ДОП Художественная обработка древесины

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3
НЕВЬЯНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

Принята на заседании
педагогического совета
от «____»________20___г.
Протокол № ___________

Утверждаю:
директор МБОУ СОШ № 3 НГО
_______________ Скороходова Н.В.
от «____» __________20_____г.
Приказ №_________________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Художественная обработка древесины»
Направленность: техническая
Уровень программы: базовый
Возраст: 11-12 лет
Срок реализации: 1 год (68 часов)

Составитель:
Малявин Сергей Михайлович.,
педагог дополнительного образования, с.з.д.

г. Невьянск
2021 г.

1

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка

с. 3

2. Содержание программы

с. 7

2.1.

Содержание учебного (тематического) плана

с. 7

2.2.

Учебный (тематический) план

с. 8

3. Формы аттестации и оценочные материалы

с. 12

4 Организационно-педагогические условия реализации программы с. 13
4.1. Методическое обеспечение реализации Программы

с. 13

4.2. Учебно-информационное обеспечение

с. 14

4.3. Материально-технические условия реализации

с. 15

2

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Художественная обработка древесины» (далее - Программа) составлена в
соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон РФ от 29.12.12 № 273 «Об образовании в РФ» (с
изменениями на 8 декабря 2020 года) (редакция, действующая с 1 января 2021
года)
2. Стратегия развития воспитания в РФ до 2025г. (распоряжение правительства
РФ от 29.05.2015г. № 996-р)
3. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ
Минпросвещения РФ от 09 ноября 2018 г. N 196).(с изменениями от 05.09.19
№ 470, от 30.09 20 № 533)
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5. Приказ Росстата от 13 сентября 2016 г. N 501 "Об утверждении
статистического инструментария для организации федерального
статистического наблюдения за дополнительным образованием и спортивной
подготовкой детей".
6. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. N 091672 "О направлении методических рекомендаций ".
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298н
«Об утверждении профессионального стандарта Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»
8. Приказ Министерство просвещения Российской Федерации от 05 сентября
2019 г. N 470 "О внесении изменений в порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196"
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября
2020 г. N 533 "О внесении изменений в порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196"
10. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года»
11. Приказ Министерства образования РФ от 23 августа 2017 года N 816
«Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»
12. Письмо Министерства просвещения РФ от 07.05.2020 г. № ВБ-976_04
«Рекомендации по реализации курсов внеурочной деятельности, программ
воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с
использованием дистанционных технологий»
3

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Художественная обработка древесины» технической направленности базового
уровня позволяет учащимся познакомиться с возможностями современных
деревообрабатывающих станков и оборудования, с такими видами
декоративно-прикладного искусства, как резьба, выжигание, выпиливание;
узнать о применении древесины при оформлении и отделке интерьеров,
изготовлении различных бытовых предметов.
Программа содействует совершенствованию умений и навыков в области
художественной обработки древесины и развивает художественные
способности учащихся.
Актуальность Программы
Обучение по Программе способствует воспитанию трудолюбия, уважения к
результатам труда, целеустремлённости, что играет важную роль В личностном
развитии и социализации учащихся, в приобщении их к продуктивной
творческой деятельности.
Новизна Программы состоит в том, что она способствует
последовательному осмыслению учащимися ценности трудовой деятельности в
современном обществе, создает условия для жизненного самоопределения.
Педагогическая целесообразность Программы заключается в том, что она
создает оптимальные условия для приобретения учащимися практических
знаний, умений и навыков в деревообрабатывающих ремеслах, способствует их
профессиональному самоопределению.
Отличительная особенность данной Программы состоит в том, что она
способствует получению знаний и умений по токарному делу, позволяет
освоить такие виды декоративно-прикладного искусства, как резьба,
выжигание, выпиливание, учит применять полученные навыки в области
искусства дизайна.
Сроки реализации.
Программа рассчитана на 1 год обучения (68 часов). Для успешного
освоения программы численность детей в группе должна составлять не более
14- 15 человек. Возраст учащихся 11-12 лет.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся в соответствии с учебным планом и расписанием 1 раз
в неделю 2 занятия по 45 минут с перерывом 10 минут. Программа включает
в себя теоретические и практические занятия.
Практические занятия направлены на формирование у учащихся навыков и
умений по изготовлению художественных изделий на основе знаний,
полученных в процессе теоретического обучения.
При подборе заданий предлагаемых учащимся, по изготовлению поделок,
подбираются такие изделия, которые сразу находят свое место в школьном
или домашнем интерьере, служат хорошим подарком. Такое обучение делает
занятия серьезными, практически необходимыми.
Данная программа позволяет выбрать понравившийся вид художественной
обработки древесины и в дальнейшем совершенствовать свое мастерство на
занятиях кружка и дома.
Форма обучения - очная.

