Программа Доступная среда

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа ЛеЗ Невьянского городского округа
(М БОУ СОШЛеЗ НГО)
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МБОУ СОШ № 3 НГО
(Протокол от «
» A f 20 /У г. № У

Jp

Пояснительная записка
Все родители мечтают о том, что их ребенок вырастет, пойдет в школу, будет добиваться
во всем успехов. А есть ли перспективы у детей, которым здоровье не позволяет посещать
обычную школу? Как правило, в массовых общеобразовательныхшколах таких ребят выводят
на индивидуальное обучение, и педагоги приходят к ребенку домой, лишая его возможности
полноценно общаться со сверстниками, участвовать в делах класса, научиться
взаимодействовать с окружающими.
От того, насколько включены дети с ограниченными возможностями здоровья в
повседневную жизнь общества, зависит их социальное благополучие, отношение к ним
окружающих людей.
Доступность физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и
культуру является условием независимой жизни людей с ограниченными возможностями
здоровья. Именно повышение доступности окружающей среды может стать существенным
стимулом для снижения социальной разобщенности. Более того, доступная среда
жизнедеятельности является необходимым ключевым условием адаптации и интеграции детей
с ограниченными возможностями здоровья в общество.
На сегодняшний день существующие ограничения и барьеры (имеется в виду не только
отсутствие пандусов, удобных лифтов, общественного транспорта, но и условий для
информационного обеспечения, получения образования детей с ограниченными
возможностями здоровья, их дальнейшего трудоустройства) не позволяют обеспечить
доступность и образовательной среды.
На решение этих проблем, связанных с повышением социального статуса,
защищенности лиц с ограниченными возможностями здоровья, с созданием условий для их
полноценной интеграции в жизнь общества, направлена программа «Доступная среда».
«Доступная среда» -это безбарьерная среда для детей с ограниченными возможностями
здоровья, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их
обучения в обычных школах. Она направлена на развитие инклюзивного образования,
основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников и
создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Все дети, независимо от степени их совершенства и отличительных особенностей, достойны
уважения и могут учиться.
В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с
ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в школе рассматривается
обеспечение доступной
среды жизнедеятельности для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья школьного возраста.
Задачи:
• обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ и детьми-инвалидами на
получение бесплатного образования;
• организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с учащимися с
различными формами отклонений в развитии;

• сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов на основе
со вер ш ен ств о ва н и я о б р а зо ва тел ь н о го п р оц есса;

• создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации
индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов;
• расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации
обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
• совершенствование системы кадрового обеспечения.
В школе созданы следующие условия для получения образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:
• школа реализует адаптированные программы начального общего и основного общего
образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. При
реализации данных образовательных программ возможно использование электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий;
• прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании
рекомендаций ПМПК;
• по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления
родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на
дому и инклюзивное образование;
• вопросы деятельности образовательного учреждения, касающиеся организации
обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
• в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья и
детей-инвалидов в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков
их физического и (или) психического развития в школе работает психолого-педагогический
консилиум, в состав которого включены специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед,
учитель-дефектолог, социальный педагог;
• для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов в образовательном учреждении проводится информационно­
просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями
образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками
образовательного процесса - учащимися, их родителями (законными представителями),
педагогическими работниками;
• в соответствии с планом реализации приоритетного национального проекта РФ
«Образование» и регионального проекта по организации инклюзивного обучения детейинвалидов, а так же для эффективного включения детей-инвалидов в процесс инклюзивного
обучения учителя проходят курсы повышения квалификации по вопросам организации
интегрированного образования обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
«Доступная среда»
Наименование
Программы
Основания для
разработки
Программы

«Доступная среда» (далее - Программа)
Нормативные правовые и методические документы
•
Конвенция ООН о правах инвалидов от 13.12.2006
•
Федеральный закон от 24.12.1995 № 181-ФЗ «О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
•
Федеральный закон от 01.12.2014 Я» 419-ФЗ «О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с
ратификацией Конвенции о правах инвалидов»
•
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении порядка
обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и
предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им
при этом необходимой помощи»
•
Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от
28.12. 2015 № 84 О плане мероприятий ("дорожной карте") по
повышению значений показателей доступности для инвалидов
объектов и услуг в Санкт-Петербурге на 2016-2020 годьКв редакции
от 29.08.2017 № 47-шГ)
•
Письмо Минобрнауки от 29.07.2016 № 07-3199 разъяснения приказа №1309.
• Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 №1297

Кем и где
утверждена

Решением педагогического совета МБОУ СОШ №3 НГО (протокол
№7 от 30.08.2019)

Заказчик,
Координатор

Министерство общего и профессионального образования
Свердловскойобласти

Автор —
разработчик

Администрация, педагогический коллектив МБОУ СОШ №3 НГО

Исполнители

Педагогический, ученический, родительский коллективы МБОУ
СОШ №3 НГО

Сроки реализации

2019 —2022г.г.

