
идеалы, крепкая
семья,
созидательный
труд, приоритет

понимать важность изучения
истории.
Понимать и объяснять, что такое
историческая
память,
как
история
каждой семьи связана с историей
страны.
Работать с учебником,
выделять и определять
основные понятия, слушать
и анализировать выступления
одноклассников

4.2 Регионы России:

1

0

0

Исторические и
социальные
причины
культурного
разнообразия.
Каждый
регион
уникален. Малая
Родина –
часть
общего
Отечества

Понимать
принципы
федеративного
устройства
России,
объяснять
понятие
«полиэтничность».
Понимать
ценность
многообразия
культурных
укладов народов России. Уметь
рассказывать
о
культурном
своеобразии
своей
малой
родины.
Слушать и анализировать
выступления одноклассников,
работать с источниками.

4.3 Праздники

1

0

1

Что
такое
праздник?
Почему
праздники
важны.
Праздничные
традиции
в
России.
Народные
праздники как
память
культуры,

Понимать и объяснять, что такое
«народный праздник».
Уметь
рассказывать
о
праздничных традициях разных
народов и своей семьи.
Понимать
и
объяснять
нравственный смысл народного
праздника.
Работать с учебником,
просматривать и анализировать
учебные фильмы
Понимать особенности музыки

культурное
многообразие

в культуре народов
России.
Музыкальная
культура народов
России.
Изобразительное
искусство народов
России.

Тематический
2
блок 5. «Культура
как
социальность»
5.1 Мир культуры: его 1
структура. История
быта как история
культуры

как воплощение
духовнонравственных
идеалов.
Музыка.
Музыкальные
произведения.
Музыка
как
форма
выражения
эмоциональных
связей
между людьми.
Народные
инструменты.
История народа
в его
музыке
и
инструментах.
Художественная
реальность.
Скульптура: от
религиозных
сюжетов
к
современному
искусству.
Храмовые
росписи
и
фольклорные
орнаменты.
Живопись,
графика.
Выдающиеся
художники
разных
народов России

как вида искусства.
Знать и называть основные темы
музыкального
творчества
народов России, понимать, как
история народа отражается в его
музыке.
Слушать объяснения учителя,
работать с научно-популярной
литературой, просматривать
и
анализировать
учебные
фильмы.
Понимать
и
объяснять
особенности
изобразительного искусства как
вида
художественного творчества.
Понимать
и
обосновывать
важность
искусства как формы трансляции
культурных ценностей.
Знать и называть основные темы
искусства народов России.
Слушать объяснения учителя,
работать с научно-популярной
литературой, просматривать
и
анализировать
учебные
фильмы

Культура
как
форма
социального
взаимодействия.
Связь
между
миром
материальной
культуры
и
социальной
структурой
общества.
Расстояние
и
образ
жизни
людей. Научнотехнический
прогресс
как

Понимать
специфику
социальных
явлений,
их
отличия от мира природы.
Уметь объяснять взаимосвязь
материальной культуры с
духовно-нравственным
состоянием
общества.
Слушать объяснения учителя,
работать
с
учебником,
анализировать
проблемные
ситуации.
Понимать
и
объяснять
взаимосвязь
хозяйственной
деятельности, быта людей с

5

0

0

5.2 Права

и 1
обязанности
человека.
Общество
и
религия: духовнонравственное
взаимодействие

0

0

Тематический
2
блок 6. «Человек
и его отражение в
культуре»
как 1
6.1 Религия
источник
нравственности.
Наука
как
источник знания о
человеке
и

0

0

один
из
источников
формирования
социального
облика общества
Домашнее
хозяйство и его
типы.
Хозяйственная
деятельность
народов России
в
разные
исторические
периоды.
Многообразие
культурных
укладов
как
результат
исторического
развития
народов России
Права
и
обязанности
человека
в
культурной
традиции
народов России.
Права и свободы
человека
и
гражданина,
обозначенные в
Конституции
Российской
Федерации
Мир религий в
истории.
Религии народов
России сегодня.
Государствообразующие
и
традиционные
религии
как
источник
духовнонравственных
ценностей

историей народа, климатом,
географическими условиями
его
жизни.
Работать
с
учебником, а также научнопопулярной
литературой;
просматривать
и
анализировать
учебные
фильмы

Религия
как
источник
нравственности
и
гуманистическог
о
мышления.
Нравственный

Понимать,
какой
нравственный
потенциал
несут традиционные религии
России. Слушать объяснения
учителя,
работать
с
учебником,
просматривать

Понимать и объяснять, в чём
заключается смысл понятий
«права человека», правовая
культура» и др. Понимать
необходимость
соблюдения
прав и обязанностей человека.
Понимать и объяснять смысл
понятий «религия», «атеизм»
и
др.
Знать
названия
традиционных
религий
России, уметь объяснять их
роль в истории и на
современном этапе развития
общества.
Слушать
объяснения учителя, решать
текстовые задачи.

6.