4

Методы
обучения:
наглядно-практический,
объяснительноиллюстративный, частично поисковый, игровой.
Способы организации образовательной деятельности: групповой,
индивидуальный.
Педагогические технологии - технология группового обучения,
технология коллективного взаимообучения, технология игровой деятельности,
здоровьесберегающая технология.
Цель и задачи Программы
Цель – создание условий для всестороннего развития технических и
художественных
способностей
учащихся
путём
изучения
основ
художественной обработки древесины.
Задачи:
Обучающие:

формировать представления о народных художественных промыслах,
расположенных на территории России;

обучать практическим навыкам работы с деревом;
 изучать правила безопасности при обработке изделий из дерева;
 обучать безопасному владению столярным инструментом;
 обучать практическим навыкам техники выжигания;
 обучать практическим навыкам выпиливания и вытачивания фигур;
 формировать навыки самостоятельного составления несложных
композиций резьбы по дереву на основе традиций народного искусства.

Развивающие:

развивать интерес к изучению основ художественной обработки
древесины;

развивать интеллектуальные и практические умения самостоятельно
приобретать и применять на практике полученные знания;

развивать художественный вкус, общую культуру личности;

развивать умения оценивать свою работу и работу товарищей;

развивать уверенность в собственных силах.
Воспитательные:

воспитывать любовь к труду;

воспитывать устойчивый интерес к русским народным декоративноприкладным промыслам;

воспитывать коммуникативную культуру учащихся, внимательность и
уважительность к людям, терпимость к чужому мнению;

формировать потребность в творческой деятельности, стремление к
самовыражению.

5

Планируемые результаты освоения Программы.








По итогам реализации Программы учащиеся будут знать:
правила и приемы безопасной работы с ручным столярным 
инструментом;
правила безопасной работы на ученическом токарном станке;
основные приёмы резьбы по дереву;
основные приёмы выжигания по дереву;
основные приёмы выпиливания из дерева;
способы чистовой отделки изделий из дерева;
виды народных художественных промыслов, используемые на 
территории России.
По итогам реализации Программы учащиеся будут уметь:




организовывать рабочее место и порядок на нем во время работы;
использовать инструменты в соответствии с требованиями техники 
безопасности;

выполнять работы на ученическом токарном станке;

выполнять несложные элементы резьбы по дереву;

выполнять работы в технике выжигания;

выпиливать простые фигурки из дерева;

осуществлять контроль качества результатов собственной практической 
деятельности;

экономно использовать материалы;

изготавливать изделия по технологической карте, схеме иличертежу;
  самостоятельно составлять несложные композиции резьбы по дереву на 
основе традиций народного искусства;

самостоятельно приобретать и применять на практике полученные 
знания;

оценивать свою работу и работу товарищей;

работать в группе, внимательно и с уважением относиться к людям,
проявлять терпимость к чужому мнению;

оценивать свои собственные силы и художественный вкус;
проявлять творчество в своей деятельности, стремиться
к
самовыражению.

ответственно подходить к выбору направления профессиональной
деятельности.