Цель Программы

Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для
обучающихся сограниченными возможностями здоровья школьного
возраста

Задачи:

•
Обеспечение условий для реализации прав учащихся с
ОВЗ и детьми-инвалидами на получение бесплатного образования;
•
организация
качественной
коррекционно­
реабилитационной работы с учащимися с различными формами
отклонений в развитии;
•
сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ и
детей-инвалидов на основе совершенствования образовательного
процесса;

•
создание благоприятного психолого-педагогического
климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с
ОВЗ и детей-инвалидов;
•
расширение материальной
базы
и ресурсного
обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ и детейинвалидов;
• совершенствование системы кадрового обеспечения
Основные
мероприятия
Программы

Объемы и
источники
финансирования
Программы
Система контроля

1.
Информационная работа с родителями;
2Создание
организационно-методического,
программно- технического сопровождения дистанционного
обучения;
3.
Моделирование
и
отработка
новых
форм
взаимодействия с детьмис ограниченными возможностями здоровья
с использованием информационно-коммуникационных технологий.
4.
Обучение педагогического коллектива на курсах
повышения квалификации по вопросам работы с обучающимися с
ОВЗ;
5.
Обеспечение
доступности
инфраструктуры
образовательногоучреждения (поручни, пандусы, подъемники и т.д.)
6.
Расширения спектра предметов коррекционного цикла,
индивидуальных и групповых занятий, специальныхиндивидуальных
программ развития
7.
Расширение системы дополнительного образования с
целью обеспечения самореализации личности обучающихся с
нарушениями опорно-двигательного аппарата
8.
Создание условий для участия семей учащихся в
воспитательном процессе, привлечение родителей учащихся,
обучающихся индивидуально, к участию в соуправлении
школой.
Бюджет Свердловской области

Контроль за реализацией Программы осуществляется рабочей
группой МБОУ СОШ №3 НГО и Министерством общего и
профессионального образования Свердловской области

Введение
Программа определяет комплекс системных мероприятий в образовательном
учрежденииМБОУ СОШ №3 НГО, направленных на улучшение качества образования детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов путем создания доступной среды
жизнедеятельности. Критерием оценки качества безбарьерной среды является степень
доступности для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимых жизненных
компетенций позволяющих адаптироваться в жизни ибыть успешным в социуме здоровых
людей.
Содержание проблемы и обоснование необходимости
Проблема. Дети, обучающиеся по специальным индивидуальным программам
развития на дому, как правило, вовлекаются в жизнь школы, не так активно, как хотелось бы
им. Некоторые из них ограничены в общении со сверстниками по причине тяжелых
двигательных нарушений.
Проблема. Инфраструктура образовательного учреждения на сегодняшний день
не обеспечивает 100% доступность для всех категорий обучающихся с ОВЗ в учебные и
санитарно-гигиенические помещения.
Каким образом решить все эти проблемы для успешной социализации обучающихся с
ОВЗ?
Почему родители выбирают для обучения детей с ОВЗ наше учреждение? Мы
проанализировали результаты анкетирования родителей и сделали вывод о том, что
большинству из них привлекательны следующие аспекты:
— индивидуальный подход учителя к ребенку;
— постоянный контакт учителя с родителями;
— возможность посещения ребенком кружков, спортивных секций в учреждении;
— опытные педагоги;
комфортные условия для учащихся, доступная инфраструктура учреждения;
— внимание к медицинским показателям;
— участие ребенка в школьной жизни;
— возможность занятий со специалистами ППк.
Создание для детей с ограниченными возможностями здоровья доступной среды
обучения, жизнедеятельности и условий для реабилитации является важнейшей частью
процесса интеграции людей с ограниченными возможностями в общество.
Цель и задачи Программы
Цель: Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для детей с
ограниченнымивозможностями здоровья в общеобразовательной школе.
Задачи:
• обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ и детьми-инвалидами на
получение бесплатного образования;
организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с учащимися с
различными формами отклонений в развитии;
• сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов на основе
совершенствования образовательного процесса;
• создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации
индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов;
• расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации
обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
• совершенствование системы кадрового обеспечения;
• индивидуализация процесса образования посредством проектирования и реализации
АОП обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы при поддержке
педагогических работников и специалистов ППк;
• совершенствование системы дополнительного образования детей в школе.

Этапы реализации программы
Этап

Задачи

Сроки

Подготовительный

1. Обсуждение основных идей программы
«Доступная среда».
2. Повышение
профессиональной
подготовки
учителей, работающих с обучающимися с ОВЗ.
3. Налаживание связей с другими учреждениямиучастниками реализации программы.
4. Изучение целей и задач программы, определение
участников.
5. Подготовка документации.
6. Определение задач работы на следующем этапе.

2019-20
учебный
год

Этап запуска и
становления

1. Создание рабочей группы.
2. Разработка программно-методических
материалов.
3. Разработка и проведение диагностических
исследований с целью выявления динамики
развития личности ребенка.
4. Отслеживание результатов реализации
программы
через
систему
наблюдения,
диагностических срезов, анкетирование.
5. Организация и проведение работы с родителями
по проблемам индивидуального обучения.

2019-20
учебный
год

6. Определение задач и содержания работы на
следующий этап с учетом полученных результатов.
7. Формирование материально-технической базы
для реализации задач проекта.

Основной этап

1. Обсуждение планов работы с участниками
программы, составление индивидуальных планов.
2. Вовлечение детей, обучающихся индивидуальнов
воспитательную работу школы.
3. Организация работы по укреплению здоровья.
4. Создание методической базы для обеспечения
образовательного процесса.
5. Создание целостной образовательной системы
«Центра «Гармония» с целью оптимизации
образовательной среды вокруг каждого ребенка.

2019-20 и
2020-21
учебны
йгод,

Завершающий
этап

1. Создание информационно-методического банка
2. Формирование единого банка диагностических
методик для отслеживания личностного развития
ребенка.
3. Отслеживание результатов работы.
4. Экспертиза полученных материалов.

2021-22
учебны
йгод

Ожидаемые результаты:
• доступная инфраструктура образовательного учреждения;
• наличие доступных форм дополнительного образования детей с ОВЗ;
• положительная динамика социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов (результаты
ГИА, продолжения образования, результаты трудоустройства выпускников, спортивные
достижения обучающихся, достижения в различных сферахжизни);
• обеспеченность высококвалифицированными педагогическими кадрами;
• обеспечение широким спектром коррекционных курсов обучающихся по
адаптированным программам развития.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».