человеческом.
Этика
и
нравственность как
категории
духовной культуры

6.2 Самопознание
(практическое
занятие)

1

0

1

Тематический 3
блок
7.
«Человек как
член общества»
7.1 Люди в обществе: 1

0

0

идеал человека в
традиционных
религиях.
Современное
общество
и
религиозный
идеал человека
Гуманитарное
знание и его
особенности.
Культура
как
самопознание.
Этика. Эстетика.
Право
в
контексте
духовнонравственных
ценностей. Что
такое
этика.
Добро и его
проявления
в
реальной жизни.
Что значит быть
нравственным.
Почему
нравственность
важна?
Автобиография
и автопортрет:
кто я и что я
люблю.
Как
устроена
моя
жизнь.
Выполнение
проекта

учебные фильмы по теме.
Понимать и объяснять смысл
понятия
«гуманитарное
знание»;
осознавать,
что
культура помогает человеку
понимать
самого
себя.
Слушать объяснения учителя,
работать с учебником, с
дополнительной
научнопопулярной
литературой
Объяснять понятия «добро» и
«зло» с помощью примеров из
истории и культуры народов
России,
соотносить
эти
понятия с личным опытом.
Решать проблемные задачи,
работать
с
учебником,
рефлексировать собственный
опыт.

Человек
в
социальном
измерении.
Дружба,
предательство.
Коллектив.
Личные
границы. Этика
предпринимател
ьства.
Социальная
помощь.
Милосердие.
Взаимопомощь.

Понимать
и
объяснять
понятия
«дружба»,
«предательство»,
«честь»,
«коллективизм»,
«благотворительность».
Понимать
и
объяснять
понятия
«милосердие»,
«взаимопомощь»,
«благотворительность»,
«волонтёрство».
Выявлять
общие
черты
традиций
милосердия,
взаимной
помощи, благотворительности

Уметь соотносить понятия
«мораль», «нравственность» с
самопознанием на доступном
для возраста детей уровне.
Формировать представления о
самом
себе;
воспитывать
навыки
самопрезентации,
рефлексии;
слушать
и
анализировать
доклады
одноклассников

7

духовнонравственное
взаимовлияние.
Духовнонравственные
ориентиры
социальных
отношений

Социальное
служение.
Благотворительн
ость.
Волонтёрство.
Общественные
блага.

7.2 Социальные
1
профессии; их
важность
для
сохранения
духовнонравственного
облика
общества.
Выдающиеся
благотворители
в
истории.
Благотворитель
ность
как
нравственный
долг.

0

7.3 Труд
делает 1
человека
человеком. Моя
профессия
(практическое
занятие)

0

0

1

у
представителей
разных
народов. Слушать объяснения
учителя, решать проблемные
задачи, анализировать тексты
учебника

Понимать и объяснять, что
такое социальные профессии и
почему выбирать их нужно
особенно
ответственно.
Работать с научно-популярной
литературой,
готовить
рефераты,
слушать
и
анализировать
доклады
одноклассников. Приводить
примеры
выдающихся
благотворителей в истории и в
Меценаты,
современной России. Работать
философы,
с
научно-популярной
религиозные
литературой, анализировать
лидеры, врачи,
несколько
источников,
учёные,
разграничивать понятия.
педагоги.
Социальные
профессии: врач,
учитель,
пожарный,
полицейский,
социальный
работник.
Духовнонравственные
качества,
необходимые
представителям
этих
профессий

Важность
меценатства для
духовнонравственного
развития
личности самого
мецената
и
общества
в
целом.
Что такое труд.
Важность труда
и
его
экономическая
стоимость.
Безделье, лень,
тунеядство.
Трудолюбие,
трудовой
подвиг,
ответственность.
Общественная
оценка
труда
Труд
как
самореализация,
как
вклад
в
общество.
Рассказ о своей
будущей
профессии.

Осознавать важность труда
объяснять
его
роль
в
современном
обществе.
Понимать
и
осознавать
трудолюбие
как
ответственность
перед
людьми и самим собой.
Слушать объяснения учителя,
решать проблемные задачи,
анализировать
тексты
учебника.
Обосновывать,
какие духовно-нравственные
качества
нужны
для
выбранной
профессии.
Работать с научно-популярной
литературой, анализировать.

Тематический 2
блок 8. «Родина
и патриотизм»
8.1 Гражданин.
1
Патриотизм.
Защита Родины:
подвиг
или
долг?
8

8.2

0

0

Итоговый
1
проект:
«Что
значит
быть
человеком?»

1

0

Всего

1

4

18

Родина
и
гражданство, их
взаимосвязь. Что
делает человека
гражданином.
Нравственные
качества
гражданина.
Патриотизм.
Толерантность.
Уважение
к
другим народам
и их истории.
Важность
патриотизма.
Война и мир.
Роль знания в
защите Родины.
Долг гражданина
перед
обществом.
Военные
подвиги. Честь.
Доблесть
Какими
качествами
должен обладать
человек
как
гражданин.
Человек.
Его
образы
в
культуре.
Духовность
и
нравственность
как важнейшие
качества
человека.