6

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Содержание учебного (тематического) плана (68 часов).
1. Основные свойства древесины (2 часа).
Строение древесины и её свойства. Признаки, определяющие породы
древесины: наличие ядра, наличие смоляных ходов, наличие сердцевидных
лучей.
Разрезы ствола: поперечный, радиальный, тангенциальный.
Механические свойства древесины: твердость, износостойкость, прочность.
Пороки древесины: внутренняя заболонь, глазки, гниль, грибковые
заболевания, двойная сердцевина, завиток, косослой, свилеватость, сучки,
трещины, червоточины.
2. Породы древесины. Характеристика пород древесины (2 часа).
Художественные достоинства мозаичного набора во многом зависит от
правильного использования декоративных свойств, древесины, её текстуры,
цвета, блеска, расположения, количества и формы сучков.
Текстура древесины – это естественный рисунок, образующийся на её
поверхности вследствие разрезания структурных элементов.
Цвет древесины. Классификация пород древесины по цвету.
3. Технология контурной резьбы. Инструменты. Выполнение задания по
образцу (14 часов)
Контурная резьба по светлой тонированной древесине. Закономерности
интерпретации природных форм в декоративные образы. Симметрия в
декоративной композиции.
Материалы. Инструменты. Характер подготовительного рисунка в зависимости
от инструмента и поверхности изделия. Этапы выполнения контурной резьбы.
Практическая работа. Изготовление строганной поверхности под резную
композицию растительного характера. Работа над эскизом. Подготовительный
рисунок. Перевод рисунка на древесину. Исполнение резной композиции.
4. Контурная резьба по тонированному фону (8 часов).
Ознакомление с произведениями народных мастеров на аниматическую тему.
Цвет как активное средство создания. Для контурной резьбы подходят
лиственные породы древесины: липа, осина, береза, ольха. Хвойные породы
практически не применяются из-за различной твердости составных частей
годичных слоев. Ширина и глубина прорезей.
5. Технология и декоративные особенности геометрической резьбы
(8 часов).
Наиболее простая для освоения геометрическая резьба. Основу её составляют
двух - трехгранные выемки. Разметка. Круг-розетка. Техника геометрической
резьбы комбинациями из треугольников. Орнаментные полосы, розетки,
геометрические фигуры, элементы других видов резьбы - скульптурной и
рельефной. Элементы геометрической резьбы это двухгранные клинорезные
выемки разной конфигурации, глубины и ширины; трехгранные выемки разной
ширины и глубины; четырехгранные, а также криволинейные выемки в виде
скоб. Различные узоры получают путем повторения прямых и криволинейных
выемок, заключенных в какую-либо геометрическую фигуру (круг,
многоугольник и т.д.).
7

6. Узор геометрического характера из изученных элементов (8 часов).
Все многообразие узоров геометрической резьбы. Работа по образцам.
Использование
резиновой пластины.
Белый фон. Цветной узор
геометрического характера, насыщенные цвета. Сложные геометрические
фигуры. Узор из двух элементов.
7. Выжигание на основе из древесины, фанеры (4 часа).
Выжигание – это один из видов декоративной отделки поверхности древесины.
Его применяют при изготовлении сувениров, мебели и разных мелких изделий
из древесины. Наилучший материал для выжигания – фанера, заготовки из
липы и ольхи. Электровыжигатель. Способы выжигания.
8. Выполнение простого предмета (строганного или точеного) с резьбой
по выбору учащихся (8 часов).
Выбор предмета для выполнения задания. Выбор резьбы и определение места
для нанесения резьбы. Создание эскиза. Разметка орнамента. Изготовление
изделия.
9. Токарные работы (8 часов).
Токарный станок СТД 120 М. Составные части станка. Правила безопасности
при работе на станке. Управление станком. Инструменты для работы. Выбор
заготовок. Художественное, фасонное, коническое точение. Изготовление
изделия на станке.
10. Выпиливание лобзиком (6 часов).
Электролобзик. Назначение и правила работы. Рабочее место выпиливающего.
Художественное выпиливание из дерева. Граверы и резчики. Выпиливание
внутренних контуров рисунка. Соединение деталей изделий. Окраска и
отделка изделий.
2.2. Учебный (тематический) план
(кружка «Художественная обработка древесины»)
Кол-во часов

1-2

1.Основные
свойства 2
древесины.

1

1

3-4

2.Породы
древесины. 2
Характеристика
пород древесины.

1

5-18

3.Технология контурной 14 2
резьбы.
Инструменты.
Выполнение задания по
образцу.

1926

4.Контурная резьба по 8
тонированному фону.

Всего

Прак.

Наименование раздела и тем
занятий

Теор.

№
п\п

2

Характеристики
основных
видов деятельности учащихся

Формы
промежуточной
и
итоговой
аттестации

Дата

Изучают
основные Проверочные
свойства древесины.
задания /
участие в
1 Учатся определять породы технической
древесины по текстуре, выставке
цвету и запаху.
творческих
работ
12 Учатся
подобрать
материал,
инструменты,
оборудование
в
соответствии
с
технологической,
технической и графической
6 документацией.
Изучают основные виды
8

2734

3542

4346

5.Технология
и 8
декоративные
особенности
геометрической резьбы.

2

6

6.Узор геометрического 8
характера из изученных
элементов.

1

7

7.Выжигание на основе 4
из древесины, фанеры.

1

3

4754

8.Выполнение простого 8
предмета (строганного
или точеного) с резьбой
по выбору учащихся.

2

6

5562

9.Токарные работы.

8

2

6

6368

10.Выпиливание
лобзиком.

6

1

5

резьбы.
Учатся
самостоятельно определять
способы решения учебных,
творческих,
исследовательских
и
социальных задач на основе
заданных алгоритмов.
Учатся
подобрать
естественные
и
искусственные материалы
для
практических
и
проектных работ.
Учатся
использовать
дополнительную
информацию
при
проектировании и создании
объектов,
имеющих
личную,
общественно
значимую
и
потребительскую
стоимость.
Учатся адекватно оценивать
себя, свои способности;
видеть связь между
затраченными усилиями и
достигнутыми
результатами. Осваивают
способы выжигания.
Учатся исправлять дефекты
материала
и
изделия.
Овладевают нормами и
правилами культуры труда
на
рабочем
месте
и
правилами
безопасности
при выполнении различных
технологических процессов.
Осваивают технологические
операции при токарных
работах.
Осваивают
технологии
работа с лобзиком. Учатся
анализировать
качество
работы и изделия. Учатся
продуктивно
работать,
общаться
и
взаимодействовать друг с
другом,
планировать
и
выполнять
совместную
коллективную
работу,
корректировать результаты
совместной деятельности.

9

3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Результативность освоения Программы отслеживается систематически.
В течение года с учетом уровня знаний и умений учащихся на начальном
этапе обучения. С этой целью используются разнообразные виды контроля:
− входной контроль проводится в начале учебного года для определения уровня
знаний и умений учащихся на начало обучения по Программе;
− текущий контроль ведется на каждом занятии в форме педагогического
наблюдения за правильностью выполнения практической работы:
успешность освоения материала проверяется в конце каждого занятия путем
итогового обсуждения, анализа выполненных работ сначала детьми, затем
педагогом;
− промежуточный контроль проводится по окончании изучения раздела в
форме выставки поделок, позволяет выявить и оценить умения и навыки
обучающихся работать с различными видами материалов;
− итоговый контроль проводится в конце учебного года в форме выставки
творческих работ учащихся; позволяет выявить изменения образовательного
уровня учащегося, воспитательной и развивающей составляющей обучения.
Формы проведения аттестации:
выполнение практической работы;
тестирование;
выставка творческих работ.

10

4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
4.1 Методическое обеспечение реализации Программы
При реализации Программы в учебном процессе используются
методические пособия, дидактические материалы, журналы и книги,
материалы на электронных носителях.
Занятия построены на принципах обучения развивающего и
воспитывающего характера: доступности, наглядности, целенаправленности,
индивидуальности, результативности.
В работе используются методы обучения:
− вербальный (беседа, рассказ, лекция, сообщение);
− наглядный (использование мультимедийных устройств, личный показ
педагога, готовые поделки, выполненные в различных техниках из
различных материалов, альбомы и т.д.);
− практический (практические занятия в объединении, художественная
обработка изготовленных поделок);
− самостоятельной работы (самостоятельное изготовление поделок дома,
на занятиях в объединении, выполнение домашних заданий и т.д.);
− дистанционный.
Усвоение материала контролируется при помощи педагогического
наблюдения и выполнения практических работ.
Итоговое (заключительное) занятие объединения проводится в форме
защиты проектов и выставки творческих работ с подведением итогов
обучения.
4.2.