Характеризовать
понятия
«Родина»,
«гражданство»;
понимать
духовнонравственный
смысл
патриотизма.
Приводить
примеры
патриотизма
в
истории и в современном
обществе.
Слушать
объяснения учителя, работать
с учебником, рефлексировать
собственный
опыт
Характеризовать
важность
сохранения мира и согласия.
Приводить примеры военных
подвигов;
понимать
особенности защиты чести
Родины в спорте, науке,
культуре.
Слушать
объяснения учителя, работать
с учебником, смотреть и
анализировать
учебные
фильмы.
Обосновать
важность
духовно-нравственных
качеств гражданина.
Показать
взаимосвязь
человека и культуры через их
взаимное влияние.
Характеризовать
образ
человека высокой духовной
культуры,
создаваемый
в
произведениях
искусства.
Сформулировать свой идеал
человека, назвать качества,
ему присущие. Работать с
источниками,
систематизировать понятия,
подготовить проект.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Литература для учителя

1. Берсенева Т. А. К вопросу о результативности курса «Основы
религиозных культур и светской этики» / Светское и духовное культурное
наследие как ценностная основа формирования личности современника:
материалы международной научно-практической конференции,
11–12 декабря 2017 г. — Куремяэ, 2017. — с. 300–305.
2. Берсенева Т. А. Исследование информационного запроса учащихся
на изучение предметной области «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» / Личность в изменяющихся социальных условиях.
Красноярск, 25–26 октября 2017 года / Гордиенко Е. В. (отв. ред.)
[Электронный ресурс]. — Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им.
В. П. Астафьева. — Красноярск, 2017. — с. 62–67.
3. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков,
В. А. Тишков. — М.: Просвещение, 2009. — 23 с. — (Стандарты второго
поколения).
4. Захарченко М. В. Методологические основы образовательной области
«Духовно-нравственная культура» // Педагогика. — 2008. — № 9. —
С. 40–45.
4. Кондаков А. М. Духовно-нравственное воспитание в структуре
Федеральных стандартов общего образования. // Педагогика. — 2008. —
№ 9. — С. 13–19.
5. Любимов Л. П. О концепции духовно-нравственного воспитания /
Л. П. Любимов // Психологическая наука и образование. — 2010. —
№ 2. — C. 109–124.
6. Макаев В. В. Процесс воспитания духовности школьников // Страницы
истории педагогики / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования
«Пятиг. гос. лингвист. ун-т». — Пятигорск: ПГЛУ, 2010. — Вып.
28. — С. 3–14 .
7. Мороз А. А., Берсенева Т. А. Уроки добротолюбия: учеб. пособие для
среднего школьного возраста (гриф «Допущено» Издательским советом РПЦ,
2014 и Министерством образования, 2002). — СПб.: Сатисъ, 2016. — 224 с.
8. Пономарев Д. А. Житие преподобного Антония Дымского и история
созданного им монастыря / Д. А. Пономарев. — СПб.: Издательство
Тимофея Маркова, 2015. — 240 с., ил.
9. Программа курса «Основы светской этики». 5 класс / авт.-сост.
М. Т. Студеникин. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013. —
160 с. — (ФГОС. Инновационная школа).
10. Тебенькова Е. А. Воспитание личности / Е. А. Тебенькова // Директор
школы: науч.-метод. журн. — 2015. — № 8(201). — С. 81–88.

11. Теория и практика духовно-нравственного развития и воспитания
школьников: монография / под общ. ред. М. В. Захарченко. — СПб.:
СПб АППО, 2012. — 252 с.
12. Ходырева А. В. Процесс духовно-нравственного воспитания учащихся
5–11-х классов средствами проектной деятельности: (из опыта работы) / А. В.
Ходырева // Наука и практика воспитания и дополнительного образования:
науч.-метод. журн. — 2010. — № 4. — C. 21–41.
13. Видеоматериалы: URL: http://zakonbozhiy.ru/
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
http://www.uchportal.ru Все для учителя начальных классов на «Учительском
портале»: уроки, презентации, контроль, тесты, планирование, программы
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов. http://nachalka.info Начальная школа. Очень красочные ЦОР по
различным
предметам
начальной
школы.
http://www.openclass.ru Открытый класс. Все ресурсы размещены по
предметным
областям.
http://interneturok.ru Видеоуроки по основным предметам школьной
программы.
http://pedsovet.su база разработок для учителей начальных классов
http://musabiqe.edu.az
сайт
для
учителей
начальных
классов
http://www.4stupeni.ru
клуб
учителей
начальной
школы
http://trudovik.ucoz.ua материалы для уроков учителю начальных классов
https://uchi.ru/ «Учи.ру» - интерактивные курсы по основным предметам и
подготовке к проверочным работам, а также тематические вебинары по
дистанционному
обучению.
https://resh.edu.ru/ Российская электронная школа. Большой набор ресурсов
для обучения (конспекты, видео-лекции, упражнения и тренировочные
занятия,
методические
материалы
для
учителя.
https://education.yandex.ru/home/ «Яндекс. Учебник» - более 45 тыс. заданий
разного
уровня
сложности
для
школьников
1–5-х
классов.
http://orkce.apkpro.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».