Учебно-информационное обеспечение Программы

1. Белов Н.В. Работа с деревом. – М.: Харвест, 2007.
2. Бенсон П. Резьба по дереву ножом. – М.: АСТ, 2018.
3. Домовая резьба своими руками. Практические советы для
настоящего мастера. – М.: N8Rugram, 2017.
4. Зимняков Д., Потапова А. Работы по дереву. Самое полное и
понятное пошаговое руководство для начинающих. Новейшая
энциклопедия.– М.: Эксмо, 2018.
5. Мартенссон А., Синюков В.И. Начинаем мастерить из древесины. –
М.: Просвещение, 1979.
6. Матвеева Т.А. Изготовление художественных изделий из
дерева.М.: Высшая школа, 1992.
11

7. Нейл Б. Стильные штучки из дерева. – М.: АСТ-Пресс СКД, 2006.
8.

Пул С. Выжигание по дереву. – М.: АСТ-Пресс, 2013.

9. Семенцов А.Ю. Большая книга резьба по дереву. – М.: АСТ, 2015.
10. Семенцов А.Ю. Все о резьбе по дереву. – М.: Современная школа,
2009.
11. Страна Мастеров. stranamasterov.ru/
12. Трафареты для выпиливания лобзиком:
http://www.liveinternet.ru/users/5110143/post290879525/.
13. Узоры по дереву лобзиком.
http://photosflowery.ru/uzoryi-po-derevu-lobzikom-foto.html.
Материально-технические
условия
реализации Программы
Продуктивность работы во многом зависит от качества материальнотехнического оснащения процесса, инфраструктуры организации и иных
условий. Для успешного проведения занятий и выполнения Программы в
полном объеме необходимы:

4.3.

технические средства обучения:

компьютер;

видеопроектор;

инфраструктура организации:

учебный кабинет;

мастерская, оснащенная мойкой и приточно-вытяжной вентиляцией; 

техническое оборудование:

пылесос – 1 шт.;

верстак столярный – 15 шт.;

огнетушитель порошковый ОП-Ю – 1 шт.
инструменты:

линейки металлические 300-500 мм, 1000 мм – 15 шт.;

угольник столярный – 15 шт.;

наборы карандашей 15 шт.;

ластик – 15 шт.;

штангенциркуль – 15 шт.;

микрометр – 1 шт.;

молотки (большой, средний, маленький) – 15 шт.;

киянки – 15 шт.;

набор сверл по дереву от 0,5 до 12 мм – 1 комплект;


напильники (плоский, квадратный, полукруглый, круглый,
треугольный) – 15 шт.;

набор стамесок – 15 шт.;

лобзики с пилами по дереву – 15 шт.;
12


ножовки – 15 шт. (по дереву: продольные, поперечные);

набор фрез – 5 шт.;

стусло (большое, среднее, малое) – 15 шт.;

рубанок (большой, маленький) – 15 шт.;

струбцины большие – 15 шт.;

тиски – 15 шт.;

электродрель с рабочим патроном до 12 мм – 3 шт.;

набор свёрл 0,8-10 мм – 15 шт.;
 отвёртки (плоские, крестообразные) – 15 шт.;

резцы по дереву для геометрической резьбы – 5 комплектов;

резцы по дереву для объёмной резьбы – 15 комплектов;

нож косой – 15 шт.;

набор надфилей – 15 шт.;

кернеры – 5 шт.;

рашпили двух типов – 15 шт.;

станочное оборудование и приспособления:

сверлильный станок – 1 шт.;

станок заточный – 1 шт.;

станок токарный по дереву– 2 шт.;

станок рейсмусный – 1 шт;

электролобзики – 3 шт.;

фрезера электрические ручные – 3 шт.;

шлифовальные машинки – 3шт.;

пресс винтовой либо малый гидравлический – 3 шт.;

выжигательный аппарат – 15 шт.;
расходные материалы:

пиломатериалы (дубовые, березовые, сосновые, липовые);

фанера строительная толщиной 3/4/6/8/10/12 мм;

клей ПВА;

краска;

лак;

растворитель;

наждачная бумага разной зернистости;

шурупы, гвозди.

13

14

15

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».